Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 17:07, дипломная работа
Цель исследования: разработка комплекса занятий в коррекционных классах по теме «Признаки химических реакций».
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть принципы построения уроков в коррекционных классах.
3. Рассмотреть структуру существующих моделей уроков химии.
4. Выявить эффективность использования различных методов обучения химии в коррекционных классах.
Введение 6
1 Теоретические аспекты изучения проблемы обучения в коррекционных классах 8
1.1 История становления и развития коррекционных классов в общеобразовательной школе 8
1.2 Процесс обучения в коррекционных классах как педагогическая проблема 12
1.3 Методы обучения 21
2 Опытная работа по обучению химии в коррекционных классах 36
2.1 Констатирующий этап опытной работы 36
2.2 Формирующий этап опытной работы 39
2.3 Анализ опытной работы 44
Заключение 48
Список использованных источников 49
Представьте себе деревянную палочку, нагреваемую до температуры возгорания при помощи горящей спички. Она охватывается пламенем не вся. Причина этого состоит в том, что кислород не соприкасается с палочкой в целом, а только с верхним ее слоем, превращающимся под действием жара в газообразное вещество. Поскольку нагрев продолжается, частички газа и кислород в воздухе двигаются очень быстро. В этих условиях газовые и кислородные частицы соединяются очень легко и быстро. Выделяется тепло и свет: мы получили огонь. При некоторых видах горения никакого света не выделяется.
Если топливо
реагирует с кислородом
В дальнейшем мы определили, что горение чего–либо является химическим явлением.
Следующий урок был разработан следующим образом:
– Подготовка вопросов для повторения предыдущей темы;
– Подготовка химических реактивов и посуды для проведения реакций;
– Изучение материала по учебной программе;
– Подготовка вопросов для закрепления материала в качестве дискуссии.
Итак, приступая к новой теме урока, были розданы задания пяти учащимся в виде карточек. На отдельном листе они должны были ответить на следующие вопросы:
С остальными учащимися проводилась работа в виде фронтального опроса. Какие физические, а какие химические явления: вскипание воды, дыхание, выдувание стекла, квашение молока, окраска волос, выделение выхлопных газов.
После решения всех заданий участников перешли к новой теме при помощи показа химической реакции:
KMnO4 + H2SO4 + H2O2 = MnSO4 + H2SO4 + H2O + O2
Выделение кислорода и обесцвечивание раствора их удивило – произошла химическая реакция. Новая тема урока была: «Признаки химических реакций».
Так как мы определили что горение – это химическая реакция, то на этом примере мы и рассматривали основные признаки (рисунок 3).
Для этого пришлось зажигать спички и демонстративно указывать на:
– Выделение тепла и света
– Изменение окраски
– Выделение запаха
Рисунок 3 – Горение спички
Также к признакам химических реакций относилось выпадение осадка. Этот признак был показан на примере добавлении лимонного сока к молоку. Наблюдалось выпадение белого осадка, но осадок не находился на дне стаканчика, а плавал на поверхности. Также проводился видео просмотр презентации на тему «признаки химических реакций». Итак, мы экспериментальным путем при помощи демонстрации химических опытов выяснили, какие бывают признаки химических реакций, а именно:
– Выделение газа
– Выделение тепла и света
– Изменение окраски
– Выпадение осадков
– Выделение запаха
Визуально изучив признаки химических реакций, мы стали проверять учащихся при помощи метода дискуссии, задавая вопросы – что относится к химическим реакциям, а что нет, и приводы различные варианты ответов:
– Растирание стекла в порошок, при этом порошок становится белым;
– Горение лампочки;
– Пожар в лесу;
– Таяние снега;
– Побелка деревьев;
– Пищеварение.
Большинство учащихся отвечало правильно, некоторые сдерживались отвечать. При дискуссии учащиеся пытались выявить в этих процессах признаки химических реакций, то помогая друг друга, то сбивая с толку. При дискуссии потребовалась помощь разъяснить некоторые факты, уточнить, что же все–таки относиться к химическим явлениям, а что нет.
На данном этапе опытной работы установлено, что учащимся 8 класса КРО для улучшения усвоения знаний необходимо использовать демонстрацию, например, химических реакций. Здесь учащиеся не только узнают какие–то новые факты, но и учатся правильно работать с химическими реактивами и посудой, применяя технику безопасности. Также метод учебной дискуссии играл важную роль в проведении урока. У учащихся развиваются умения ясно и точно излагать свои мысли, четко и однозначно формулировать вопросы, приводить конкретные доказательства.
Организация мыслительной, практической деятельности при проведении занятий и проверки знаний была направлена запоминание учащимися учебной информации, подлежащей усвоению, так как это является основой формирования знаний и умений на более высоких уровнях усвоения. По мере изучения программной темы во время проверки требования к знаниям и умениям учащихся усложнялись. В соответствии с этим организация мыслительной деятельности студентов направлялась на формирование знаний, интеллектуальных и предметных умений на уровне применения знаний в знакомой ситуации и проверку результатов усвоения на этом уровне.
В классе использовались следующие методы обучения:
На рисунке 4 показана диаграмма предпочтений учащихся для
изучения химии в 8 классе.
Рисунок 4 – Диаграмма предпочтений учащихся
Как видно из рисунка 4, учащиеся предпочли такие методы обучения как: учебная дискуссия, демонстрация, видеометод и лабораторный метод.
Опираясь на этот факт, был разработан комплекс заданий для урока по химии. Урок на тему « Признаки химических реакций» имел следующий вид:
Домашние задания всегда записывались в начале урока и были такими же, как и в учебном плане для обычных классов.
Для проверки полученных знаний на следующем уроке был проведен тест следующего вида:
а) Выделение газа и запаха;
б) Выделение газа, запаха, тепла и света;
в) Выпадение осадков, изменение окраски;
г) Выделение газа, запаха, тепла и света, изменение окраски и выпадение осадка.
а) Выпадение снега;
б) Таяние ледников;
в) Вскипание воды;
г) Растворение сахара;
д) Брожение;
е) Закисание молока;
ж) Горение леса.
а) Растворение сахара;
б) Выпадение листвы;
в) Выделение выхлопных газов;
г) Ожог кожи;
д) Растирание стекла в белый порошок.
На рисунке 5 приведены результаты теста.
Рисунок 5 – Диаграмма полученных знаний
Анализ полученных
данных показывает, что наилучший
результат наблюдается в
Вывод: процесс обучения в 8 классе КРО был направлен на понимание учеников такой сложной науки, как химия. Использовались различные методы обучения, разрабатывались планы уроков, дававшие лучший результат, которые дали положительную динамику развития химического мышления, ученики проявляли энтузиазм на уроках, интерес к науке и готовность помочь друг другу.
Мы выполнили
дипломную работу по теме «Обучение
химии в коррекционных классах»
Изучив психолого–
Обучение химии в коррекционных классах имеет сложную структуру построения урока. Необходимо было учитывать не только психологическую исключительность учащихся, но и их возрастные особенности.
На протяжении всей практики определили наиболее успешные методы обучения в коррекционных классах, а именно:
– Разъяснение в виде беседы;
– Многократное повторение;
– Презентация урока на компьютере (реакции);
– Комментируемые упражнения;
– Лабораторные работы несложного типа;
– Учебные дискуссии.
Эти методы были выбраны как наиболее успешные потому, что, использовав их в коррекционных классах, стимулируется и поддерживается интерес учеников класса к науке, развиваются мыслительные процессы лучше, так как ориентированы на окружающий мир, запоминается больше информации при тщательном и многократном разъяснении и повторении. Презентация уроков на компьютере и лабораторные работы также дает положительный результат, так как эти формы работ для учащихся коррекционных классов новые и имеют особый и познавательный интерес.
Проанализировав опытную работу, которая заключалась в разработке комплекса заданий в коррекционных классах по теме «Признаки химических реакций», пришли к выводу, что, использовав этот комплекс, учащиеся активно участвуют на уроках, у них возникает познавательный интерес к данному типу работы, отсутствуют затруднения понимания материала.