Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 14:04, курсовая работа
Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна. По прогнозам ученых, 3-е тысячелетие на пороге, которого стоит человечеств, будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие образованные люди станут ценить как истинное национальное богатство. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний предъявляет иные, чем были 30-40 лет назад, требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. На первые план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.
Введение
Вступительное слово
Теоретические основы умственного воспитания школьников младшего возраста
2.1 Понятие об умственном воспитании младших школьников
2.2 Содержание умственного воспитания младших школьников
2.3 Сущность умственного воспитания младших школьников
2.4 Особенности умственного воспитания младших школьников
2.5 Цели умственного воспитания
2.6 Задачи умственного воспитания
3. Возрастные особенности младшего школьника
4. Практическая работа
Диагностика кратковременной памяти
Диагностика способности к смысловой обработке запоминаемого материала
5. Вывод
Правительство Санкт — Петербурга
Комитет по образованию
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
педагогический колледж №1 им. Н.А. Некрасова
Санкт — Петербурга
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по учебной работе
Зарх И.Б.
20 мая 2013
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Умственное воспитание школьников младшего возраста»
Выполнила:
Михайлова Ольга Эдуардовна
студентка 3-6 группы
Специальность:
050146 «Преподавание в начальных классах с дополнительным модулем русский язык и литература»
Научный руководитель:
Савельева Ольга Михайлова
преподаватель педагогики
Санкт — Петербург
2013
Оглавление.
Вступительное слово
2.1 Понятие об умственном воспитании младших школьников
2.2 Содержание умственного воспитания младших школьников
2.3 Сущность умственного воспитания младших школьников
2.4 Особенности умственного воспитания младших школьников
2.5 Цели умственного воспитания
2.6 Задачи умственного воспитания
3. Возрастные особенности младшего школьника
4. Практическая работа
5. Вывод
1. Введение
1.1 Вступительное слово
Для современной
образовательной системы
Между тем во многих странах мира, во всех звеньях системы просвещения - от дошкольного учреждения до университетов - отмечаются, с одной стороны, рост информированности, с другой стороны - снижение в целом качества знаний, умственного развития обучающихся.
В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определятся как период, оптимальный для умственного развития и воспитания. Так считали педагоги, создавшие первые системы дошкольного воспитания, - A. Фребель, М. Монтессори. но в исследованиях А.П. Усовой, А.В.Запорожца, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова выявлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее. Ребенок может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, как это предусмотрено в системах A. Фребеля, М.Монтессори, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явления природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач.
2. Теоретические основы умственного воспитания школьников младшего возраста
2.1 Понятие об умственном воспитании
Умственное воспитание – планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умение применять усвоение знания в деятельности. Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие, способствует ему. Однако это происходит лишь в том случае, если учитываются закономерности и возможности умственного развития детей первых лет жизни.
В дошкольные годы наблюдаются
более высокие темпы
Не следует допускать и другой крайности, когда путем усиленного воспитания и обучения малыша перегружают чрезмерными по содержания и объему знаниями, пытаясь развить у него какие-либо высокие способности. При интенсивной тренировке ребенок может усвоить знания, достигнуть результатов, но это будет стоить физических и нервно-психических затрат. Отсюда вытекает правило, следовать которому обязательно: не перегружать, не переутомлять мозг ребенка!
2.2 Содержание умственного воспитания
В содержание воспитательного процесса детей младшего школьного возраста входит умственное воспитание. Чтобы правильно подойти к реализации задач умственного воспитания,необходимо глубоко знать закономерности умственного развития ребенка. Именно в этом направлении работают ученые психологи и педагоги. Изучение возрастных возможностей умственного развития детей направлено на выяснение закономерностей и особенностей развития способностей детей,познавательных интересов, формирования наглядно-образного мышления детей, предпосылок логического мышления. На основе всех выявленных закономерностей умственного развития детей школьного возраста определяется содержание и методы умственного воспитания на разных этапах возрастного становления ребенка.
Умственное воспитание — это прежде
всего развитие активной мыслительной
деятельности школьников. Полноценное
умственное воспитание происходит только
в педагогически правильной организованной
деятельности.
В содержание умственного
воспитания входит: развитие интеллектуальных
умений и навыков, воображения, восприятия,
памяти, мышления, любознательности и
умственных способностей. Умственное
воспитание детей младшего школьного
возраста осуществляется на занятиях,
в игре, продуктивной деятельности. В процессе
разнообразных видов деятельности дети
приобретают навыки ориентировки в окружающем,
различные знания. На разных этапах детства
знания - это первичное знакомство с окружающим,
приобретение опыта общения с вещами,
общения со взрослыми и сверстниками.
Здесь главное - развить у ребёнка подражание,
наб
2.3 Сущность умственного воспитания младших школьников
Воспитание, как социальное явление, по своему содержанию и технологии воздействия на личность должно соответствовать требованиям общества. Следовательно, если в экономике республики развиваются рыночные отношения, то и воспитание должно готовить подрастающее поколение к трудовой и общественной деятельности в этих условиях. В гуманном обществе школа должна воспитывать уважительное отношение друг к другу, к родителям, желание помогать пожилым и малышам, беречь природу и окружающую среду.
Воспитание в широком смысле слова понимается как социальное формирование личности и коллектива, которое осуществляется всем укладом нашей жизни, то есть под влиянием макросреды. В этом плане воспитание исследуется целым рядом наук - философией, социологией, этикой, правовыми науками и т.д., педагогика рассматривает в основном узкое целенаправленное воздействие воспитателя на объекты воспитания (личность и коллектив), которое может быть прямым или опосредованным.
При прямом воздействии объектом воспитания является личность воспитуемого, а предметом - ее качества. В этом случае воспитание избирает цель и средства воздействия и непосредственно побуждает личность (коллектив) к необходимым определенным действиям и поведению. При опосредованном (непрямом) воздействии объектом также является личность или коллектив, однако средства и приемы воспитания в этом случае направлены не на сами объекты, а на среду, главным образом социальную, преобразуя которую изменяется воспитуемый.
В структуре процесса воспитания можно выделить несколько этапов или звеньев.
Этапы технологии перехода одного качественного состояния в другое, т.е. от знаний к убеждениям и от них к действительности - есть единый процесс формирования качеств личности. Этот процесс можно изобразить схематично. Между указанными этапами нет резкой грани. Процесс воспитания характеризуется комплексным, всеобъемлющим воздействием различных факторов на личность одновременно и на сознание, и на чувства (убеждения), и на поведение. Расчленение же его на этапы происходит для того, чтобы лучше понять глубину процесса перехода сознания (знаний), понимания того или иного социального явления в энергию действия.
Мы будем рассматривать умственное воспитание с точки зрения педагогической деятельности, направленной на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, умственных сил и мышления младшего школьника. Оно осуществляется в тесном единстве с формированием мировоззрения.
Интеллектуальная культура включает в себя комплекс знаний и умений в области умственного труда: умение определять цели познавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками. Формирование умственной культуры является частью задач по умственному развитию детей, которое понимается как процесс созревания и изменения умственных сил под воздействием биологических и социальных факторов.
В природе ума и его развитии много сложного и неясного. Педагогу надо знать, что имеются две точки зрения на природу умственного развития. Согласно одной, интеллект, умственные способности даны от рождения в особых психологических структурах, обеспечивающих восприятие и переработку информации. С ростом человека способности генетически вступают в силу, проявляются (гештальтпсихология, генетическая психология Пиаже). Согласно другой, умственные силы на генетической основе развиваются прижизненно под влиянием внешней среды. Для их развития требуется специальная деятельность - обучение (Выготский Л.С.), о чем мы уже говорили выше. В соответствии с этим в отечественной педагогике разрабатывалась система умственного воспитания, задачи которой: формирование знаний как условия умственного роста, овладение мыслительными операциями, интеллектуальными умениями, формирование научного мировоззрения.
Показателями умственной воспитанности являются наличие знаний по основам наук, владение умственными операциями, интеллектуальными умениями, наличие системы взглядов на мир, носящих мировоззренческий характер, на основе которых ученик оценивает себя и мир и строит свою жизнь и деятельность. Для того чтобы знания по различным направлениям воспитательной работы стали убеждениями и превратились в действенно-волевую сферу, необходимо дать возможность учащимся почувствовать и понять значение принимаемых решений, связывать их с нуждами и потребностями, интересами и желаниями каждого воспитанника.
В связи с этим очень важно подчеркнуть роль предпочтения и использования одного из разновидностей воспитания при работе с детьми. В настоящее время превалируют три разновидности воспитания: авторитарное, свободное и демократическое.
У детей память,
внимание, воображение носят
Таким образом, умственное воспитание основывается на:
- развитии воли, памяти, сообразительности как основ познавательного, воспитательного и образовательного процессов;
- формировании культуры учебного и трудового процессов;
- развитии личностных качеств - расширение кругозора и словарного запаса, воображения, самостоятельности и способности к творчеству.
2.4 Особенности умственного воспитания младших школьников
Многочисленные наблюдения педагогов показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевает примерами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих. Одним из важных направлений в решении этой задачи, выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы.
Однако такие условия обеспечиваются в начальном обучении пока не в полной мере, поскольку все еще распространенным примером в практике преподавания является организация учителями действий учащихся по образу: излишне часто учителя предлагают детям упражнения тренировочного типа, основанные на подражании, не требующие мышления. В этих условиях недостаточно развиваются такие качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются сторонами его самостоятельности. Развитие самостоятельности мышления есть основная задача школьного обучения.
Информация о работе Умственное воспитание школьников младшего возраста