Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 20:05, курсовая работа
Сущность и содержание процесса воспитания· Современные концепции и подходы к воспитанию · Закономерности и принципы воспитания · Методы, формы и технологии воспитания · Формирование и развитие коллектива обучающихся · Организация воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении · Воспитательная работа в общежитии · Критерии и показатели воспитанности будущих специалистов и методы ее выявления
Информация –– обеспечение воспитанников теми или иными сведениями непосредственно через педагога. Данный метод можно считать исходным, так как он применяется при начальном ознакомлении с новыми идеями, теориями, правилами и другими сведениями, составляющими основное содержание воспитания.
Главным средством использования метода информации является живое слово и личный пример педагога. При этом применяются такие формы, как рассказ, беседа, лекция, инструкция. Целесообразным представляется привлечение для этих целей других людей: очевидцев важных событий, мастеров производства, видных деятелей науки, политических деятелей, представителей власти и т. д.
Поиск –– обеспечивает вовлечение воспитанников в процессы самостоятельного приобретения знаний, сбора и исследования информации ценностно-ориентированного характера. На основе поиска формируются навыки и умения самообразовательной деятельности.
Среди видов поисковой деятельности выделяют туристско-краеведческую работу, биографический поиск –– сбор материалов о жизни и деятельности выдающихся людей родного края. Это могут быть как современники, так и исторические личности. Этот достаточно сложный вид деятельности требует знания приемов поисковой деятельности: конспектирования литературных источников, обработки собранных материалов, создания видеофильмов и т. п.).
Основными этапами поисковой деятельности являются:
Дискуссия –– обеспечивает вовлечение воспитанников в товарищеский обмен мнениями, способствуя поддержке и развитию нравственно-этических представлений, формируя самокритичность и готовность к преодолению ошибочных взглядов и неверных точек зрения.
Важно, чтобы в процессе дискуссии проявилась готовность поддержать товарища, оказать ему нравственную помощь, сочувствие в трудной ситуации. Обогащение и развитие обсуждаемых идей должно быть главным в содержании дискуссии. Это, однако, не должно исключать тактичной, доброжелательной критики и аргументированного опровержения ложных представлений.
Применение дискуссионного метода предполагает наличие доверительных товарищеских отношений педагогов и воспитанников, наставников и молодежи, уважительного отношения друг к другу, к мнению членов коллектива, взаимной доброжелательности и такта.
Взаимное просвещение –– обеспечивает формирование у воспитанников потребности и умения пропагандировать свои знания, взгляды и убеждения и реализуется в повседневной пропагандистской и разъяснительной работе среди своих товарищей. На этом этапе коллектив становится субъектом воспитательной работы, а педагог выполняет роль помощника и консультанта. Взаимное просвещение усиливает воспитательные функции коллектива, увеличивает число людей, готовых щедро поделиться своими знаниями и мастерством с другими членами коллектива, своими товарищами.
Методы стимулирования. Эта группа методов воспитания относится к методам воздействия на мотивационную сферу, в основе которых лежит формирование у обучающихся осознанных побуждений их жизнедеятельности. Методы стимулирования включают: требование, перспективу, поощрение, наказание и общественное мнение. В качестве стимулирования педагогике в распространены такие его компоненты, как поощрение и наказание.
Поощрение –– выражает положительную оценку действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения предполагают возбуждение позитивных эмоций, вселяет уверенность. Поощрение проявляется в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. При использовании поощрения необходимо учитывать индивидуальные качества поощряемого.
Наказание –– компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Существуют такие виды наказаний, как наложение дополнительных обязанностей, лишение или ограничение определенных прав, выражение морального порицания, осуждения. Наказание должно быть справедливым, тщательно продуманным. Однако педагогу нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение ученика.
Методы стимулирования помогают человеку формировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей, смысла своей жизни и деятельности, выбору мотивов и целей, т. е. тому, что составляет суть мотивации.
Требование –– обеспечивает вызов определенного поведения воспитанников и проявление их деловых и нравственных качеств путем выражения норм поведения при личных контактах педагога с воспитанниками.
По форме предъявления различаются прямые и косвенные требования. Для прямого требования характерны определенность, конкретность, точность, понятные формулировки. Косвенные требования (совет, просьба, намек, одобрение) отличаются от прямых тем, что стимулом действия становятся психологические факторы: переживания, интересы, стремления.
Перспектива как метод педагогического стимулирования обеспечивает налаживание общественно полезной деятельности воспитанников путем выдвижения перед ними увлекательных, интересных целей, трансформирующихся в личные стремления и желания. Мастерство педагога заключается в постановке перед воспитанниками воодушевляющих и значительных перспектив. Важно поощрять тех воспитанников, которые сами выдвигают полезные жизненные планы и цели.
Выделяют перспективу близкую (встреча с друзьями, посещение кинотеатра, театра, клуба, дискотеки); среднюю, т. е. ожидаемое событие несколько отодвинуто (ожидание традиционных праздников, летнего отдыха, предстоящего путешествия и др.), и дальнюю –– намеченные жизненные планы воспитанников (дальнейшая учеба, профессиональная деятельность, перспективы семейной жизни и т. д.).
Общественное мнение –– обеспечивает поддержку и развитие общественно полезной деятельности и проявление моральных качеств воспитанников посредством выполнения моральных требований, постановки и реализации общественно значимых перспектив, нравственной оценки поведения членов коллектива. Общественное мнение существенно влияет на поведение людей. Одним из способов выражения общественного мнения является деятельность лиц, избираемых коллективом в качестве организаторов того или иного дела, мероприятия. Действенным средством могут стать печатные органы коллектива, радиовещание (местное радио).
Формы воспитания
В практике воспитания постоянно приходится сталкиваться с понятием форма воспитания, под которым подразумевается внешнее проявление процесса воспитания. Установлено, что эффективность воспитательного процесса во многом зависит от формы его организации.
Существуют различные классификации форм воспитания. По количеству охватываемых процессом воспитания учащихся формы воспитания делятся на индивидуальные, формы для микрогруппы, групповые (коллективные) и массовые. Следует помнить, что при увеличении числа воспитанников качество воспитания снижается.
В зависимости от решаемой педагогической задачи формы воспитательной работы делятся на три группы:
1) формы управления и самоуправления жизнью в учебном заведении (собрания, линейки, митинги, часы кураторов и мастеров; заседания представительных органов ученического самоуправления, стенная печать и др.);
2) познавательные формы (экскурсии, походы, фестивали, газеты, тематические вечера, студии, секции, выставки и др.);
3) развлекательные формы (вечера, КВН и т. д.).
Каждая воспитательная форма педагогического процесса решает не одну воспитательную задачу. Так, развлекательные формы воспитания должны способствовать интеллектуальному и духовному развитию учащихся, укреплению их здоровья. Но это возможно только при условии правильной их подготовки, организации и проведении.
Другая классификация выделяет как основные иные формы воспитательного процесса: урок (лекции, семинарские занятия, практические занятия, диспуты, деловые игры, уроки-экскурсии); кружки (предметные, технического творчества, экономических и экологических знаний, самодеятельного художественного творчества); объединения по интересам (фото- и киностудии, интернет-клубы, университеты культуры, стройотряды, спортивные секции и т. д.).
Наиболее распространенной формой воспитательной работы в профессиональном учебном заведении является классный (кураторский) час. Появление этой формы работы было вызвано необходимостью проведения спланированной деятельности по нравственно-эстетическому, правовому и т. д. воспитанию учащихся. Центральным компонентом классного часа является беседа куратора (мастера) с учащимися на заранее спланированную тему. Кроме этого на классных (кураторских) часах обсуждаются текущие дела, предусматриваются какие-либо развлечения с целью развития неформального общения учащихся, организации их досуга, повышения интереса к совместной внеурочной деятельности.
Другая, наиболее часто встречающаяся форма воспитательной работы в профессиональных учебных заведениях –– собрание, рассматриваемое как высшая форма ученического самоуправления. Повестка собрания определяется заранее, число обсуждаемых вопросов небольшое –– 1–3. По каждому вопросу предусматривается информация (доклад), обсуждение и принятие решения. Ведет собрание избираемый председатель или руководитель представительного органа ученического самоуправления. Ход обсуждения и принимаемого решения записываются в протокол собрания.
Технологии воспитания
Технологии воспитания –– это воспитательная деятельность педагогов, связанная с планированием предполагаемого ими результата и способов его достижения, с моделированием этих способов, осуществлением разработанных планов и моделей, управлением деятельностью и поведением людей, реализующих эти планы.
При разработке воспитательных технологий необходимо учитывать следующие особенности.
Процесс воспитания имеет целостный характер, его трудно разорвать на составные части. Воспитательные воздействия осуществляются не по последовательно-параллельной схеме, а комплексно.
Воспитатель поставлен перед необходимостью вести технологический процесс от начала и до конца. В данном случае учитывается индивидуальное мастерство, которое опирается на общую технологию воспитания.
За технологией в области воспитания остаются общие для всех этапы, которые необходимо преодолеть на пути формирования развивающейся личности. При технологическом решении проблем воспитания каждый воспитатель обязан пройти основной путь достижения цели, контролируя и корректируя результаты в заранее определенных точках через соответственные творческие способности.
Идея целостности воспитательного процесса в практической технологии осуществляется через комплексный подход. Комплексность означает единство целей, задач, содержания, методов и форм воспитательного воздействия и взаимодействия. Современные технологии воспитания предполагают комплексный подход, выполняя обязательные требования:
При комплексном подходе к формированию личности должна быть учтена совокупность всех указанных условий. Благоприятное воздействие на личность может сказать и изменение внешних условий.
Системность, комплексность, последовательность, непрерывность воспитания лучше передает понятие «воспитательное дело», которым предпочитают пользоваться практики. Воспитательное дело –– это форма организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников. Главные отличительные особенности воспитательного дела –– это необходимость, полезность и осуществимость. Воспитательный процесс состоит из цепи непрекращающихся воспитательных дел.
Воспитательные дела имеют коллективный, творческий характер и называются коллективными воспитательными делами. Если рассматривать воспитательные дела как обособленные системы образования, можно выявить, что все они конструируются поэтапно: 1) целеполагание (анализ ситуации, формирование доминирующей и сопутствующих воспитательных целей); 2) планирование; 3) организация и подготовка; 4) осуществление дела; 5) анализ достигнутых результатов.
Доминирующая воспитательная цель определяет задачи конкретных дел. В наглядном деле выделяется стержневая идея, которая совпадает с одним из общих направлений воспитания (интеллектуальным, физическим, трудовым, эстетическим, экономическим). По целям и назначению выделяются многие виды воспитательных дел: социально-ориентированные, эстетические, познавательные, спортивно-физкультурные, трудовые и др. Воспитательные дела, в которых доминирующей целью выступает воспитание общественно-значимых качеств, называют социально-ориентированными. Главная цель воспитательного дела данного направления –– формирование у школьников системы социальных отношений: к обществу, к органам правопорядка и т. д. Содержанием стержневых качеств личности является формирование гражданской позиции через проявление личной причастности к происходящим событиям. Параллельно формируется такое качество личности, как дисциплинированность.