Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 17:07, дипломная работа
Цель исследования: разработка комплекса занятий в коррекционных классах по теме «Признаки химических реакций».
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть принципы построения уроков в коррекционных классах.
3. Рассмотреть структуру существующих моделей уроков химии.
4. Выявить эффективность использования различных методов обучения химии в коррекционных классах.
Введение 6
1 Теоретические аспекты изучения проблемы обучения в коррекционных классах 8
1.1 История становления и развития коррекционных классов в общеобразовательной школе 8
1.2 Процесс обучения в коррекционных классах как педагогическая проблема 12
1.3 Методы обучения 21
2 Опытная работа по обучению химии в коррекционных классах 36
2.1 Констатирующий этап опытной работы 36
2.2 Формирующий этап опытной работы 39
2.3 Анализ опытной работы 44
Заключение 48
Список использованных источников 49
Содержание
На грани двух тысячелетий, в условиях глубоких социальных перемен, происходящих в России, идет перестройка психологии человека, его взглядов, убеждений, привычек, нравственных ценностей и социальных ролей. И если для одних такие преобразования проходят сравнительно легко, то для других они становятся личной трагедией, приводя к депрессии, дискомфорту, стрессам, алкоголизму, наркомании, бродяжничеству, социальной деградации, правонарушениям. Это особенно опасно, когда к описанной категории людей относятся несовершеннолетние. Они в большей степени, чем взрослые, испытывают трудности в деятельности, общении и самоопределении в социуме, что, в свою очередь, замедляет их личностное развитие.
Появляются экологические ниши, в которых находят себя неудобные дети. В науке их принято называть трудными, трудновоспитуемыми, безнадзорными, дискомфортными, девиантными. Эти характеристики, обозначающие разную степень социально–педагогического или психологического неблагополучия формирующейся личности, свидетельствуют об общей черте описанной категории подростков – дезадаптированности. В современной науке термин дезадаптация приобретает все большую весомость и становится все более употребительным, удачно объединяя все предыдущие определения.
Рост количества детей с отклонениями в развитии и поведении, увеличение числа учащихся с социальной девиацией и школьной дезадаптацией привели к необходимости открытия дополнительного числа специальных (коррекционных) образовательных учреждений, к созданию в общеобразовательных школах классов выравнивания, компенсирующего и коррекционно–развивающего обучения [2].
По сведениям
Минздрава и социального
Актуальность работы. Для коррекции недостатков развития, обеспечения освоения общеобразовательных программ для детей с отклонениями в развитии организуются фронтальные и индивидуальные занятия коррекционно–развивающей и предметной направленности. В большинстве общеобразовательных школ есть классы компенсирующего развития, но, по сути, используются одни и те же учебные программы, учебники, учебные планы, а также наблюдается недостаточное изменение в технологии образовательного процесса в коррекционных классах.
Цель исследования: разработка комплекса занятий в коррекционных классах по теме «Признаки химических реакций».
Объект исследования: процесс обучения химии.
Предмет исследования: методы обучения химии в коррекционных классах.
Задачи исследования:
Гипотеза: процесс обучения химии в коррекционных классах улучшится, если будут учтены возрастные особенности учащихся и использован комплекс занятий по теме «Признаки химических реакций».
Развитие коррекционных классов во все исторические периоды связано с социально – экономическим устройством страны, ценностными ориентациями государства и общества, политикой государства по отношению к людям с отклонениями в развитии, законодательством в сфере образования в целом, уровнем развития дефектологической науки как интегративной области знания на стыке медицины, психологии и педагогики, мировым историко–педагогическим процессом.
Исследование эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии от античных времен до наших дней позволило выделить переломные моменты, разграничивающие пять периодов эволюции, и таким образом периодизировать этот процесс. Он охватывает временной отрезок в два с половиной тысячелетия – путь общества от ненависти и агрессии до терпимости, партнерства и интеграции лиц с отклонениями в развитии.
Условными рубежами пяти
выделенных периодов являются
исторические прецеденты
Исследование показало, что разные страны Западной Европы пережили все эти периоды, причем в сопоставимые исторические сроки.
В эволюции отношения
общества и государства к
Первый период – от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботы о лицах с отклонениями в развитии. Условной границей периода в Западной Европе является первый прецедент государственной заботы об инвалидах – открытие в Баварии первого приюта для слепых в 1198 г. В России же прецеденты возникновения первых монастырских приютов приходятся на 1706 – 1715 гг. и связаны с реформами Петра.
Второй период – от осознания необходимости призрения лиц с отклонениями в развитии к осознанию возможности обучения хотя бы части из них. Условной границей периода в Западной Европе можно считать переосмысление во Франции гражданских прав лиц с сенсорными нарушениями и первые прецеденты открытия в Париже специальных классов в школах: для глухонемых (1770) и для слепых (1784). В России прецеденты открытия первых специальных классов (в Петербурге: для глухих – 1806 и для слепых – 1807 гг.) связаны со знакомством императора Александра I с западным опытом и приглашением французского тифлопедагога Валентина Гаюи для работы в Россию.
Третий период – от осознания возможности к осознанию целесообразности обучения трех категорий детей: с нарушениями слуха, зрения, умственно отсталых. Условной границей периода в Западной Европе можно считать последнюю четверть XIX века – время принятия в западноевропейских странах Законов об обязательном всеобщем начальном образовании и на их основе – Законов об обучении глухих, слепых и умственно отсталых детей. Это время создания параллельной образовательной системы – системы специального образования для трех категорий детей. В России оформление параллельной образовательной системы с теми же тремя типами специальных классов приходится на советский период – 1927 – 1935–е годы.
Четвертый период – от осознания необходимости обучения части аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех аномальных детей. Он приходится в Западной Европе на период от начала XX в. до конца 70–х гг. и характеризуется там развитием законодательной базы специального образования (в некоторых западноевропейских странах было создано до 20 типов спецклассов). Существенно расширяется охват специальным обучением нуждающихся детей. К концу 70 – х годов специальным образованием в странах Западной Европы охватывается от 5 до 15 % детей школьного возраста[6].
Для Западной Европы 70–е годы можно считать условной нижней границей четвертого периода эволюции. В ситуации бурного экономического роста, развития демократии и либерально–демократических настроений, проведения активной антидискриминационной государственной политики на смену старой парадигме общественного и государственного сознания "полноценное большинство" – "неполноценное меньшинство" приходит новая – "единое сообщество, включающее людей с различными проблемами". При таком понимании вычленение, социальное маркирование национальных, этнических, политических, религиозных, сексуальных, а также физически и интеллектуально неполноценных меньшинств становится недопустимым, что и фиксирует законодательство, но уже не на уровне отдельно взятой европейской страны, а на уровне мирового сообщества. Применительно к лицам с нарушениями в развитии – это Декларации ООН "О правах умственно отсталых лиц" (1971), "О правах инвалидов" (1975). Идеи интеграции лиц с отклонениями в развитии возникают и реализуются в 70–е гг. в контексте общественного противостояния любому проявлению дискриминации. Закладываются основы формирования новой культурной нормы – уважения к различиям между людьми.
В России же возникновение этой идеи совпадает с распадом СССР и кардинальным изменением устройства государства. Объявив себя демократическим государством, РФ в 1991 г. ратифицировала Конвенции ООН "О правах ребенка", "О правах инвалидов", "О правах умственно отсталых лиц". Тем самым государство продекларировало смену отношения к инвалидам, их гражданским правам, что дает основание утверждать: переход в новый период эволюции, осуществленный в Европе в ходе эволюционного развития демократических государств в условиях экономического подъема в 70–е гг., в России начался на два десятилетия позже и был обусловлен кардинальной сменой общественного устройства, ценностных ориентаций государства и совпал с глубоким экономическим кризисом в стране в целом.
Пятый период эволюции – от изоляции к интеграции. Интеграция инвалидов в общество является в Западной Европе ведущей тенденцией этого периода эволюции, базирующейся на их полном гражданском равноправии, новой философии общества, уважении к различиям между людьми. Развитие социальной интеграции инвалидов вызывает к жизни идеи интеграции в образовании. Период характеризуется в западноевропейских странах перестройкой в 80 – 90–е гг. организационных основ специального образования, сокращением числа специальных школ и резким увеличением количества специальных классов в общеобразовательных школах, перестройкой взаимоотношений массового и специального образования.
Россия же в 1991 году была, как мы уже показали, только на границе перехода к этому периоду эволюции отношения к лицам с отклонениями в развитии.
Итак, мы построили шкалу эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии, определили место России 90–х годов на этой эволюционной шкале, показали, что в начале 90–х годов страна находится на этапе перехода от четвертого к пятому периоду, в то время как Западная Европа уже более двух десятилетий переживает этот период и находится на его продвинутой стадии.
Освоение новой философии
Построение научно обоснованной стратегии развитии специального образования в классах общеобразовательных школах на современном этапе требует учета:
– эволюционного характера кризиса;
– специфики национальных социокультурных, экономических и политических условий его протекания;
– специфических особенностей;
– достигнутого к 90–м годам уровня развития государственного специального образования;
– уникального потенциала отечественной дефектологической науки и перспективы ее развития – долгосрочной программы фундаментальных научных исследований.
Специальные (коррекционные) классы в общеобразовательных школах обеспечивают обучающимся, воспитанникам с отклонениями в развитии обучение, воспитание, лечение, способствуют их социальной адаптации и интеграции в общество.
В России деятельность специальных (коррекционных) классов в общеобразовательных школах регламентируется типовым положением «О специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии» (1997) и письмом «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I–VIII видов».
Процесс обучения – это сложный процесс объективной действительности, уступающий, быть может, только процессам воспитания и развития, составной частью которых он является. Вот почему дать полное и всестороннее определение этого процесса очень трудно. Он включает большое количество разнообразных связей и отношений множества факторов различного порядка и различной природы. Отсюда и множество определений процесса.
В сочинениях древних и средневековых мыслителей под понятиями «обучение», «процесс обучения» понимается, главным образом, преподавание. В начале ХХ века в понятие обучения стали включать уже два составляющих этот процесс компонента – преподавание и учение.
Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.
Учение – процесс (точнее, сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.
Обучение – упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели. Но зачем же необходимо постоянно уточнять определения? Так ли они важны для практической деятельности? Эти вопросы постоянно возникают не только у студентов, но и у учителей. Отвечать на них нужно так – постоянное совершенствование понятий не самоцель, а жизненная необходимость. Определим мы обучение только как передачу и усвоение знаний, – значит, в центре внимания педагога окажутся именно эти моменты; выразим обучение через совместную деятельность учителей и учащихся,– значит, учитель должен обращать главное внимание на деятельность, искать пути и способы ее совершенствования.