2.1 Признаки нетрадиционного урока
Несет элементы нового, изменяются
внешние рамки, места проведения.
Используется внепрограммный
материал, организуется коллективная
деятельность в сочетании с индивидуальной.
Привлекаются для организации
урока люди разных профессий.
Эмоционального подъема
учащихся через оформление кабинета,
доски, музыки, использование видео.
Организация и выполнение
творческих заданий.
Обязательный самоанализ
в период подготовки к уроку, на уроке
и после его проведения.
Обязательно создается
временная инициативная группа из учащихся
для подготовки урока.
Обязательное планирование
урока заранее.
Четко определять 3-и дидактические
задачи.
Творчество учащихся
должно быть направлено на их развитие.
Каждый педагог вправе
выбирать те педагогические технологии,
которые комфортны для него и
соответствуют индивидуальным особенностям
обучаемых:
а) авторские (человек, группа людей)
б) авторизованные (Шаталов,
Пастухов)
в) новаторские (исследователи,
экспериментаторы)
г) традиционные (делай
как я)
д) использовать нетрадиционные
уроки.
Анализ педагогической
литературы позволил выделить несколько
десятков типов нестандартных уроков. Их названия
дают некоторое представление о целях,
задачах, методике проведения таких занятий.
Перечислим наиболее распространенные
типы нестандартных уроков:
- Уроки «погружения»
- Уроки - деловые игры
- Уроки - пресс- конференции
- Уроки- соревнования
- Уроки типа КВН
- Театрализованные уроки
- Компьютерные уроки
- Уроки творчества
- Уроки, которые ведут учащиеся
- Уроки-зачеты
- Уроки- конкурсы
- Бинарные уроки
- Уроки- обобщения
- Уроки- фантазии
- Уроки- игры
- Уроки- «суды»
- Уроки поиска истины
- Уроки- лекции «Парадоксы»
- Уроки- концерты
- Уроки- диалоги
- Уроки- конференции
- Интегрированные уроки
- Уроки семинары
- Уроки- экскурсии
Педагоги постоянно
ищут способы оживления урока, стараются
разнообразить формы объяснения
и обратной связи.
Разумеется, никто не
требует отмены традиционного урока, как
основной формы обучения и воспитания
детей. Речь идет об использовании в разных
видах учебной деятельности нестандартных,
оригинальных приемов активизирующих
всех учеников, повышающих интерес к занятиям
и вместе с тем обеспечивающих быстроту
запоминания, понимания и усвоения учебного
материала с учетом, конечно, возраста
и способностей школьников.
Многие творчески работающие
учителя стали использовать необычные
разновидности урока, новые построения
учебных занятий, в корне отличающиеся от так называемых нестандартных
уроков классического образца.
Нужно сказать, что хотя
это авторские уроки, отражающие
оригинальность мышления и творческие
способности отдельных талантливых
учителей, их формы, методы, приемы могут
успешно применять и преподаватели других школьных
дисциплин. Копировать нельзя, использовать
опыт можно и полезно.
К таким урокам нужно
тщательно готовиться: давать предварительные
задания, объяснять построение урока,
роль и задачи каждого ученика; готовить
наглядные пособия, карты, дидактический материал.
Предусматривается ход занятий с учетом
уровня и особенностей как класса в целом,
так и отдельных школьников, характера
и способностей учеников, получивших конкретное
задание, последовательность операций.
2.2 Урок – экскурсия
В наше время,
когда все шире и шире развиваются
связи между разными странами
и народами, знакомство с русской
национальной культурой становится
необходимым элементом процесса
обучения. Ученик должен уметь провести
экскурсию по городу, рассказать о самобытности русской
культуры и т.д. принцип диалога культур
предполагает использование культуроведческого
материала о родной стране, который позволяет
развивать культуру представления родной
страны.
Учителя, сознавая
стимулирующую силу, стремятся развивать у учащихся познавательные
потребности путем нетрадиционного проведения
урока.
Экскурсия, которая
проводится по программе природоведения
в начальных классах это еще
один из типов нетрадиционного урока.
Особенностью урока-экскурсии является
то, что процесс обучения реализуется
не в условиях классного помещения, а на
природе, во время непосредственного восприятия
учениками ее предметов и явлений.
Уроки-экскурсии
имеют огромное воспитательное влияние
на детей. Восприятие красоты природы,
с которой они постоянно соприкасаются, ощущение
ее гармонии, влияют на развитие эстетических
чувств, позитивных эмоций, доброты, отзывчивого
отношения ко всему живому. Во время выполнения
совместных заданий школьники учатся
сотрудничать между собой.
Главным методом
познания на уроке-экскурсии является
наблюдение за предметами и явлениями
природы и видимыми взаимосвязями и зависимостями
между ними.
Классифицируют
уроки-экскурсии по двум признакам:
по объему содержания учебного предмета
(однотемный, многотемный) и по его
месту в структуре изучения раздела
(вступительный, текущий, итоговый). Анализ
содержания уроков-экскурсий по природоведению
свидетельствует о том, что в курсе этого
предмета проводятся такие его виды:
Урок-экскурсия
Вступительный Текущий Итоговый
Многотемный Однотемный Многотемный
Изображенные
на схеме виды уроков-экскурсий позволяют
узнать макроструктуру каждого из них.
Разработка методик проведения данных
уроков выполняется на основе общих
дидактических закономерностей, которыми
руководствуется учитель во время подготовки какого-либо
типа урока, однако с учетом особенностей
каждого из приведенных видов.
Эффективность
урока-экскурсии, прежде всего, зависит
от его подготовки учителем. Эта
работа выполняется в такой последовательности:
Указание
темы урока-экскурсии по программе природоведения.
Указание
его вида.
Составление
логической схемы содержания урока-экскурсии
по учебнику природоведения.
Конкретизация
содержания соответственно с теми объектами,
которые находятся на месте экскурсии
(учитель загодя хорошо изучает маршрут и место проведения
урока-экскурсии).
Указание
учебной, развивающей и воспитательной
целей данного урока.
Разработка
методики проведения урока-экскурсии.
Подготовка
школьников к уроку.
Подбор необходимого
оборудования.
Текущий урок-экскурсия
по природоведению является
однотемным. По дидактической сути это
комбинированный урок, то есть в его границах
реализуются все этапы целевого процесса
обучения с овладением младшими школьниками
предметным содержанием темы, которая
вмещает несколько взаимноупорядоченных
элементов знаний. Соответственно макроструктура
текущего урока-экскурсии слагается из
таких этапов:
Организация класса
Проверка усвоенных знаний, умений и навыков.
Постановка цели и заданий урока. Общая мотивация.
Усвоение новых знаний, умений и навыков.
Обобщение и систематизация усвоенных знаний, умений и навыков.
Соотношение усвоенных знаний, умений и навыков.
Целью текущего урока - экскурсии является формирование
у учеников понятий и представлений об
объектах и явлениях природы, их взаимосвязях
и зависимостях, которые предопределены
содержанием темы, а также освоение школьниками
тех предметных, учебных и организационных
умений, которые объективно возможно и
необходимо сформулировать в данной теме.
Специфика текущего
однотемного урока-экскурсии обусловлена
тем, что усвоение каждого элемента
знаний начинается с непосредственного
восприятия реальных объектов природы
в условиях их существования. Предметы
и явления конкретизируют микроструктуру
урока.
Ученики увлечены, их работоспособность
повышается, результативность урока возрастает.
2.3 Видеоурок
Использование
видеофильма помогает также развитию
различных сторон психической деятельности
учащихся, и, прежде всего внимания
и памяти. Во время просмотра в классе
возникает атмосфера совместной познавательной
деятельности. В этих условиях даже невнимательный
ученик становится внимательным. Для того,
чтобы понять содержание фильма, школьникам
необходимо приложить определенные усилия.
Так, непроизвольное внимание переходит
в произвольное, его интенсивность оказывает
влияние на процесс запоминания. Использование
различных каналов поступления информации
(слуховое, зрительное, моторное восприятие)
положительно влияет на прочность запечатления
учебного материала.
Таким образом,
психологические особенности воздействия
учебных видеофильмов на учащихся способствует
интенсификации учебного процесса и
создает благоприятные условия
для формирования коммуникативной
компетенции учащихся.
Практика
показывает, что Видеоурок является одним из типов нетрадиционного
урока.
Такой вид
работы активизирует мыслительную и
речевую деятельность учащихся, развивает
их интерес к литературе, служит
лучшему усвоению изучаемого материала,
а также углубляет знание материала,
поскольку при этом происходит процесс запоминания.
Наряду с формированием активного словаря
школьников формируется так называемый
пассивно-потенциальный словарь. И немаловажно,
что учащиеся получают удовлетворение
от такого вида работы.
2.4 Урок-праздник
Весьма интересной и плодотворной формой
проведения уроков является урок-праздник.
Эта форма урока расширяет знания учащихся
о традициях и обычаях, существующих, в
странах и развивает у школьников способности
к общению, позволяющих участвовать в
различных ситуациях межкультурной коммуникации.
2.5 Урок – интервью
Вряд ли стоит
доказывать, что самым надежным свидетельством
освоения изучаемого предмета является
способность учащихся вести беседу
по конкретной теме. В данном случае
целесообразно проводить урок-интервью.
Урок-интервью - это своеобразный
диалог по обмену информацией. На таком
уроке, как правило, учащиеся овладевают
определенным количеством частотных клише
и пользуются ими в автоматическом режиме.
Оптимальное сочетание структурной повторяемости
обеспечивает прочность и осмысленность
усвоения.
В зависимости
от поставленных задач тема урока
может включать отдельные подтемы.
Например: ”Свободное время”, “Планы
на будущее”, “Биография” и т.д.
Во всех этих
случаях мы имеем дело с обменом
значимой информацией. Однако при работе с такими темами,
как "Моя школа" или "Мой город",
равноправный диалог теряет смысл, поскольку
партнерам незачем обмениваться информацией.
Коммуникация приобретает чисто формальный
характер.
Подготовка
и проведение урока подобного
типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению
предмета, способствует углублению знаний
в результате работы с различными источниками,
а также расширяет кругозор.
2.6 Интегрированный урок
В современных
условиях обучения предмета в школе
все более острую необходимость
приобретают постановка и решение
важных общедидактических, педагогических
и методических задач, имеющих целью расширить
общеобразовательный кругозор учащихся,
привить им стремление овладеть знаниями
шире обязательных программ. Одним из
путей решения этих задач является интеграция
учебных дисциплин в процессе обучения
предмета. Межпредметная интеграция дает
возможность систематизировать и обобщать
знания учащихся по смежным учебным предметам.