Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 19:56, курсовая работа
Цель нашего исследования: изучить особенности и своеобразия развития сюжетно - ролевой игры дошкольника.
Задачи исследования:
Определить значение сюжетных игр, влияющее на развитие детей.
Выявить особенности развития сюжетных игр дошкольников.
Выявить условия, способствующие развитию сюжетных игр детей среднего дошкольного возраста.
Выявить и экспериментально проверить эффективность содержания методической работы по организации руководства игровой деятельностью детей среднего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ..7
Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребёнка..7
Структура, содержание и виды сюжетно-ролевой игры……………….11
Руководство сюжетно-ролевой игрой…………………………………..16
ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНЫХ ИГР ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ……..20
2.1 Констатирующий эксперимент………………………………………….20
2.2 Формирующий эксперимент……………………………………………..26
2.3 Контрольный эксперимент………………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………38
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………..41
- какое место в режиме дня воспитатель отводит играм;
- как воспитатель организует предметно-игровую среду;
- как воспитатель приобщает детей к организации среды;
- как воспитатель обогащает опыт детей с целью развития игры;
- включается ли в игру, берет ли на себя роли;
- какие методы руководства игрой использует (прямые и косвенные);
В наблюдаемой нами группе воспитатели организовывали сюжетные игры во вторую половину дня. Во время проведения дневных прогулок детям предоставлялось время для самостоятельных игр. Было отмечено, что воспитатели исследуемой группы жестко регламентировали игровую деятельность детей во вторую половину дня: давали готовую тему игры, связанную с определенной сферой реальной жизни; подбирали сами материал, не приобщая детей к организации среды; распределяли роли; предлагали готовые сюжеты.
Для выявления представлений
игры?
деятельности?
Анализ бесед позволил установить,
что для развития игровых умений
воспитатели считают
- обучение детей ролевому поведению;
- формирование у детей самостоятельности по выбору темы;
- по особенностям организации предметно-игровой среды.
Для выявления особенностей методической работы по руководству сюжетными играми детей нами была проанализирована документация старшего воспитателя.
Анализ показал, что в течение
трех лет задачи, касающиеся развития
сюжетной игры, перед коллективом
детского сада не ставились. В планах
воспитательно-образовательной
Полученные результаты позволили нам приступить к формирующей части нашего исследования, которое осуществлялось в соответствии с выделенной гипотезой.
2.2 Формирующий эксперимент.
На этапе формирующего эксперимента нами были выдвинуты следующие задачи:
В соответствии с поставленными
задачами были продуманы и разработаны
формы методической работы старшего
воспитателя. В его задачу входило:
сформировать представления воспитателей
о новых подходах к классификации
игр, о роли сюжетных игр в развитии
личности ребенка; изучить с педагогами
этапы развития игровой деятельности,
особенности ее развития на каждой
возрастной ступени дошкольников; познакомить
воспитателей с новыми подходами
к руководству сюжетными играми
детей и помочь внедрить их в практику
работы педагогов дошкольного
Работа проводилась как со всеми воспитателями, так и отдельно с воспитателями разных групп. В соответствии с целью нашего исследования мы представили работу с воспитателями средней группы.
Со всеми воспитателями
Виды сюжетных игр и их значение для всестороннего развития детей.
Режиссерские и сюжетно-
Современные подходы к руководству
игрой детей дошкольного
Создание условий для развития сюжетных игр во всех возрастных группах.
На первом семинарском занятии
вниманию воспитателей была предложена
классификация игр, разработанная
С.Л. Новоселовой. В соответствии с
классификацией педагоги рассмотрели
специфику сюжетно-
С целью ознакомления воспитателей
со значением сюжетных игр для
всестороннего развития детей педагогами
была изучена психолого-
Второе семинарское занятие было проведено с целью ознакомления воспитателей с особенностями режиссерских и сюжетно-ролевых игр, а также с этапами развития игровой деятельности дошкольников. Внимание воспитателей было акцентировано на положении, отмеченном исследователями детской игры, о том, что для полноценного развития сюжетных игр важен каждый ее этап : от предметно-действенного способа до сюжетосложения.
Для третьего семинарского занятия
мы предложили воспитателям изучить
и проанализировать новые подходы
к руководству игровой
На основе анализа литературы воспитатели выделили условия, необходимые для руководства сюжетной игрой дошкольников на разных этапах ее развития. Материал, составленный педагогами, был представлен на семинарском занятии (см. приложение 4), который был использован для обсуждения данной проблемы.
Повышению знаний также способствовало участие всех педагогов детского сада в составлении подробных аннотаций методической литературы по проблеме развития сюжетной игры у детей на разных возрастных этапах.
Последнему семинарскому занятию, которое носило практический характер, предшествовали открытые показы воспитателями приемов руководства сюжетных игр в разных возрастных группах.
На семинарском занятии мы проанализировали
увиденное, определили достоинства
и недостатки, просмотренных показов
руководства игровой
- на этапе формирования
- на этапе формирования
- на этапе формирования
Таким образом, на семинарских занятиях
педагоги получили теоретические знания
и практические умения по проблеме
руководства игровой
В своей работе мы использовали и
такую эффективную форму
Консультации проводили
Воспитателям средней группы было
предложено познакомиться и
Кроме того, для воспитателей экспериментальной
группы была проведена консультация
по теме: «Формирование ролевого поведения
дошкольников в сюжетных играх». С
целью данной консультации было формирование
у воспитателей представлений о
том, что ролевое поведение
На консультации воспитатели познакомились со структурами сюжетов, которые использовали в своих исследованиях педагоги Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова. Воспитателям было предложено разработать аналогичные схемы сюжетов для их возрастной группы. Данные схемы представлены нами в приложении (см. приложение 7).
Таким образом, у воспитателей были
сформированы представления о методах
и приемах руководства
Учитывая, что успешное формирование игры в среднем возрасте будет зависеть от преемственности в содержании и педагогических приемах всех компонентов комплексного руководства игрой, на втором этапе формирующего эксперимента мы использовали перспективные планы по формированию и активизации игры детей, разработанные воспитателями и проанализированные на консультации.
По завершению запланированной работы с воспитателями начала проводиться целенаправленная работа с детьми.
Работа с детьми проводилась воспитателями под руководством методиста. Работа проводилась по четырем направлениям:
В результате проведения формирующего
эксперимента мы получили следующие
данные: дети экспериментальной группы
стали чаще играть в сюжетно-ролевые
игры, четко передавая ролевое
поведение. При этом большую помощь
в развитии игровой деятельности
оказала совместная игра ребенка
с взрослым, а также правильно
организованная педагогами предметно-игровая
среда в сочетании с