Теоритические подходы к вопросу формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2013 в 13:10, курсовая работа

Краткое описание

Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:
- избирательная направленность человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо) [7];
- проявление умственной и эмоциональной активности (С.Л.Рушинштейн);
- активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);
- специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательности (А.К. Ковалев) [12];
- активное познавательное отношение человека к миру (В.Н.Мясищев);

Вложенные файлы: 1 файл

I.docx

— 89.74 Кб (Скачать файл)

В первой половине XIX в. общественно-экономическое  развитие России всё же привело к  созданию в стране системы образования, требовавшей новой дидактической  теории, которой в России в начале века ещё не было. Появляются отдельные, правда переводные, работы по педагогике.

В.Г. Белинский и А.И. Герцен были убеждены в том, что любознательность детей следует в первую очередь  развивать при помощи естественных наук, книг, знакомящих с землёй, природой, которые сильнее всего могут  заинтересовать детей, так как природа  близка им.

 Для педагогических  воззрений В.Г. Белинского и  А.И. Герцена характерна связь  интереса к познанию с интересом  социальным. Но эта идея не  могла найти своего воплощения, поскольку В.Г. Белинский писал  в подцензурной России, а работы  А.И. Герцена вообще были запрещены.

 Со второй четверти XIX в., когда усилилась реакция,  тем более не было условий  для организации учения с увлечением. Наоборот, любое проявление любознательности  подавлялось. Правительство опасалось  развития умственных способностей  детей и их любознательности, считая, что это может привести  низшие сословия к недовольству  существующим строем.

 К середине XIX в. полуфеодальная  система образования в России  зашла в тупик. Под давлением  нарастающего недовольства царизм  был вынужден в 1863 – 1864 гг. осуществить  реформы в области народного  образования. Эти реформы носили, в основном, формальный и декларативный  характер.

Глубокая психологическая  основа всей педагогической теории К.Д. Ушинского и проблемы интереса усилили  внимание к природосообразному развитию детей.

 Обострённая критика  обучения и воспитания в период  общественно- педагогического подъёма привела к идее пристального внимания к внутреннему миру ребёнка на основе его полной свободы. Эту точку зрения отразил в своих педагогических взглядах Л.Н. Толстой. Он справедливо считал, что интерес ребёнка может раскрыться лишь в условиях, не стесняющих проявление его способностей и наклонностей. Интерес в педагогических взглядах Толстого является центром всей педагогической работы. Важнейшее условие проявления интереса — это создание на уроке такой естественной, свободной атмосферы, которая вызывает подъём душевных сил ребёнка.

Н.А. Добролюбов и Н.Г. Чернышевский считали, что только воспитание, опирающееся  на разумную свободу ребёнка, развивает  его интересы и любознательность, укрепляет его ум и волю. С этих позиций Н.А. Добролюбов высоко оценивал школы Р. Оуэна, где учителя поддерживали и развивали интерес детей  к учению.

 В то же время  Н.А. Добролюбов выступал против  занимательных фантазий, которые  уводят детей от жизни, против  того, чтобы забавлять детей.

 Н.Г. Чернышевский и  Н.А. Добролюбов не мыслили  развития интереса к учению  в отрыве от интересов к  явлениям жизни, они органично  слиты, их единство способствует  формированию активного отношения  к действительности.

Проблемой интереса занимался  известный педагог П.Ф. Каптерев. В 1915 г вышла его книга «Дидактические очерки», где имелась глава «Исторический очерк учения о детских интересах, его теория и практика». П.Ф. Каптерев попытался классифицировать интересы (физические, умственные, эстетические, социальные, волевые). Однако у этой классификации не было единой основы и она практически не нашла своего применения. С марксистских позиций рассматривала проблему интереса Н.К. Крупская. Практическое применение прогрессивные идеи по проблеме интереса в обучении нашли в опыте педагогов А.С. Макаренко и С.Т. Шацкого.

А.С. Макаренко раскрывает некоторые методические приёмы поддержания  и развития интереса: подсказка, вызывающая догадку, постановка интересного вопроса, введение нового материала, рассматривание иллюстраций, наталкивающих на вопросы, и т.д.

 Макаренко считал, что  жизнь и труд ребёнка должны  быть пронизаны интересом, что  содержание образовательной работы  определяется детским интересом.  В диалектике воспитательного  процесса А.С. Макаренко показал  единство содержания, средств и  методов воспитания, раскрыл логику  воспитательного процесса, исходя  из сочетания требований общественной  жизни с интересами детского  коллектива и интересами отдельной  личности.

 Дальнейшая разработка  проблемы интереса была связана  с переходом на классно-урочную  систему обучения.

 Ш.А. Амонашвили разрабатывал проблему интереса в обучении шестилеток. Интерес к учению слит со всей жизнедеятельностью младшего школьника: неосторожный поворот метода, однообразие приёма может расшатать интерес, который ещё очень хрупок. Лабораторией экспериментальной диалектики НИИ педагогики Грузии под руководством Ш.А. Амонашвили разработаны психолого-педагогические основы, заложенные в эксперименте по обучению шестилеток, накоплены приёмы стимулирования познавательных интересов детей (преднамеренные «ошибки» учителя, задачи на внимание, сочинительство сказок, задачи на сравнение и т.д.). Сегодня проблема интереса всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет творчески работающим учителям, воспитателям успешно формировать и развивать интересы учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни.

Исследования многих отечественных  и зарубежных психологов: П.П. Блонского, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.А. Крутецкого, Ж. Пиаже, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной, Л.М. Фридмана, Г. Хемли и др. показывают, что без целенаправленного развития различных форм мышления, являющегося одним из важных компонентов процесса познавательной деятельности, невозможно достичь эффективных результатов в обучении ребенка, систематизации его учебных знаний, умений и навыков.

1.2. Особенности  развития познавательного интереса  детей старшего         дошкольного возраста.

Дошкольный возраст –  это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных  рассуждений. Дошкольник стремиться представить  мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать  как реальность [10].

Интерес к познанию реального  мира - один из наиболее фундаментальных и значимых в детском развитии.

Познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений  к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного  достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его  практическое использование в своей  повседневной жизни. Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании  являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным  опытом достижения результата методом  проб и ошибок и новыми познавательными  задачами, ситуациями, возникшими в  процессе постановки цели экспериментирования  и ее достижения. Источником познавательной активности становится преодоление  данного противоречия между усвоенным  опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей  практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания. Руководство процессом развития нестандартного мышления детей со стороны воспитателя реализуется посредством использования им различных методов и приемов активизации интеллектуальной сферы ребенка [8].

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный  комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Известно, что  к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности  инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен  для развития познавательной потребности  ребенка, которая находит выражение  в форме поисковой, исследовательской  активности, направленной на обнаружение  нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?». Нередко  дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент».

Характерная особенность  этого возраста - познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у  взрослого, где, что и как растет, живет. Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой  природы, проявляет инициативу, которая  обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать.

Результатом познавательной деятельности независимо от того, в  какой форме познания она осуществилась, являются знания. Дети в этом возрасте уже способны систематизировать  и группировать объекты живой  и неживой природы, как по внешним  признакам, так и по признакам  среды обитания. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое (снега и льда - в воду; воды - в лед и т.п.), такие явления природы, как снегопад, метель, гроза, град, иней, туман и т.п. вызывают у детей этого возраста особый интерес. Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека.

Вопросы ребенка обнаруживают пытливый ум, наблюдательность, уверенность  во взрослом как источнике интересных новых сведений (знаний), объяснений. Старший дошкольник «выверяет» свои знания об окружающем, свое отношение  по взрослому, который является для  него подлинной мерой всех вещей.

Психологи экспериментально исследовали, что уровень развития познавательной сферы определяет характер взаимодействия с природными объектами  и отношения к ним. То есть, чем  выше уровень знаний детей о природе, тем больше они проявляют познавательный интерес к ней, ориентируясь на состояние  и благополучия самого объекта, а  не оценивание его взрослыми. Психологи  подчеркивают, что для развития ребенка  решающее типом деятельности, в которой  знания приобретались. Познавательная деятельность понимается нами не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как  поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным  руководством взрослого, осуществляемого  в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Надо отметить, что в  развитии познавательных интересов  дошкольников существуют две основные линии:

1.  Постепенное   обогащение  опыта  ребенка,   насыщение   этого  опыта новыми знаниями  и сведениями об окружающем, которое  и вызывает познавательную активность  дошкольника. Чем больше перед  ребенком открывающихся сторон  окружающей действительности, тем  шире его возможности     для     возникновения     и     закрепления     устойчивых познавательных интересов.

2.  Данную    линию   развития    познавательных   интересов    составляет постепенное   расширение   и   углубление   познавательных   интересов внутри  одной и той же сферы действительности.

При этом каждому возрастному  этапу присуща своя интенсивность, степень выраженности, содержательная направленность познания.

4-5 лет.

В 4 года познавательное развитие ребёнка переходит на другую ступень - более высокую и качественно  отличную от предыдущей. Средством познания становится речь. Развивается умение принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова. Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Словарь детей обогащается словами-понятиями. В этом возрасте выделяются 4 основных направления познавательного развития :

-  знакомство с предметами  и явлениями, находящимися за  пределами непосредственного восприятия  и опыта детей;

-  установление связей  и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих  к появлению в сознании ребёнка  целостной системы представлений;

-   удовлетворение первых  проявлений избирательных интересов  детей (именно с этого возраста  целесообразно организовывать кружковую  работу, занятия по интересам);

-    формирование  положительного отношения к окружающему  миру.

5-6 лет.

Старший дошкольник познает  уже «большой мир». В основе детского отношения к миру находятся заботливость, доброта, гуманность, сострадание. Дети уже могут систематизировать  накопленную и полученную информацию, посредством логических операций устанавливать  связи и зависимости, расположение в пространстве и во времени. Развивается  знаково-символическая функция сознания, то есть умение использовать знаки  для обозначения действий, признаков, построения модели логических отношений  между понятиями.

Познавая различные объекты, события, явления ребёнок учится не только анализировать и сравнивать, но и делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия. У него появляется потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру путём созидания.

6-7 лет.

Накопленные к 6 годам сведения о мире являются серьезной базой  для дальнейшего развития познавательной сферы ребёнка. Процесс познания в этом возрасте предполагает содержательное упорядочивание информации (весь мир - это система, в которой все  взаимосвязано). Понимание взаимосвязанности  всего происходящего в нашем  мире является одним из основных моментов построения ребёнком элементарной целостной  картины путём сопоставления, обобщения, рассуждения и выстраивания гипотетических высказываний, элементарных умозаключений, предвидений возможного развития событий.

Информация о работе Теоритические подходы к вопросу формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста