Теоретическое исследование проблемы развития познавательных интересов младших школьников в игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 00:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать, экспериментально проверить педагогические условия развития познавательных интересов младших школьников в процессе игровой деятельности.
В целях исследования сформулированы основные задачи исследования:
изучить понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе,
определить особенности развития познавательных интересов у детей младшего школьного возраста,
выявить возможности игровых технологий как средства развития познавательных интересов младших школьников,
выявить, теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить организационно-педагогические условия развития познавательных интересов младших школьников в процессе игровой деятельности.
разработать методические рекомендации по развитию познавательных интересов младших школьников в процессе игровой деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

полностью д.doc

— 1.99 Мб (Скачать файл)

Характер изменений в познавательной сфере младших школьников, выявленный в ходе диагностических мероприятий в экспериментальной и контрольной группах учащихся, представлен в таблице 2.2.

Таблица 2.2.

Сравнительный анализ изменений в познавательной сфере младших школьников

Параметры

% от общего числа респондентов

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Начало

Конец

Начало

Конец

1. Уровень развития мышления

высокий

32,9

63,4

31,3

37,5

средний

40,2

34,1

45,8

60,4

низкий

26,8

2,4

22,9

2,1

2. Уровень развития внимания

высокий

22,0

31,7

16,7

20,8

средний

70,7

65,9

72,9

58,3

низкий

7,3

2,4

10,4

20,8

3. Уровень развития памяти

высокий

11,0

35,4

16,7

14,6

средний

61,0

43,9

68,8

64,6

низкий

28,0

20,7

14,6

20,8

4. Уровень развития учебной мотивации

высокий

24,4

57,3

18,8

41,7

средний

46,3

41,5

47,9

47,9

низкий

29,3

1,2

33,3

10,4

5. Уровень развития самооценки

высокий

30,5

54,9

37,5

20,8

средний

62,2

43,9

60,4

77,1

низкий

7,3

1,2

2,1

2,1

6. Уровень школьной тревожности

низкий

45,1

69,5

18,8

56,3

средний

50,0

28,1

47,9

35,4

высокий

4,9

2,4

33,3

8,3


 

 

Данные, полученные в ходе исследования, подверглись статистической обработке. Для проверки значимости или незначимости различий в динамике развития познавательных способностей в экспериментальной и контрольной группах младших школьников по каждому из описанных критериев вычислялся t-критерий Стьюдента для независимых выборок.

Результаты статистической обработки эмпирических данных на начало и конец эксперимента приведены в таблицах 2.3 и 2.4 соответственно.

Критическое значение t-критерия Стьюдента на 5% уровне значимости (p£0,05) для приведенных выборок равно 1,97, а на 1% уровне значимости (p£0,01) – 2,61. Значения t, лежащие в области меньше 1,97, относятся к зоне незначимости; в области больше 2,61 – к зоне значимости. Между 1,97 и 2,61 находится так называемая зона неопределенности.

Значения t-критерия Стьюдента по всем параметрам на начало эксперимента лежат в зоне незначимости; это свидетельствует о незначительных различиях в уровне развития выделенных нами параметров в экспериментальной и контрольной группе младших школьников. Значения t-критерия Стьюдента на конец эксперимента находятся в зоне значимости на 1% уровне (p£0,01) по всем параметрам.

 

Таблица 2.3.

Результаты расчета t-критерия Стьюдента для экспериментальной и контрольной групп на начало эксперимента

Параметр

ЭГ

КГ

t

xср1

σ1

xср2

σ2

Мышление

12,23

2,62

12,10

2,48

0,5

Внимание

30,52

10,00

27,52

10,56

1,6

Память

4,54

1,56

4,96

1,71

1,4

Учебная мотивация

9,20

2,96

8,94

2,51

0,5

Самооценка

67,93

12,34

70,54

12,53

1,1

Школьная тревожность

50,46

13,63

52,44

14,78

0,8


Таблица 2.4.

Результаты расчета t-критерия Стьюдента для экспериментальной и контрольной групп на конец эксперимента

Параметр

ЭГ

КГ

t

xср1

σ1

xср2

σ2

Мышление

27,26

5,30

23,94

4,20

3,7

Внимание

70,05

10,71

63,16

16,00

2,8

Память

68,05

12,34

59,79

18,08

3,0

Учебная мотивация

24,96

3,54

22,13

6,30

3,3

Самооценка

75,54

13,58

68,98

10,19

2,9

Школьная тревожность

37,08

17,90

46,42

18,10

2,8


 

 

Сравнительный анализ динамики развития параметров, важных для оценки эффективности разработанной модели, показал, что в ходе образовательного процесса происходит рост показателей, характеризующих уровень развития познавательной сферы младших школьников. Динамика этого роста по различным параметрам неодинакова и связана с возрастными особенностями развития детей.

  Тем не менее, результаты диагностики  уровня развития познавательной  сферы младших школьников показывают, что динамика развития познавательного интереса детей, с которыми проводилась целенаправленная развивающая работа в рамках предложенной модели существенно выше динамики развития тех же параметров у младших школьников, с которыми такой работы не проводилось.

Эффективность разработанной модели развития познавательного интереса младших школьников обусловлена комплексным подходом к постановке целей, использованием разнообразных диагностических и развивающих методик, непрерывностью на протяжении всего периода обучения ребенка в младшей школе.

А это подтверждает нашу гипотезу, что игра влияет на развитие познавательных процессов младших школьников, ведь при проведении аналогичного исследования на I этапе исследования мы имели показатели средний и недостаточный, а при контрольном - высокий и средний.

 

 

 

 

Вывод по 2 главе

Проанализировав проблему роли игры в познавательной деятельности младших школьников, можно сделать следующие выводы:

1. Игра для ребенка является  естественным средством самовыражения и дает ей возможность «Проигрывать» свои чувства и проблемы.

2. Основной особенностью игры является  то, что она является отражением  детьми окружающей жизни - деятельности людей, их взаимоотношений, которые отражаются в детском воображении.

3. Формированию познавательной деятельности  младших школьников способствуют приемы различных видов. В частности такие как предметные специфические знания, специфические виды деятельности, логические приемы - мышления, логические знания, дидактические ситуации, участие учащихся в совместной продуктивной деятельности в условиях дидактических ситуаций, фронтальные и индивидуальные беседы, ознакомление учащихся с сущностью логико-мыслительных операций, приемы рациональной работы с учебным материалом, использование экспертных оценок, метод коллективной генеральной идеи, применение опорных конспектов, условных обозначений, при ведении конспектов, выделение главного.

Учтя последнее, было проведено экспериментальное исследование влияния игры на формирование познавательных процессов младших школьников в ходе которого установлено, что подобранный  комплекс дидактически - познавательных игр, способствовал повышению уровня умственных способностей исследуемой группы. Высокие и средние показатели примерно поровну распределены среди мальчиков и девочек.

Анализируя результаты повторного исследования определения уровня умственного развития младших школьников по методике Э.Ф. Замбацявичене можно сказать следующее:

 

 

- В группе не наблюдается очень  низкого уровня умственного развития;

- Значение высокого и среднего  уровня умственного развития  примерно одинаковое по количеству со значениями недостаточного и низкого уровня развития (с перевесом в 1 лицо в сторону недостаточного уровня развития);

- Высокий уровень умственного  развития преобладает у девочек;

- Среди мальчиков преобладает  недостаточный и низкий уровень  умственного  развития.

Таким образом,  гипотеза исследования подтвердилась - игра влияет на формирование познавательных процессов младших школьников.

В связи с этим, мы предлагаем включать в учебный процесс в начальной школе задания игрового характера, которые бы способствовали развитию памяти, мышления, внимания и воображении младших школьников.

 

Заключение

Познавательная деятельность представляет собой совокупность автономных умственных и физических действий, направленных на воссоздание в сознании человека процессов и явлений объективного и субъективного мира.

Процессуальный характер познавательной деятельности отражен на пяти ее этапах: мотивационном, этапе целеполагания, организационном, практическом, контрольно - корректирующем.

На мотивационном этапе вероятный результат познавательной деятельности принимается как личностно значимый; этап целеполагания направлен на целеполагание познавательной деятельности; организационный этап интегрирует действия по планированию познавательной деятельности; практический этап интегрирует конкретные действия по получению и систематизации информации, презентации результатов познавательной деятельности, на контрольно - корректирующем этапе происходит сравнение полученных результатов с запланированными, а также принимается решение о направлении и характере дальнейшей познавательной деятельности.

Л.С.Выготский считал, что понять роль среды в развитии ребенка можно только тогда, когда подходить к ней с относительной, а не с абсолютной меркой. Это означает, что тот же влияние среды по - разному сказывается на детях разного возраста в зависимости от возрастных особенностей. Таким образом, по мнению Л.С.Выготского, то же влияние среды может различаться в зависимости от того, на какие психологические особенности ребенка он накладывается.

Проведенное исследование позволяет подтвердить выдвинутую гипотезу и сделать следующие выводы:

Анализ отечественных психологических концепций, теории способностей позволил разработать теоретические основы исследования, отражающие условия реализации личностно-ориентированного и компетентностного подходов в образовательном процессе.

Результаты проведенного исследования позволили описать условия развития познавательного интереса младших школьников. Применение указанных условий, как внешних (психолого-педагогических, организационно-методических, кадровых), так и внутренних (направленность и сила мотивации, уровень развития основных познавательных процессов, адекватность самооценки и уровень тревожности), обеспечивает повышение эффективности развития познавательного интереса младших школьников.

Сформулированные в исследовании условия развития познавательного интереса были реализованы в модели психолого-педагогического сопровождения развития познавательных интересов младших школьников, основанной на личностно-ориентированном и компетентностном концептуальном подходах и охватывающего всех участников образовательного процесса.

Информация о работе Теоретическое исследование проблемы развития познавательных интересов младших школьников в игровой деятельности