Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 17:07, дипломная работа
Цель исследования: разработка комплекса занятий в коррекционных классах по теме «Признаки химических реакций».
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть принципы построения уроков в коррекционных классах.
3. Рассмотреть структуру существующих моделей уроков химии.
4. Выявить эффективность использования различных методов обучения химии в коррекционных классах.
Введение 6
1 Теоретические аспекты изучения проблемы обучения в коррекционных классах 8
1.1 История становления и развития коррекционных классов в общеобразовательной школе 8
1.2 Процесс обучения в коррекционных классах как педагогическая проблема 12
1.3 Методы обучения 21
2 Опытная работа по обучению химии в коррекционных классах 36
2.1 Констатирующий этап опытной работы 36
2.2 Формирующий этап опытной работы 39
2.3 Анализ опытной работы 44
Заключение 48
Список использованных источников 49
Практический метод отличается от лабораторного тем, что в деятельности учащихся преобладает применение полученных знаний к решению практических задач. На первый план выдвигается умение использовать теорию на практике. Данный метод выполняет функцию углубления знаний, умений, а также способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной деятельности.
Выделяют пять этапов, через которые обычно проходит познавательная деятельность учащихся на практических занятиях:
Практический метод лучше других способствует приучению учащихся к добросовестному выполнению задания, способствует формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность и т. д. У учащихся формируется привычка тщательной организации трудового процесса (осознание целей предстоящей работы, анализ задачи и условий ее решения, составление плана и графика выполнения работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, анализ выводов).
Обучающий контроль. Главная функция данного метода – контрольно–коррекционная, но при этом очень важно обеспечить органическое включение контроля в учебный процесс и достичь того, чтобы контроль стал не обособленным элементом учебного процесса, а одновременно выполнял обучающие, развивающие, воспитательные, побуждающие функции.
В данном методе различают ряд модификаций, отличающихся между собой организацией контрольных срезов, основаниями для накопления информации, способами получения и обработки данных диагностических и тестовых измерений, другими особенностями.
Устный контроль. Осуществляется путем индивидуального и фронтального опроса. Правильность ответов определяется учителем, комментируется. По итогам контроля выставляются оценки.
Письменный контроль. Осуществляется с помощью контрольных работ, сочинений, изложений, диктантов, письменных зачетов, которые могут быть кратковременными и длительными, а также различаться глубиной диагностики (поверхностный срез или основательный анализ).
Лабораторный контроль. Направлен на проверку умений учащихся владеть лабораторным оборудованием, которое будет использовано на уроке. Часто сочетается с письменными и графическими работами, решением экспериментальных задач, требующих проведения опытов.
Машинный (программированный) контроль. При наличии электронно–вычислительной техники и контролирующих программ применяется на всех этапах при изучении всех учебных предметов. Отличается высокой объективностью.
Тестовый контроль. Может быть безмашинным и машинным. В основе такого контроля лежат тесты – специальные задания, выполнение (или невыполнение) которых свидетельствует о наличии (или отсутствии) у учащихся определенных знаний, умений.
Самоконтроль. Предполагает формирование умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов.
Ситуационный метод – это скомбинированный из многих путей и способов метод, применяемый педагогом тогда, когда ни один из известных изолированных методов не дает возможности быстро и эффективно достичь намеченных целей в имеющихся конкретных условиях. Поэтому данный метод называется еще творческим, нестандартным и признается не всеми
педагогами. Главную роль в выборе и применении данного метода играет ситуация. Метод позволяет принимать нестандартные решения, использовать нетрадиционные пути, вытекающие из намеченной цели. Педагог должен уметь предвидеть предполагаемые последствия, вытекающие из этих решений [3].
Как правило, в ситуационном методе сочетаются и переплетаются различные традиционные и новые пути, устоявшиеся и новейшие идеи. Именно ситуационным методом, как полагают, достигли выдающихся успехов известные новаторы обучения Шаталов, Ильин, Гузик, Волков и другие.
Итак, рассмотренные выше методы обучения также применяются на уроках химии. Как правило, обучение в классах коррекции отличается от обучения в обычных классах, но здесь также применяются все выше перечисленные методы.
Базой прохождения педагогической практики послужила МОУ СОШ № 54, а именно 8 класс КРО, состоящий из 12 человек – 8 мальчиков и 4 девочки. Учащиеся обучаются по коррекционно–развивающей программе. Программный материал усваивают удовлетворительно, также есть хорошисты. Большинство детей могут работать по настроению и самочувствию, что говорит о несформированности интереса к учебной деятельности. Требования и рекомендации учителей стараются выполнять в силу своих интеллектуальных способностей и возможностей. Способности анализа и синтеза развиты средне, с помощью взрослых результативность улучшается. Закончили предыдущий год без двоек. Учащиеся посещают кружки, любят физическую культуру. Родительские собрания проходят каждый месяц, куда приходят почти все родители учащихся. В классе есть семь неполных семей. Причины инвалидности у всех различны, но в основном – это родовая травма. Дисциплинированы и исполнительны, принимают активное участие в жизни класса и школы. Данная характеристика имела объективный характер, так как на практике учащиеся проявляли себя не всегда с лучшей стороны.
Была изучена литература по особенностям старшего и подросткового возраста, а также особенности обучения в коррекционных классах
Первоначально
происходило пассивное знакомст
В первый день прохождения практики нам приходилось поприсутствовать на некоторых уроках по расписанию 8 класса КРО. На уроке русского языка наблюдалась тенденция больше слушать и писать, чем отвечать на поставленные вопросы. Это было связано, скорее всего, с неподготовленностью к проверке домашнего задания и невнимания на уроке. Также наблюдалось, что учителя нелегко с ними работать и поэтому применял авторитарное общение и руководство над деятельностью учащихся класса. Заполняемость оценок ниже среднего. На уроке обществознания проявляла интерес к учебе некоторая часть класса, это одновременно и облегчало и затрудняло работу учителя. Дисциплина была развита слабо, учитель не применял авторитарный стиль обучения и общения, а так и провел свой урок до конца. Заполняемость оценок низкая.
Во второй день на уроке математике наблюдался прогресс в качестве дисциплины и внимательности. Учащиеся пытались решать задачи, примеры, отвечали на все вопросы, урок проходил быстро, даже домашнее задание было выполнено на 60–70 %. Это говорит о заинтересованности учащихся, положительном настрое уроков математики. Заполняемость оценок соответствует норме. На уроке физике учащиеся принимали активное участие в решении задач у доски, но чтение параграфа был затруднен дисциплиной и слабой техникой чтения учащихся. Заполняемость оценок соответствует норме.
В третий день на уроке биологии некоторые учащиеся отвечали у доски домашнее задание, дисциплина имела уважительный характер, заполняемость оценок соответствует норме.
В течение всей недели проходило пассивное знакомство с классом, отзывы учителей соответствовали тому, что наблюдалось на уроках. Подводя итог знакомства с классом, пришли к следующему:
– на уроках дисциплина была ниже среднего уровня;
– успеваемость зависела от индивидуального настроения и атмосферы в классе;
– домашнее задание по некоторым предметам не выполнялось вообще;
– внимательность притуплялась уже в середине урока;
– излишняя раскрепощенность и недостаточное знание по предметам мешало учителям проводить с ними уроки.
Физические недостатки наблюдались у меньшинства учащихся и на время присутствия в школе никаких недугов не проявлялось. Их исключительность состояла лишь в том, как они учатся и как они общаются в классе и в школе, а не в том, что у них есть психические или физические недостатки.
Наблюдение за классом проходило на протяжении одной недели, после чего имелось точное представление об этом классе. Дисциплина держалась на таких предметах как: математика, биология, русский язык, физика. Скорее всего их невнимательность и как следствие плохая успеваемость зависела от положения в семье (7 неполных семей в классе). Роль родителей имеет не меньшую роль в обучении, развитии и воспитании. Однако атмосфера в классе судила о том, что родители или не знают о неуспеваемости своих детей или не справляются с ними. Таким образом, имеем, что учитель здесь играет еще и роль родителя, так как эта роль в жизни детей мало где присутствует. Отзывы учителей не были выше среднего, ведь для работы с классами коррекции нужны специальные разработки методов обучения, новые программы. А так как в школе коррекционные классы обучаются по тем же учебным программам, учителя пользуются теми же методами обучения, то процесс обучения в таких классах действительно создают немало проблем.
Для обучения учащихся в коррекционных классах при использовании тех же учебных программ, что и для обычных классов, нужно хотя бы выяснить и разработать те методы обучения, которые имеют действительно коррекционный характер.
Итак, на начальном этапе прохождения практики учащимся 8 класса КРО были предоставлены опросники, в которых нужно было указать свое отношение к химии и ее обучении, о своих предпочтений работать в классе (индивидуально, в группах, попарно), о важности данной дисциплины в жизни и дальнейшей направленности профессии. Пример опросника:
– Как Вы относитесь к химии?
– Как Вы считаете, стоит ли химию изучать в школе?
– Важны ли знания по химии в жизни?
– Ваша будущая профессия?
– Эта профессия как–то связана с химией?
– Как Вы предпочитаете работать: индивидуально, в группах, попарно?
– Хотели бы Вы использовать в дальнейшем изучении химии творческие задания?
– Нравятся ли Вам проводить химические реакции?
Анализ данного опросника показал, что 75 % участникам химия как наука нравится, и они хотели бы ее изучать, 10 % химия как наука не интересна, а остальные учащиеся ответили равнодушно. Далее большинство учащихся предпочли работать индивидуально и в группах. Почти все согласились с мнением о важности такой дисциплины как химия. Также участники отметили, что к новым дисциплинам относятся добросовестно и предпочли бы творческие задания. Около 40 % участников имеют представление, что такое химия, ее объект изучения, большинство участников не определилось с дальнейшей направленностью своей профессии и поэтому нельзя судить об углубленном изучении химии.
Таким образом, большинство из 8 класса КРО имело положительный настрой на изучение химии.
На первом уроке мы изучали физические и химические явления. Урок проходил в виде беседы с элементами презентации. В начале проходил опрос – какие явления Вас окружают. Учащиеся предлагали разные версии: выпадение листьев осенью, дыхание, таяние льда, сгорание лампочек и многое другое. В дальнейшем учащиеся записали определения физических и химических явлений и из всех перечисленных ранее явлений разделили на физические и химические и записали примеры в тетрадь.
Химические явления – это явления, в результате которых из исходных веществ образуются другие вещества (рисунок 1).
Подержим над огнем кусочек белого хлеба, содержащего органические вещества.
Наблюдаем:
1. обугливание, то есть изменение цвета;
2. появление запаха.
Вывод. Произошло химическое явление (образовалось новое вещество – уголь).
Рисунок 1– Пример химического явления.
Физические явления – это явления, в результате которых не образуются новые вещества, а изменяется лишь их форма и/или агрегатное состояние (рисунок 2).
1. Закроем пробирку пробкой со вставленной в нее трубкой
2.
Опустим конец трубки в стакан
с водой. Рукой нагреем
3. При охлаждении пробирки объем воздуха уменьшается, и вода входит в пробирку.
Вывод. Изменения объема воздуха – физическое явление.
Рисунок 2 – Пример физического явления
Имея четкое различие этих двух понятий, перешли к просмотру презентации, где были ярко показаны явления и процессы окружающей среды. Закрепляющим этапом этой темы урока были упражнения учебника, где были представлены уже совершенно другие физические и химические явления. Отвечающие у доски получили справедливые оценки, что послужило мотивом изучать химию в дальнейшем. Записав еще в начале урока домашнее задание, учащиеся внимательно слушали интересный рассказ о том, почему огонь горячий. Ответом на этот вопрос является само определение огня. Огонь сопровождает горение – быстро протекающую реакцию, при которой выделяется тепло и свет.
Существует
несколько видов химических реакций,
которые могут иметь