Учебно-методическое обеспечение темы "Нетрадиционные формы уроков как способ развития интереса к учебе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 08:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение значимости нестандартных уроков в повышении интереса к изучаемому материалу.
В соответствии с поставленными целью в работе определены следующие задачи:
1. Познакомиться с литературой по данной теме.
2. Составить классификацию нестандартных уроков.
3. Выявить особенности подготовки и проведения нетрадиционных уроков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1 Анализ процесса обучения 5
1.1 Мотивы, познавательные интересы младших школьников 5
глава 2 РАЗРАБОТКА учебно-методического обеспечения теоретического ОБУЧЕНИЯ НА ТЕМУ: «Нетрадиционные уроки - как форма повышения познавательного интереса» 8
2.1 Признаки нетрадиционного урока 9
2.2 Урок – экскурсия 10
2.3 Видеоурок 12
2.4 Урок-праздник 13
2.5 Урок – интервью 13
2.6 Интегрированный урок 13
Глава 3 РАЗРАБОТКА учебно-методического обеспечения практического ОБУЧЕНИЯ НА ТЕМУ «ЦВЕТОВАЯ КОРРЕКЦИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ В ADOBE PHOTOSHOP» 16
Глава 4 РАЗРАБОТКА учебно-методического обеспечения контроль знаний и умений ПО ТЕМЕ «ЦВЕТОВАЯ КОРРЕКЦИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ В ADOBE PHOTOSHOP» 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Вложенные файлы: 1 файл

курс по мпо.doc

— 3.31 Мб (Скачать файл)

Министерство образования  Российской Федерации

Федеральное агентство  по образованию 

Российский государственный  профессионально-педагогический университет

Факультет информатики

Кафедра информационных технологий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ТЕМЫ «Нетрадиционные формы уроков как способ развития интереса к учебе»

Пояснительная записка к курсовой работе

030500. ПЗ

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик:

студент группы 412 ДО КТ

 

 

Коротаева Н.И.

Руководитель работы:

Преподаватель

 

Пивоваров А.В.




 

Первоуральск 2011

 


РЕФЕРАТ

Курсовая работа содержит 34 листа печатного текста, 18  иллюстрации,

6 использованных источников.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Одной из задач современной  системы образования является подготовка квалифицированных специалистов в  области информационных технологий.

Актуальность настоящей работы в том, что одной из задач современной системы образования является исследование и разработка программного, технического, учебно-методического и организационного обеспечения.

Целью данной работы является определение значимости нестандартных уроков в повышении интереса к изучаемому материалу.

Объектом курсового исследования является организация учебного процесса.

Предметом исследования является методика преподавания нетрадиционных уроков в начальной школе.

Гипотеза: я предполагаю, что нестандартные формы уроков повышают эффективность урока и  способствуют поддержанию стабильного  интереса к учебной работе и лучшему усвоению программного материала.

В соответствии с поставленными целью в работе определены следующие задачи:

1. Познакомиться с  литературой по данной теме.

2. Составить классификацию  нестандартных уроков.

3. Выявить особенности  подготовки и проведения нетрадиционных уроков.

Глава 1 Анализ процесса обучения

Урок-это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и, прежде всего педагогической единицей процесса обучения и воспитания.

На уроке принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят  свое правильное решение и воплощаются  в жизнь.

Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему, вклад в решение задач. Урок выполняет  конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала.

Преподавание - это организованный процесс познания. Помимо тематического  планирования, в результате которого определяется система уроков по теме, цель каждого урока, огромное значение имеет правильный отбор тех организационных форм работы с учащимися, которые более всего отвечают задачам каждой конкретной темы, особенностям предмета, общим целям обучения.

Учебные предметы включают в себя богатые возможности для  духовного, нравственного, эмоционального и интеллектуального развития ребенка, развитие познавательной и творческой активности, формирования умений и навыков владения материалом.

Говоря об организации  процесса обучения, нельзя забывать также  о нестандартных формах организации учебно-познавательной деятельности детей на самом уроке.

Как заинтересовать ребят  изучением предметов, сделать урок любимыми, увлекательными? Ответы на эти  вопросы ищут многие педагоги, учителя.

Особую актуальность эта проблема приобретает в 1- 4 классах. Учеба- труд, и труд не легкий. Ребенок с малых лет должен понимать, что все достигается трудом и что трудиться не просто.

При этом учитель должен сделать так, чтобы не легкий учебный  труд приносил школьнику удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь и вновь познавать новое.

Как правило, все дети 6-7 лет с большим желанием идут в школу, им все интересно. Но проходит 5-6 лет и этот интерес к учению постепенно угасает, некоторые ученики  вообще не хотят учиться.

Что должен делать учитель, чтобы интерес к учению не только не падал, а наоборот возрастал?

    1. Мотивы, познавательные интересы младших школьников

Мотив - внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанной с удовлетворением  определенной потребности.

Мотивационная сфера  личности - совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и  выражающих направленность личности.

1.2 Структура учебных мотивов

Учебная деятельность всегда полимотивирована. В системе учебных  мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы. К внутренним мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе учения; действие вместе с другими и для других; познание нового, неизвестного. Такие мотивы, как понимание необходимости учения для дальнейшей жизни, процесс учения как возможность общения, похвала от значимых лиц, являются вполне естественными и полезными в учебном процессе, хотя их уже нельзя отнести полностью к внутренним формам учебной мотивации. Еще более насыщены внешними моментами такие мотивы, как учеба как вынужденное поведение; процесс учебы как привычное функционирование; учеба ради лидерства и престижа; стремление оказаться в центре внимания. Эти мотивы могут оказывать и заметное негативное влияние на характер и результаты учебного процесса. Наиболее резко выражены внешние моменты в мотивах учебы ради материального вознаграждения и избегания неудач.

Одной из основных задач  учителя является повышение в  структуре мотивации учащегося  удельного веса внутренней мотивации  учения ( 178, с. 129-132).

 

1.3 Классификация мотивов учения

 

Здесь выделяют две основные группы мотивов. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности: мотивы, связанные с содержанием учения: ученика побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений и т.п.;

мотивы, связанные с  самим процессом учения: ученика  побуждает учиться стремление проявлять  интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач, т.е. ребенка увлекает сам процесс решения, а не только получаемые результаты.

Мотивы, связанные с  тем, что лежит вне самой учебной  деятельности:

широкие социальные мотивы: а) мотивы долга и ответственности  перед обществом, классом, учителем, родителями и т.п.;

б) мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т.п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения);

узколичные мотивы: а) стремление получить одобрение, хорошие  отметки (мотивация благополучия); б) желание быть первым учеником, занять достойное место среди товарищей (престижная мотивация);

отрицательные мотивы: стремление избежать неприятностей со стороны  учителей, родителей, одноклассников (мотивация  избегания неприятностей) (166, с.15016).

Одним из постоянных сильно действующих мотивов человеческой деятельности является интерес (от лат. Interest- имеет значение, важно), т.е. реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная.

Интерес- это тенденция  личности, заключающаяся в направленности или сосредоточенности ее помыслов на определенном предмете. Интерес проявляется в направленности внимания, мыслей, помыслов: потребность - во влечениях, желаниях, воле.

Потребность - исходные побуждения к деятельности- означают испытываемую человеком нужду в чем-то вне него находящемся. Они выражают его зависимость от мира и направленность на него.

Потребность вызывает желание  обладать предметом, интерес - ознакомиться с ним. Интерес - мотив, который действует  в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности. Когда интересы получают пищу или их нет, жить скучно (216, с.630-631).

Для того чтобы возбудить  интерес, не нужно указывать цель, а затем пытаться мотивированно  оправдать действие в направлении  данной цели, но нужно, наоборот, создать мотив, а затем открыть возможность нахождения цели.

Первой общей закономерностью, действующей в сфере интересов, является зависимость их от уровня и качества знаний учащихся, сформированности способов умственной деятельности. Другой не менее общей и важной закономерностью является зависимость интересов школьников от их отношения к учителям. С интересом учатся у тех педагогов, которых любят и уважают. Первоначально педагог, а потом его предмет - незыблемая зависимость, определившая судьбу подавляющего числа людей. Педагоги обычно используют известные приемы развития мотивации. Дети любопытны. Они проявляют особое внимание к новым и неизвестным обстоятельствам. Внимание падает, когда обучаемым преподносятся известные им знания. Если учебный материал содержит мало или почти не содержит новой информации, то быстро достигается состояние « насыщения »: учащиеся отвлекаются от того, что происходит на занятиях, проявляют так называемое двигательное беспокойство. Поэтому педагогам следует постоянно помнить об « эффекте любопытства ».

Вот как пишет об этом Л. С. Выгодский: « Общим психологическим  правилом выработки интереса будет  следующее: для того чтобы предмет  нас заинтересовал, он должен быть связан с чем-либо интересующим нас, с чем-либо уже знакомым, и вместе с тем он должен всегда заключать в себя некоторые новые формы деятельности, иначе он останется безрезультатным. Следовательно, чтобы поставить этот предмет или явление в личные отношения к ученику, надо сделать его изучение личным делом ученика, тогда мы можем быть уверены в успехе. Через детский интерес к новому детскому интересу - такового правило».

Учащиеся охотно занимаются различными замысловатыми проблемами. Поэтому они с удовольствием  разгадывают загадки, кроссворды и  т.п. Если внести в урок этот эффект, считайте, что вам уже удастся пробудить у учащихся желание решать те задачи, которые вы перед ними поставили.

Из этого следует, среди  многообразия путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных интересов. Выделим увлеченное преподавание, новизну учебного материала, историзм, связь знаний с судьбами людей, их открывшимися, показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями школьников.

глава 2 РАЗРАБОТКА учебно-методического обеспечения теоретического ОБУЧЕНИЯ НА ТЕМУ: «Нетрадиционные уроки - как форма повышения познавательного интереса»

С середины 70-х гг. в  Отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить разными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному предмету.

Нестандартный урок - это импровизированное учебное занятие, нетрадиционную (не установленную) структуру.

Взгляды педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении  демократизации школы, а другие наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.

Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.

Развитие ребенка на уроках происходит по-разному. Все зависит  от того, что именно понимается под  развитием.

Если иметь ввиду, что  развитие - это наращивание знаний, умений и навыков производить определенные действия (складывать, вычитать, анализировать, обобщать и развивать память, воображение и т. д.) - такое развитие обеспечивается именно традиционными уроками. Оно может идти быстро или медленно.

Если предпочитаете  быстрый вариант - тогда необходимо обратиться к нетрадиционной организации урока.

Нетрадиционные уроки  в начальной школе по-прежнему занимают значительное место. Это связано  с возрастными особенностями  младших школьников, игровой основой  данных уроков, оригинальностью их проведения.

При проведении открытых уроков данная форма является всегда выигрышной, т.к. в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы.

Задания, которые получают дети на нетрадиционных уроках, помогают им жить в атмосфере творческого  поиска.

Задания могут быть самые  разнообразные. Например, по русскому языку:

    • заполнить анкету (текст);
    • ответить на письма читателей;
    • подготовить подпись к фотографиям;
    • создать рекламу газеты;
    • составить рассказ по опорным словам;
    • придумать пример по аналогии и т.д.

Нетрадиционными могут  быть и организационный момент, и  ход урока, и физминутка. Это зависит от профессионализма творческого таланта учителя.

Можно использовать для  этого современную педагогическую литературу, где рекомендуются возможные  темы нетрадиционных уроков по различным  предметам, а также предполагаются множество готовых уроков. Например, в книге С. В. Кульневич и Т. П. Лакоцетиной «Нетрадиционные уроки в начальной школе» использованы материалы из опыта рабочих учителей: Аус В. Д. ст. 618 «Санкт-Петербург», г. Ростов-на-Дону; ст.67, Козуренко М. В., Ивановой Т. Б., Потий Т. В., ст.69, Аветисянц С. М., Куземкиной Л. В., Корсунской Н. П., г. Кировоград. сш.34., Комбаровой Л. Я., гимназия, г. Великие звуки, Чумясловой Т. П., сш.42,г. Курск.

Информация о работе Учебно-методическое обеспечение темы "Нетрадиционные формы уроков как способ развития интереса к учебе"