Теоритические подходы к вопросу формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2013 в 13:10, курсовая работа

Краткое описание

Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:
- избирательная направленность человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо) [7];
- проявление умственной и эмоциональной активности (С.Л.Рушинштейн);
- активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);
- специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательности (А.К. Ковалев) [12];
- активное познавательное отношение человека к миру (В.Н.Мясищев);

Вложенные файлы: 1 файл

I.docx

— 89.74 Кб (Скачать файл)

Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и  человека, с овладением нормами поведения  в природной среде. Это достигается  путем формального (дошкольное учреждение) и неформального (разнообразные  источники информации, разовые мероприятия) решения задач [13].

К сожалению возможности дошкольного  детства, в решение этих задач  еще недооцениваются. Вместе с тем  дошкольный возраст обладает рядом  особенностей (восприимчивость, эмоциональность, отзывчивость, подражательность), позволяющих  наиболее чувственно воспринимать явления природы.

Детям старшего возраста  уже доступны для понимания сложные разнообразные знания об объектах и явлениях природы. Эти знания подразделяются условно на две большие группы: к первой относятся знания расширяющие кругозор ребенка, способствующие его интеллектуальному развитию, ко второй – занятия, определяющие поведение человека в природе, раскрывающие нравственное отношение  к ней. Обогащение представлений о природе, познание ее законов и связей невозможно без эмоционального, положительного отношения к ней, поэтому все общение с природой маленького человека должно быть направлено на воспитание его эмоциональной  отзывчивости, умения замечать и оценивать красоту природы.

Важнейшим условием формирования знаний о взаимосвязях в природе  является наличие у детей определенного  запаса фактических сведений, полученных в результате ощущений и восприятий предметов и явлений. Установления взаимосвязей существующих в природе, помогает ребенку объяснить наблюдаемое  явление, а значит, понять его [17].

 Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. В решении этой задачи, а также для формирования системы элементарных научных экологических знаний существенную роль играет поисково-исследовательская деятельность. Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.

     Занимательные  опыты и эксперименты побуждают  детей к самостоятельному поиску  причин, способов действия, проявлению  творчества, так как представлены  с учетом актуального развития  дошкольников. Кроме того, дидактический  материал обеспечивает развитие  двух типов детской активности: собственной активности ребенка, полностью определенной им самим, и активности, стимулируемой взрослым. Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде.

  Что же такое опыт  и эксперимент? Опыт – это основанное на практике чувственно-эмпирическое познание объективной действительности; единство знаний и умений, навыков. Опыт выступает и как процесс практического воздействия человека на внешний мир, и как результат этого воздействия в виде знаний и умений. Эксперимент – чувственно – предметная деятельность в науке: в более узком смысле – опыт, воспроизведение объекта познания, проверка гипотезы и т.п. Исходя из формулировки понятий опыта и эксперимента, можно сделать вывод о значении опытно-экспериментальной деятельности. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям, учатся делать выводы. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно – следственных связей.

     При проведения  поисково – исследовательской деятельности с детьми педагогу необходимо твердо знать  структуру эксперимента и особенности экспериментирования в разных возрастных группах.

     В каждом  эксперименте А.И.Иванова выделяет следующие этапы:

  1. Осознание того, что хочешь узнать.
  2. Формулирование задачи исследования.
  3. Продумывание методики экспериментирования.
  4. Выслушивание инструкций и критических замечаний.
  5. Прогнозирование результатов.
  6. Выполнение работы.
  7. Соблюдение правил безопасности.
  8. Наблюдение результатов.
  9. Фиксирование результатов.
  10. Анализ полученных данных.
  11. Словесный отчет об увиденном.
  12. Формулирование выводов.

 

А.И.Иванова выделяет следующие особенности экспериментирования в старшем дошкольном возрасте.

СТАРШАЯ ГРУППА

    При правильной  организации работы у детей  старшей группы формируется устойчивая  привычка задавать вопросы и  пытаться самостоятельно искать  на них ответы. Инициатива по  проведению экспериментов переходит  к детям, а педагог уже не  навязывает своих советов и  рекомендаций, а ждет, когда ребенок,  испробовав разные варианты, сам  обратится за помощью.  Но и  в этом случае следует сначала  при помощи наводящих вопросов  направить действия детей в  нужное направление, а не давать  готовых решений.

     В старшей  группе возрастает роль заданий  по прогнозированию результатов.  Эти задание бывают двух типов:  прогнозирование последствий своих  действий и прогнозирование поведения  объектов.

     При проведении  опытов работа чаще всего строится  по этапам: выслушав и выполнив  одно задание, дети получают  следующее. Благодаря увеличению  объема памяти и усилению произвольного  внимания можно в отдельных  случаях пробовать давать одно  задание на весь эксперимент,  а потом следить за ходом  его выполнения.

     Расширяются  возможности по фиксированию  результатов: применяются графические  способы, осваиваются разные способы  фиксации натуральных объектов (гербаризация, объемное засушивание, консервирование  и т.п.). Дети учатся самостоятельно  анализировать результаты опытов, делать выводы. Составлять развернутый  рассказ об увиденном. Воспитатель должен задавать вопросы, стимулирующие развитие логического мышления.

     В старшей  группе начинают вводиться длительные  эксперименты, в процессе которых  устанавливаются общие закономерности  явлений и процессов. Сравнивая два объекта, дети учатся находить не только разницу, но и сходство, что  позволяет осваивать приемы классификации.

     Возросшие  сложность экспериментов и самостоятельность  детей требуют более строгому  соблюдению правил безопасности.

Глава 2. Эмпирические исследования формирования познавательного интереса посредством несложных опытов с объектами природы у детей старшего дошкольного возраста.

2.1. Диагностика уровня сформированности  познавательного интереса у детей  старшего дошкольного возраста.

Цель  эмпирического исследования: выявить условия формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

Исследование  проводилось в Муниципальном Бюджетном Дошкольном Образовательном Учреждении «Центр развития ребенка - детский сад «Иванушка» в 2013 году с детьми старшей группы.

Для проверки выдвинутой гипотезы была выбрана группа испытуемых 5 – 6 лет в количестве  24  человек, из них 11 девочек и 13 мальчиков.

Нами были использованы такие методы и приемы как беседа, наблюдение, анкетирование; были выбраны диагностические методики:

  1. Выявление познавательного интереса к природоведческой деятельности. (Данная методика определяет направленность интереса детей).
  2. Анкета для воспитателей «Изучение познавательных интересов» (В.С.Юркевича). (Позволяет определить уровень развития любознательности, познавательной активности детей посредством наблюдений воспитателя).
  3. Диагностика на основе показателей уровня овладения детьми программой. (Позволяет определить уровень экологических знаний о предметах и объектах неживой природы).

 

I

Выявление познавательного интереса

к природоведческой деятельности.

Воспитатель кладет перед собой «Бланк ответов  ребенка», который заполняет на имя  ребенка.

Затем воспитатель  предлагает ребенку сделать выбор  из трех  вариантов ответов, которые  фиксирует в бланке.

Каждая ситуация подкрепляется соответствующими рисунками.

Первая  ситуация – игровая деятельность:

«Представь  себе, что ты пришел в группу, где  дети играют в разные игры. Скажи, с  кем бы ты хотел поиграть?»

С теми, кто играет в «Автовокзал» (вопрос для мальчиков)

С теми, кто играет в строительные игры

С теми, кто играет в «Зоопарк»

С теми, кто играет в «Семью» (вопрос для девочек)

   

 

Ответ, выбранный  ребенком, воспитатель фиксирует  значком «+».

  Вторая ситуация – изобразительная  деятельность:

Представь, что я принесла тебе новые раскраски. Какую из них ты бы выбрал для  раскрашивания?

С изображением животных

С изображением игрушек

С изображением детей

     

 

Ответ, выбранный  ребенком, воспитатель фиксирует  значком «+».

Третья  ситуация – познавательная деятельность:

«Представь, что в книжном уголке появились  новые книги. Какую из них ты хотел  бы, чтобы тебе почитали?»

О мире животных или растениях

О смешных приключениях детей

Об интересных предметах

     

 

Ответ, выбранный  ребенком, воспитатель фиксирует  значком «+».

Четвертая ситуация – трудовая деятельность:

«Представь, что мы решили сделать генеральную  уборку групповой комнаты и каждый выбирает себе дело по душе. Что бы ты хотел делать?»

Поухаживать за животными или растением

Протереть игрушки

Подклеить книги или смастерить поделку

     

 

Ответ, выбранный  ребенком, воспитатель фиксирует  значком «+».

Выбор ребенка  заносится в бланк:

Бланк ответов ребенка

Фамилия, имя  ребенка ____________________________________

Возрастная  группа________________________________________

Время проведения обследования____________________________

 

Название 

деятельности

Природоведческая направленность

Иная 

направленность

Игровая

   

Изобразительная

   

Познавательная

   

трудовая

   

 

В соответствующей  графе воспитатель фиксирует  ответ ребенка значком «+».

Полученные данные отображены в  таблице № 2  «Уровень развития у дошкольника интереса к природе».

 

II

Для оценки изучения уровня развития любознательности, познавательной активности проведено анкетирование воспитателя, который на основе наблюдений за поведением детей в естественной обстановке и бесед с родителями детей выбрали ответы на вопросы анкеты.

Данная анкета переработана нами. Основой послужила  анкета «Изучение познавательных интересов» (В.С.Юркевича)

 

                            Анкета «Изучение познавательных интересов»

                                                                                                               Таблица № 1

№ п/п

Вопросы

Возможные ответы

Балл

1

Как часто ребенок подолгу занимается  в уголке  познавательного развития, экспериментирования?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

2

Что предпочитает ребенок, когда задан  вопрос на сообразительность?

а) рассуждает самостоятельно

б) когда как

в) получить готовый ответ  от других

5

3

1

3

Насколько эмоционально ребенок относится  к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?

а) очень эмоционально

б)  когда как 

в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями)

5

3

1

4

Часто ли задает вопросы: почему? зачем?  как?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

5

Что предпочитает

ребенок, когда 

предлагают загадку?

а)  помучиться, но самому найти ответ

б)  когда как 

в)  получить готовый ответ от

других 

5

 

3

1

6

Проявляет интерес к познавательной литературе

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

7

Дожидается ли ответа на поставленный вопрос?

а)  да

б)  не всегда

в)  нет 

5

3

1

Информация о работе Теоритические подходы к вопросу формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста