Управление качеством среднего профессионального образования в городе Москве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 05:13, курсовая работа

Краткое описание

В XXI в. перед среднем профессиональным образованием открываются широкие горизонты. Развитие наукоемких и высокотехнологических производств требует обеспечения кадрами практико-ориентированных специалистов, обладающих профессиональной квалификацией, многофункциональными умениями. В этих условиях именно среднее профессиональное образование является образовательным уровнем, способным обеспечить подъем национальной экономики России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ 6
1.1. ЗАДАЧИ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.2. ФУНКЦИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 10
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 18
2.1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 18
2.2. ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по ИСЭИПП.doc

— 247.50 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет социального управления

Кафедра государственного, муниципального управления и социальной инженерии

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Исследование социально-экономических и политических процессов».

ТЕМА: «Управление качеством среднего профессионального образования в городе Москве».

 

 

 

Студентки 3 курса дневного отделения

Соленниковой Елизаветы Сергеевны

(фамилия, имя, отчество)

 

Руководитель:

Фролова Елена Викторовна

Кандидат социологических наук

(научная степень, звание)

 

________________(подпись)

_________________(оценка)

 

 

М О С К В А   2012г.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В XXI в. перед среднем профессиональным образованием открываются широкие горизонты. Развитие наукоемких и высокотехнологических производств требует обеспечения кадрами практико-ориентированных специалистов, обладающих профессиональной квалификацией, многофункциональными умениями. В этих условиях именно среднее профессиональное образование является образовательным уровнем, способным обеспечить подъем национальной экономики России.

Как правило, среднее профессиональное образование получают 3-4 года. За это время подготавливают специалистов среднего звена, технических работников, служащих, которые являются самостоятельными готовыми работниками. Но, к сожалению, в наше время и работодатель, и работник воспринимают его лишь как первый шаг к высшему образованию.

Среднее профессиональное образование (СПО) — средний уровень профессионального образования. Устанавливаются следующие виды средних специальных учебных заведений:

а) техникум - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки;

б) колледж - среднее специальное учебное заведение, реализующее углубленные программы среднего профессионального образования по индивидуальным учебным планам и  обеспечивающее будущим специалистам повышенный уровень квалификации.  Колледжи осуществляют многоуровневую подготовку специалистов со средним профессиональным образованием, являются, как правило, многофункциональными и многопрофильными образовательными учреждениями

Иными словами, техникум и колледж обучают по специальностям, по которым среднее профессиональное образование может быть получено за 3 года (по некоторым специальностям — за 2 года). При этом в колледже обязательно наличие обучения также и по программам углубленной подготовки (4 года).

С точки зрения организационно-правовых форм, в сфере среднего профессионального образования действуют:

Государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования (ГОУ СПО), в том числе — автономные учреждения;

Негосударственные образовательные учреждения среднего профессионального образования (НОУ СПО)

Автономные некоммерческие организации среднего профессионального образования (АНО СПО).

На сегодняшний день в России существует 27 направлений подготовки среднего профессионального образования: гуманитарные науки, социальные науки, культура и искусство, экономика и управление, сфера обслуживания и так далее.

В отличие от высшего образования, в учебном процессе которого основу составляют фундаментальные знания (теория), в техникумах и колледжах помимо знаний значительная часть учебного времени отводится получению навыков работы и развитию профессиональных умений

Важнейшими институтами социализации являются учреждения системы среднего профессионального образования, формирующие профессиональную культуру и профессиональные качества будущих специалистов. Следовательно, оказание воспитательного воздействия на студенческую молодежь должно опираться на формирование толерантного поведения и сознания.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, методологического раздела, который включает: проблему, объект, предмет, цель, задачи, интерпретацию, гипотезы и процедурного раздела, который включает: стратегический план, выборку исследования, заключения, списка, используемой при написании курсовой работы, литературы и приложения.

 

 

Глава 1. Роль среднего профессионального образования в жизни молодежи

1.1. Задачи учреждений среднего профессионального  образования

В социально-педагогической системе непрерывного образования среднее профессиональное образование вместе с общим, начальным и высшим профессиональным образованием обеспечивает поступательное развитие образовательных потребностей человека. Организационно среднее профессиональное образование занимает только ему присущее место и выполняет вместе с другими уровнями образования системную функцию образования, обеспечивая его целостность, непрерывность, устойчивое функционирование и развитие.

В настоящее время среднее профессиональное образование развивается как самостоятельное звено в системе непрерывного профессионального образования, призванного удовлетворять потребности личности,  общества и государства в получении определенного вида профессиональной квалификации и компетенции.

Среднее профессиональное образование реализует ведущую цель — подготовку конкурентоспособных специалистов среднего звена, имеющих, с одной стороны, навыки рабочего определенного профиля, а с другой — способность по ускоренной программе получить высшее профессиональное образование и продолжить его. Реализуя идеи поступательного развития образовательных потребностей человека, среднее профессиональное образование ориентировано на подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования.

Главной задачей учреждений среднего профессионального образования является профессиональное становление и развитие личности будущего специалиста в процессе приобретения обучающимися специальности в соответствии с их ценностным выбором, индивидуальными способностями, социальным заказом общества, потребностями государства в квалифицированных кадрах.

Место специальности в области производства и обращения, объекты и виды профессиональной деятельности определяют характеристику производственной сферы выпускника и включают совокупность средств и методов, используемых для обеспечения выполнения профессиональных функций специалиста со средним профессиональным образованием.

Объектами профессиональной деятельности специалиста являются машины и оборудование предприятий, технологические процессы, услуги, оснащение, средства деятельности, информационное обеспечение, продукция, работы, процессы, а также нормативная, проектно-конструкторская, технологическая, организационно-распорядительная и другие виды документации.

Основными обобщенными видами профессиональной деятельности специалиста со средним профессиональным образованием являются: производственно-управленческая, организационно-методическая, контрольно-оценочная, экспериментально-исследовательская, сертификационная и др.

Производственно-управленческая деятельность специалиста предполагает выполнение следующих работ: расчет, выбор и монтаж оборудования; ведение рабочего процесса; управление технологическим процессом; оформление и ведение документации по всем видам работ; проведение инструктажа по безопасности труда; предотвращение производственного травматизма; построение изображений технических изделий; расчет технико-экономических показателей; использование вычислительной техники при решении производственных и управленческих задач.

Организационно-методическая деятельность специалиста включает:

    • работу с конструкторской и технологической документацией, с информационной литературой в сфере профессиональной деятельности;
    • составление нормативной документации; выбор основных типов и видов средств измерений; применение методик выполнения и обработки результатов наблюдений;
    • выполнение схем, эскизов, диаграмм, графиков, других графических изображений в сфере профессиональной деятельности; организацию технологических процессов и услуг. Контрольно-оценочная деятельность специалиста содержит: контроль хода технологического процесса и оказания услуг; контроль качества изготавливаемой продукции и предоставляемых услуг;
    • оценку свойств и характеристик материалов; оценку экономических показателей работы подразделения, организации;
    • оценку уровня управления персоналом.

Экспериментально-исследовательская деятельность специалиста предполагает:

    • проведение экспериментальных исследований в сфере профессиональной деятельности;
    • контроль качества и испытание продукции; использование статистических методов регулирования технологических процессов;
    • поиск и обработку результатов измерений; анализ финансово-хозяйственной деятельности организации.

Для освоения классифицированных по сферам деятельности специалиста конкретных ее видов устанавливается необходимый объем знаний, умений и навыков, которые должны быть сформированы у студентов при обучении той или иной специальной дисциплине.

Введение и реализация преемственных образовательных стандартов и соответствующих им примерных основных образовательных программ различных направлений позволяет системе среднего профессионального образования гарантированно подготавливать специалистов среднего звена для всех основных отраслей деятельности Российской Федерации. Разработанное с учетом требований образовательных стандартов содержание среднего профессионального образования дает возможность обучающимся освоить систему научных знаний, творческих умений и навыков, а также общечеловеческих ценностей, позволяющих специалистам соответствовать современному российскому и мировому уровню науки, техники и культуры.

Система среднего профессионального образования имеет многообещающие перспективы, сформированные «Федеральной программой развития образования» на 2001 — 2005 гг., являющейся организационной основой государственной политики РФ в области образования. Основными направлениями развития среднего профессионального образования в целостной системе образования являются:

    • обеспечение сохранения потенциала среднего профессионального образования и дальнейшего развития его образовательной, культурной и иных функций в интересах развития личности, общества и государства;
    • совершенствование системы образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, расширение доступа граждан к среднему профессиональному образованию;
    • совершенствование содержания среднего профессионального образования, оптимизация структуры подготовки специалистов;
    • развитие нормативно-правовой и методической базы среднего профессионального образования;
    • формирование механизмов прогнозирования, мониторинга и государственного регулирования подготовки специалистов, имеющих среднее профессиональное образование в соответствии с потребностями граждан и рынка труда;
    • формирование системы управления среднего профессионального образования, гибко сочетающей региональные, отраслевые, межрегиональные и межотраслевые принципы;
    • развитие интеграции среднего профессионального образования и других уровней образования при одновременном сохранении качества определенности и практической направленности среднего профессионального образования;
    • совершенствование системы подготовки и переподготовки педагогических работников для образовательных учреждений среднего профессионального образования;
    • обеспечение средних специальных учебных заведений учебной и методической литературой, техническими средствами обучения;
    • создание необходимых экономических условий для развития и совершенствования материально-технической базы учебного заведения;
    • развитие фундаментальных и прикладных научных исследований в области среднего профессионального образования.

Каждое из рассмотренных направлений развития среднего профессионального образования включает в себя задачи, решение которых в значительной степени определяется уровнем профессионального мастерства преподавателя специальной дисциплины предмета образовательного учреждения.

1.2. Функции среднего профессионального  образования

Осуществление среднего профессионального образования предполагает, прежде всего, переосмысление его функций, определение наиболее приоритетных из них. Такими функциями являются: когнитивная (познавательная); развитие личности; социализация и профессионализация; культурно-гуманистическая; технологическая.

Когнитивная функция. Эта функция заключается в направленности образования на формирование определенного уровня общенаучной, профессиональной и социальной компетентности студентов, т.е. на приобретение ими системы научных, технических и социальных знаний, умений и навыков как основ профессиональной деятельности. Система обязательных для усвоения студентами знаний, умений, навыков по каждой специальности определяется Государственным образовательным стандартом профессионального образования и находит свое отражение в учебных планах и программах конкретных дисциплин. Данная функция сегодня перестает быть первостепенной и выступает как средство, условие реализации всех остальных функций образования: развития личности специалиста, его социализации и профессионализации, технологизации, становления как носителя общей и профессиональной культуры.

Развитие личности. Подготовка конкурентоспособного, профессионально мобильного специалиста в условиях информационнотехнологического общества требует от системы профессионального образования преимущественной ориентации на развитие личности будущего специалиста.

Социализация и профессионализация личности. Образование является специфической сферой духовного производства, важнейшая функция которого заключается в производстве самого человека как социального существа. Профессионализацию необходимо рассматривать как составную часть социализации. Это процесс и результат становления человека как профессионала, вовлечения его в систему профессиональных отношений и профессиональную деятельность.

В г. Москва дополнительные социальные проблемы создают ситуацию несоответствия между высокими требованиями работодателей к квалификации специалиста и неготовностью молодежи к выбору профессии, а значит к труду в новых экономических условиях. В современных социально - экономических условиях общество требует от молодых людей осознанного подхода к решению вопроса профессионального самоопределения, построения профессиональной карьеры и успешной адаптации в социуме, что способствует достижению наиболее высоких показателей в трудовой и общественной деятельности личности.

Информация о работе Управление качеством среднего профессионального образования в городе Москве