Феномен воспитания в опыте А.С. Макаренко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 00:42, курсовая работа

Краткое описание

Задачи, решавшиеся нами в ходе исследования, потребовали применения соответствующих методов. С одной стороны, это был анализ теоретического и фактического материала, накопленного в избранной нами части науки, а с другой – использование таких исследовательских методов, как наблюдение, индивидуальные и групповые беседы, тестирование, интервьюирование. Неоднократное сопоставление данных, полученных разными методами, позволило дать более глубокий анализ материалов, накопленных в ходе исследования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
5
1 Феномен воспитания в опыте А.С. Макаренко……………………………..
8
2 Методика организации воспитательного процесса………………………...
15
3 Социально-педагогические подходы к воспитанию в опыте
А.С. Макаренко………………………………………………………………..
22
4 Применение социально-педагогических подходов А.С. Макаренко в
МБОУ СОШ № 2 ст. Крыловской…………………………………………..

30
Заключение……………………………………………………………………....
Список использованных источников………………………………………….
39
41

Вложенные файлы: 1 файл

osnovnaya_chast.doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

Содержание 

 

 

Введение…………………………………………………………………………

5

1 Феномен воспитания  в опыте А.С. Макаренко……………………………..

8

2 Методика организации  воспитательного процесса………………………...

15

3 Социально-педагогические  подходы к воспитанию в опыте              

   А.С. Макаренко………………………………………………………………..     

22

4 Применение социально-педагогических  подходов А.С. Макаренко в 

    МБОУ СОШ  № 2 ст. Крыловской…………………………………………..

 

30

Заключение……………………………………………………………………....

Список использованных источников………………………………………….

39

41

Приложение А Тест для учеников по выявлению психологического климата в коллективе по карте-схеме Л.Н. Лутошкина....…………………...

Приложение Б Тест «Стратегия семейного воспитания»  для родителей.......

 

44

47

Приложение В Перечень вопросов для интервью с классным руководителем…………………………………………………………………..

 

50




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

Актуальность  темы. Педагогическое наследие А.С. Макаренко – одно из выдающихся достижений ХХ века, но оно является не столько феноменом прошлого, сколько задачей будущего. Отказываясь от рефлексологического и биогенетического подхода в воспитании, Макаренко сосредоточил внимание на социальных факторах. Он артикулировал роль традиций, обычаев, норм, ценностей, стиля и тона отношений в коллективе, подчеркивал значение самоуправления воспитанников в педагогической деятельности. Разработанная им методика получила широкое распространение и оказала большое влияние на практику воспитательной работы.

Личность А.С.Макаренко  и значение его социально-педагогических идей выходят за рамки чисто педагогического приложения, они могут являться ориентирами в решении современных социальных, экономических, правовых, управленческих, а не только педагогических проблем нашего общества.

Вопросу о системе  воспитательной работы А.С. Макаренко  посвящены труды многих отечественных и зарубежных авторов. Так, в изучении и пропаганде макаренковского наследия большую роль сыграли пионеры макаренковедения: Павлова М.П. в работе «Педагогическая система А.С. Макаренко и современность» и Козлов И.Ф. в работе «Педагогический опыт А.С. Макаренко», которые выделили основные положения макаренковской педагогической системы и дали ее обобщенную характеристику. Гмурман В.Е. в работе «Научное наследие А.С. Макаренко и задачи педагогического образования»  поднял проблему дисциплины в воспитании А.С. Макаренко, а также вопросы организации коллектива и методики воздействия. Психологические особенности в воспитании            А.С. Макаренко разрабатывались Блюминой Т.А., Готкиной З.Г., Колбановским В.Г.. Морозова Н.А. в работе «А.С. Макаренко. Семинарий» осуществила литературоведческие исследования наследия Макаренко.           З. Вайтц в работе «Воспитательная концепция Макаренко по пути в жизнь» исследует гуманитарные, философско-социологические и этико-психологические основы макаренковского наследия. Лаутер Д. в работе «В защиту успешной и социально-активной педагогики» разрабатывает организационно-методические, технологические проблемы и вопросы использования макаренковского наследия в современной практике воспитания.  

Таким образом, творчество А.С. Макаренко о системе воспитания и социально-педагогических взглядах в отечественной и зарубежной науке исследовалось в должной  мере.

Анализ педагогической литературы и потребностей практики позволил нам сформулировать проблему нашего исследования следующим образом: какие социально-педагогические подходы к воспитанию в опыте               А.С. Макаренко определяют эффективную методику организации воспитательного процесса?

Ее решение составило цель нашей работы.

Объект исследования – феномен воспитания в трудах А.С. Макаренко.

Предметом исследования явились социально-педагогические подходы к воспитанию А.С. Макаренко, определяющие эффективность методики организации воспитательного процесса.

Проблема предмет и  объект исследования предопределили следующие его задачи:

- охарактеризовать феномен  воспитания по А.С. Макаренко;

- проанализировать методику  организации воспитательного процесса;

- выявить основные  социально-педагогические подходы  к воспитанию в опыте А.С. Макаренко.

Задачи, решавшиеся нами в ходе исследования, потребовали применения соответствующих методов. С одной стороны, это был анализ теоретического и фактического материала, накопленного в избранной нами     части науки, а с другой – использование таких исследовательских методов, как наблюдение, индивидуальные и групповые беседы, тестирование, интервьюирование. Неоднократное сопоставление данных, полученных разными методами, позволило дать более глубокий анализ материалов, накопленных в ходе исследования.

Анализ собранных материалов позволил нам сформулировать общую гипотезу исследования: эффективность методики организации воспитательного процесса в опыте А.С. Макаренко определяется:

- осуществлением принципа  воспитания личности в коллективе  и через коллектив;

- организацией трудового воспитания;

- воспитанием личности в семье;

- воспитанием личности в ходе игры.

Новизна работы заключается в том, что в ней дан анализ результатам внедрения социально-педагогических подходов А.С. Макаренко в воспитательном процессе МБОУ СОШ № 2 станицы Крыловской.

Практическая  значимость исследования состоит в разработке научно-обоснованных рекомендаций учителям, завучам по воспитательной работе, родителям по организации эффективного воспитательного процесса, основанных на социально-педагогических подходах и рекомендациях к воспитанию педагога-новатора А.С. Макаренко.

Структура работы: работа состоит из титульного листа, задания, реферата, содержания, введения, четырех разделов, одного рисунка, заключения, списка использованных источников, трех приложений.

База исследования:  исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 2 ст. Крыловской. В исследовании приняли участие 25 учеников, обучающихся в 7 классе, 25 родителей, классный руководитель.

 

 

 

1 Феномен воспитания  в опыте А.С. Макаренко

 

 

Что значит воспитать ребенка? Можно воспитать для счастья, можно воспитать для борьбы. Можно воспитать для индивидуального счастья, можно воспитать для индивидуальной борьбы. И можно воспитать для общего счастья и для общей борьбы. Это все очень важные и очень практические вопросы [1].

Макаренко Антон Семенович (1888-1939 гг.) был одним из первых советских  педагогов, поставивших перед педагогической наукой вопрос о необходимости специального изучения проблем, связанных собственно с воспитанием. Это требование мотивировано им тем, что методика воспитательной работы имеет свою логику, сравнительно независимую от логики обучения, образовательной работы. Но он не противопоставлял воспитание обучению, рассматривал их в единстве, утверждая, что обучение должно быть воспитывающим. Теория Макаренко непосредственно вырастала из практики. Опираясь на традиции прогрессивной отечественной и зарубежной педагогики, Макаренко заявил о решающем влиянии социальной среды, условий труда и отдыха, быта на формирование мировоззрения и нравственности личности. Все воспитывает: обстоятельства, вещи, действия, поступки людей, иногда и совсем незнакомых [2, 3]. Занимаясь воспитанием подросткового поколения, он боролся прежде всего за гармоническое развитие личности. Личность и коллектив, коллектив и личность. Развитие их взаимоотношений, конфликты и их разрешение, переплетение интересов и взаимозависимость – в самом центре новой воспитательной системы.

До А.С. Макаренко воспитание традиционно понималось как воздействие  на личность ребенка, как деятельность воспитателя.  
К. Н. Вентцель, а вслед за ним П. П. Блонский подвергали критике такой взгляд на воспитание [4]. Но только Макаренко с определенностью не противопоставляет воспитание и развитие детей, рассматривает их в единстве, а главной задачей педагога считает не воздействие на ребенка, а содействие его развитию, стимулирование верного направления этого развития с целью раскрытия сил и способностей каждой личности. 

Роль А.С. Макаренко  в современной теории воспитания чрезвычайно велика. Оригинальность взгляда А.С. Макаренко на педагогику и воспитание, масштаб его влияния на педагогическую мысль и практику определяются, прежде всего, тем, что его творчество органически неотделимо от ценностей и потребностей развивающегося мира в области культуры, экономики, общественно-политической жизни, морально-психологического состояния общества и человека, молодого поколения [5].

Анализ теоретических  работ А.С. Макаренко позволяет  утверждать, что он обосновал целый  ряд своеобразных показателей социальности воспитания, необходимых в сегодняшнее время [6].

Во-первых, выдающийся педагог  предложил отказаться от традиционных взглядов на воспитание как явление, существующее в пространстве отношений  воспитателя и воспитуемого. Он говорит  о широкой стихии воспитания, «которая проводится не только воспитателями, но и всей нашей жизнью – каждым из вас над каждым из вас» [1]. Антон Семенович Макаренко уверен, что два человека, проживающие вместе хотя бы неделю, уже воспитывают один другого.

Во-вторых, А.С. Макаренко резко возражал против превращения воспитания подрастающих поколений в игрушку возрастных биологических, психологических и других симпатий. С другой стороны, он не принимал и пустой коммунистической фразеологии на этот счет, сводившейся к призывам следовать «коммунистической направленности воспитания». Известный педагог пытался учесть в целях, содержании, методе воспитания, как позицию человека, так и позицию общества, отдавая предпочтение последнему [7].

В-третьих, общественный характер воспитания обнаруживается в том, что оно является коллективистским. В связи с этим Макаренко подчеркивал, что воспитанник, кем бы он ни был, никогда не может выступать в жизни как носитель некоего личного совершенства, только как добрый и честный человек. Он всегда должен выступать, прежде всего, как член своего коллектива, как член общества, отвечающий за поступки не только свои, но и своих товарищей [8]. В этом, по нынешним меркам, «старомодном» высказывании содержится мысль, которую нельзя игнорировать и сегодня: воспитание призвано формировать человека, ответственного перед другими людьми, способного следовать общественному долгу.

В-четвертых, обратим  внимание на замечание Макаренко  о контроле общественного мнения над воспитанием. Именно оно закаляет характер ученика, воспитывает волю, прививает общественно полезные навыки личного поведения. Как следствие, в ребенке рождается твердость, несгибаемость закаленного характера, воспитывается чувство гражданской чести, долга, сознание обязанности по отношению к другим людям [7].

В-пятых, показателем  социальности воспитания по Макаренко  выступает то обстоятельство, что  воспитание осуществляется не только в государственном учреждении –  школе, но и в основной ячейке общества – семье. Именно в семье, по его  мнению, закладываются основы характера человека, создается фундамент его воспитанности. Семейное воспитание должно найти меру между нашей большой, отдающей себя обществу работой и нашим счастьем, тем, что мы берем от общества [2].

В стройной педагогической системе воспитания А.С. Макаренко можно выделить несколько существенных принципов.

Во-первых, четкое знание педагогом целей воспитания – самое непременное условие успешной педагогической деятельности [9]. В условиях советского общества целью воспитания должно быть, указывал он, воспитание активного участника социалистического строительства, человека, преданного идеям коммунизма. Особое внимание А.С. Макаренко уделял роли воспитателя в педагогическом процессе, считая, что, лишенный своеобразно трактуемой свободы творчества, подвергаемый мелочной проверке, воспитатель ничего, кроме вреда, не принесет воспитаннику.

Во-вторых, уважение к  личности ребенка, благожелательный взгляд на его потенциальные возможности  воспринимать хорошее, становиться  лучше и проявлять активное отношение к окружающему. К своим воспитанникам Макаренко подходил с призывом: «Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему» [1]. Он утверждал, что детям нужна «требовательная любовь». Социалистический гуманизм, выраженный в этих словах и проходящий через всю педагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов.

В-третьих, оптимизм – умение видеть в каждом воспитаннике положительные силы, «проектировать» в человеке лучшее, более сильное, более интересное. А.С. Макаренко глубоко верил в творческие силы человека, в его возможности. Он стремился проектировать в человеке лучшее[9].

В-четвертых, коллективизм. Коллектив – это не случайное  скопление людей, а объединение  их для достижения общих целей  в общем труде – объединение, отличающееся определенной системой полномочий и ответственности, определенным соотношением и взаимозависимостью отдельных своих частей [1].

В-пятых, принцип параллельного  действия. А.С. Макаренко утверждал, что воздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность [1].  В этом принципе реализуется требование коллектива – «все за одного, один за всех».

В-шестых, система перспективных  линий. Одним из важнейших законов  коллектива Макаренко считал «закон движения коллектива». Если коллектив достиг поставленной цели, а новых перспектив перед собой не поставил, наступает самоуспокоение, нет больше стремлений, воодушевляющих участников коллектива, нет у него будущего. Развитие коллектива останавливается. Коллектив всегда должен жить напряженной жизнью, стремлением к определенной цели [9]. 

В-седьмых, принцип наказания  и меры воздействия. Макаренко считал, что наказание, ущемляющее честь и достоинство личности, действительно портит человека. Но наказание, направленное на защиту ценностей и норм коллектива, способствующее защищенности личности от насилия, справедливо и необходимо. Всепрощение оказывает разрушительное воздействие на межличностные отношения в коллективе и приводит к разложению коллектива. Отказ от наказаний делает учителя беззащитным перед агрессивным поведением детей. Сторонники свободного воспитания возражали против каких бы то ни было наказаний детей, заявляя, что «наказание воспитывает раба» [5]. Макаренко справедливо возражал им, говоря, что «безнаказанность воспитывает хулигана», и считал, что разумно выбранные, умело и редко применяемые наказания, кроме, конечно, телесных, вполне допустимы.

Информация о работе Феномен воспитания в опыте А.С. Макаренко