Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 00:02, курсовая работа
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать, экспериментально проверить педагогические условия развития познавательных интересов младших школьников в процессе игровой деятельности.
В целях исследования сформулированы основные задачи исследования:
изучить понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе,
определить особенности развития познавательных интересов у детей младшего школьного возраста,
выявить возможности игровых технологий как средства развития познавательных интересов младших школьников,
выявить, теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить организационно-педагогические условия развития познавательных интересов младших школьников в процессе игровой деятельности.
разработать методические рекомендации по развитию познавательных интересов младших школьников в процессе игровой деятельности.
В ходе игры умственная деятельность учащихся становится более эвристической и творческой, повышается ее мотивация. В дидактических играх учащиеся наблюдают, сравнивают, классифицируют предметы по определенным признакам, выполняют анализ и синтез, делают обобщения, много игр требующие умения излагать свои мысли в связной и понятной форме, используя соответствующую терминологию.
В связи с исследованием сущностных качеств личности, психологического диагностирования, направленного развития личности в процессе воспитания и обучения, к игре обращается Н.И. Непомнящая. Результаты ее исследований свидетельствуют, что игра является такой формой творчества, которая реализует сущностные способности и потребности человека, она тесно связана с развитием базовых принципов личности.
Итак, анализ исследований психологов позволяет выделить наиболее важные позиции для формирования современной педагогической теории игровой деятельности детей. Игра - это своеобразная познавательная деятельность социально - культурного характера, которая позволяет ребенку присваивать социальный опыт и учиться преобразовывать мир; игра - это такая форма жизнедеятельности ребенка, объективные свойства которой эквивалентны реализации и актуализации сущностных потребностей и возможностей личности.
Исследователи игры отметили ее многовекторное влияние на ребенка - связь с физическим развитием, совершенствованием психической сферы, воспитанием и обучением, подготовкой подрастающего поколения к будущей трудовой деятельности и т.п.; универсальность, всеохватность игры способствует гармоничному развитию ребенка; коллективная игра - форма социальной жизни, естественный способ ориентации в нравственные отношения и усвоение норм нравственного поведения.
Психологами неоднократно отмечена необходимость педагогического руководства игрой - под влиянием рационально организованной учебной игровой деятельности позитивные изменения личности происходят эффективнее.
Эффективность работы по развитию познавательных интересов значительно повышается при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
Важно обеспечить целесообразное изменение видов деятельности. Это поможет сосредоточить внимание учащихся на решении учебных задач, выполнении познавательных действий, предотвратит их утомляемость, появление гиподинамии, позволит разнообразить деятельность, поддержать к ней интерес. С этой целью широко используется разнообразная наглядность, которая отвечает особенностям чувственного восприятия окружающего мира детьми младшего школьного возраста.
Обеспечение гибкости педагогической позиции считается одним из существенных условий проведения занятий, поскольку общение с младшими школьниками требует большого динамизма, умения перевоплощаться, одновременно воспринимать реакции всех и каждого. Необходимо вовремя поддержать успехи детей, способствовать результативному обучению.
Последовательная мотивация каждого этапа занятия как средство активизации детей, возбуждения интереса к учебной деятельности. Для учителя это требование означает поиск опорных мотивов для учащихся с разным уровнем сформированности познавательных интересов, вопросов и проблем, благодаря которым может формироваться у них собственный смысл изучаемого.
Урок в форме деловой игры будет не просто интересный для учеников, поскольку он ставит в активную познавательную позицию, дает им возможность выразить свое суждение не только в рамках роли, но и в после игровой рефлексии. Очень важный аспект, что в игре нет пассивных наблюдателей (если только они не предусматриваются организаторами специально), все должны иметь роль, позицию и поэтому проявить свою реакцию.
Кроме того, погружение в ситуацию, проблему дает игра, что позволяет более эффективно в будущем работать с информацией по этой теме, проблеме. Это связано с психологическим феноменом - соучастия (причастности) к проблеме.
Игра - вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Игра - это конкретное проявление индивидуальной и коллективной игровой деятельности ребенка, имеющего конкретно исторический, многовидовой, креативный и многофункциональный характер.
Игровая деятельность - это динамическая система взаимодействия ребенка с окружающей средой, в процессе которой происходит его познание, усвоения культурно - исторического опыта и формирование детской личности [6,13].
Использование игровой деятельности с целью оптимизации обучения обусловило необходимость создания игровых технологий обучения. Игровая технология обучения - это системный способ организации обучения, направленный на оптимальное построение учебно-воспитательного процесса и реализацию его задач [6,49].
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной цели обучения и соответствующие ей педагогические результаты, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования познавательных интересов в учебной деятельности.
Распространение игровых технологий в образовании объясняется тем, что игра является естественной познавательной деятельностью ребенка и учебная деятельность «вырастает» из игровой. Именно поэтому к игре, как более понятной для ребенка деятельности, обращаются педагоги с целью усиления сложной для ученика деятельности - учебно-познавательной.
Игровые технологии обучения опираются на педагогическое руководство игровой деятельностью, которое рассматривается как способ достижения цели учебно-воспитательного процесса путем применения системы педагогических приемов, адекватных задачам конкретной игры и направленных на удовлетворение актуальных детских потребностей и реализацию личностного потенциала учащихся. При таких условиях игровая деятельность реализуется как педагогический метод.
Внедрение игр рассматривается как действенное средство преодоления недостатков формального школьного обучения с его традиционной словесно - книжной ориентацией.
Значительная мотивация, что движет классную игру, создается за счет появления в самом процессе игры проблемных ситуаций, интеллектуальных нагрузок, требующих активного взаимодействия школьников с узнаваемыми объектами, преодоления противоречий между известными знаниями и необходимостью «открыть» или найти новые знания [5, 28].
Педагогические наблюдения свидетельствуют о раскрепощении интеллекта учащихся и преодоления некоторых психологических преград в процессе игры под влиянием изменения типа межличностных отношений. Отношения типа «педагог- ученик» уступают место отношениям «игрок – игрок», когда ученики подают друг другу поддержку и помощь, создавая при этом атмосферу, способствующую усвоению нового.
Цель применения технологии игровых форм обучения - развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения.
Игры должны отвечать следующим психолого-педагогическим условиям:
Многое зависит и от игровой позиции ведущего, которому следует:
Только в этом случае игровая позиция педагога будет способствовать реализации основных ее функций: гуманизации взаимоотношений педагога с учащимися, повышению творческого потенциала коллективной деятельности, экономии нервных затрат учителей и учеников и, наконец, обеспечению гибкой поведения педагога.
Это важно не только для понимания индивидуальных особенностей развития детей, но и для раскрытия их возрастных особенностей. Л.И. Божович отмечает, что понять влияние среды на формирование возрастных особенностей ребенка можно только в том случае, если учитывать как изменения в среде (например, при переходе из детского сада в школу), так и изменения в самом ребенке, обуславливающих характер влияния среды на дальнейшее психическое развитие ребенка.
Эти особенности (индивидуальные и возрастные), представляя собой внутренние факторы, выступают как реальные факторы развития. Соотношение внешних требований среды (внешние факторы) с возможностями и потребностями самого ребенка (внутренние факторы) составляет основное звено, которое и определяет дальнейшее развитие ребенка.
Дидактический смысл игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осознание следующего действия. Игровое задание находится в самой названии. Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или обстоятельствами, которые будут созданы. Дети высказывают констатирующие или обобщенно-доказательные предположения. Эти игры требуют умения соотнести знания обстоятельств, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее поймет ?»
Учебно-воспитательное значение заключается в содержании сюжета - темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, что отражается в игре. Познавательное содержание игры не находится «на поверхности»: его необходимо найти, добыть, сделать открытие и в результате что-то узнать.
Игры-загадки. Возникли загадки очень давно. Они были созданы самим народом, входили в обряд, ритуал, праздник. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения. Основным признаком загадки является хитроумное описание, которое необходимо расшифровать (отгадать и доказать).
Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач разнообразны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры - загадки. Необходимость сравнивать, вспоминать, думать, догадываться дают радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.
Игры-беседы (игры - диалоги). В основе игры - беседы находится общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. Во время игры - беседы педагог часто действует не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Но игра - беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения.
Ценность игры - беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра - беседа воспитывает умение слушать и слышать вопрос учителя, вопросы и ответы детей, умение сконцентрировать внимание на содержании разговора, добавить к сказанному, выразить осуждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игровой задачи.
Большое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности. Основным средством игры - беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.
Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Но на практике чаще всего используются указанные игры - или в «чистом» виде, или в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно – ролевыми т.д. Психологические исследования показывают, что усвоение материала во время игры не требует произвольного запоминания, и это усиливает эмоциональность восприятия, позволяет избежать перегрузки учащихся.
Дидактические игры можно использовать на уроках повторения и обобщения пройденного материала, контроля знаний учащихся и др. На всех этих уроках актуализируется как новый, так и ранее усвоенный учебный материал, устанавливаются связи с другими предметами. Игровая форма проведения уроков позволяет сделать интересными и привлекательными для всех учеников даже очень скучные темы.
Выявленные в психологических исследованиях закономерности игры позволяют педагогам широко использовать эту ценную деятельность детей для успешного решения многих образовательно-воспитательных задач.