Теория и методика воспитательной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 20:05, курсовая работа

Краткое описание

Сущность и содержание процесса воспитания· Современные концепции и подходы к воспитанию · Закономерности и принципы воспитания · Методы, формы и технологии воспитания · Формирование и развитие коллектива обучающихся · Организация воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении · Воспитательная работа в общежитии · Критерии и показатели воспитанности будущих специалистов и методы ее выявления

Вложенные файлы: 1 файл

Teoria_i_metodika_vospitatelnoy_raboty.doc

— 280.00 Кб (Скачать файл)

На первом этапе развития коллектива в качестве средства, сплачивающего учащихся в коллектив, должно выступать единоличное требование педагога к учащимся.

На втором этапе основные требования должен предъявлять актив. Педагогу на этом этапе необходимо отказаться от злоупотребления прямыми требованиями, направленными непосредственно к каждому воспитаннику. Категорическое требование на этом этапе должно стать требованием коллектива.

На третьем этапе требования предъявляет поддерживаемый активом и педагогом сам коллектив, инициирующий собственное развитие и развитие своих членов.

Некоторые авторы выделяют другие этапы развития коллектива: 1) стадия сплочения коллектива; 2) стадия превращения коллектива в инструмент воспитания всех учащихся; 3) стадия, когда воспитательной работой коллектива становится корректировка социального опыта и развитие творческой индивидуальности каждого воспитанника.

По мнению Л.И. Уманского, самое существенное –– это качество группы, уровень социально-психологической зрелости, что превращает ее в группу-коллектив. В своих работах он выделяет следующие критерии развития группы4.

1. Групповая направленность, под которой понимается социальная ценность принятых группой целей, мотивов деятельности, групповых норм. Основой группового сознания, определяющего направленность группы, является гуманность принимаемых группой норм отношений. В случае наличия устойчивых антигуманных норм (жесткости, недоброжелательности, обмана и т. п.) группа становится асоциальным объединением. Особую роль в формировании социальных норм играет социальная позиция лидера группы.

2. Способность группы к самоуправлению (самоуправляемость).

3. Подготовленность группы к совместной деятельности. Необходимо подчеркнуть зависимость этой подготовленности от особенностей самой деятельности –– ее сложности, профессионального характера, уровня творчества, вида, формы и т. д.

Необходимо сказать еще о трех взаимосвязанных показателях развития группы: интеллектуальной, эмоциональной и волевой коммуникативности.

Интеллектуальная коммуникативность –– это процесс межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка, способность членов группы понимать друг друга «с полуслова».

Эмоциональная коммуникативность –– это межличностные связи эмоционального характера, которые в большей степени характеризует народная мудрость: «Разделенная радость –– две радости, разделенное горе – полгоря».

Волевая коммуникативность –– это способность группы противостоять трудностям, препятствиям, ее стрессоустойчивость, надежность в экстремальных ситуациях.

Нельзя говорить о непрерывном прогрессивном развитии группы как коллектива, в ее развитии всегда имеются спады и подъемы, встречаются временные «болезни», ведущие к конфликтным ситуациям, к негативному развитию отношений4.

Одной из важнейших задач педагогического коллектива является вовлечение учащихся в активную жизнь учебного заведения, воспитание у них чувства коллективизма, взаимопомощи. А это возможно лишь при создании в группе сплоченного коллектива, актива, состоящего из лучших, инициативных, пользующихся авторитетом людей.

При очередном приеме обучающихся, проводя индивидуальные беседы с новичками, изучая представленные документы, знакомясь с родителями, бывшими учителями, товарищами поступающего, мастера, преподаватели и воспитатели многое узнают о характере, наклонностях, стремлениях своих будущих воспитанников. Участвуя в работе приемной комиссии, каждый мастер, преподаватель, воспитатель обязательно делает для себя заметки о принятом в учебное заведение новичке: «хорошо рисует», «был членом совета школы», «был членом редколлегии газеты», «участвовал в спортивной секции» и т. д. Такое предварительное ознакомление с дает богатый материал и облегчает создание ученического коллектива.

Группы отличаются друг от друга и таким признаком, как доминирующий фактор сплочения. Факторами сплочения могут быть общие интересы членов группы, стремление приспособиться в специфических условиях, авторитет лидера, наличие социальных норм, принимаемых всеми членами группы и т. д. В зависимости от влияния каждого фактора группа имеет свою траекторию развития и то качество, которое отличает одну сплоченную группу от других –– доминирующий фактор сплочения.

В педагогической практике сплочение часто рассматривалось как единственный признак коллектива. Сплочение даже на основе антигуманных норм отношений отдельные педагогические работники считают позитивным явлением. Это происходит из-за того, что организаторские задачи они считают более значимыми, чем воспитательные, а манипулирование сплоченной группой осуществлять значительно легче.

Работа с группой может рассматриваться в двух плоскостях. С одной стороны, речь идет о том, что, оказывая воспитательное влияние на обучающихся, преподаватель, мастер производственного обучения или администратор должны учитывать специфику группы, особенности ее сплочения, а с другой стороны –– стремиться к тому, чтобы сплочение группы происходило достаточно демократично, на основе гуманистических норм отношений, т. е. стремиться к созданию воспитательного коллектива.

Управление развитием коллектива

В учебном заведении должна быть создана обстановка, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность с решением главных задач, стоящих перед педагогами и учащимися. В этом плане важную роль призвано сыграть участие детей в управлении своим коллективом. Развитие самоуправления помогает почувствовать всю сложность социальных отношений.

Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Через свое участие в решении общих проблем учащиеся вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения к цели совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.

Ученическое самоуправление –– форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Подведение итогов, групповая рефлексия позволяют подвести членов коллектива к новой цели совместной деятельности, при этом на последующих этапах, с каждым циклом они все самостоятельнее определяют цель, реализуемую впоследствии коллективом.

Самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности учащихся, и тем быстрее, чем ярче выражена сфера их интересов.

Целесообразно выделить специфические функции самоуправления. К ним можно отнести самоактивизацию, организационное саморегулирование, коллективный самоконтроль.

Самоактивизация предполагает приобщение как можно большего числа членов коллектива к решению управленческой проблемы, систематическую работу по вовлечению их в управление новыми сферами деятельности.

Организационное саморегулирование подразумевает гибкость в реализации организаторских функций членами коллектива, устойчивое влияние, авторитетность актива, способность коллектива самостоятельно изменять свою структуру с целью более успешного решения организаторских задач.

Коллективный самоконтроль предусматривает постоянный анализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и на основе этого самоанализа поиск более эффективных путей решения управленческих задач.

Одним из ведущих факторов, способствующих развитию самоуправления в коллективе, являются конкурентные отношения между различными группами, которые не только активизируют деятельность учащихся, но и обогащают их взаимоотношения, вносят в них дух здорового соперничества. Важно только обеспечить такие отношения нравственными регуляторами, которые позволяют сделать их честными. Педагоги должны всячески одобрять деятельность, направленную на организацию взаимопомощи.

Развитие самоуправления обучающихся в коллективе всего образовательного учреждения по сравнению с развитием самоуправления в группе имеет свои особенности. Самоуправление в образовательном учреждении направлено на решение задач, стоящих перед учебным заведением. Коллектив группы, отличаясь однородным возрастным и постоянным составом, создает условия для участия каждого в общественной деятельности. Поэтому органы самоуправления образовательного учреждения не должны регламентировать инициативу и самостоятельность коллективов групп.

Для педагога важно постоянно отслеживать, как развивается самоуправление в учебном заведении. Для этого можно проводить опросы обучающихся по различным методикам4.

 

Организация воспитательного процесса 
в профессиональном учебном заведении

В рамках профессионального учебного заведения успешное решение задачи формирования воспитанности и культуры молодых людей возможно лишь через организационную систему воспитания, включающую в себя администрацию (ректорат), кабинеты (методические объединения), общественные организации и объединения, кружки художественной самодеятельности, спортивный клуб, институт кураторов (классных руководителей и мастеров).

Администрация (ректорат) является основным органом в профессиональном учебном заведении, осуществляющим организацию всей системы воспитания обучающейся молодежи. Она объединяет усилия общественных организаций, социальных институтов и отдельных граждан для создания единого пространства, необходимых условий для всестороннего развития личности.

Общественные объединения и организации (студенческие и ученические профессиональные комитеты; краевые, региональные организации, например, Союз студентов Брянщины и т. п.) объединяют студентов и учащихся на принципах добровольности, нравственности и патриотизма. Создают условия и организуют деятельность молодежи, направленную на всестороннее развитиеличности в различных сферах жизни, раскрытие и реализацию их потенциала, защиту интересов и прав членов студенческих и ученических объединений и организаций.

Объединение художественной самодеятельности призвано: выявлять творческие способности и оказывать помощь в их развитии и совершенствовании; развивать различные направления художественно-эстетической деятельности, организовывать встречи с деятелями искусства и культуры, проведение музыкальных и литературных и театральных вечеров, смотров и конкурсов художественной самодеятельности учащихся; расширять культурный охват и повышать творческий потенциал молодежи.

Спортивный клуб организует занятия спортивных кружков и секций, помогает укреплять свое здоровье, вырабатывает необходимые морально-волевые качества, учит правильно организовывать досуг. Занятия физической культурой и спортом играют незаменимую роль в подготовке юношей к службе в армии, формировании патриотизма, нравственности и гражданского мужества.

Кураторы проводят воспитательную работу в группах, при этом используется совместное планирование мероприятий и акций учащихся, кураторов и администрации. Организация конкурсов, соревнований, диспутов, дискуссий, встреч помогает кураторам лучше узнать учащихся, выявить их склонности и способности, развивать в молодых людях чувство ответственности за порученное дело, стимулировать их активность в вопросе самовоспитания.

Планирование воспитательной работы

Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы воспитательной работы. Целенаправленное планирование помогает педагогам избежать многих ошибок. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы и конкретные пути решения воспитательных задач.

План воспитательной работы призван упорядочить педагогическую воспитательную деятельность, обеспечить выполнение таких требований к воспитательному процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов.

Общий ход любого планирования можно представить тремя этапами:

  1. составление педагогом проекта плана;
  2. коллективное планирование (апробация, корректировка, проверка замыслов педагога, сбор предложений, идей учащихся, родителей);
  3. корректировка первоначальных замыслов, уточнение целей, задач, способов, методов и результатов деятельности.

При планировании воспитательной работы необходимо учитывать:

  • результаты воспитательной работы и выводы, полученные в ходе анализа;
  • воспитательные и организационно-педагогические задачи;
  • материалы, советы и рекомендации методической литературы по воспитательной работе;
  • передовой опыт, страны, города, учебного заведения;
  • возможности родителей, общественности;
  • воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений;
  • традиционные праздники учебного года;
  • события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;
  • традиции учебного заведения;
  • мероприятия, проводимые ближайшими культурными учреждениями;
  • предложения педагогов и учащихся.

Изучение практического опыта показало, что в образовательном учреждении применяются следующие планы воспитательной работы:

  • перспективный план, раздел годового плана работы образовательного учреждения;
  • календарные планы воспитательной работы с ученическим коллективом на четверть или месяц, на полугодие;
  • план методической работы с педагогами по вопросам воспитания молодежи;
  • план контроля за организацией и результатами воспитательной работы;
  • планы клубов, штабов, советов и других студенческих и ученических коллективов;
  • перспективные планы работы по направлениям воспитания на несколько лет, по эстетическому просвещению;

Информация о работе Теория и методика воспитательной работы