Толерантность в процессе обучения школников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 23:16, контрольная работа

Краткое описание

Пристальное внимание исследователей к проблематике толерантности объясняется и четко выраженной тенденцией гуманизации науки, повышением интереса к проблемам личностного развития растущего человека, выделением важнейшей задачи воспитания, заключающейся в формировании у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты социально-педагогической деятельности
Толерантность как социально педагогическое понятие
1.2 Содержание социально-педагогической деятельности в условиях СОШ
Формы методы и приемы принципа толерантности, применяемые в педагогической деятельности
2. Применение принципа толерантности с детьми младшего школьного возраста
2.1 Возрастные особенности младшего школьника
2.2 Содержание педагогической деятельности с младшими школьниками
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

кр.docx

— 38.93 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

1. Теоретические аспекты социально-педагогической деятельности

    1. Толерантность как социально педагогическое понятие

1.2 Содержание  социально-педагогической деятельности  в условиях СОШ

    1. Формы методы и приемы принципа толерантности, применяемые в педагогической деятельности

2. Применение принципа толерантности с детьми младшего школьного возраста

2.1 Возрастные  особенности младшего школьника

2.2 Содержание педагогической деятельности с младшими школьниками

Заключение

Список литературы

 

 

Введение

 

Проблема  толерантности - одна из наиболее актуальных и сложных в современной науке. Значительное увеличение количества исследований в данной области в конце XX - начале XXI века связано с участившимися  актами насилия, терроризма, обострившимися межрелигиозными и межнациональными конфликтами, проникновением проявлений нетерпимости в школу.

Пристальное внимание исследователей к проблематике толерантности объясняется и  четко выраженной тенденцией гуманизации  науки, повышением интереса к проблемам  личностного развития растущего  человека, выделением важнейшей задачи воспитания, заключающейся в формировании у школьников гражданской ответственности  и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.

Система образования наряду с воспитанием  в личности чувств национального  достоинства, единства, патриотизма, любви  к Родине обязана предотвращать  в человеке какие бы то ни было националистические чувства, идеи превосходства своей  нации, религии, личности над другими, которые ведут в конечном итоге  к национальной, межрелигиозной, межличностной  вражде и войнам.

Таким образом, одной из важнейших задач современной  школы является воспитание у школьников толерантности как качества личности. Именно в младшем школьном возрасте создаются наиболее благоприятные  условия для формирования социально-значимых качеств личности (Т.П.Гаврилова, С.И.Галяутдинов, В.Д.Ермоленко, Л.В.Занков), в том числе  и толерантности.

Проблему  терпимости, воспитания толерантности  у детей в той или иной степени  затрагивали в своих диссертационных  работах и научных публикациях  многие отечественные и зарубежные философы: P.P.Валитова, В.Жанкелевич, В.М.Золотухин, Ж.Лессэ, Дж.Локк, А.П.Мчедлов, Э.Нарагхи, Н.К.Рерих, Ж.-Ж.Руссо, В.А.Тишков, Л.Н.Толстой, Б.Уильяме и др.; психологи: А.Г.Асмолов, В.Е.Кемеров, Е.Ю.Клепцова, И.В.Крутова, Ф.М.Малхозова, В.Г.Маралов, А.П.Оконешникова, Г.У.Солдатова и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические аспекты социально-педагогической  деятельности

 

1.1 Толерантность как социально педагогическое понятие

 

Понятие толерантность является предметом изучения многих наук: философии, этики, политологии, медицины, педагогики, психологии. Слово “толерантность” имеет почти одинаковый смысл в различных языках: в английском – готовность быть терпимым; во французиком – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском – быть по отношению к другим великолепным; в арабском – милосердие, терпение, сострадание; в русском – умение принять другого таким, какой он есть. В русском языке термин толерантность использовался, в основном, в медицине как «отсутствие или ослабление реагирования на какой-то неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А термин «терпимость» (способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей) не включал до последних пяти – семи лет в себя все значения, присуще толерантности.

В своем широком смысле слово «толерантность» означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту.

Толерантность неотъемлемо связана с самой концепцией прав человека. Она формируется на основе утверждения прав и основных свобод человека, плюрализма (в том числе культурного), демократии. Для нее характерно также активное неприятие расизма, ксенофобии, религиозной нетерпимости, терроризма, различного рода экстремизма. При этом терпимость должны проявлять как отдельные граждане и социальные группы, так и народы, государства.

Волна терроризма, прокатившаяся по всему миру, теракты  в российских городах; рост организованной преступности, решение личных, коммерческих, политических и иных споров с использованием оружия, коррупция и чиновничий произвол, несомненно, препятствуют утверждению  принципов толерантности. Отголоски  событий в США, Афганистане, бывшей Югославии, взрывов жилых домов  в Москве и некоторых других городах  России, захват нескольких сотен заложников в Театральном центре «Норд Ост», массовые волнения в Москве, теракт в аэропорту Шереметьево… наглядно показали, что социумом во многих случаях  правят не гуманные начала, а, напротив, террористы, желающие деморализовать общество и повлиять на власть.

Тем не менее, формирование толерантного пространства в обществе на данном этапе времени  набирает свои обороты. Всем уже становиться  понятным актуальность проблем толерантности, поэтому для их решений уделяется  пристальное внимание.

Особо пристальное  внимание развитию толерантности стали  уделять в школах. Так как необходимо еще в детстве объяснить детям, насколько важна терпимость в  нашем мире. В школах ведется целенаправленная работа по формированию у детей толерантности: проводятся мероприятия, праздники, которые  направлены на сплочение всех детей  и подростков, классные часы, посвященные  проблемам толерантности.

Главным шагом в развитие толерантного общества было принятие и подписание «Декларации принципов толерантности». Которая утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. Было проведено множество конференций, круглых столов и мероприятий, на которых поднимались именно проблемы толерантности общества. Так же были приняты Федеральные Целевые программы. Одна из них: Федеральная Целевая программа «ФОРМИРОВАНИЕ УСТАНОВОК ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ».

Впервые поднял вопрос о толерантности в  контексте проблемы межнациональных  отношений академик, директор Института  этнографии и антропологии РАН В.А. Тишков, говоря о необходимости “межнациональной толерантности”. По его определению  “толерантность – это личностная или общественная характеристика, которая  предполагает осознание того, что  мир и социальная среда – многомерны и следовательно взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу”. Он определил, что толерантность выражается на психологическом уровне (как внутренняя установка и отношение личности и коллектива) и политическом уровне (как действие или осуществленная норма).

Наиболее  точное в современной отечественной  педагогике трактовку толерантности  дал Б.З. Вульфов. Толерантность - то способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми, которым присущи иные менталитет, образ жизни”. Под процессом воспитания он подразумевает создание пространства взаимодействия с другими по взглядам или поведению людьми, их сообществами. [1]

Нашей задачей  является рассмотреть понятие толерантность  с точки зрения социальной педагогики. В социально-педагогическом контексте нет однозначного понимания толерантности, несмотря на довольно широкое распространение данного термина в социологии, психологии и педагогике.


1.Вульфов Б.З. "Воспитание толерантности, сущность и средства" // Внешкольник - 2002 г., № 6.

 А. Асмолов  считает, что это качество выражает три пересекающихся значения: устойчивость, терпимость и допустимое отклонение.

В различных  источниках по педагогике и психологии смысл термина «толерантность» объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. Толерантность — трудное и редкое достижение по той простой причине, что фундаментом сообщества является групповое сознание.

Люди  объединяются в одной общности с  теми, кто разделяет их убеждения, или с теми, кто разговаривает  на том же языке или имеет ту же культуру. При этом объединение  в общность может осуществляться по различным признакам: национальным, этническим, социальным, профессиональным, досуговым и т. п.

Мы знаем, что различных людей следует воспринимать такими, какие они есть, со своими обычаями, традициями, стереотипами поведения. Людям следует помогать, так как помощь слабому — это наш долг, причем в первую очередь — перед своей совестью. Однако в реальной жизни в обыденном мнении часто создается негативное отношение к тем или иным группам людей, проявляется агрессивность.

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность — гармония в многообразии. Это качество личности является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим. Оно представляет установку на определенный тип отношений, который проявляется в личностных действиях человека. Мы понимаем под толерантностью реализуемую готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения.

Толерантность — интегрированное качество. Если оно сформировано, то проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. В то же время опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности. [2]

В этой связи, на наш взгляд, можно говорить о  межличностной, социальной, национальной толерантности и веротерпимости. Межличностная толерантность проявляется  по отношению к конкретному человеку, социальная — к конкретной группе, обществу, национальная — к другой нации; веротерпимость — к другой вере.

Толерантность не пассивна, она активна. Это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это прежде всего  активное отношение, формируемое на основе признания универсальных  прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность  не может служить оправданием  посягательств на эти основные ценности. Толерантность должны проявлять  отдельные люди, группы и государства. [3]

 

 

 

 


2, 3. Деклорация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года

                Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает понимание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

На наш  взгляд, толерантная личность —  это человек, хорошо знающий себя и понимающий других людей. Когда мы говорим о толерантной личности, мы не имеем в виду отказ от собственных взглядов, ценностных ориентации и идеалов. Толерантность не должна сводиться к индеферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов, а предполагает, с одной стороны, устойчивость, как способность человека реализовать свои личные позиции, а с другой — гибкость, как способность с уважением относиться к позициям и ценностям других людей.

Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь  тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка.

Категория толерантности может быть рассмотрена  с разных позиций: как этико-философское  понятие, как принцип взаимоотношений  между последователями разных идеологических концепций, убеждений и верований, как метод социально-политических решений и действий и т.д. Выделяют разные формы толерантности - личная, общественная, проявляющаяся в морали, нравах, менталитете, сознании, государственная, отраженная в законодательстве, политической практике [4]

Основой толерантности является признание  права на отличие. Она проявляется  в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки  зрения, сдержанности к тому, что  не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры.

Информация о работе Толерантность в процессе обучения школников