Теоритические подходы к вопросу формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2013 в 13:10, курсовая работа

Краткое описание

Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:
- избирательная направленность человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо) [7];
- проявление умственной и эмоциональной активности (С.Л.Рушинштейн);
- активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);
- специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательности (А.К. Ковалев) [12];
- активное познавательное отношение человека к миру (В.Н.Мясищев);

Вложенные файлы: 1 файл

I.docx

— 89.74 Кб (Скачать файл)

Итак, на протяжении дошкольного  детства ребёнок непосредственно  включается в овладение способами  целенаправленного познания и преобразования мира через освоение умений:

- постановка цели и планирование;

- прогнозирование возможных  эффектов действия;

- контроль за выполнением действий;

- оценка результатов и  их коррекция.

К семи годам происходит формирование обобщенных представлений  о пространстве и времени, о предметах, явлениях, процессах и их свойствах, об основных действиях и важнейших  отношениях, о числах и фигурах, языке  и речи. У ребёнка формируется познавательное и бережное отношение к миру («Мир полон тайн и загадок. Я хочу их узнать и разгадать. Я хочу сохранить мой мир. Ему нельзя вредить»).

Поэтому взрослому важно  в процессе обучения, поддерживая  познавательную активность, создавать  детям условия для самостоятельного поиска информации. Ведь знания формируются  как результат взаимодействия субъекта (ребенка) с той или иной информацией. Именно присвоение информации через ее изменение, дополнение, самостоятельное применение в различных ситуациях и порождает знание.

1.3. Значение и  особенности несложных опытов  с объектами природы              для детей старшего дошкольного возраста.

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе  дошкольного образования формируется  еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего  мира - метод экспериментирования.

Экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых. Поскольку закономерности проведения экспериментов взрослыми  и детьми во многом не совпадают, применительно  к дошкольным учреждениям используют словосочетание «детское экспериментирование».

Разработку теоретических  основ метода детского экспериментирования  в дошкольных учреждениях осуществляет творческий коллектив специалистов под руководством профессора, академика  Академии творческой педагогики и Российской академии образования Н.Н. Поддъякова. Их многолетние исследования данной деятельности дали основания для формулировки следующих основных положений.

1. Детское экспериментирование  является особой формой поисковой  деятельности, в которой наиболее  ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.

2. В детском экспериментировании  наиболее мощно проявляется собственная  активность детей, направленная  на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма  экспериментирования), на получение  продуктов детского творчества - новых построек, рисунков сказок  и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).

3. Детское экспериментирование  является стержнем любого процесса  детского творчества.

4. В детском экспериментировании  наиболее органично взаимодействуют  психические процессы дифференцировании  и интеграции при общем доминировании  интеграционных процессов.

5. Деятельность экспериментирования,  взятая во всей ее полноте  и универсальности, является всеобщим  способом функционирования психики.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском  саду заключается в том, что в  процессе эксперимента:

- Дети получают реальные  представления о различных сторонах  изучаемого объекта, о его взаимоотношениях  с другими объектами и со  средой обитания.

- Идет обогащение памяти  ребенка, активизируется его мыслительные  процессы, так как постоянно возникает  необходимость совершать операции  анализа и синтеза, сравнения  и классификации, обобщения и  экстраполяции.

- Развивается речь ребенка,  так как ему необходимо давать  отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

- Происходит накопление  фонда умственных приемов и  операций, которые рассматриваются  как умственные умения.

- Детское экспериментирование  важно и для формирования самостоятельности,  целеполагания, способности преобразовывать  какие-либо предметы и явления  для достижения определенного  результата.

- В процессе экспериментальной  деятельности развивается эмоциональная  сфера ребенка, творческие способности,  формируются трудовые навыки, укрепляется  здоровье за счет повышения  общего уровня двигательной активности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще  наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.

При формировании основ естественно-научных  и экологических понятий экспериментирование  можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие.

Обобщая собственный богатый  фактический материал, Н.Н. Поддъяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обоснования данного вывода им приводятся доказательства.

1. Игровая деятельность  требует стимуляции и определенной  организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности  же экспериментирования ребенок  самостоятельно воздействует различными  способами на окружающие его  предметы и явления (в том  числе и на других людей)  с целью более полного их  познания. Данная деятельность не  задана взрослым ребенку, а  строится самими детьми.

2. В экспериментаторстве достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования.

3. Некоторые дети не  любят играть; они предпочитают  заниматься каким-то делом; но  их психическое развитие протекает  нормально. При лишении же возможности  знакомиться с окружающим миром  путем экспериментирования психическое  развитие ребенка затормаживается.

4. Наконец, фундаментальным  доказательством является тот  факт, что деятельность экспериментирования  пронизывает все сферы детской  жизни, в том числе и игровую.  Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования [15; 16].

Таким образом, нельзя отрицать справедливость утверждения, что эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия  превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование  является тем методом обучения, который  позволяет ребенку моделировать в своем создании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.

Исходной формой экспериментирования, из которой развились все остальные, является единственная доступная ребенку  форма экспериментирования - манипулирование  предметами, которая возникает в  раннем возрасте. В процессе манипулирования  предметами идет и природоведческий и социальный эксперимент. В последующие  два-три года манипулирование предметами и людьми усложняется. Ребенок все  больше совершает обследовательские  действия, усваивая сведения об объективных  свойствах предметов и людей, с которыми он сталкивается. В это  время происходит становление отдельных  фрагментов экспериментаторской деятельности, пока еще не связанных между собой  в какую-то систему.

После трех лет постепенно начинается их интегрирование. Ребенок  переходит в следующий период - любопытства, который при условии  правильного воспитания ребенка - переходит  в период любознательности (после 5 лет). Именно в этот период экспериментаторская  деятельность приобретает типичные черты, теперь экспериментирование  становится самостоятельным видом  деятельности. Ребенок старшего дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование, т.е. он приобретает следующий ряд навыков данной деятельности: видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически. Приобретение данных навыков требует систематичной, целенаправленной работы педагога направленной на развитие деятельности экспериментирования детей.

Классификация экспериментов.

Эксперименты классифицируются по разным принципам.

1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:

  • — опыты с растениями;
  • — опыты с животными;
  • — опыты с объектами неживой природы;
  • — опыты, объектом которых является человек.

2. По месту проведения  опытов:

  • — в групповой комнате;
  • — на участке;
  • — в лесу, в поле и т.д.

3. По количеству детей:

  • — индивидуальные (1—4 ребенка);
  • — групповые (5—10 детей);
  • — коллективные (вся группа).

4. По причине их проведения:

  • — случайные;
  • — запланированные;
  • — поставленные в ответ на вопрос ребенка.

5. По характеру включения  в педагогический процесс:

  • — эпизодические (проводимые от случая к случаю);
  • — систематические.

6. По продолжительности:

  • — кратковременные (от 5 до 15 минут);
  • — длительные (свыше 15 минут).

7. По количеству наблюдений  за одним и тем же объектом:

  • — однократные;
  • — многократные, или циклические.

8. По месту в цикле:

  • — первичные;
  • — повторные;
  • — заключительные и итоговые.

9. По характеру мыслительных  операций:

  • — констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);
  • — сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);
  • — обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

10. По характеру познавательной  деятельности детей:

  • — иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);
  • — поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);
  • — решение экспериментальных задач.

11. По способу применения  в аудитории:

  • — демонстрационные;
  • — фронтальные.

Каждый из видов экспериментирования  имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают  за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента [8].

Информация о работе Теоритические подходы к вопросу формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста