Теоритические подходы к вопросу формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2013 в 13:10, курсовая работа

Краткое описание

Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:
- избирательная направленность человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо) [7];
- проявление умственной и эмоциональной активности (С.Л.Рушинштейн);
- активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);
- специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательности (А.К. Ковалев) [12];
- активное познавательное отношение человека к миру (В.Н.Мясищев);

Вложенные файлы: 1 файл

I.docx

— 89.74 Кб (Скачать файл)

4% детей – познавательная потребность  выражена слабо (1 человек).

 

 

III.

Уровни  освоения программы.

Низкий. Ребенок допускает ошибки при выборе предметов и материалов для самостоятельной деятельности из-за недостаточного осознания их качеств и свойств. Существенные родовые особенности предметов вычленяет только с помощью взрослого, делает ошибки в обобщении, переходя на несущественные, но привлекательные признаки. Содержание описательного рассказа неполно отражает особенности предметов (материалов); средства языковой выразительности не используются. Ценностное отношение к предметному миру требует пристального внимания воспитателя и родителей ребенка.

Средний. Ребенок правильно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности, исходя из их качеств и свойств. Вычленяет существенные родовые признаки и осуществляет группировку предметов с небольшой помощью взрослого. С помощью педагога составляет описательный рассказ, полно отражающий особенности предметов; использует средства языковой выразительности. Отдельные поступки и поведение ребенка в быту свидетельствуют о зарождении ценностного отношения к предметному миру.

Высокий. Ребенок осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Доказывает правильность обобщений, самостоятельно группируя предметы по разным признакам. Самостоятельно составляет полный описательный рассказ о предмете, свободно пользуется моделью для его построения. Речь выразительна, богата эпитетами, сравнениями. В поведении ребенка устойчиво проявляется осознанное целостное отношение к предметному миру.

 

На основании  индивидуальных карт обследования мы вывели общий уровень знаний каждого  ребенка и общий уровень знаний детей о неживой природе.

Высокий уровень – 37% (9чел.)

Средний уровень – 63% (15чел.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы.

  1. В ходе проведенной работы нами была изучена современная психолого - педагогическая и методическая литература. Мы выяснили, что проблему  познавательного интереса широко исследовали  такие психологи и педагоги, как Б.Г. Ананьев, М.Ф.Беляев, Л.И.Божович, Л.А. Гордон, С.Л. Рубинштейн, В.Н.Мясищев, Г.И.Щукина, Н.Р.Морозова. Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами: Морозовой Н.Г., Николаевой С.Н., Ушинского К.Д., В.Г. Белинского, А.И. Герцена и других.  Таким образом, мы пришли к выводу, что познавательный интерес в дошкольном детстве занимает особое место в воспитательно - образовательном процессе.
  2. Для формирования интереса нужны все компоненты «поисковой деятельности». Она предполагает: а) возникновение в ходе деятельности недоумения и вопроса у самого ребенка; б)  постановку и принятие   ребенком задачи для самостоятельного (или   совместного   с воспитателем)   решения; в)   организацию поиска решения задачи, который проходит через ряд преодолимых трудностей и приводит к положительному результату; г)  решение задачи (учебной, трудовой, внеклассной и т. д.) и показ перспективы данной работы, вызывающей новые вопросы и ставящей новые задачи для решения, благодаря чему интерес становится неисчерпаемым и все более стойким.
  3. в ходе исследования мы увидели, что применение экспериментирования оказывает влияние на:
    • повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
    • речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
    • личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать ее с другими и т. д.);
    • знания детей о неживой природе.

Заключение

В ходе работы мы изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, глубже разобрались в сущности и структуре познавательного интереса и выяснили, что, в процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию. Также мы провели опытно-экспериментальную работу по формированию познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе овладения экспериментальной деятельностью и выяснили, что познавательный интерес у детей неустойчив. Это свидетельствует о необходимости целенаправленной педагогической работы по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста.

 

 На основании  проведенной работы мы смогли  убедиться в том, что детское  экспериментирование является особой  формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены  процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.

Использование метода детского экспериментирования в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний, умений и навыков. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования).

В заключении хочется процитировать слова Сухомлинского В.А.: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».       

                                    

 

 

Библиографический список.

  1. Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. М.,1994
  2. Годовикова Д.Н. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. - 1986. - №1
  3. Детство: Программа развития и воспитания детей в  детском саду / В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.: Изд.3-е, переработанное. Детство-Пресс, 2004.
  4. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2009.
  5. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений». -  М- 2004.
  6. История становления экологического образования дошкольников.- С-П-1999.
  7. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.- ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
  8. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2010.
  9. Лисина М.И. Познавательная активность дошкольников. - М.: Просвещение, 1989.
  10. Методические советы к программе «Детство». - СПб.: Детство-Пресс, 2003.
  11. Морозова Н.Г. Учителю о Познавательном интересе. М.: Значение, серия Педагогика и психология»,1979. №2
  12. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М.,2002.
  13. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания дошкольников». – М- 2011.
  14. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л. Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004.
  15. Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // педагогический вестник. - 2010. - №1.
  16. Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. - М., 1996.
  17. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. – М.: «Карапуз», 2001.
  18. Формирование познавательной активности дошкольников: Сборник научных трудов. – Шадринск, 1992.
  19. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007.№6.
  20. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М..1971.
  21. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирование интереса в обучении. М.,1975.

Информация о работе Теоритические подходы к вопросу формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста