Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 14:04, курсовая работа
Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна. По прогнозам ученых, 3-е тысячелетие на пороге, которого стоит человечеств, будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие образованные люди станут ценить как истинное национальное богатство. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний предъявляет иные, чем были 30-40 лет назад, требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. На первые план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.
Введение
Вступительное слово
Теоретические основы умственного воспитания школьников младшего возраста
2.1 Понятие об умственном воспитании младших школьников
2.2 Содержание умственного воспитания младших школьников
2.3 Сущность умственного воспитания младших школьников
2.4 Особенности умственного воспитания младших школьников
2.5 Цели умственного воспитания
2.6 Задачи умственного воспитания
3. Возрастные особенности младшего школьника
4. Практическая работа
Диагностика кратковременной памяти
Диагностика способности к смысловой обработке запоминаемого материала
5. Вывод
Формирование самостоятельности в мышлении, активности в поиске путей достижения поставленной цели предполагает решение детьми нетиповых, нестандартных задач.
Умственное развитие, развитие мышления является важной стороной в развитии личности младшего школьника, в частности в ее познавательной сфере. Мышлению человека характерен активный поиск связей и отношений между разными событиями. При выделении связей и отношений можно действовать по-разному, в одних случаях, чтобы установить отношения между предметами, нужно их реально изменить, преобразовать. В других случаях достаточно, не трогая сами предметы, изменять лишь их образы, мысленно представляя.
Возможны и такие случаи, когда отношения между вещами устанавливают, не прибегая к практическому или мысленному изменению вещей, а только путем рассуждений и умозаключений.
Таким образом, во всех трех указанных случаях, человек устанавливает невидимые отношения вещей, т.е. мыслит по-разному, с помощью разных средств, разных способов. В первом случае, это будет практическое мышление, наглядно-действенное, поскольку здесь человек для выяснения отношений действует с предметами, данными наглядно, практически изменяет их состав, свойства. Во втором случае, мышление будет наглядно-образным, поскольку здесь для выяснения отношений оперируют лишь в мысленном плане, с образами предметов, если предмет в данный момент здесь присутствуют или с их представлениями, если предмет отсутствует. В третьем случае мышление будет словесно-логическое, поскольку здесь для выяснения отношений человек использует слова, (а не сами предметы или их образы), которые лишь обозначают предметы, строят из этих слов суждения, которые связаны по правилам логики, от общих суждений к частному.
Мышление детей младшего школьного возраста значительно отличается от мышления дошкольников; так, если для мышления дошкольника характерно такое качество, как непроизвольность, малая управляемость и в постановке мыслительной задачи, и в ее решении, они чаще и легче задумывается и над тем, что им интересней, что их увлекает, то младшие школьники в результате обучения в школе, когда необходимо регулярно выполнять задания в обязательном порядке, научиться управлять своим мышлением, думать тогда, когда надо.
Во многом формированию такого произвольного, управляемого мышления способствует указание учителя на уроке, побуждающие детей к размышлению.
При общении в начальных классах у детей формируется осознанное критическое мышление. Это происходит благодаря тому, что в классе обсуждаются пути решения задач, рассматриваются различные варианты решения, учитель постоянно требует от школьников обосновывать, рассказывать, доказывать правильность своего суждения, т.е. требует от детей, чтобы они решали задачи самостоятельно.
Умение планировать свои действия так же активно формируется у младших школьников в процессе школьного обучения. Учеба побуждает детей вначале прослеживать план решения задачи, а только потом приступать к ее практическому решению.
Младший школьник регулярно и в обязательном порядке становится в систему, когда ему нужно рассуждать, сопоставлять разные суждения, выполнять умозаключения.
На уроках в начальных классах при решении учебных задач у детей формируются такие приемы логического мышления как сравнение, связанное с выделением и словесным обозначением в предмете различных свойств и признаков обобщения, связанное с отвлечением от несущественных признаков предмета и объединении их на основе общности существенных особенностей.
По мере обучения в школе мышление детей становится более произвольным, более программируемым, более сознательным, более планируемым, т.е. оно становится словесно - логическим.
Конечно, и другие виды мышления развиваются дальше в этом возрасте, но основное направление падает на формирование приемов рассуждения и умозаключений.
Учителя знают, что мышление у детей одного и того же возраста достаточно разное, одни дети легче решают задачи практического характера, когда требуется использовать приемы наглядно-действенного мышления. Другим легче даются задания, связанные с необходимостью воображать и представлять какие - либо состояния или явления, третья часть детей легче рассуждает, строит рассуждения и умозаключения, что позволяет им более успешно решать математические задачи, выводить общие правила и использовать их в конкретных ситуациях.
И, наконец, если ребенок успешно решает и легкие и сложные задачи в рамках соответствующего вида мышления и даже может помочь другим детям в решении легких задач, объяснить причину допущенных им ошибок, а также может сам придумывать легкие задачи, у него третий уровень развития в соответствующем виде мышления.
Для умственного развития младшего школьника нужно использовать три вида мышления. При этом с помощью каждого из них у ребенка лучше формируется те или иные качества ума. Так решение задач с помощью наглядно-действенного мышления позволяет развивать у учеников навыки управления своими действиями, осуществление целенаправленных, а не случайных и хаотичных попыток в решении задач. Такая особенность этого вида мышления следствие того, что с его помощью решаются задачи, в которых предметы можно брать в руки, чтобы изменить их состояния и свойства, а так же расположить в пространстве.
Итак, с помощью
наглядно-действенного мышления удобнее
развивать у детей такое важное
качество ума, как способность при
решении задач действовать
Своеобразие словесно-логического мышления состоит в том, что это отвлеченное мышление, в ходе которого человек действует не с вещами, и их образами, а с понятиями о них, оформленными в словах или знаках. При этом человек действует по определенным правилам, отвлекаясь от наглядных особенностей вещей и их образов.
Поэтому главная цель работы по развитию у детей словесно-логического мышления заключается в том, чтобы с его помощью формировать у детей умение рассуждать, делать выводы из тех суждений, которые предлагаются в качестве исходных, умение ограничиваться содержанием этих суждений и не привлекать других соображений, связанных с внешними особенностями тех вещей или образов, которые отражаются и обозначаются в исходных суждениях.
Рассмотрим подробнее условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания в процессе организации учебно-воспитательного процесса.
Сначала определим суть понятия «метод воспитания» (от греческого "методос" - путь) - это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса.
Под методами воспитания мы понимаем способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.
Достижение целей воспитания осуществляется, как правило, в процессе реализации совокупности методов. Сочетание этих методов в каждом случае адекватно поставленной цели и уровню воспитанности детей. Каждый метод реализуется различно в зависимости от опыта педагога и его индивидуального стиля профессиональной деятельности. В настоящее время наиболее распространенной является классификация методов воспитания И. Г. Щукиной на основе направленности - интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания.
В практической деятельности учитель, выбирая методы воспитания, обычно руководствуется целями воспитания и его содержанием. Исходя из конкретной педагогической задачи, учитель сам решает, какие методы взять себе на вооружение. Будет ли это показ трудового умения, положительный пример или упражнение, зависит от многих факторов и условий, и в каждом из них педагог отдает предпочтение тому методу, который считает наиболее приемлемым в данной ситуации.
Метод сам по себе не может быть ни хорош, ни плох. В основу воспитательного процесса кладутся не сами методы, а их система. А. С. Макаренко отмечал, что никакое педагогическое средство не может быть признано всегда абсолютно полезным, что самое хорошее средство в некоторых случаях обязательно будет самым плохим.
Ушинский К.Д. считал, что необходимо изучить законы тех психических явлений, которыми мы хотим управлять, и поступать в соответствии с этими законами и теми обстоятельствами, в которых мы хотим их приложить. Бесконечно разнообразны не только эти обстоятельства, но и сами натуры воспитанников. При таком разнообразии обстоятельств воспитания и воспитываемых личностей невозможно предписывать какие-нибудь общие воспитательные рецепты.
Выбор методов воспитания не есть произвольный акт. Он подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют цель, содержание и принципы воспитания, конкретная педагогическая задача и условия ее решения, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Методика воспитания, по меткому замечанию Макаренко А. С., не допускает стереотипных решений и даже хорошего шаблона .
Таким образом, рассмотрев основные аспекты современной системы воспитания хотелось бы отметить значимость данного вопроса для воспитателя любого профиля, ведь обучение, развитие и воспитание подростающего поколения - это ключевой момент в педагогической науке. Причем необходимо отметить, что умственное развитие, развитие мышления является важной стороной в развитии личности младшего школьника, в частности в ее познавательной сфере.
3. Цели и задачи умственного воспитания
3.1 Цели умственного воспитания младших школьников
Цель воспитания – это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия. Любое воспитание всегда целенаправленно. Бесцельного, ни к чему не стремящегося воспитания не бывает. Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания.
Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.
3.2 Задачи умственного воспитания младших школьников
1. усвоение определенного объема научных знаний;
2. формирование научного
3. развитие умственных сил, способностей и дарований;
4. развитие познавательных
5. развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень подготовки.
Решение задач умственного воспитания осуществляется посредством обучения и образования, различных олимпиад и викторин, приобщения к творческим занятиям. Таким образом, рассмотрев основные аспекты современной системы воспитания хотелось бы отметить значимость данного вопроса для воспитателя любого профиля, ведь обучение, развитие и воспитание подростающего поколения - это ключевой момент в педагогической науке. Причем необходимо отметить, что умственное развитие, развитие мышления является важной стороной в развитии личности младшего школьника, в частности в ее познавательной сфере.
Как было уже указано выше, умственное воспитание основывается на развитии воли, памяти и сообразительности как основ познавательного, воспитательного и образовательного процессов; а также на развитии личностных качеств - расширение кругозора и словарного запаса, воображения, самостоятельности и способности к творчеству.
Решение задач умственного воспитания осуществляется посредством обучения и образования.
Для построения наиболее эффективного процесса обучения и воспитания необходимо четко представлять себе уровень развития определенных качеств умственной деятельности младшего школьника. Это мы покажем на диагностике младших школьников.
Цель диагностики
состоит в выявлении психолого-
В соответствии с поставленной целью диагностик были проведены:
- диагностика кратковременной памяти,
- диагностика
способности к смысловой
Методика Векслера состоит из двух частей: первая часть направлена на определение объема памяти и состоит из цифровых рядов разной длины. Длина каждого последующего ряда увеличивается на единицу. Всего имеется 7 рядов. Во второй части предлагается проба на концентрацию внимания, также состоящая из цифровых рядов.
Проба 1. Субтест «Повторение цифр из теста Д. Векслера»
Цель: Определение объема кратковременного запоминания.
Часть 1. Прямой счет
Инструкция. Сейчас я назову несколько чисел, а ты, как только я кончу говорить, точно в таком же порядке из повтори. Хорошо? Ну давай попробуем. Внимание!
Прямой счет
1 серия 2 серия
3-8-6 6-1-2
3-4-1-7 6-1-5-8
8-4-3-2-9 5-2-1-8-6
3-8-0-1-7-4 7-9-6-4-8-3
5-1-7-4-2-3-8 9-8-5-2-1-6-3
1-6-4-5-9-7-6-3 2-9-7-6-3-1-5-4
5-3-8-7-1-2-4-6-9 4-2-6-9-1-7-8-3-5
При правильном воспроизведении чисел первого ряда дать следующий ряд этой серии. При неправильном воспроизведении какого-либо ряда первой серии дать аналогичный по величине ряд второй серии. В случае правильного его воспроизведения вернуться к первой серии и предложить следующий по величине ряд. При неправильном воспроизведении двух одинаковых по величине рядов из первой и второй серии, пробую прекратить и перейти к другому счету.
Часть 2. Обратный счет
Инструкция: Сейчас я скажу тебе несколько чисел, ты их тоже будешь повторять, только начинать будешь с конца, говорить в обратном порядке. Вот, смотри, например я говорю «1-2» (показать рукой на разные места стола), а ты скажешь «2-1» (опять показать рукой на эти же места стола, но в обратном порядке). Понял? Ну давай попробуем. Внимание!
Информация о работе Умственное воспитание школьников младшего возраста