Умственное воспитание школьников младшего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 14:04, курсовая работа

Краткое описание

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна. По прогнозам ученых, 3-е тысячелетие на пороге, которого стоит человечеств, будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие образованные люди станут ценить как истинное национальное богатство. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний предъявляет иные, чем были 30-40 лет назад, требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. На первые план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.

Содержание

Введение
Вступительное слово
Теоретические основы умственного воспитания школьников младшего возраста
2.1 Понятие об умственном воспитании младших школьников
2.2 Содержание умственного воспитания младших школьников
2.3 Сущность умственного воспитания младших школьников
2.4 Особенности умственного воспитания младших школьников
2.5 Цели умственного воспитания
2.6 Задачи умственного воспитания
3. Возрастные особенности младшего школьника

4. Практическая работа
Диагностика кратковременной памяти
Диагностика способности к смысловой обработке запоминаемого материала
5. Вывод

Вложенные файлы: 1 файл

ж.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

Обратный счет

1 серия 2 серия

2-5 6-3

5-7-4 2-5-9

7-2-9-6 8-4-9-3

4-1-3-5-7 9-7-8-5-2

1-6-5-2-9-8 3-6-7-1-9-4

8-5-9-2-3-4-2 4-5-7-9-2-8-1

6-9-1-6-3-2-5-8 3-1-7-9-5-4-8-2

Порядок работы такой же. При неправильном воспроизведении  двух одинаковых рядов пробы прекратить.

Нормативы.

Для 5-7 летних детей объем кратковременной  памяти равен 3-5 единицам, показатель объема внимания 2-4 единицам.

8-9 лет - объем  кратковременной памяти равен  3-6 единицам (среднее значение - 4), внимания 2-5 единицам (среднее значение - 3).

10-11 лет - объем  кратковременной памяти равен  4-7 единицам (среднее значение - 5), внимания 3-6 единицам (среднее значение - 4)

 

4.2 Диагностика  способности к смысловой обработке  запоминаемого материала

 Цель. Определение способностей к смысловой обработке запоминаемого материала.

Для запоминания  предъявляется ряд из 20 группирующихся по смыслу слов (всего 5 групп по 4 слова в каждой). Запоминание осуществляется по методу неполного заучивания (материал предъявляется и воспроизводится трижды).

Инструкция.

Для первого  воспроизведения: Я сейчас прочитаю ряд слов. Ты внимательно послушай, а потом повтори в удобном для тебя порядке. Внимание!

Для второго  воспроизведения: Сейчас я еще раз  прочитаю все слова. Ты послушай, а  затем скажи все слова, которые  запомнил. Назови слова, что ты первый раз говорил и вновь запомненные. Все понятно?. Внимание!

Для третьего воспроизведения: Сейчас я еще раз прочитаю все слова. Ты послушай, а затем скажи все слова, которые запомнил. Назови слова, что ты говорил первый и второй раз и вновь запомненные. Все понятно? Внимание!

Солнце Шапка  Липа Небо

Тополь Медведь  Блюдце Елка

Чашка Сосна Звезда Белка

Заяц Ложка  Лиса Кружка

Луна Юбка Платье Кофта

Обработка.

Фиксируются и подсчитываются воспроизведенные слова, определяется их объединенность в группы.

Нормативы.

Ограничение объема кратковременного запоминания  сказывается обычно при первом и втором воспроизведении. Первое воспроизведение характеризуется нижним пределом нормального распределения, т. е. 3 слова для 6-7 лет и 5 слов для 14 лет. При втором воспроизведении появляются 1-2 частично сформированные группы и при третьем - 3-4 группы по 2-3 слова. В младшем школьном возрасте бывает не больше трех смысловых групп.

 

 

5. Вывод

 

Приходим к  выводу, что каждый учитель должен владеть умением диагностировать  необходимые качества умственной деятельности учащихся с целью организации  наиболее эффективного учебно-воспитательного процесса в условиях современной школы.Т аким образом, необходимо акцентировать внимание на основных качествах личности, которые формируются у детей в семье и в школе:

1. Способность  решать проблемы не только  сегодняшнего, но и завтрашнего дня, рассматривать проблему как возможность для открытий и новых достижений;

2. Критическое  мышление, направленное на поиск  решений и альтернатив на основе  приобретенных опыта и знаний;

3. Умение делать  сознательный выбор и его мотивировать, разделять ответственность за свое решение, планировать деятельность и программировать свое развитие;

4. Способность  проявлять свое собственное «Я»,  проявлять чувство собственного  достоинства, иметь свою точку  зрения и уметь ее доказывать  с помощью разных положительных способов;

5. Партнерство  и кооперация с другими людьми  к достижению цели, умение слушать  и принимать в счет другие  взгляды;

6. Высокий  духовный потенциал.

 


Информация о работе Умственное воспитание школьников младшего возраста