Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 00:02, курсовая работа
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать, экспериментально проверить педагогические условия развития познавательных интересов младших школьников в процессе игровой деятельности.
В целях исследования сформулированы основные задачи исследования:
изучить понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе,
определить особенности развития познавательных интересов у детей младшего школьного возраста,
выявить возможности игровых технологий как средства развития познавательных интересов младших школьников,
выявить, теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить организационно-педагогические условия развития познавательных интересов младших школьников в процессе игровой деятельности.
разработать методические рекомендации по развитию познавательных интересов младших школьников в процессе игровой деятельности.
Характер изменений в познавательной сфере младших школьников, выявленный в ходе диагностических мероприятий в экспериментальной и контрольной группах учащихся, представлен в таблице 2.2.
Таблица 2.2.
Сравнительный анализ изменений в познавательной сфере младших школьников
Параметры |
% от общего числа респондентов | ||||
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||||
Начало |
Конец |
Начало |
Конец | ||
1. Уровень развития мышления |
высокий |
32,9 |
63,4 |
31,3 |
37,5 |
средний |
40,2 |
34,1 |
45,8 |
60,4 | |
низкий |
26,8 |
2,4 |
22,9 |
2,1 | |
2. Уровень развития внимания |
высокий |
22,0 |
31,7 |
16,7 |
20,8 |
средний |
70,7 |
65,9 |
72,9 |
58,3 | |
низкий |
7,3 |
2,4 |
10,4 |
20,8 | |
3. Уровень развития памяти |
высокий |
11,0 |
35,4 |
16,7 |
14,6 |
средний |
61,0 |
43,9 |
68,8 |
64,6 | |
низкий |
28,0 |
20,7 |
14,6 |
20,8 | |
4. Уровень развития учебной |
высокий |
24,4 |
57,3 |
18,8 |
41,7 |
средний |
46,3 |
41,5 |
47,9 |
47,9 | |
низкий |
29,3 |
1,2 |
33,3 |
10,4 | |
5. Уровень развития самооценки |
высокий |
30,5 |
54,9 |
37,5 |
20,8 |
средний |
62,2 |
43,9 |
60,4 |
77,1 | |
низкий |
7,3 |
1,2 |
2,1 |
2,1 | |
6. Уровень школьной тревожности |
низкий |
45,1 |
69,5 |
18,8 |
56,3 |
средний |
50,0 |
28,1 |
47,9 |
35,4 | |
высокий |
4,9 |
2,4 |
33,3 |
8,3 |
Данные, полученные в ходе исследования, подверглись статистической обработке. Для проверки значимости или незначимости различий в динамике развития познавательных способностей в экспериментальной и контрольной группах младших школьников по каждому из описанных критериев вычислялся t-критерий Стьюдента для независимых выборок.
Результаты статистической обработки эмпирических данных на начало и конец эксперимента приведены в таблицах 2.3 и 2.4 соответственно.
Критическое значение t-критерия Стьюдента на 5% уровне значимости (p£0,05) для приведенных выборок равно 1,97, а на 1% уровне значимости (p£0,01) – 2,61. Значения t, лежащие в области меньше 1,97, относятся к зоне незначимости; в области больше 2,61 – к зоне значимости. Между 1,97 и 2,61 находится так называемая зона неопределенности.
Значения t-критерия Стьюдента по всем параметрам на начало эксперимента лежат в зоне незначимости; это свидетельствует о незначительных различиях в уровне развития выделенных нами параметров в экспериментальной и контрольной группе младших школьников. Значения t-критерия Стьюдента на конец эксперимента находятся в зоне значимости на 1% уровне (p£0,01) по всем параметрам.
Таблица 2.3.
Результаты расчета t-критерия Стьюдента для экспериментальной и контрольной групп на начало эксперимента
Параметр |
ЭГ |
КГ |
t | ||
xср1 |
σ1 |
xср2 |
σ2 | ||
Мышление |
12,23 |
2,62 |
12,10 |
2,48 |
0,5 |
Внимание |
30,52 |
10,00 |
27,52 |
10,56 |
1,6 |
Память |
4,54 |
1,56 |
4,96 |
1,71 |
1,4 |
Учебная мотивация |
9,20 |
2,96 |
8,94 |
2,51 |
0,5 |
Самооценка |
67,93 |
12,34 |
70,54 |
12,53 |
1,1 |
Школьная тревожность |
50,46 |
13,63 |
52,44 |
14,78 |
0,8 |
Таблица 2.4.
Результаты расчета t-критерия Стьюдента для экспериментальной и контрольной групп на конец эксперимента
Параметр |
ЭГ |
КГ |
t | ||
xср1 |
σ1 |
xср2 |
σ2 | ||
Мышление |
27,26 |
5,30 |
23,94 |
4,20 |
3,7 |
Внимание |
70,05 |
10,71 |
63,16 |
16,00 |
2,8 |
Память |
68,05 |
12,34 |
59,79 |
18,08 |
3,0 |
Учебная мотивация |
24,96 |
3,54 |
22,13 |
6,30 |
3,3 |
Самооценка |
75,54 |
13,58 |
68,98 |
10,19 |
2,9 |
Школьная тревожность |
37,08 |
17,90 |
46,42 |
18,10 |
2,8 |
Сравнительный анализ динамики развития параметров, важных для оценки эффективности разработанной модели, показал, что в ходе образовательного процесса происходит рост показателей, характеризующих уровень развития познавательной сферы младших школьников. Динамика этого роста по различным параметрам неодинакова и связана с возрастными особенностями развития детей.
Тем не менее, результаты диагностики
уровня развития
Эффективность разработанной модели развития познавательного интереса младших школьников обусловлена комплексным подходом к постановке целей, использованием разнообразных диагностических и развивающих методик, непрерывностью на протяжении всего периода обучения ребенка в младшей школе.
А это подтверждает нашу гипотезу, что игра влияет на развитие познавательных процессов младших школьников, ведь при проведении аналогичного исследования на I этапе исследования мы имели показатели средний и недостаточный, а при контрольном - высокий и средний.
Проанализировав проблему роли игры в познавательной деятельности младших школьников, можно сделать следующие выводы:
1. Игра для ребенка является естественным средством самовыражения и дает ей возможность «Проигрывать» свои чувства и проблемы.
2.
Основной особенностью игры
3.
Формированию познавательной
Учтя последнее, было проведено экспериментальное исследование влияния игры на формирование познавательных процессов младших школьников в ходе которого установлено, что подобранный комплекс дидактически - познавательных игр, способствовал повышению уровня умственных способностей исследуемой группы. Высокие и средние показатели примерно поровну распределены среди мальчиков и девочек.
Анализируя результаты повторного исследования определения уровня умственного развития младших школьников по методике Э.Ф. Замбацявичене можно сказать следующее:
-
В группе не наблюдается очень
низкого уровня умственного
- Значение высокого и среднего уровня умственного развития примерно одинаковое по количеству со значениями недостаточного и низкого уровня развития (с перевесом в 1 лицо в сторону недостаточного уровня развития);
- Высокий уровень умственного развития преобладает у девочек;
-
Среди мальчиков преобладает
недостаточный и низкий
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась - игра влияет на формирование познавательных процессов младших школьников.
В связи с этим, мы предлагаем включать в учебный процесс в начальной школе задания игрового характера, которые бы способствовали развитию памяти, мышления, внимания и воображении младших школьников.
Познавательная деятельность представляет собой совокупность автономных умственных и физических действий, направленных на воссоздание в сознании человека процессов и явлений объективного и субъективного мира.
Процессуальный характер познавательной деятельности отражен на пяти ее этапах: мотивационном, этапе целеполагания, организационном, практическом, контрольно - корректирующем.
На мотивационном этапе вероятный результат познавательной деятельности принимается как личностно значимый; этап целеполагания направлен на целеполагание познавательной деятельности; организационный этап интегрирует действия по планированию познавательной деятельности; практический этап интегрирует конкретные действия по получению и систематизации информации, презентации результатов познавательной деятельности, на контрольно - корректирующем этапе происходит сравнение полученных результатов с запланированными, а также принимается решение о направлении и характере дальнейшей познавательной деятельности.
Л.С.Выготский считал, что понять роль среды в развитии ребенка можно только тогда, когда подходить к ней с относительной, а не с абсолютной меркой. Это означает, что тот же влияние среды по - разному сказывается на детях разного возраста в зависимости от возрастных особенностей. Таким образом, по мнению Л.С.Выготского, то же влияние среды может различаться в зависимости от того, на какие психологические особенности ребенка он накладывается.
Проведенное исследование позволяет подтвердить выдвинутую гипотезу и сделать следующие выводы:
Анализ отечественных психологических концепций, теории способностей позволил разработать теоретические основы исследования, отражающие условия реализации личностно-ориентированного и компетентностного подходов в образовательном процессе.
Результаты проведенного исследования позволили описать условия развития познавательного интереса младших школьников. Применение указанных условий, как внешних (психолого-педагогических, организационно-методических, кадровых), так и внутренних (направленность и сила мотивации, уровень развития основных познавательных процессов, адекватность самооценки и уровень тревожности), обеспечивает повышение эффективности развития познавательного интереса младших школьников.
Сформулированные в исследовании условия развития познавательного интереса были реализованы в модели психолого-педагогического сопровождения развития познавательных интересов младших школьников, основанной на личностно-ориентированном и компетентностном концептуальном подходах и охватывающего всех участников образовательного процесса.