Теория и методика воспитательной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 20:05, курсовая работа

Краткое описание

Сущность и содержание процесса воспитания· Современные концепции и подходы к воспитанию · Закономерности и принципы воспитания · Методы, формы и технологии воспитания · Формирование и развитие коллектива обучающихся · Организация воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении · Воспитательная работа в общежитии · Критерии и показатели воспитанности будущих специалистов и методы ее выявления

Вложенные файлы: 1 файл

Teoria_i_metodika_vospitatelnoy_raboty.doc

— 280.00 Кб (Скачать файл)

Воспитательная система –– это целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (целей, субъектов, их деятельности, общения, отношений, материальной базы) и обладающий такими характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат.

Критериями и показателями эффективности воспитательного процесса являются:

а) критерии –– факты, позволяющие судить о наличии воспитательной системы;

б) критерии качества, помогающие сформировать представления на уровне развития воспитательной системы и ее эффективности.

Одним из важнейших направлений воспитательной деятельности является педагогическое обеспечение усвоения знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми в семейной сфере жизнедеятельности. В коллективе учебного заведения возможно создание благоприятных условий для подготовки воспитанников к профессиональному самоопределению и самостоятельной трудовой деятельности, для овладения профессиональными знаниями.

Механизм воспитания заключается в целенаправленном использовании форм и способов социального наследования посредством оказания педагогической помощи в освоении и выполнении социальных ролей. Воспитанник «присваивает» себе социальные ценности, а затем в процессе собственной созидательной деятельности их приумножает.

Критериями эффективности воспитательного процесса выступают показатели готовности и способности личности выполнять объективно существующую систему социальных ролей.

Воспитание как педагогический компонент социализации личности. Коллектив ученых: М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, О.С. Гребенюк, М.А. Ковальчук, С.Л. Паладьев, В.Б. Успенский и др., ––представляет воспитание как педагогический компонент процесса социализации и целенаправленные действия по обеспечению условий для развития человека. Создание таких условий осуществляется через включение воспитанника в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.

Целевые ориентиры воспитания условно разбиты на две группы целей:

  1. идеальные –– гармонично развитый человек;
  2. реальные –– конкретизируются в соответствии с особенностями воспитанников и спецификой условий их развития.

Цель конкретизируется тремя группами воспитательных задач:

  1. формирование гуманистического мировоззрения;
  2. развитие потребностей и мотивов нравственного поведения;
  3. создание условий для реализации мотивов и стимулирование нравственных поступков воспитуемых.

Практическая педагогическая деятельность осуществляется в соответствии с пятью принципами.

    1. Принцип гуманистической ориентации воспитания рассматривает ребенка (воспитанника) как главную ценность в системе человеческих отношений, где главная норма –– гуманность.
    2. Принцип социальной адекватности воспитания требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социальные условия.
    3. Принцип индивидуализации воспитания предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого воспитанника, выделение социальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям, включение воспитанника в различные виды деятельности с учетом его особенностей.
    4. Принцип социального закаливания воспитанников предполагает включение их в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления.
    5. Принцип создания воспитывающей среды требует создания в учебном заведении таких отношений, которые бы формировали социальность обучаемого. Здесь важна роль идеи о единстве коллектива образовательного учреждения, педагогов и обучающихся, сплоченности этого коллектива.

Содержание воспитательного процесса реализуется в процессе усвоения системы гуманистических ценностей, составляющих основу гуманитарной культуры личности. Наиболее перспективной моделью воспитания является та, которая вычленяет социальные аспекты и интегрирует их со сферами индивидуальности. Поэтому содержание воспитания рассматривается как сумма всех существенных сфер человека: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, саморегуляции, предметно-практической, экзистенциальной (субъективно-идеалистическое представление человека о себе и окружающем мире)

Механизмом воспитания являются формы, методы и приемы воспитательного взаимодействия педагогов и обучаемых. От правильного выбора во многом зависит успешность педагогического влияния на процесс социального становления личности, на формирование всех ее сущностных сфер.

Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса определяются самими участниками педагогического процесса с учетом конкретных целей и задач воспитательной работы и в соответствии с уровнем развития воспитательной системы учебного заведения.

Наиболее важными компонентами диагностики воспитательного процесса являются:

а) изучение воспитанности обучаемых –– направленность личности, выражающаяся во взглядах, ценностных ориентациях;

б) диагностика уровня развития коллектива и сложившихся в нем отношений;

в) исследование организационных аспектов воспитательной деятельности, направленное на определение наиболее эффективных педагогических средств и установление малорезультативных и отрицательных воздействий.

Основу содержания воспитательного процесса составляют такие направления, как философическое (способность к обобщениям), диалогическое (стиль педагогического взаимодействия) и этическое (формирование ценностно-смыслового единства педагога и воспитанника) воспитание.

Механизмом формирования образа жизни, достойной человека, является постепенное, пошаговое движение с формированием духовной и душевной зрелости. Результат формирующего влияния на личность основных процессов воспитания обозначается триадой: знаю –– умею –– люблю.

Показателями эффективности воспитательного процесса являются такие личностные параметры воспитанника, как:

    • внешний облик;
    • физическое и психическое развитие;
    • поведение;
    • способности;
    • предпочтения;
    • отношения к своему «я».

Воспитание на основе потребностей человека. По концепции В.П. Созонова, в воспитании следует опираться на самосознание индивида, исходить из потребностей и внутренних проблем отдельного человека

Воспитанием при этом является деятельность педагога, направленная на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей личности. К ним относятся свойственные человеку потребности:

  • творческой деятельности;
  • здорового образа жизни;
  • защищенности, безопасности;
  • уважения, признания, необходимого социального статуса;
  • смысла жизни;
  • самореализации;
  • удовольствия, наслаждения.

Основной целью воспитания по данной концепции служит обеспечение необходимых условий для удовлетворения базовых потребностей личности, а основными принципами являются: 1) принцип природосообразности; 2) принцип целостности в подходе к личности; 3) деятельностный принцип; 4) возрастной принцип; 5) принцип гуманизма.

Содержанию воспитательного процесса присущи следующие направления:

    • организация разнообразной, творческой деятельности;
    • создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
    • формирование благоприятного нравственно-психологического климата, здоровых межличностных отношений в коллективе;
    • создание условий для успешного самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно полезной деятельности;
    • психолого-педагогическое просвещение воспитанников.

Для оценивания результатов воспитательной деятельности автор предлагает два пути:

  1. оценивание работы воспитателя по созданию условий для жизнедеятельности воспитанников;
  2. поиск воспитателем глубинных оснований и признаков для оценки личности воспитанника, когда характеризуются не поступки, не внешние формы поведения, а внутренний мир, отношения, установки.

Современные подходы к воспитанию

Подход –– это ориентация действий педагога или руководителя образовательного учреждения, побуждающая к использованию определенной совокупности понятий, идей и способов педагогической деятельности. Подход как комплексное педагогическое средство включает в себя три основные компонента: 1) основные понятия, используемые в процессе изучения, управления и преобразования воспитательной практики; 2) принципы как исходные положения или главные правила осуществления воспитательной деятельности; 3) приемы и методы построения процесса воспитания.

Системный подход является методологической ориентацией в деятельности, при которой объект познания или преобразования рассматривается как система. Целесообразность его применения заключается в следующем:

  1. системный подход необходим, поскольку личность воспитанника должна развиваться в целостном педагогическом процессе;
  2. при системном подходе происходит объединение усилий субъектов воспитания;
  3. созданная воспитательная система позволяет экономить время и силы педагогического коллектива в проведении традиционных воспитательных мероприятий;
  4. системный подход позволяет специально моделировать условия для самореализации и самовыражения личности воспитанника;
  5. в процессе построения воспитательной системы формируется «лицо» учебного заведения;
  6. системный подход способствует оптимальному использованию в воспитательной деятельности кадрового, финансового и материально-технического потенциала учреждения.

При системном подходе процесс воспитания в учебном заведении предполагает выделение трех плоскостей воспитательного взаимодействия: 1) воспитательная система всего учреждения; 2) воспитательное пространство группы, где и происходит максимальное количество педагогического взаимодействия; 3) индивидуальная плоскость (траектория) развития воспитанника. Все они развиваются как самостоятельно, так и во взаимодействии друг с другом.

Деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной разнообразной деятельностью обучаемого. Суть воспитания заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а содеятельность обучаемых и педагогов по реализации совместно выработанных целей и задач. Воспитательный процесс в этом аспекте исходит из необходимости проектирования, конструирования и создания ситуаций воспитывающей деятельности. Ситуации создаются в целях объединения средств обучения и воспитания в единые воспитательные комплексы, стимулирующие разностороннюю деятельность обучаемых, адекватную разносторонней деятельности современного человека.

Деятельностный подход в воспитании учитывает характер и законы смены типов ведущей деятельности в формировании личности обучаемого, периодизацию в развитии воспитанника. Этот воспитательный подход в современной педагогике преобразует воспитанника из объекта учебно-воспитательного процесса в его субъект. Воспитание при этом понимается как «восхождение к субъективности»2.

Личностно-ориентированный подход предлолагает методологическую ориентацию педагогической деятельности, которая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивает и поддерживает процессы самопознания, самореализации личности обучаемого, развитие его индивидуальности.

Приведем основные сущностные характеристики личностно-ориентированного подхода.

  1. Данный подход является ориентацией в педагогической деятельности.
  2. Личностно-ориентированный подход представляет собой комплексное образование, состоящее из понятий, принципов и способов педагогических действий;
  3. Этот подход связан со стремлением педагога содействовать развитию индивидуальности учащегося, проявлению его субъектных качеств.

Педагогическая деятельность при реализации личностно-ориентированного подхода осуществляется на основе принципов самоактуализации, индивидуальности, субъектности, выбора, творчества и успеха, доверия и поддержки.

Философско-антропологический подход к воспитанию личности. Исходным положением в становлении этого подхода стали идеи К.Д. Ушинского о содержательном и познавательном наполнении педагогики и ее взаимоотношении с науками о человеке. Подход ориентирован на систематическую разработку педагогической антропологии как синтетического учения о человеке обучающемся и воспитывающемся. Философско-антропологический подход разрабатывает проблемы, связанные с созданием педагогической антропологии на основе использования всех достижений человекознания, предварительно осмысленных философской антропологией (используется особый метод исследования в воспитании –– философствование).

Синергетический подход. Главным предметом изучения приверженцев этой идеи являются процессы самоорганизации и саморазвития, протекающие в природных и социальных системах.

Синергетические представления имеют большое практическое значение при проектировании и построении систем воспитания. Соблюдение принципа самоорганизации и саморазвития в педагогической деятельности нацеливает субъектов создания воспитательной системы на обстоятельное изучение процессов саморегуляции деятельности, общения и отношений в образовательном учреждении, на выявление тенденций, внутренних механизмов и резервов развития создаваемой системы. Диалог мнений, мотивов, ценностных установок учащихся и педагогов содействует формированию духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной атмосферы в учебном коллективе, развитию и раскрытию неповторимой индивидуальности его членов.

Информация о работе Теория и методика воспитательной работы