Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 19:56, курсовая работа
Цель нашего исследования: изучить особенности и своеобразия развития сюжетно - ролевой игры дошкольника.
Задачи исследования:
Определить значение сюжетных игр, влияющее на развитие детей.
Выявить особенности развития сюжетных игр дошкольников.
Выявить условия, способствующие развитию сюжетных игр детей среднего дошкольного возраста.
Выявить и экспериментально проверить эффективность содержания методической работы по организации руководства игровой деятельностью детей среднего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ..7
Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребёнка..7
Структура, содержание и виды сюжетно-ролевой игры……………….11
Руководство сюжетно-ролевой игрой…………………………………..16
ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНЫХ ИГР ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ……..20
2.1 Констатирующий эксперимент………………………………………….20
2.2 Формирующий эксперимент……………………………………………..26
2.3 Контрольный эксперимент………………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………38
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………..41
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ..7
ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНЫХ ИГР ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ……..20
2.1 Констатирующий эксперимент………………………………………….20
2.2 Формирующий эксперимент……………………………………………..
2.3 Контрольный эксперимент………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………38
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………..41
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст – первая ступень в психическом развитии ребенка, его подготовка к участию в жизни общества. По утверждению отечественных психологов ведущим видом деятельности, в котором происходит всестороннее развитие дошкольников, является игра.
Значение игры очень велико. Она вносит вклад в познание ребенком окружающего мира, в развитие его мышления, чувств, воли, в формирование взаимоотношений со сверстниками, становление самооценки и самосознания.
Проблема игры как деятельности, всегда находилась в центре внимания исследователей детского развития, которая имеет особое значение в жизни ребенка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.). Согласно мнения ученых, игра представляет собой важнейшую и эффективную в детском возрасте форму социализации ребенка, обеспечивающую освоение мира человеческих отношений (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). Детская игра содержит образец будущей взрослой жизни в понятной и доступной для подражания ребенка форме.
Игра, которую дети создают сами, носит особый характер, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно. Такие игры называются творческими, сюжетными. Сюжетная игра – это игра самостоятельная. В ней сюжет игры определяется играющими, нет заданной программы поведения детей и открытых правил, действия ребенка в воображаемой ситуации выступают на первый план.
Педагогические исследования (Р.И. Жуковская, А.П. Усова, Д.В. Менджрицкая, Е.В. Зворыгина, Н.Я. Михайленко и др.) подчеркивают необходимость специального педагогического воздействия для обеспечения правильного и своевременного развития игры. Выдающийся исследователь в области психологии Л. С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.[30]
Характерным для игр, особенно сюжетно-ролевых, является наличие двух видов отношений между детьми: воображаемых, соответствующих сюжету, роли, и реальных отношений участников совместной игры.
Менджрицкая Д.В. в своей книге "Воспитателю о детской игре", говорит о том, что уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность, именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.[30]
Чем старше дети, чем выше оказывается уровень общего развития, тем более ценной бывает игра (особенно педагогически направляемая) для становления самодеятельных форм поведения: у детей появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами (дидактические, подвижные), находить партнеров, ставить цель и выбирать средства для реализации своих замыслов. Самодеятельная игра, требует от ребенка умения устанавливать взаимоотношения с товарищами. В этих неформальных детских объединениях проявляются разные черты характера ребенка, его привычки, интересы, представления об окружающем, различные умения, например умение, самостоятельно находить выход из возникающих в игре проблемных ситуаций, руководствуясь известными нормами и правилами поведения, или умение самостоятельно организовать реальную (а не воображаемую) трудовую деятельность для решения игровых задач.
Игра — подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. [10]
В настоящее
время, к сожалению, анализ практики
работы дошкольных учреждений показывает,
что игра в организации педагогического
процесса отошла на второй план, уступив
место занятиям. В связи с этим
не уделяется достаточного внимания
руководству игровой
Педагоги
и воспитатели отмечают, что игры
детей становятся бессодержательными,
игровые действия однообразными, дети
не могут адаптировать тот или
иной сюжет к новым обстоятельствам.
Причина того, что игра часто не
достигает своих развитых форм у
дошкольников, являются некоторые особенности
условий жизни детей в
Работниками
дошкольных учреждений проводят разнообразные
мероприятия по организации игровой
деятельности детей, но результативность
их подчас невелика. Причина такого
факта кроется в отсутствии изучения
состояния детской игры в дошкольных
учреждениях и отсутствии целенаправленной
работы воспитателей дошкольного учреждения
по формированию знаний и умений по
организации игровой
Цель нашего исследования: изучить особенности и своеобразия развития сюжетно - ролевой игры дошкольника.
Объект исследования: целенаправленный педагогический процесс ДОУ.
Предмет исследования: сюжетно - ролевая игра дошкольника.
Гипотеза исследования: развитие дошкольников средней группы в сюжетно – ролевой игре может быть успешным, если соблюдать следующие условии: создание эмоционально – благополучной атмосферы в группе детского сада; свобода и самостоятельность в игре ребенка в условиях педагогического руководства воспитателя; специальная работа, проводимая взрослым по развитию творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в сюжетно – ролевой игре.
Задачи исследования:
Теоретико - методологические основы исследования явились
теоретические положения о влиянии сюжетно – ролевой игры на развитие личности дошкольников (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, А.П. Усова, Д.В. Менджерицкая)
Методы исследования:
1.Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Наблюдение.
3. Беседа .
4.
Анализ педагогической
5. Эксперимент.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение (МБДОУ) №6 «Теремок» п. Джалиль, Сармановского района РТ.
Выборка исследования: исследование проводилось в средней группе. В эксперименте участвовало 15 детей в возрасте от 4 до 5 лет.
Теоретическая значимость исследования: состоит в обобщении и систематизации существующих подходов к организации сюжетно – ролевой игры в ДОУ.
Практическая значимость исследования: заключается в возможности использования предложенного материала воспитателями ДОУ для руководства сюжетно – ролевой играми детей ДОУ.
Структура и объем работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
ГЛАВА 1. ТЕОТЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ
ИГРЫ
1.1 Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребёнка
Сюжетно-ролевые творческие игры — это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.
В играх проявляется творческое
воображение ребенка, который учится
оперировать предметами и игрушками
как символами явления
В играх ребенок не только отражает
окружающую жизнь, но и перестраивает
ее, создает желанное будущее. Как
писал Л. С. Выготский в своих
работах, "игра ребенка не есть простое
воспоминание о пережитом, но творческая
переработка пережитых
Анализ исследований (Л.С. Выготский,
Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская,
А.П. Усова, Д.В. Менджерицкая и др.) позволяет
сделать вывод о том, что в
дошкольном детстве сюжетно-ролевая
игра становится ведущей деятельностью,
в которой создаются наиболее
благоприятные условия для
Р.И. Жуковская рассматривала игру
как средство воспитания. По ее мнению,
игра – это форма индивидуального,
творческого отражения
Д.В. Менджерицкая, определяя игру
как социальную практику ребенка, его
реальную жизнь в обществе сверстников,
подчеркивала актуальность проблемы использования
игры в целях всестороннего
В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии.
Как отмечает Ядешко В.И. - в творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом. [ 4 ]
Нередко игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном детстве.
Творческую игру нельзя подчинить узким дидактическим целям, с ее помощью решаются основные воспитательные задачи.
Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов. Игра — один из них, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др.
Играя, дети учатся применять свои
знания и умения на практике, пользоваться
ими в разных условиях. В творческих
играх открывается широкий
Игра - самостоятельная деятельность,
в которой дети вступают в общение
со сверстниками. Их объединяют общая
цель, совместные усилия к ее достижению,
общие переживания. Игровые переживания
оставляют глубокий след в сознании
ребенка и способствуют формированию
добрых чувств, благородных стремлений,
навыков коллективной жизни. Задача
воспитателя состоит в том, чтобы
сделать каждого ребенка
В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям. Часто игра служит побудителем к работе: изготовлению необходимых атрибутов, конструированию.