Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 00:02, курсовая работа
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать, экспериментально проверить педагогические условия развития познавательных интересов младших школьников в процессе игровой деятельности.
В целях исследования сформулированы основные задачи исследования:
изучить понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе,
определить особенности развития познавательных интересов у детей младшего школьного возраста,
выявить возможности игровых технологий как средства развития познавательных интересов младших школьников,
выявить, теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить организационно-педагогические условия развития познавательных интересов младших школьников в процессе игровой деятельности.
разработать методические рекомендации по развитию познавательных интересов младших школьников в процессе игровой деятельности.
Углубляя и расширяя представления и знания учащихся, дидактическая игра развивает любознательность, которая является важным фактором активизации познавательной деятельности школьников в процессе игры. Это подтверждает мнение , что организация игровых форм обучения является важным резервом повышения уровня усвоения материала, а также активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения .
По мнению С. Коробко, А. Коробко, средствами реализации этой системно организованной деятельности являются:
- изучение психического развития ученика и условий его обучения и воспитание;
- диагностическая и развивающая работа учителя с ребенком в индивидуальных или групповых формах [4, 7-8].
Диалектика процесса сопровождения состоит в том, чтобы выявить развитие познавательных интересов младших школьников и помочь ребенку максимально использовать предоставленные педагогическим средой возможности для образования и развития и одновременно адаптировать (приспособить) ее индивидуальные особенности к условиям школьной жизнедеятельности.
Конкретные задачи диагностического сопровождения развития познавательных интересов определяются с учетом состава жизнедеятельности ребенка на разных этапах образования в рамках начальной школы и перед ней.
Учителям начальных классов лучше проводить два цикла диагностического сопровождения:
- Диагностическое сопровождение развития познавательных интересов дошкольника - абитуриента за шесть месяцев до начала обучения в школе;
- Диагностическое сопровождение развития познавательных интересов школьника - начинающего. Окончание этого этапа связывается с выявлением у большинства учащихся качеств, характерных для младшего школьного возраста.
Итак, игровая деятельность детей имеет исключительное значение для развития детской личности. Она является системным, структурно сложным образованием. Продуктивное педагогическое руководство этой деятельностью осуществляется путем организации развивающей игровой среды, содействие эффективному функционированию всех структурных компонентов игры, учета особенностей игр различных видов и актуальных потребностей детей.
Познавательные интересы - это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодоления трудностей, созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности.
Таким образом, рассмотрев теоретические основы использования игровых технологий как средство развития познавательных интересов младших школьников, мы пришли к выводам:
В младшем школьном возрасте развитие познавательных интересов имеет свои особенности. Познавательный интерес как мотив учения побуждает ученика к самостоятельной деятельности, при наличии интереса процесс овладения знаниями становится более активным, творческим, что в свою очередь, влияет на укрепление интереса. Развитие познавательных интересов младших школьников должно происходить в доступной для них форме, то есть путем применения игр, использование игровых технологий.
Занятия, пронизанные элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации значительно способствуют развитию познавательных интересов младших школьников. Во время игры ученик - полноправный участник познавательной деятельности, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их. Для него игра - это не беззаботное и легкое времяпрепровождение: играет отдает ей максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности.
Познание окружающего мира в игре облекается в формы, непохожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение и расширение знаний и умений, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями. Но самое важное - не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время игр происходит многократное повторение материала в его различных сочетаниях и формах.
Вышеизложенные позиции позволили разработать теоретическую модель исследования, определить его задачи и наметить общую логику экспериментальной работы по развитию познавательных способностей младших школьников.
Этапы развития познавательного интереса:
1. Заинтересованность - ситуативный интерес. Основные характеристики: неустойчивость, произвольный характер, избирательная познавательная активность ученика, возникает на его основе и быстро исчезает.
2.) Любознательность - характеризуется стремлением расширить свои знания по отдельной теме, разделу, предмету, самостоятельно решать познавательные проблемы. Психологические характеристики этого этапа - эмоции удивления, чувство радости открытия. Однако интерес касается лишь отдельных вопросов содержания или отдельных способов познавательной деятельности, хотя ученики уже способны к длительной познавательной активности в этом направлении.
3. Погруженность - познавательный интерес становится глубоким, устойчивым и индивидуально значимым. Как правило, интерес на этом этапе касается определенной области научных знаний, даже выходя за пределы учебного предмета. Ученик уже осознает наличие у себя такого интереса и обнаруживает соответствующую познавательную активность.
Под влиянием познавательного интереса он стремится самостоятельно узнать что-то новое, освоить теоретические аспекты содержания, самостоятельно найти (открыть, самостоятельно найти (открыть для себя причину события, раскрыть причинно - следственные связи, установить определенные закономерности)).
4. Направленность - характеризуется сознательным стремлением учащихся к глубокому и прочному закреплению знаний, к овладению теоретических основ науки и применение их на практике.
Познавательная активность ученика имеет устойчивый длительный характер, становится преимущественно творческой, направленной на личные открытия в определенной научной области. На основе такого интереса постепенно формируется научное мировоззрение, утверждаются стойкие убеждения личности.
В общеобразовательном учреждении объектом познавательных интересов выступает содержание учебных предметов, овладение которыми составляет основное назначение ученика. Воспитание через учебные предметы создает условия для гармоничного развития личности.
Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся - развитие их творческих познавательных способностей.
Активизировать познавательную деятельность школьников при изучении того или иного материала - это значит прежде всего активизировать их мышление. Развивать познавательные возможности учащихся означает также формирование у них мотивов учения.
Формирование познавательного интереса школьников - сложный процесс, предусматривающий использование различных методов развивающего обучения и правильные отношения между учителем и учениками.
Сочетая уровень развития познавательного интереса и характер познавательной активности учащихся, следует отметить, что ученикам с аморфными интересами нужно постепенное формирование положительного отношения к самостоятельному обучению. Для учащихся с широкими интересами эффективны различные формы проблемного обучения, которые бы давали возможность проанализировать концепции и прийти собственного заключения.
Для учащихся с развитым интересом нужен выход за пределы программы, усвоения научных подходов и принципов, постоянное использование проблемно - поисковой деятельности.
Основная проблема экспериментальной работы по развитию познавательного интереса связана с поиском путей оптимизации процесса развития познавательного интереса младших школьников. Для решения этой проблемы была разработана и апробирована модель психолого-педагогического сопровождения развития познавательного интереса младших школьников, учитывающая выделенные внешние и внутренние условия и включающая в себя специальные игровые приемы и способы, активно влияющие на развитие младших школьников и, как следствие, на развитие их познавательного интереса.
Под игровой моделью понималась система, отображающая организационную структуру, содержательные аспекты деятельности ее элементов и организацию процесса, обеспечивающего их реализацию.
Под психолого-педагогическим
Для решения поставленных задач были выделены две группы: экспериментальная и контрольная. Экспериментальную группу исследования составляли ученики начальных классов ГОУ СОШ № 345 г. Москвы, обучавшиеся в начальной школе с 2011 по 2012 год – 82 человека (43 девочки и 39 мальчиков); контрольная группа состояла из учащихся начальных классов ГОУ СОШ № 738 г. Москвы, обучавшихся в начальной школе с 2006 по 2010 год, в количестве 48 человек (28 девочек и 20 мальчиков).
В ходе I этапа (установочный) был проведен анализ теоретических и методологических подходов к организации работы по развитию познавательного интереса учащихся младшей школы в условиях игровой деятельности. Он включал в себя изучение литературы, посвященной исследованию психологических характеристик, форм и методов развития познавательного интереса и психологической коррекции учащихся различных категорий средствами игры.
В рамках психолого-
Для фиксирования и систематизации полученных диагностических данных и контроля за эффективностью развивающей работы был разработан и внедрен в практику «Дневник психолого-педагогического сопровождения младшего школьника».
На основе анализа имеющегося практического психологического и педагогического опыта, изучения современного состояния разработанности проблемы развития познавательного интереса игровыми методами в системе образования была предложена модель психолого-педагогического сопровождения развития познавательного интереса младших школьников, в которой были определены основные направления работы педагогов и психологов учебного заведения в рамках эксперимента.
II этап (эмпирический) был посвящен внедрению разработанной модели в практику для апробации в БАЗА исследования. Был проведен сбор диагностических данных в контрольной и экспериментальной группах, после чего проводились предусмотренные моделью коррекционно-развивающие мероприятия. Организовано накопление статистических данных о ходе деятельности по развитию познавательных способностей младших школьников в экспериментальной группе, изучению психологических особенностей, предпочитаемых форм и методов развивающей работы с младшими школьниками различных категорий и возрастных групп, а также сбор диагностических данных контрольной группы.
Разработан и апробирован комплекс мероприятий для педагогов по развитию их готовности к этой работе. Проведена экспертная оценка эффективности разработанной модели.
Научно-методическое направление модели реализовывалось в форме конференций различного уровня, семинаров и мастер-классов, публикации педагогов и психологов в научно-методических изданиях, обучения педагогов и психологов на курсах повышения квалификации по специально разработанной программе по теме «Развитие познавательного интереса учащихся средствами игры», работы постоянно действующего семинара для педагогов «Мастерство личностного и профессионального взаимодействия», занятий в «Школе для родителей», творческих отчетов педагогического коллектива.
В соответствии с научными взглядами Л.С. Выготского о взаимосвязи обучения и развития, работа строилась таким образом, чтобы деятельность по развитию познавательного интереса младших школьников, с одной стороны, опиралась на полученные нами диагностические данные, а с другой стороны – осуществлялась не только в рамках определенных развивающих занятий, но и в процессе обучения и воспитания в целом.
Практическая реализация коррекционно-развивающего направления осуществлялась в нескольких сферах:
III (аналитический) этап экспериментальной работы был посвящен выработке критериев успешного функционирования модели развития познавательных способностей младших школьников в условиях игровой деятельности. Все компоненты эксперимента, разработанные и апробированные в ходе I и II этапов, были внедрены в образовательный процесс БАЗА исследования и продолжили функционировать с учетом замечаний и предложений участников эксперимента – педагогов, психологов, администрации школы и родителей учеников.
Методики для исследования. Для исследования были отобраны следующие методики:
- Исследование уровня развития процессов мышления: методика «Четвертый лишний»;
-
Стандартизированная методика
развития младших школьников Е.Ф. Замбацявичене;
Методика «Четвертый лишний». Ребенку зачитываются четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к другим. Ребенку предлагается найти «лишнее» слово и объяснить, почему оно «лишнее». «Лишние» слова выделены курсивом.