Технология концентрированного обучения при изучении дисциплины «информатика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 07:57, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в разработке методических материалов для реализации технологии концентрированного обучения по дисциплине «Информатика».
Из цели логически вытекают задачи:
- Изучить и проанализировать теоретическую и методическую литературу по технологии концентрированного обучения.
- Разработать и обосновать внедрение учебных блоков дисциплины «Информатика» в технологии концентрированного обучения в процессе профессиональной подготовки в структуре НПО.
- Разработать методические материалы дисциплины «Информатика» для реализации технологии концентрированного обучения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
КОНЦЕНТРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 7
Технология концентрированного обучения как одна из технологий профессиональной подготовки 7
Модели организации концентрированного обучения 12
Учебный блок и его структура в технологии концентрированного обучения 15
РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ КОНЦЕНТРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ НФОРМАТИКА» 18
2.1 Анализ федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего профессионального образования по специальности Информационная безопасность автоматизированных систем 18
2.2 Разработка учебного блока на тему: MS WORD 22
2.3. Разработка учебного блока на тему MS EXCEL 46
2.4.Разработка учебного блока по теме MS POWER POINT 60
2.5. Результаты внедрения технологии концентрированного обучения 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ А – Разработка теста итогового контроля по курсу «Информатика» 79

Вложенные файлы: 1 файл

концентрированное обучение.doc

— 2.04 Мб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Российский государственный  профессионально-педагогический университет»

Филиал РГППУ  в г. Кемерово

 

 

 

К ЗАЩИТЕ ДОПУСКАЮ:

Директор филиала  РГППУ 

в г. Кемерово

__________А.И. Ягафарова

«____»____________2013 г.

 

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЯ  КОНЦЕНТРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА»

 

Выпускная квалификационная работа специалиста

по специальности 050501 Профессиональное обучение

(информатика, вычислительная  техника и компьютерная технологии)(030510.14)

 

 

 

Идентификационный код ВКР: 0942607

 

 

 

Исполнитель:

студент группы КР416-СПТ

 

Е.Ю. Петрова

 

(подпись)

 

Руководитель:

к.фил.н.

 

Е.В. Сигарева

 

(подпись)

 

Нормоконтролёр:

ст. преподаватель

 

К.Е. Глинчиков

 

(подпись)

 

 

 

 

Кемерово 2013

 

РЕФЕРАТ

 

Выпускная квалификационная работа содержит 90 страниц машинописного текста, 5 таблиц и 18 использованных источников.

Ключевые слова: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, КОНЦЕНТРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ, МОДЕЛЬ КОНЦЕНТРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ, МЕТДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА, УЧЕБНЫЙ БЛОК, АНАЛИЗ, ИНФОРМАТИКА.

Объектом  исследования выпускной квалификационной работы является процесс обучения студентов  НПО в технологии концентрированного обучения.

Предметом исследования выступает реализация технологии концентрированного обучения по дисциплине «Информатика» в НПО.

Цель исследования заключается в разработке методических материалов для реализации технологии концентрированного обучения по дисциплине «Информатика».

Гипотеза исследования:  предполагается, что внедрение разработанного комплекса учебных блоков в технологии концентрированного обучения, позволит провести подготовку студентов более эффективно по дисциплине  «Информатика».

В выпускной квалификационной работе проанализирована учебно-методическая литература по проблеме технологии концентрированного обучения и ее применения в образовательном процессе, произведен отбор содержания учебных блоков, разработана методическая разработка технологии концентрированного обучения по дисциплине «Информатика».

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

  1. КОНЦЕНТРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ  7
    1. Технология концентрированного обучения как одна из технологий профессиональной подготовки 7
    2. Модели организации концентрированного обучения 12
    3. Учебный блок и его структура в технологии концентрированного обучения 15
  2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ КОНЦЕНТРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ НФОРМАТИКА» 18

2.1 Анализ федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего профессионального образования по специальности Информационная безопасность автоматизированных систем 18

2.2 Разработка учебного блока на тему: MS WORD 22

2.3. Разработка учебного блока на тему MS EXCEL 46

2.4.Разработка учебного блока по теме MS POWER POINT 60

2.5. Результаты внедрения технологии концентрированного обучения  72

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77

ПРИЛОЖЕНИЕ А – Разработка теста итогового контроля по курсу «Информатика» 79

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Радикальные изменения  в экономике России, на рынке труда, в социальной сфере оказывают существенное влияние на развитие образования. Главной задачей российской образовательной политики стало обеспечение современного качества образования. «Основная цель профессионального образования, - заявлено в концепции модернизации российского образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности, готового к постоянному росту социальной и профессиональной мобильности».

Традиционно сложившаяся система образования  не вполне обеспечивает формирование требуемых качеств личности и достижения необходимого качества знаний. В то время как, образовательные стандарты нового поколения, направлены на реализацию компетентностного подхода в современном образовании. Компетентностный подход отражает такой вид содержания образования, который не сводится непосредственно к знаниево-ориентировочному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых функций, социальных ролей, компетенций.

На современном этапе  развития российского образования главным отличительным признаком является отход от технологии трансляции знаний к активным технологиям, ориентированным на продуктивный, компетентностный, творческий процесс.

Компетенции понимаются как готовность студента к профессиональной деятельности (Э.З. Зеер): способность действовать самостоятельно и ответственно в рамках своей компетентности в соответствии со своими правами, обязанностями и областью профессиональных задач, на которые распространяются необходимые полномочия.

 При написании выпускной  квалификационной работы большую  помощь оказали идеи и труды  Э.З. Зеера (компетентностный подход  в высшем профессиональном образовании) и др.

В рамках актуальности выбранной  темы формируется противоречие, которое состоит в том, что методическое обеспечение в среднепрофессиональном образовании по дисциплине «Информатика» в рамках компетентностного подхода не соответствует образовательным стандартам третьего поколения. На основании выявленного противоречия проблемой исследования является отсутствие научно-обоснованного методического обеспечения по технологии концентрированного обучения, с помощью которого контролируется готовность студентов к профессиональной деятельности по дисциплине «Информатика» в соответствии с ФГОС.

К педагогическим технологиям, гарантирующим достижение запланированного результата, можно отнести концентрированное обучение. Протекание педагогического процесса в технологии концентрированного обучения позволит ликвидировать существенные недостатки традиционной системы организации учебного процесса, обеспечить непрерывность процесса познания и его целостность, синтез знаний и умений.

Объектом  исследования выпускной квалификационной работы является процесс обучения студентов НПО в технологии концентрированного обучения.

Предметом исследования выступает реализация технологии концентрированного обучения по дисциплине «Информатика» в НПО.

Цель исследования заключается в разработке методических материалов для реализации технологии концентрированного обучения по дисциплине «Информатика».

Из цели логически  вытекают задачи:

- Изучить и проанализировать теоретическую и методическую литературу по технологии концентрированного обучения.

- Разработать и обосновать внедрение учебных блоков дисциплины «Информатика» в технологии концентрированного обучения в процессе профессиональной подготовки в структуре НПО.

- Разработать методические материалы дисциплины «Информатика» для реализации технологии концентрированного обучения.

- Экспериментально проверить и проанализировать эффективность разработанных материалов по технологии концентрированного обучения на базе Ленинск - Кузнецкого профессионального училища №14.

Гипотеза исследования: предполагается, что внедрение разработанного комплекса учебных блоков в технологии концентрированного обучения, позволит провести подготовку студентов более эффективно по дисциплине  «Информатика».

 

 

    1.  КОНЦЕНТРИРОВАННОЕ  ОБУЧЕНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

 

1.1. Технология концентрированного обучения как одна из технологий профессиональной подготовки

 

Педагогической  наукой и практикой накоплен достаточный  фонд эффективных педагогических технологий. К их числу относится и технология концентрированного обучения. Объединяющей характеристикой разных вариантов этой технологии является стремление сформировать у учащихся систему целостных знаний, алгоритмов деятельности, качеств личности, отвечающих требованиям сегодняшнего дня.1

Применение  в образовательном процессе современных  образовательных технологий позволяет  обеспечить личностный рост обучающихся, самоопределение и становление творческого потенциала выпускника.2

Технология концентрированного обучения - это такая форма организации  учебного процесса, при которой в  течение определенного отрезка  времени происходит изучение одного предмета или нескольких дисциплин, имеющих межпредметные связи.

Цель концентрированного обучения состоит в повышении  качества обучения и воспитания учащихся, достижения системности знаний, их мобильности путем создания оптимальной организационной структуры учебного процесса.

Существенными признаками технологии концентрированного обучения являются:

- ликвидация многопредметности  учебного дня, недели, семестра;

- единовременная продолжительность  изучения предмета или раздела  учебной дисциплины;

- непрерывность процесса  познания и его целостность;

- наличие благоприятных  условий для интеграции теории  и практики, синтеза знаний и  умений;

- применение системы  форм, методов и средств обучения, адекватно реализующих целостный процесс познания.

В основе концентрированного обучения лежат специфические принципы, вытекающие из самой природы новой организационной формы. К ним относятся:

– принцип концентрации учебных процессов и учебного материала во времени;

– принцип интенсивности.

Согласно принципу концентрации обучения нужно долгое вдумчивое к одному чему-нибудь отношение, чтобы это одно стало дорого личности. Он требует, чтобы всякое новое впечатление, возникающее у учащихся не прерывалось до тех пор другими впечатлениями, пока оно не внедрилось в сознание индивида, потому что лишь успокоенный в себе, незанятый ум может начать воспринимать плодотворно новые формы впечатлений. Поэтому принцип концентрации выступает против множественности предметов изучения, против их обилия в один день. Принцип концентрации обучения проявляется в организации учебного времени и учебного материала. В соответствии с ним учебное время, отводимое на изучение предмета, концентрируется так, что обучение проходит компактно, в уплотненном режиме.

Концентрация учебного материала достигается, во-первых, за счет переконструирования материала на основе идеи об укрупнении учебных единиц, в соответствии с которой теоретические сведения определенного раздела программы концентрируются и подаются учащимися единым блоком в обобщенном систематизированном виде. Во-вторых, за счет оптимизации распределения учебного материала в системе концентрации (по циклам, микроциклам, занятиям), а также пересмотра приемов и способов работы с ним.

Принцип интенсивности  обучения предусматривает такую  организацию занятий, при которой  за минимально необходимое учебное время обеспечивается эффективное усвоение максимально возможного для данных конкретных условий объема учебного материала при максимальной активизации учебной деятельности учащихся с учетом их реальных возможностей. Этот принцип находит выражение в концентрации учебного времени, одновременном введении достаточно большого объема нового материала, насыщенности занятий видами и формами работ, способствующих повышению плотности общения и активизации деятельности учащихся.При составлении программы обучения мы должны учитывать психофизиологические особенности личности, закономерности динамики работоспособности учащихся в течение дня и недели, закономерности процесса забывания и запоминания информации.

Принцип учета психофизиологических особенностей личности отражает факт необходимости приведения организационной структуры обучения в соответствие с:

1) закономерностями процессов  забывания и запоминания информации  человеком; 

2) закономерностями динамики  работоспособности учащихся в  течение дня и недели. Физиологами гигиенистами определена зависимость умственной активности и качества усвоения учебного материала от уровня работоспособности. (М.В. Андропова и др.). Работоспособность учащихся претерпевает значительные изменения в течение дня, недели, года. Принято различать период врабатывания, период устойчивой работоспособности и период снижения работоспособности.

Информация о работе Технология концентрированного обучения при изучении дисциплины «информатика»