Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 00:42, курсовая работа
Задачи, решавшиеся нами в ходе исследования, потребовали применения соответствующих методов. С одной стороны, это был анализ теоретического и фактического материала, накопленного в избранной нами части науки, а с другой – использование таких исследовательских методов, как наблюдение, индивидуальные и групповые беседы, тестирование, интервьюирование. Неоднократное сопоставление данных, полученных разными методами, позволило дать более глубокий анализ материалов, накопленных в ходе исследования.
Введение…………………………………………………………………………
5
1 Феномен воспитания в опыте А.С. Макаренко……………………………..
8
2 Методика организации воспитательного процесса………………………...
15
3 Социально-педагогические подходы к воспитанию в опыте
А.С. Макаренко………………………………………………………………..
22
4 Применение социально-педагогических подходов А.С. Макаренко в
МБОУ СОШ № 2 ст. Крыловской…………………………………………..
30
Заключение……………………………………………………………………....
Список использованных источников………………………………………….
39
41
Содержание
Введение………………………………………………………… |
5 |
1 Феномен воспитания
в опыте А.С. Макаренко…………………… |
8 |
2 Методика организации
воспитательного процесса……………… |
15 |
3 Социально-педагогические подходы к воспитанию в опыте А.С. Макаренко……………………………………………………… |
22 |
4 Применение социально- МБОУ СОШ № 2 ст. Крыловской………………………………………….. |
30 |
Заключение…………………………………………………… Список использованных источников…………………………………………. |
39 41 |
Приложение А Тест для учеников по выявлению психологического климата в коллективе по карте-схеме Л.Н. Лутошкина....…………………... Приложение Б Тест «Стратегия семейного воспитания» для родителей....... |
44 47 |
Приложение В Перечень
вопросов для интервью с классным руководителем…………………………………………… |
50 |
Введение
Актуальность темы. Педагогическое наследие А.С. Макаренко – одно из выдающихся достижений ХХ века, но оно является не столько феноменом прошлого, сколько задачей будущего. Отказываясь от рефлексологического и биогенетического подхода в воспитании, Макаренко сосредоточил внимание на социальных факторах. Он артикулировал роль традиций, обычаев, норм, ценностей, стиля и тона отношений в коллективе, подчеркивал значение самоуправления воспитанников в педагогической деятельности. Разработанная им методика получила широкое распространение и оказала большое влияние на практику воспитательной работы.
Личность А.С.Макаренко и значение его социально-педагогических идей выходят за рамки чисто педагогического приложения, они могут являться ориентирами в решении современных социальных, экономических, правовых, управленческих, а не только педагогических проблем нашего общества.
Вопросу о системе
воспитательной работы А.С. Макаренко
посвящены труды многих отечественных и
зарубежных авторов. Так, в изучении и
пропаганде макаренковского нас
Таким образом, творчество А.С. Макаренко о системе воспитания и социально-педагогических взглядах в отечественной и зарубежной науке исследовалось в должной мере.
Анализ педагогической литературы и потребностей практики позволил нам сформулировать проблему нашего исследования следующим образом: какие социально-педагогические подходы к воспитанию в опыте А.С. Макаренко определяют эффективную методику организации воспитательного процесса?
Ее решение составило цель нашей работы.
Объект исследования – феномен воспитания в трудах А.С. Макаренко.
Предметом исследования явились социально-педагогические подходы к воспитанию А.С. Макаренко, определяющие эффективность методики организации воспитательного процесса.
Проблема предмет и объект исследования предопределили следующие его задачи:
- охарактеризовать феномен воспитания по А.С. Макаренко;
- проанализировать методику
организации воспитательного
- выявить основные
социально-педагогические
Задачи, решавшиеся нами в ходе исследования, потребовали применения соответствующих методов. С одной стороны, это был анализ теоретического и фактического материала, накопленного в избранной нами части науки, а с другой – использование таких исследовательских методов, как наблюдение, индивидуальные и групповые беседы, тестирование, интервьюирование. Неоднократное сопоставление данных, полученных разными методами, позволило дать более глубокий анализ материалов, накопленных в ходе исследования.
Анализ собранных материалов позволил нам сформулировать общую гипотезу исследования: эффективность методики организации воспитательного процесса в опыте А.С. Макаренко определяется:
- осуществлением принципа
воспитания личности в
- организацией трудового воспитания;
- воспитанием личности в семье;
- воспитанием личности в ходе игры.
Новизна работы заключается в том, что в ней дан анализ результатам внедрения социально-педагогических подходов А.С. Макаренко в воспитательном процессе МБОУ СОШ № 2 станицы Крыловской.
Практическая значимость исследования состоит в разработке научно-обоснованных рекомендаций учителям, завучам по воспитательной работе, родителям по организации эффективного воспитательного процесса, основанных на социально-педагогических подходах и рекомендациях к воспитанию педагога-новатора А.С. Макаренко.
Структура работы: работа состоит из титульного листа, задания, реферата, содержания, введения, четырех разделов, одного рисунка, заключения, списка использованных источников, трех приложений.
База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 2 ст. Крыловской. В исследовании приняли участие 25 учеников, обучающихся в 7 классе, 25 родителей, классный руководитель.
1 Феномен воспитания в опыте А.С. Макаренко
Что значит воспитать ребенка? Можно воспитать для счастья, можно воспитать для борьбы. Можно воспитать для индивидуального счастья, можно воспитать для индивидуальной борьбы. И можно воспитать для общего счастья и для общей борьбы. Это все очень важные и очень практические вопросы [1].
Макаренко Антон Семенович
(1888-1939 гг.) был одним из первых советских
педагогов, поставивших перед
До А.С. Макаренко воспитание
традиционно понималось как воздействие
на личность ребенка, как деятельность воспитателя.
К. Н. Вентцель, а вслед за ним П. П. Блонский
подвергали критике такой взгляд на воспитание
[4]. Но только Макаренко с определенностью
не противопоставляет воспитание и развитие
детей, рассматривает их в единстве, а
главной задачей педагога считает не воздействие
на ребенка, а содействие его развитию,
стимулирование верного направления этого
развития с целью раскрытия сил и способностей
каждой личности.
Роль А.С. Макаренко в современной теории воспитания чрезвычайно велика. Оригинальность взгляда А.С. Макаренко на педагогику и воспитание, масштаб его влияния на педагогическую мысль и практику определяются, прежде всего, тем, что его творчество органически неотделимо от ценностей и потребностей развивающегося мира в области культуры, экономики, общественно-политической жизни, морально-психологического состояния общества и человека, молодого поколения [5].
Анализ теоретических работ А.С. Макаренко позволяет утверждать, что он обосновал целый ряд своеобразных показателей социальности воспитания, необходимых в сегодняшнее время [6].
Во-первых, выдающийся педагог предложил отказаться от традиционных взглядов на воспитание как явление, существующее в пространстве отношений воспитателя и воспитуемого. Он говорит о широкой стихии воспитания, «которая проводится не только воспитателями, но и всей нашей жизнью – каждым из вас над каждым из вас» [1]. Антон Семенович Макаренко уверен, что два человека, проживающие вместе хотя бы неделю, уже воспитывают один другого.
Во-вторых, А.С. Макаренко резко возражал против превращения воспитания подрастающих поколений в игрушку возрастных биологических, психологических и других симпатий. С другой стороны, он не принимал и пустой коммунистической фразеологии на этот счет, сводившейся к призывам следовать «коммунистической направленности воспитания». Известный педагог пытался учесть в целях, содержании, методе воспитания, как позицию человека, так и позицию общества, отдавая предпочтение последнему [7].
В-третьих, общественный характер воспитания обнаруживается в том, что оно является коллективистским. В связи с этим Макаренко подчеркивал, что воспитанник, кем бы он ни был, никогда не может выступать в жизни как носитель некоего личного совершенства, только как добрый и честный человек. Он всегда должен выступать, прежде всего, как член своего коллектива, как член общества, отвечающий за поступки не только свои, но и своих товарищей [8]. В этом, по нынешним меркам, «старомодном» высказывании содержится мысль, которую нельзя игнорировать и сегодня: воспитание призвано формировать человека, ответственного перед другими людьми, способного следовать общественному долгу.
В-четвертых, обратим внимание на замечание Макаренко о контроле общественного мнения над воспитанием. Именно оно закаляет характер ученика, воспитывает волю, прививает общественно полезные навыки личного поведения. Как следствие, в ребенке рождается твердость, несгибаемость закаленного характера, воспитывается чувство гражданской чести, долга, сознание обязанности по отношению к другим людям [7].
В-пятых, показателем социальности воспитания по Макаренко выступает то обстоятельство, что воспитание осуществляется не только в государственном учреждении – школе, но и в основной ячейке общества – семье. Именно в семье, по его мнению, закладываются основы характера человека, создается фундамент его воспитанности. Семейное воспитание должно найти меру между нашей большой, отдающей себя обществу работой и нашим счастьем, тем, что мы берем от общества [2].
В стройной педагогической системе воспитания А.С. Макаренко можно выделить несколько существенных принципов.
Во-первых, четкое знание педагогом целей воспитания – самое непременное условие успешной педагогической деятельности [9]. В условиях советского общества целью воспитания должно быть, указывал он, воспитание активного участника социалистического строительства, человека, преданного идеям коммунизма. Особое внимание А.С. Макаренко уделял роли воспитателя в педагогическом процессе, считая, что, лишенный своеобразно трактуемой свободы творчества, подвергаемый мелочной проверке, воспитатель ничего, кроме вреда, не принесет воспитаннику.
Во-вторых, уважение к личности ребенка, благожелательный взгляд на его потенциальные возможности воспринимать хорошее, становиться лучше и проявлять активное отношение к окружающему. К своим воспитанникам Макаренко подходил с призывом: «Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему» [1]. Он утверждал, что детям нужна «требовательная любовь». Социалистический гуманизм, выраженный в этих словах и проходящий через всю педагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов.
В-третьих, оптимизм – умение видеть в каждом воспитаннике положительные силы, «проектировать» в человеке лучшее, более сильное, более интересное. А.С. Макаренко глубоко верил в творческие силы человека, в его возможности. Он стремился проектировать в человеке лучшее[9].
В-четвертых, коллективизм. Коллектив – это не случайное скопление людей, а объединение их для достижения общих целей в общем труде – объединение, отличающееся определенной системой полномочий и ответственности, определенным соотношением и взаимозависимостью отдельных своих частей [1].
В-пятых, принцип параллельного действия. А.С. Макаренко утверждал, что воздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность [1]. В этом принципе реализуется требование коллектива – «все за одного, один за всех».
В-шестых, система перспективных линий. Одним из важнейших законов коллектива Макаренко считал «закон движения коллектива». Если коллектив достиг поставленной цели, а новых перспектив перед собой не поставил, наступает самоуспокоение, нет больше стремлений, воодушевляющих участников коллектива, нет у него будущего. Развитие коллектива останавливается. Коллектив всегда должен жить напряженной жизнью, стремлением к определенной цели [9].
В-седьмых, принцип наказания и меры воздействия. Макаренко считал, что наказание, ущемляющее честь и достоинство личности, действительно портит человека. Но наказание, направленное на защиту ценностей и норм коллектива, способствующее защищенности личности от насилия, справедливо и необходимо. Всепрощение оказывает разрушительное воздействие на межличностные отношения в коллективе и приводит к разложению коллектива. Отказ от наказаний делает учителя беззащитным перед агрессивным поведением детей. Сторонники свободного воспитания возражали против каких бы то ни было наказаний детей, заявляя, что «наказание воспитывает раба» [5]. Макаренко справедливо возражал им, говоря, что «безнаказанность воспитывает хулигана», и считал, что разумно выбранные, умело и редко применяемые наказания, кроме, конечно, телесных, вполне допустимы.
Информация о работе Феномен воспитания в опыте А.С. Макаренко