Уроки химии в корекционном классе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 17:07, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: разработка комплекса занятий в коррекционных классах по теме «Признаки химических реакций».
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть принципы построения уроков в коррекционных классах.
3. Рассмотреть структуру существующих моделей уроков химии.
4. Выявить эффективность использования различных методов обучения химии в коррекционных классах.

Содержание

Введение 6
1 Теоретические аспекты изучения проблемы обучения в коррекционных классах 8
1.1 История становления и развития коррекционных классов в общеобразовательной школе 8
1.2 Процесс обучения в коррекционных классах как педагогическая проблема 12
1.3 Методы обучения 21
2 Опытная работа по обучению химии в коррекционных классах 36
2.1 Констатирующий этап опытной работы 36
2.2 Формирующий этап опытной работы 39
2.3 Анализ опытной работы 44
Заключение 48
Список использованных источников 49

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом пед.doc

— 4.50 Мб (Скачать файл)

Представьте себе деревянную палочку, нагреваемую до температуры возгорания при помощи горящей спички. Она охватывается пламенем не вся. Причина этого состоит  в том, что кислород не соприкасается  с палочкой в целом, а только с  верхним ее слоем, превращающимся под действием жара в газообразное вещество. Поскольку нагрев продолжается, частички газа и кислород в воздухе двигаются очень быстро. В этих условиях газовые и кислородные частицы соединяются очень легко и быстро. Выделяется тепло и свет: мы получили огонь. При некоторых видах горения никакого света не выделяется.

 Если топливо  реагирует с кислородом медленно, выделяется одно лишь тепло.  Это происходит, например, когда  ржавчина съедает железо. Ржавление – это всего лишь очень медленная форма горения, настолько медленная, что вы даже не можете почувствовать тепла, выделяемого при этом. Огонь – это быстрое горение, или воспламенение, а при воспламенении выделяется и тепло, и свет [21].

В дальнейшем мы определили, что горение чего–либо является химическим явлением.

Следующий урок был разработан следующим образом:

– Подготовка вопросов для повторения предыдущей темы;

– Подготовка химических реактивов и посуды для проведения реакций;

– Изучение материала по учебной программе;

– Подготовка вопросов для закрепления материала в качестве дискуссии.

Итак, приступая  к новой теме урока, были розданы  задания пяти учащимся в виде карточек. На отдельном листе они должны были ответить на следующие вопросы:

  1. Что такое физическое и химическое явление?
  2. Приведите пример физического явления.
  3. Приведите пример химического явления.
  4. Горение бензина – это физическое или химическое явление?
  5. Таяние льда – это физическое или химическое явление?

С остальными учащимися  проводилась работа в виде фронтального опроса. Какие физические, а какие химические явления: вскипание воды, дыхание, выдувание стекла, квашение молока, окраска волос, выделение выхлопных газов.

После решения  всех заданий участников перешли  к новой теме при помощи показа химической реакции:

 

KMnO4 + H2SO4 + H2O2 = MnSO4 + H2SO4 + H2O + O2

 

Выделение кислорода  и обесцвечивание раствора их удивило  – произошла химическая реакция. Новая тема урока была: «Признаки химических реакций».

Так как мы определили что горение – это химическая реакция, то на этом примере мы и рассматривали основные признаки (рисунок 3).

 Для этого  пришлось зажигать спички и  демонстративно указывать на:

– Выделение тепла и света

– Изменение окраски

– Выделение запаха

Рисунок 3 – Горение спички

Также к признакам  химических реакций относилось выпадение осадка. Этот признак был показан на примере добавлении лимонного сока к молоку. Наблюдалось выпадение белого осадка, но осадок не находился на дне стаканчика, а плавал на поверхности.  Также проводился видео просмотр презентации на тему «признаки химических реакций». Итак, мы экспериментальным путем при помощи демонстрации химических опытов выяснили, какие бывают признаки химических реакций, а именно:

– Выделение газа

– Выделение тепла и света

– Изменение окраски

– Выпадение осадков

– Выделение запаха

Визуально изучив признаки химических реакций, мы стали проверять учащихся при помощи метода дискуссии, задавая вопросы – что относится к химическим реакциям, а что нет, и приводы различные варианты ответов:

– Растирание стекла в порошок, при этом порошок становится белым;

– Горение лампочки;

– Пожар в лесу;

– Таяние снега;

– Побелка деревьев;

– Пищеварение.

Большинство учащихся отвечало правильно, некоторые сдерживались отвечать. При дискуссии учащиеся пытались выявить в этих процессах  признаки химических реакций, то помогая друг друга, то сбивая с толку. При дискуссии потребовалась помощь разъяснить некоторые факты, уточнить, что же все–таки относиться к химическим явлениям, а что нет.

На данном этапе  опытной работы установлено, что  учащимся 8 класса КРО для улучшения усвоения знаний необходимо использовать демонстрацию, например, химических реакций. Здесь учащиеся не только узнают какие–то новые факты, но и учатся правильно работать с химическими реактивами и посудой, применяя технику безопасности. Также метод учебной дискуссии играл важную роль в проведении урока. У учащихся развиваются умения ясно и точно излагать свои мысли, четко и однозначно формулировать вопросы, приводить конкретные доказательства.

 

2.3 Анализ опытной работы

 

 

Организация мыслительной, практической деятельности при проведении занятий и проверки знаний была направлена запоминание учащимися учебной информации, подлежащей усвоению, так как это является основой формирования знаний и умений на более высоких уровнях усвоения. По мере изучения программной темы во время проверки требования к знаниям и умениям учащихся усложнялись. В соответствии с этим организация мыслительной деятельности студентов направлялась на формирование знаний, интеллектуальных и предметных умений на уровне применения знаний в знакомой ситуации и проверку результатов усвоения на этом уровне.

В классе использовались следующие методы обучения:

  1. Рассказ, он использовался в качестве дополнительного источника информации в конце урока.
  2. Беседа. Здесь использовались все виды беседы: вводная, беседа–сообщение, закрепляющая беседа. Этот метод был необходим на всех проведенных уроках.
  3. Учебная дискуссия использовалась как закрепляющий метод обучения. Также она помогла учащимся разобраться в изучаемом материале, правильно выражать свою точку зрения, а также исправляться с такими недостатками поведения и общения как: вспыльчивость, несдержанность, неуважение к собеседнику.
  4. Работа с книгой проводилась на каждом уроке. Основной целью работы являлась самостоятельное определение главного в тексте, заучивание материала наизусть, и другие самостоятельные работы с книгой.
  5. Демонстрация заключается в наглядно–чувственном ознакомлении учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде.
  6. Иллюстрация тесно примыкает к методу демонстрации, который по традиции в отечественной дидактике рассматривается как самостоятельный. Иллюстрация предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей.
  7. Видеометод использовался в качестве показа фильмов о химических реакциях, которых не могли осуществляться в кабинете, презентаций. Эта информация является наиболее доступной для восприятия, развивает абстрактное мышление, творчество и самостоятельность.
  8. Все виды упражнений использовались на уроках химии, с их помощью обеспечивалась эффективность формирования умения умений и навыков. Например, письменные упражнения (стилистические, грамматические, орфографические диктанты, сочинения, конспекты, решения задач, описания опытов) составляют важный компонент обучения. Их главное назначение – формирование, развитие и упрочение необходимых умений и навыков. А комментированные упражнения служат для активизации учебного процесса, сознательного выполнения учебных заданий. Сущность их в том, что учитель и учащиеся комментируют выполняемые действия, вследствие чего они лучше осознаются и усваиваются. Вначале к этому привлекаются лучшие учащиеся, а затем весь класс принимает участие в объяснении материала.
  9. Лабораторный метод основан на самостоятельном проведении экспериментов, исследований учащимися и применялся, прежде всего, при изучении химии. Опыты проводились индивидуально и в группах. От учащихся требуется гораздо большая активность и самостоятельность, чем во время демонстрации, где они выступают пассивными наблюдателями, а не участниками и исполнителями исследований. Лабораторный метод дает возможность приобретать умения и навыки обращения с оборудованием, обеспечивает превосходные условия для формирования важных практических умений. Проводя анализ наиболее успешных методов, учащиеся должны были ответить, какие именно методы им понравились больше всего.

На рисунке 4 показана диаграмма предпочтений учащихся для

изучения химии  в 8 классе.

 


Рисунок 4 – Диаграмма предпочтений учащихся

 

Как видно из рисунка 4, учащиеся предпочли такие  методы обучения как: учебная дискуссия, демонстрация, видеометод и лабораторный метод.

Опираясь на этот факт, был разработан комплекс заданий для урока по химии. Урок на тему « Признаки химических реакций» имел следующий вид:

  1. Проверка домашнего задания при помощи индивидуального и фронтального опроса;
  2. Демонстрация лабораторного опыта с перманганатом калия и перекисью водорода;
  3. В качестве видеометода использовалась презентация «признаки химических реакций»;
  4. Фиксация полученных данных в тетрадь с комментированием и многократным повторением учащимися;
  5. Учебная дискуссия проводилась в классе с целью установить уровень обучаемости и обученности учащихся и пониманием материала урока.

Домашние задания  всегда записывались в начале урока  и были такими же, как и в учебном  плане для обычных классов.

Для проверки полученных знаний на следующем уроке был проведен тест следующего вида:

  1. Признаки химических реакций – это:

а) Выделение газа и запаха;

б) Выделение газа, запаха, тепла и света;

в) Выпадение осадков, изменение окраски;

г) Выделение газа, запаха, тепла и света, изменение окраски и выпадение осадка.

  1. К химическим реакциям относится:

а) Выпадение снега;

б) Таяние ледников;

в) Вскипание воды;

г) Растворение сахара;

д) Брожение;

е) Закисание молока;

ж) Горение леса.

  1. К физическим явлениям относится:

а) Растворение сахара;

б) Выпадение листвы;

в) Выделение выхлопных газов;

г) Ожог кожи;

д) Растирание стекла в белый порошок.

 

 

На рисунке 5 приведены результаты теста.


Рисунок 5 – Диаграмма полученных знаний

 

Анализ полученных данных показывает, что наилучший  результат наблюдается в понимании  темы «Признаки химических реакций». Следовательно, применение разработанных  методов на данном уроке дал отличный результат.

 Вывод: процесс обучения в 8 классе КРО был направлен на понимание учеников такой сложной науки, как химия. Использовались различные методы обучения, разрабатывались планы уроков, дававшие лучший результат, которые дали положительную динамику развития химического мышления, ученики проявляли энтузиазм на уроках, интерес к науке и готовность помочь друг другу.

 

Заключение

 

Мы выполнили  дипломную работу по теме «Обучение  химии в коррекционных классах». Для достижения в начале исследования цели мы проанализировали различные источники педагогической и периодической литературы, изучили сущность исследуемой проблемы.

Изучив психолого–педагогическую литературу по обучению в коррекционных классах, узнали условия эффективности данного процесса.

Обучение химии  в коррекционных классах имеет  сложную структуру построения урока. Необходимо было учитывать не только психологическую исключительность учащихся, но и их возрастные особенности.

На протяжении всей практики определили наиболее успешные методы обучения в коррекционных классах, а именно:

– Разъяснение в виде беседы;

– Многократное повторение;

– Презентация урока на компьютере (реакции);

– Комментируемые упражнения;

– Лабораторные работы несложного типа;

– Учебные дискуссии.

Эти методы были выбраны как наиболее успешные потому, что, использовав их в коррекционных классах, стимулируется и поддерживается интерес учеников класса к науке, развиваются мыслительные процессы лучше, так как ориентированы на окружающий мир, запоминается больше информации при тщательном и многократном разъяснении и повторении. Презентация уроков на компьютере и лабораторные работы также дает положительный результат, так как эти формы работ для учащихся коррекционных классов новые и имеют особый и познавательный  интерес.

Проанализировав опытную работу, которая заключалась  в разработке комплекса заданий в коррекционных классах по теме «Признаки химических реакций», пришли к выводу, что, использовав этот комплекс,  учащиеся активно участвуют на уроках, у них возникает познавательный интерес к данному типу работы, отсутствуют затруднения понимания материала.

 

Список использованных источников

 

  1.  Азбукина, Е.Ю. Основы специальной педагогики и психологии: Учебник.–Томск : Издательство Томского государственного пе

Информация о работе Уроки химии в корекционном классе