Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 05:13, курсовая работа
В XXI в. перед среднем профессиональным образованием открываются широкие горизонты. Развитие наукоемких и высокотехнологических производств требует обеспечения кадрами практико-ориентированных специалистов, обладающих профессиональной квалификацией, многофункциональными умениями. В этих условиях именно среднее профессиональное образование является образовательным уровнем, способным обеспечить подъем национальной экономики России.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ 6
1.1. ЗАДАЧИ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.2. ФУНКЦИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 10
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 18
2.1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 18
2.2. ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
В условиях компьютеризации, внедрения новых производственных технологий возрастает роль профессиональной ориентации. Молодое поколение нуждается в продуманной социальной политике, в которой акценты будут смещены на формирование готовности к самостоятельному труду, на независимое психологическое сопровождение процесса становления и развития профессионала.
Сегодня становится возможным определение комплексной системы профессиональной ориентации как социального института, включающего в себя оказание современных профессиональных услуг, как системы социальной поддержки молодежи, способов распространения социально значимой профессиональной информации. Эта система является первой ступенью в научно обоснованном формировании рынка профессий. Для того чтобы успешно прогнозировать профессиональную структуру будущего общества, надо хорошо знать, какие профессии нужны, почему и сколько.
Интерес к данной теме сохраняется на протяжении многих лет. Молодежь ругали всегда - и в папирусах Древнего Египта, и в письмах и эссе древних греков можно встретить сетования на то, что "молодежь пошла не та", что утрачена прежняя чистота нравов и т.д., и т.п. Вот и сегодня со всех сторон доносятся упреки молодежи в аморальности, в отказе от традиционных для белорусов ценностей, в меркантилизме и т.п. Подобные упреки отражают актуальность исследований ценностных ориентаций и представлений о будущем у подрастающего поколения.
Важность социологических исследований молодежи определяется также и ее уникальным положением в обществе. Молодежь находится в центре происходящих в социуме событий: с ней связываются основные надежды, она реализует основные идеи и ценности социума. Общество, благодаря своим разнообразным институтам (семья, образовательные учреждения, массовые коммуникации и т.д.) осуществляет воздействие, создает условия для формирования и развития молодежи, на их поведение. Настоящая Концепция разработана во исполнение постановления Совета Министров РФ от 14 октября 2000 г. N 1598 "О развитии системы профессиональной ориентации молодежи". В Концепции определены основная цель, задачи, принципы и направления развития профессиональной ориентации молодежи, которая представляет собой научно-практическую систему государственных мероприятий по подготовке подрастающего поколения к осознанному выбору профессии.
Важнейшая задача профессиональней ориентации молодежи - способствовать своевременному и осознанному выбору профессии, учебного заведения, иных форм профессиональной подготовки, а также ее трудоустройству и социально-профессиональной адаптации.
Профессиональная ориентация включает:
Основной целью системы профессиональной ориентации молодежи является удовлетворение интересов общества, государства и личности в обеспечении для молодежи возможности и способности свободного и осознанного выбора профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным интересам, потребностям, особенностям и запросам рынка труда в квалифицированных, конкурентоспособных кадрах.
В связи с этим важными социально-экономическими задачами являются создание и последовательное развитие государственной системы профориентации, охватывающей всю территорию РФ и обеспечивающей молодежи равные возможности получения профориентационных услуг, разработка нормативной правовой базы ее функционирования, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров.
Система профессиональной ориентации должна стать неотъемлемым элементом всей кадровой политики и частью двух сопряженных систем: непрерывного образования и эффективной занятости.
В основу деятельности по профессиональной ориентации молодежи положены следующие принципы:
- равные возможности получения профориентационных услуг, независимо от места проживания, учебы или работы, возраста, пола, национальности и религиозного мировоззрения;
- доступность
профессиональной и иной
- добровольность
получения профориентационных
- конфиденциальный
и рекомендательный характер
профконсультаций и
- приоритет интересов и возможностей личности, гуманистический характер профориентации.
По мере становления рыночных отношений проблема профессиональных предпочтений молодёжи всё более актуализируется и усложняется. Актуальность и значимость данной темы определяется тем, что главными чертами современной ситуации является нестабильность, противоречивость жизни в настоящем, неопределённость в отношении будущего. Нестабильностью характеризуются многие сферы общественной жизни, социальные институты, в которые включается молодёжь. Это относится и к системе образования, где каждый год увеличивается число платных услуг в сфере обучения, и происходит рост требований к знаниям абитуриентов, и к сфере занятости, где положение в течение последнего времени ухудшилось. Иными стали ценности и нормы. Нестабильность, политические процессы затронули и семью, негативно влияя на её материальное положение и морально-психологический климат. В таких условиях молодым людям действительно трудно принимать решения, имеющие жизненно важное значение как для самого человека, так и для общества в целом.
В выборе профессии большое значение имеет интерес к ней, индивидуальные склонности к данному виду деятельности. Но, как правило, все эти предпосылки вступают в силу лишь в том случае, если социальный статус этой профессии не противоречит социальным и ценностным ориентациям молодого человека. В результате социальная и профессиональная ориентация представляет собой как 2 части единого целого. Проблема состоит в том, что субъективные намерения молодого человека сталкиваются с объективно существующими социально-экономическими условиями функционирования общества. Во-первых, выбор профессии связан с возможностями профессионального образования, получение которого для молодёжи ограничено определёнными условиями и правилами приёма на те или иные специальности, а в рыночных условиях ещё и материальными возможностями. Во-вторых, структура и наличие свободных рабочих мест в экономике может не соответствовать не только намерениям, но и объёму и структуре выпуска специалистов их учебных заведений.
Интерес к данной теме состоит ещё в том, что особую остроту проблема формирования профессиональных предпочтений молодёжи приобретает в современной ситуации, когда важным качеством для молодых людей становится особенность переучиваться, применять свои знания в различных сферах социально-экономической жизни. Так как влияние многих факторов носит не прямой, а косвенный характер, то в обществе происходит как бы «многократное преломление» их влияния на молодёжь. Среди таких факторов могут быть как уже существующие, так и только зарождающиеся или только ещё ожидаемые, что иногда приводит к прямо противоположным последствиям. Например, падение престижа квалифицированного труда и образования в реформируемой экономике не снизило стремление выпускников школ получить высшее профессиональное образование; ухудшение материального положения многих семей не изменило решения молодых людей продолжить образование и т.д.
Среднее профессиональное образование - важная составная часть российского образования. Оно развивается, как звено в системе непрерывного образования и призвано удовлетворять потребности личности, общества и государства в получении профессиональной квалификации специалиста среднего звена.
Современный этап развития средних профессиональных учреждений характеризуется устойчивой тенденцией к расширению масштабов подготовки специалистов. Изменяются требования к содержанию среднего профессионального образования. Перед ними ставятся принципиально новые задачи по формированию у студентов системного мышления, коммуникативной, правовой информационной культуры, творческой активности, умения анализировать результаты своей деятельности.
Уровень подготовки специалистов в системе профессионального образования дает возможность получить одновременно общее и профессиональное образования, что востребовано миллионами молодых людей, заинтересованных в скорейшей самореализации.
Следовательно, на основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что перед системой среднего профессионально образования (СПО) проблема качества подготовки специалистов стоит достаточно остро по ряду причин. Первая заключается в наименьшем внимании государства к проблеме СПО в сравнении с высшим профессиональным образованием.
Вторая причина связана с тем, что система СПО, обеспечивающая социальную и экономическую сферу специалистами среднего звена, только сравнительно недавно (с 1990-х гг.) оказалась в поле зрения психолого-педагогической науки. До настоящего времени среднее профессиональное образование - единственная область, не имеющая своей системы подготовки кадров.
Характер среднего профессионального образования соответствует основным требования современного рынка труда - требования экономичности и динамизма подготовки специалистов. Относительно низкая стоимость и краткие сроки обучения делают его более выгодным как для отдельных граждан, так и в масштабах государства.
Глава 2. Программа социологического исследования
2.1. Методологический раздел программы исследования
Данная тема очень важна и актуальна в наше время. Актуальность данного исследования весьма значительна и очевидна. Представляя собой одну из наиболее многочисленных социально-демографических групп, молодежь является главным источником формирования трудового потенциала страны, от качественного состояния, экономической активности и поведения в сфере занятости которой во многом зависит успешность рыночных реформ. Профессиональный выбор молодежи имеет все большее значение для выбора направлений дальнейшего социально-экономического развития страны. Мониторинг профессиональных намерений молодежи может стать как эффективным инструментом изучения рынка труда, так и действенным методом разработки перспективных и своевременных профинформационных мероприятий службы занятости населения совместно с органами управления образованием всех уровней и образовательными учреждениями.
Современная социология все в большей степени не только занимается научными исследованиями в области общественных отношений, но и принимает непосредственное участие в решении практических проблем, связанных с развитием рыночных отношений, новой социально-экономической политики и процессах обновления. Экономические и социальные изменения, происходящие в государстве и социуме, предъявляют повышенные требования к мобильности и адаптивности поведения человека, его личной ответственности за свою профессиональную карьеру, что делает весьма актуальными проблемы профессиональной ориентации. Решение задач построения демократического, гражданского общества и социального государства связано с повышением роли человеческого фактора. Поэтому разработка проблемы выбора профессии и профессионального становления личности имеет важное теоретическое и методологическое значение для решения задач общественной практики. Если в XX веке решение вопроса выбора профессии в первую очередь соотносилось с экономической и политической целесообразностью, когда учет личностных интересов и потребностей оставался на втором плане, то в современных условиях актуализация проблемы профессионального самоопределения вызвана социальными и идеологическими изменениями в обществе, характеризующимися установкой на свободу выбора и ценность личности как таковой. Экономическая реформа, перевод народного хозяйства на рыночные отношения вызывают необходимость в новом подходе к проблеме самореализации личности в профессиональной деятельности, как в интересах самой личности, так и в интересах общества.
В условиях рыночных отношений интенсивно происходят качественные изменения в сфере труда, возникает множество новых профессий, и мир профессий приобретает чрезвычайную динамичность и изменчивость. Сегодняшней особенностью является полипрофессионализм, когда человеку надо стремиться овладеть не только одной, но и несколькими смежными профессиями. Однако профессиональная ориентация молодежи и содействие в выборе профессии пока еще нередко ограничивается узкими целями формирования знаний, умений и навыков, становящихся самоцелью.
Целью данной работы является рассмотрение проблемы среднего профессионального образования в г. Москва, разработка рекомендаций по улучшению качества и особенностям выбора.
Задачи исследования:
Основным объектом работы является молодёжь, обучающаяся по программам среднего профессионального образования в возрасте от 14 до 20 лет мужского и женского пола, социальный статус – абитуриенты и студенты, образование – общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, проживающие в Москве.
Предметом данного социологического исследования является управление качеством среднего профессионального образования.
Интерпретация основных понятий:
Информация о работе Управление качеством среднего профессионального образования в городе Москве