Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2013 в 13:10, курсовая работа
Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:
- избирательная направленность человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо) [7];
- проявление умственной и эмоциональной активности (С.Л.Рушинштейн);
- активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);
- специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательности (А.К. Ковалев) [12];
- активное познавательное отношение человека к миру (В.Н.Мясищев);
Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путем формального (дошкольное учреждение) и неформального (разнообразные источники информации, разовые мероприятия) решения задач [13].
К сожалению возможности
Детям старшего возраста уже доступны для понимания сложные разнообразные знания об объектах и явлениях природы. Эти знания подразделяются условно на две большие группы: к первой относятся знания расширяющие кругозор ребенка, способствующие его интеллектуальному развитию, ко второй – занятия, определяющие поведение человека в природе, раскрывающие нравственное отношение к ней. Обогащение представлений о природе, познание ее законов и связей невозможно без эмоционального, положительного отношения к ней, поэтому все общение с природой маленького человека должно быть направлено на воспитание его эмоциональной отзывчивости, умения замечать и оценивать красоту природы.
Важнейшим условием формирования знаний о взаимосвязях в природе является наличие у детей определенного запаса фактических сведений, полученных в результате ощущений и восприятий предметов и явлений. Установления взаимосвязей существующих в природе, помогает ребенку объяснить наблюдаемое явление, а значит, понять его [17].
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. В решении этой задачи, а также для формирования системы элементарных научных экологических знаний существенную роль играет поисково-исследовательская деятельность. Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.
Занимательные
опыты и эксперименты
Что же такое опыт и эксперимент? Опыт – это основанное на практике чувственно-эмпирическое познание объективной действительности; единство знаний и умений, навыков. Опыт выступает и как процесс практического воздействия человека на внешний мир, и как результат этого воздействия в виде знаний и умений. Эксперимент – чувственно – предметная деятельность в науке: в более узком смысле – опыт, воспроизведение объекта познания, проверка гипотезы и т.п. Исходя из формулировки понятий опыта и эксперимента, можно сделать вывод о значении опытно-экспериментальной деятельности. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям, учатся делать выводы. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно – следственных связей.
При проведения поисково – исследовательской деятельности с детьми педагогу необходимо твердо знать структуру эксперимента и особенности экспериментирования в разных возрастных группах.
В каждом эксперименте А.И.Иванова выделяет следующие этапы:
А.И.Иванова выделяет следующие особенности экспериментирования в старшем дошкольном возрасте.
СТАРШАЯ ГРУППА
При правильной
организации работы у детей
старшей группы формируется
В старшей
группе возрастает роль
При проведении
опытов работа чаще всего
Расширяются
возможности по фиксированию
результатов: применяются
В старшей
группе начинают вводиться
Возросшие
сложность экспериментов и
Глава 2. Эмпирические исследования формирования познавательного интереса посредством несложных опытов с объектами природы у детей старшего дошкольного возраста.
2.1.
Диагностика уровня
Цель эмпирического исследования: выявить условия формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось в Муниципальном Бюджетном Дошкольном Образовательном Учреждении «Центр развития ребенка - детский сад «Иванушка» в 2013 году с детьми старшей группы.
Для проверки выдвинутой гипотезы была выбрана группа испытуемых 5 – 6 лет в количестве 24 человек, из них 11 девочек и 13 мальчиков.
Нами были использованы такие методы и приемы как беседа, наблюдение, анкетирование; были выбраны диагностические методики:
I
Выявление познавательного интереса
к природоведческой деятельности.
Воспитатель кладет перед собой «Бланк ответов ребенка», который заполняет на имя ребенка.
Затем воспитатель предлагает ребенку сделать выбор из трех вариантов ответов, которые фиксирует в бланке.
Каждая ситуация подкрепляется соответствующими рисунками.
Первая ситуация – игровая деятельность:
«Представь себе, что ты пришел в группу, где дети играют в разные игры. Скажи, с кем бы ты хотел поиграть?»
С теми, кто играет в «Автовокзал» (вопрос для мальчиков) |
С теми, кто играет в строительные игры |
С теми, кто играет в «Зоопарк» |
С теми, кто играет в «Семью» (вопрос для девочек) |
Ответ, выбранный ребенком, воспитатель фиксирует значком «+».
Вторая ситуация –
Представь, что я принесла тебе новые раскраски. Какую из них ты бы выбрал для раскрашивания?
С изображением животных |
С изображением игрушек |
С изображением детей |
Ответ, выбранный ребенком, воспитатель фиксирует значком «+».
Третья ситуация – познавательная деятельность:
«Представь, что в книжном уголке появились новые книги. Какую из них ты хотел бы, чтобы тебе почитали?»
О мире животных или растениях |
О смешных приключениях детей |
Об интересных предметах |
Ответ, выбранный ребенком, воспитатель фиксирует значком «+».
Четвертая ситуация – трудовая деятельность:
«Представь, что мы решили сделать генеральную уборку групповой комнаты и каждый выбирает себе дело по душе. Что бы ты хотел делать?»
Поухаживать за животными или растением |
Протереть игрушки |
Подклеить книги или смастерить поделку |
Ответ, выбранный ребенком, воспитатель фиксирует значком «+».
Выбор ребенка заносится в бланк:
Бланк ответов ребенка
Фамилия, имя
ребенка ______________________________
Возрастная
группа________________________
Время проведения
обследования__________________
Название деятельности |
Природоведческая |
Иная направленность |
Игровая |
||
Изобразительная |
||
Познавательная |
||
трудовая |
В соответствующей графе воспитатель фиксирует ответ ребенка значком «+».
Полученные данные отображены в таблице № 2 «Уровень развития у дошкольника интереса к природе».
II
Для оценки изучения уровня развития любознательности, познавательной активности проведено анкетирование воспитателя, который на основе наблюдений за поведением детей в естественной обстановке и бесед с родителями детей выбрали ответы на вопросы анкеты.
Данная анкета переработана нами. Основой послужила анкета «Изучение познавательных интересов» (В.С.Юркевича)
Анкета «Изучение познавательных интересов»
№ п/п |
Вопросы |
Возможные ответы |
Балл | |
1 |
Как часто ребенок подолгу |
а) часто б) иногда в) очень редко |
5 3 1 | |
2 |
Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на сообразительность? |
а) рассуждает самостоятельно б) когда как в) получить готовый ответ от других |
5 3 1 | |
3 |
Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой? |
а) очень эмоционально б) когда как в) эмоции ярко не выражены (по
сравнению с другими |
5 3 1 | |
4 |
Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как? |
а) часто б) иногда в) очень редко |
5 3 1 | |
5 |
Что предпочитает ребенок, когда предлагают загадку? |
а) помучиться, но самому найти ответ б) когда как в) получить готовый ответ от других |
5
3 1 | |
6 |
Проявляет интерес к познавательной литературе |
а) часто б) иногда в) очень редко |
5 3 1 | |
7 |
Дожидается ли ответа на поставленный вопрос? |
а) да б) не всегда в) нет |
5 3 1 |