Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 20:05, курсовая работа
Сущность и содержание процесса воспитания· Современные концепции и подходы к воспитанию · Закономерности и принципы воспитания · Методы, формы и технологии воспитания · Формирование и развитие коллектива обучающихся · Организация воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении · Воспитательная работа в общежитии · Критерии и показатели воспитанности будущих специалистов и методы ее выявления
Закономерности воспитания
В системе реальных отношений воспитанника с внешним миром отражаются объективные причинно-следственные связи, которые приобретают характер педагогических закономерностей.
Нравственные идеалы развиваются, совершенствуются и определяют перспективы развития личности. Нравственные идеалы являются высшими критериями мотивационно-ценностного отношения личности к жизни и окружающим людям. Личность развивается только в том случае, если она побуждается к активной деятельности. Из этого вытекает следующая закономерность воспитания: овладение общечеловеческой профессиональной культурой наиболее эффективно осуществляется в различных видах деятельности.
Эффективность воспитания во многом зависит от собственной активности воспитанника, от содержания и способов организации его деятельности. Деятельность личности является тем механизмом, который позволяет преобразовывать совокупность внешних влияний во внутренние изменения.
Развитие личности зависит от степени индивидуализации и творческой направленности воспитательного процесса, который предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Нравственное профессиональное развитие дает возможность воспитаннику испытать радость от осознания собственного роста. Индивидуально-творческий подход предполагает создание условий для самореализации личности, ее профессионального роста.
Гуманистическое воспитание неизбежно предполагает формирование гуманистического образа жизни и поведения. Данная закономерность предполагает такой уровень внутренней активности личности, при котором и педагоги профессионального обучения и их воспитанники не идут на поводу обстоятельств в педагогическом процессе, а могут вырабатывать свою стратегию, сознательно и планомерно совершенствуя себя.
Принципы воспитания
Принципы воспитания –– это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам и организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания и служат руководством в решении воспитательных задач.
Всеобщим принципом организации учебно-воспитательного процесса следует признать принцип педагогической целесообразности, сформулированный А.С. Макаренко. «Ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей»3. Данный принцип предусматривает такую педагогическую деятельность, которая бы стимулировала и формировала у учащихся духовные, физические, нравственные качества, составляющие своеобразную программу личности. Педагог должен реализовывать целостную программу воспитания, понимая, что «человек не воспитывается по частям».
Принцип воспитания в коллективе предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса. Для того чтобы воздействие коллектива было благотворным и эффективным, необходима социальная работа по развитию его воспитательных функций. Правильно организованный трудовой коллектив является главным воспитателем молодого человека. В этом велика роль педагога (наставника), сумевшего сплотить и организовать коллектив.
В профессиональной педагогике особенно важно найти пути разрешения проблемы взаимоотношений личности и трудового коллектива. Во всяком производственном коллективе связи между отдельными работниками и подразделениями коллектива обогащаются за счет экономических и технологических зависимостей; соответственно увеличивается и сила воспитательного и нравственного общения участников общего труда. Для молодых специалистов открываются широкие возможности овладения производственным опытом старших товарищей, наставников, мастеров производства, педагогов. Здоровая конкуренция и соревнование способствуют развитию качеств предприимчивости и навыков рационализации труда. Участие в различных формах самоуправления ведет к повышению ответственности каждого за результаты общего труда.
Принцип связи воспитания с жизнью наиболее актуален для профессиональной школы. Он требует от педагога умения обеспечить:
Изучение теории должно опираться на имеющийся у воспитанников жизненный и профессиональный опыт. При этом воспитанники должны активно включаться в общественно полезную деятельность. Одним из путей осуществления принципа связи воспитания с жизнью и практикой является вовлечение учащихся в активную трудовую деятельность на производстве.
Принцип развития самодеятельности личности был впервые выдвинут применительно к учебному труду К.Д. Ушинским, который утверждал, что главная задача наставника заключается в том, чтобы развить самодеятельность ученика. Педагогическое руководство направлено на то, чтобы вызвать у учащихся активность, самостоятельность и инициативу.
Успех в реализации принципа зависит от педагогического руководства, логика которого с необходимостью приводит к построению и реализации педагогических систем, рождающих творческую активность, инициативу и самодеятельность учащихся.
Принцип единства требований в сочетании с уважением к личности учащихся определяет направления развития отношений педагога и воспитанников. Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности учащихся. Разумная требовательность всегда себя оправдывает, и ее воспитательный потенциал существенно возрастает, если она объективно целесообразна, продиктована нуждами воспитательного процесса, задачами всестороннего развития личности. Твердая требовательность должна быть одинаково обращена на всех учащихся, должна быть реалистичной, и выполнимой и рассчитанной на достигнутый и заданный уровень развития личности учащихся. У хорошего педагога требовательность к учащимся органично и динамично соединяется с требовательностью к себе.
В заключение следует заметить, что только совокупное действие всех принципов воспитания обеспечивает успешное определение задач, отбор содержания, выбор форм, методов и средств деятельности педагога, а также педагогически целесообразную деятельность воспитанников.
Методы, формы и технологии воспитания
Методы воспитания
Методы обучения направлены на приобретение совокупности упорядоченных знаний, умений и навыков. Они отличаются от методов воспитания тем, что последние представляют собой способы взаимодействия педагогов и обучающихся, в процессе которых происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников. Достижение целей воспитания осуществляется в процессе реализации совокупности воспитательных методов. Сочетание методов в каждом случае должно быть адекватно поставленной цели и уровню воспитанности обучаемых
Каждый метод воспитания реализуется различно, в зависимости от опыта педагога и его индивидуального стиля деятельности. Различия в применении метода проявляются в приемах воспитания, которые являются частью общего метода и представляют собой конкретные действия педагога. В отдельных случаях воспитатель приходит к новым, нетрадиционным решениям, применив свои собственные или позаимствованные у коллег приемы. Задача совершенствования методов является постоянной, и каждый воспитатель в меру своих сил решает ее, внося в общие методы свои частные изменения, дополнения, соответствующие конкретным условиям воспитательного процесса.
В педагогике существуют различные варианты классификации методов воспитания. Условно можно выделить группы воспитательных методов прямого и косвенного педагогического влияния. Методы прямого педагогического влияния предполагают немедленную или отсроченную реакцию обучаемого и его соответствующие действия, направленные на самовоспитание. Методы косвенного педагогического влияния предполагают создание такой ситуации в организации деятельности, в которой у воспитуемого формируется соответствующая установка на самосовершенствование, на выработку определенной позиции в системе его отношений с педагогами, товарищами и обществом.
В современной педагогике по характеру воздействия на обучаемого методы воспитания делят на убеждение, упражнения, поощрения и наказание. В данном случае общий классификационный признак «характер метода» включает в себя направленность, применимость, особенность и другие стороны метода. Существует классификация согласно, которой выделяются методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения обучаемых. В классификации И.С. Марьенко названы такие группы методов воспитания, как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства и самовоспитания.
Традиционной является классификация, которая включает в себя целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. В ней на основе направленности выделяют три группы методов: методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример); методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации); методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).
В профессиональной педагогике на основе опыта лучших педагогов, наставников и воспитателей сложилась классификация методов, согласно которой выделяют:
Методы организации коллектива. Организованный трудовой коллектив отличает высокая дисциплина и культура взаимоотношений его членов. В силу этого выделяют следующие основные методы организации коллектива: дисциплина, самообслуживание, соревнование и самоуправление.
Дисциплина –– это метод воспитания, обеспечивающий формирование культуры взаимоотношения членов коллектива, полезных традиций и привычек поведения путем выработки соответствующих норм и правил внутреннего распорядка и последующего их предъявления в качестве единых требований друг к другу.
Самообслуживание –– метод, обеспечивающий создание общими усилиями наиболее благоприятных условий жизни и труда коллектива.
В современном обществе самообслуживание становится нормой жизни. В организованном трудовом или ученическом коллективе самообслуживание проходит путь от уборки помещения и наведения порядка на рабочем месте работающим и украшения средствами дизайна рабочего помещения (озеленение помещения, организация живого уголка в зоне отдыха; расписывание шкафов для спецодежды и стен помещения, оформление помещения репродукциями и т. д.). Важно, чтобы в самообслуживание были вовлечены все члены коллектива.
Особым предметом заботы педагогов становится умелая организация коллективных норм труда по самообслуживанию и его рационализации. Она включает составление четких графиков выполнения работ, распределение обязанностей, подготовку и обеспечение необходимыми материалами и инструментами.
Соревнование –– стимулирует индивидуальный и коллективный труд, формирует ревностное отношение к делу его участников. Немаловажную роль здесь играет учет и сравнение результатов совместной деятельности, а также поощрение участников, особенно передовиков.
Чтобы соревнование стало эффективным средством воспитания, необходимо соблюдать ряд условий. Во-первых, его организация должна естественно вытекать из устремлений коллектива, подкрепляться производственной или учебной необходимостью. Во-вторых, разрабатывая условия соревнования, педагоги и органы самоуправления должны исходить из реальной ситуации и конкретных актуальных задач. В-третьих, основу соревнования должен составлять учет непосредственных результатов деятельности, а не вторичных формальных показателей.
Самоуправление –– обеспечивает формирование отношений взаимной ответственности и организаторских качеств при условии, если в управление делами коллектива включаются работоспособные органы, наделенные реальными правами и полномочиями.
Построение самоуправления в конкретном коллективе определяется тремя факторами: структурой коллектива, содержанием его жизни и организаторским опытом его членов. Это, в свою очередь, требует особой подготовки педагогов. Управление –– это достаточно сложная социальная функция, и чтобы оно было успешным, необходимо всех участников коллектива систематически и последовательно вооружать навыками и умениями организаторской работы, учить планированию и организации контроля и учета, проведению собраний и производственных совещаний, формам отчетов и инструктажа.
Методы убеждения. Методы убеждения способствуют выработке у будущих специалистов гуманистических взглядов и личных убеждений путем участия в дискуссиях, конференциях, взаимного просвещения и т. д.
Убеждение предполагает разумное доказательство какого-либо понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. Убеждаясь в правоте сказанного, обучающиеся формируют свою систему взглядов на мир, общество, социальные отношения. Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы: чтение отрывков из литературных произведений, исторические аналогии, басни, проведение разнообразных дискуссий.
Убеждение тесно связано с самоубеждением, которое является методом самовоспитания и предполагает, что воспитанники осознанно и самостоятельно решают какие-либо социальные проблемы, формируют собственный систему взглядов. В основе этого формирования лежат логические рассуждения и выводы.