Условия развития сюжетных игр детей среднего дошкольного возраста в дошкольном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 19:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования: изучить особенности и своеобразия развития сюжетно - ролевой игры дошкольника.
Задачи исследования:
Определить значение сюжетных игр, влияющее на развитие детей.
Выявить особенности развития сюжетных игр дошкольников.
Выявить условия, способствующие развитию сюжетных игр детей среднего дошкольного возраста.
Выявить и экспериментально проверить эффективность содержания методической работы по организации руководства игровой деятельностью детей среднего дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ..7
Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребёнка..7
Структура, содержание и виды сюжетно-ролевой игры……………….11
Руководство сюжетно-ролевой игрой…………………………………..16
ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНЫХ ИГР ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ……..20
2.1 Констатирующий эксперимент………………………………………….20
2.2 Формирующий эксперимент……………………………………………..26
2.3 Контрольный эксперимент………………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………38
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………..41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 84.45 Кб (Скачать файл)

Игра — важное средство эстетического  воспитания дошкольников, так как  в этой деятельности проявляется  и развивается творческое воображение, способность к замыслу, развивается  ритм и красота движений. Обдуманный подбор игрушек помогает формированию художественного вкуса.

В ходе экспериментального исследования особенностей детской игры, Д.Б. Эльконин выделил четыре уровня развития сюжетно-ролевой  игры на протяжении дошкольного детства.

Первый уровень. Центральным содержанием игры являются преимущественно предметные действия. Фактически роли в игре есть, но они не определяют действия, а сами вытекают из характера производимых ребенком действий. Как правило, нет предварительного планирования игры: дети не называют ролей, а обозначают их только после совершения игрового действия. Действия однообразны и обнаруживают тенденцию к многократному повторению, их логика легко нарушается. Сложная последовательность действий, составляющих ролевое поведение, ребенком в игре не воспроизводится.

Второй уровень. Основным содержанием игры по-прежнему остаются предметные действия. В игре воспроизводится достаточно сложная цепочка действий. При этом на передний план выдвигается соответствие игрового действия реальному. Логика действий определяется их последовательностью в реальной жизни. Расширяется диапазон видов игровых действий. Возможности замещения ограничены. Игровое переименование предметов нестойкое, новое значение предметов-заместителей быстро теряется. Дети называют роли, но, однако принятие ребенком той или иной роли решающим образом определяет выбор игрового предмета и само игровое действие.

Третий уровень. Основным содержанием игры является выполнением ребенком роли и связанных с нею действий. Возникает предварительное планирование игровой деятельности, контроль за выполнением ролей и его коррекция. Роли ясные, четкие, определяются детьми до начала игры и обуславливают логику и характер действий. Появляются игровые действия, передающие характер моделируемых социальных отношений. Эти действия становятся разнообразными, обобщенными, часто выполняются только в речевом плане. Возникает специфическая ролевая речь, отражающая отношения между персонажами; расширяются возможности замещения: новое игровое значение предмета достаточно устойчиво, но лишь тогда, когда предмет-заместитель не имеет четко фиксированной предметной функции. Правило в явной, открытой форме не представлено, но фактически регулирует выполнение ролей и актуализируется при нарушении логики игровых действий.

Четвертый уровень. Центральным содержанием игры является выполнение действий, отражающих социальные и межличностные отношения. Осуществляется предварительное планирование: формулируется замысел игры, распределяются роли и игровые предметы, иногда определяются правила игры. Роли ясные и четкие, их выполнение регулируется правилом. Речь выразительна, развернута и носит явно ролевой характер. Действия логичны и разнообразны, развертываются в четкой последовательности. Удельный вес речевых действий возрастает. Ребенок вычленяет из реальной жизни правила и демонстрирует подчинение им в игре. Широко используются замещения.

На протяжении дошкольного детства  можно наблюдать динамику развития игры от первого уровня к четвертому.

          Таким образом в дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива.

 

1.2 Структура,  содержание и виды сюжетно-ролевой  игры

 

Исследования педагогов (С.Л. Новоселова, Е.В. Зворыгина) дали возможность наметить линию развития игры с учетом тех  преобразований, которые происходят в ее психологическом содержании как деятельности. Авторами выделены следующие этапы развития игры в условиях ее формирования взрослыми.

Первый этап в этом развитии –  ознакомительная игра. Эта предметно-игровая  деятельность. Ее содержание составляют действия манипулирования. На этом этапе  операции обследования перерастают  в ориентировочные действия, которые  в силу особенностей предметных условий  осуществляется предметно-специфическими операциями.

Следующий этап игры авторы называют отобразительной игрой, в которой  отдельные предметно-специфические  операции переходят в ранг действий, направленных на выявление специфических  свойств предмета и на достижение с помощью данного предмета определенного  эффекта. Исследователи называют это  кульминационным моментом развития психологического содержания игры в  раннем возрасте.

При правильной организации воспитательной работы дети начинают переходить к  отражению практических смысловых  связей между действием и свойством  предмета, т.е. ребенок в условной форме использует предмет по назначению. Таким образом, ребенок обыгрывает доступный для его понимания  сюжет из собственной жизни. Авторы отмечают, что здесь наступает  следующий этап развития игры –  сюжетно-отобразительный.

Исследователи выявили особенности  этого этапа. К ним относятся  стремление многократно повторять  те или иные игровые действия; формирование способов решения игровых задач: игровых действий с игрушками, предметами-заместителями, воображаемыми предметами, а также  преимущественно индивидуальный характер.

В сюжетно-отобразительной игре, отмечают авторы, как бы незримо присутствует тот, кто использует предмет по назначению. Так постепенно зарождаются предпосылки  для сюжетно-ролевой игры.

Анализ психолого-педагогической литературы по изучению сюжетно-ролевой  игры (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.П. Усова, С.Л. Новоселова, Е.В. Зворыгина и др.) позволяет дать характеристику особенностей сюжетно-ролевой игры, которые необходимо учитывать при ее руководстве.

Таким образом, одной из особенностей сюжетно-ролевой игры является принятие детьми роли взрослых. Д.Б. Эльконин предложил  рассматривать роль как основную, неразложимую единицу развитой формы  игры. Через выполнение игровой роли осуществляется связь ребенка с  миром взрослых. Для детей становятся интересными действия взрослых, а  позднее – их взаимодействия и  отношения. Замыслы детей становятся интереснее и разнообразнее. Возрастает количество игровых задач, которые  ставят дети.

Другой характерной особенностью сюжетно-ролевой игры является формирование в ней ролевых способов отображения  окружающей действительности. Ролевые  способы имеют свою специфику  развития. В младшем дошкольном возрасте дети усваивают эмоционально-выразительные  ролевые действия и высказывания, в среднем и старшем возрасте они учатся вступать в ролевой  диалог от лица разных персонажей, используя  выразительность движений, жестов, мимику.

Отличительной чертой сюжетно-ролевой  игры является наличие взаимодействия детей с взрослыми и сверстниками. При этом исследователи отмечают, что в игре наблюдаются игровые  и реальные взаимоотношения. Функциями  реальных отношений является умение ставить и принимать игровые  задачи, договариваться друг с другом о способах и средствах решения  игровых задач, понятно излагать свои мысли, тактично отказываться, если игровая задача не интересна ребенку. Игровые отношения определяются содержанием выполняемых детьми ролей.

В сюжетно-ролевой игре дети становятся более самостоятельными. Их самостоятельность  проявляется в выборе замысла, постановке игровых задач, в выборе игровых  предметов, роли и ролевых способов отражения окружающего, а также  в выборе партнеров. При правильном руководстве в сюжетно-ролевых  играх ярко проявляется индивидуальность ребенка, его творчество.

Многие исследователи развития игровой деятельности детей ( А.П. Усова, Е.В. Зворыгина, Н.Я. Михайленко и др.) отмечают, что для полноценного развития сюжетно-ролевой игры ребенок должен пройти все этапы овладения игровыми способами.

Несколько другой подход к определению  этапов развития игровой деятельности мы находим у Н.Я. Михайленко и  Н.А. Коротковой. Изучая особенности  игровой деятельности, авторы выделили три постепенно усложняющихся способа  построения детьми сюжетной игры:

Развертывание цепочки условных предметных действий. Ребенок имитирует в  игре кого-то, но сам еще этого  не осознает. Этот способ можно назвать  предметно-действенным.

Ребенок принимает на себя роль. Действия становятся более разнообразными, включают все больше ролевой речи, которая  является непременным атрибутом  любого персонажа. Все это означает переход ребенка к новому способу  построения игры – ролевому поведению.

Главным для ребенка становится воссоздание целостных событий, которые включают в себя разнообразные  роли с их действиями и отношениями. Сложность содержания такой игры требует все большего использования  речевого обозначения. Игра переходит  частично в план речи и воображения. Этот способ можно назвать сюжетосложением.

Последовательное овладение этими  способами игры позволяет ребенку  воссоздать действия и отношения  окружающих людей, а также творчески  развертывать игру благодаря свободному оперированию в ней различными элементами сюжета – событиями, персонажами, их действиями.

Взаимосвязь образа, игрового действия и слова составляет стержень игровой  деятельности, служит средством отображения действительности.[18]

Основными структурными элементами игры являются: игровой замысел, сюжет  или ее содержание; игровые действия; роли; правила, которые диктуются  самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослыми. Эти  элементы тесно взаимосвязаны.

Игровой замысел - это общее определение того, во что и как будут играть дети.

Он формулируется в речи, отражается в самих игровых действиях, оформляется  в игровом содержании и является стержнем игры. По игровому замыслу  игры можно разделить группы: отражающие бытовые явления (игры в «семью», в «детский сад», в «поликлинику»  и т.д.); отражающие созидательный  труд (строительство метро, постройку  домов,.); отражающие общественные события, традиции (праздники, встречу гостей, путешествия и т. д.). Такое деление  их, конечно, условно, так как игра может включать отражение разных жизненных явлений.

Сюжет, содержание игры - это то, что составляет ее живую ткань, определяет развитие, многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношения детей. Содержание игры делает ее привлекательной, возбуждает интерес и желание играть.

Структурной особенностью и центром  игры является роль, которую выполняет ребенок. По тому значению, какое принадлежит роли в процессе игры, многие из игр получили название ролевых или сюжетно-ролевых. Роль всегда соотнесена с человеком или животным; его воображаемыми поступками, действиями, отношениями. Ребенок, входя в их образ, играет определенную роль. Но дошкольник не просто разыгрывает эту роль, он живет в образе и верит в его правдивость. Изображая, например, капитана на корабле, он отражает не всю его деятельность, а лишь те черты, которые необходимы по ходу игры: капитан дает команды, смотрит в бинокль, заботится о пассажирах и матросах.  В процессе игры самими детьми (а в некоторых играх — взрослыми) устанавливаются правила, определяющие и регулирующие поведение и взаимоотношения играющих. Они придают играм организованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений.

Все эти структурные элементы игры являются более или менее типичными, но они имеют разное значение и  по-разному соотносятся в разных видах игр.[18]

Сюжетно-ролевые игры: различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации - разыгрывание сказок и рассказов; строительные).

 

1.3 Руководство  сюжетно-ролевой игрой

 

"Необходимыми элементами, обеспечивающими  интересную игровую деятельность, развитие познавательных интересов  и моральных качеств ребенка, являются знание - действие - общение. Особая роль при этом принадлежит воспитателю. Именно от личности педагога, его знаний, умений, профессионального мастерства и способности творчески организовать руководство игровой деятельностью детей зависит использование ее в целях всестороннего развития личности ребенка" - Русскова Л.В.[ 29]

Правильно руководить играми детей  могут только те воспитатели, которые  изучают игры детей своей группы, знают, во что и как они играют. Наблюдая за играми, воспитатели оценивают  их с точки зрения стоящих перед ними педагогических задач: каково содержание игр, полезны ли они для развития в нужном направлении мыслей и чувств детей, правильно ли представление ребенка о том, что он изображает, какими средствами изображения пользуются дети для передачи в игре задуманного, умеют ли ставить перед собой цель, самостоятельно организоваться и выполнить намеченное. Способность видеть и понимать игры детей не возникает сама собой. Она вырабатывается постепенно в результате внимательных, повседневных наблюдений за содержанием игр, за тем, как проявляют себя дети в играх, и является одним из главных условий, необходимых для воспитания детей в игре.

Для правильного руководства играми воспитателю необходимо изучить  интересы детей, их любимые игры, полноту  и воспитательную ценность бытующих в группе игр, характер отношений  в игре.

Знание особенностей своих детей  дает возможность воспитателю заранее  обдумать руководство играми.

Процесс руководства сюжетно-ролевой  творческой игрой должен быть построен так, чтобы воспитание игровых умений и навыков органически сочеталось в нем с обучением и воспитанием, в том числе и трудовым. Исходя из этого принципа можно выделить 3 группы методов.

Первая группа методов связана с обогащением детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни. К ним можно отнести наблюдения; экскурсии (первичная, повторная, завершающая); встречи с людьми разных профессий; эмоционально-выразительное чтение художественной литературы; беседу; беседу-рассказ с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и их взаимоотношениях в процессе его; рассказ воспитателя, сопровождаемый демонстрацией специально подобранных фотографий, картин, репродукций о событиях, происходящих в стране; составление детьми рассказов на определенные темы, связанные с наблюдениями окружающей жизни; индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления дошкольников о явлениях общественной жизни, о моральных категориях; инсценировки литературных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного театра; этические беседы.

Информация о работе Условия развития сюжетных игр детей среднего дошкольного возраста в дошкольном учреждении