Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 00:42, курсовая работа
Задачи, решавшиеся нами в ходе исследования, потребовали применения соответствующих методов. С одной стороны, это был анализ теоретического и фактического материала, накопленного в избранной нами части науки, а с другой – использование таких исследовательских методов, как наблюдение, индивидуальные и групповые беседы, тестирование, интервьюирование. Неоднократное сопоставление данных, полученных разными методами, позволило дать более глубокий анализ материалов, накопленных в ходе исследования.
Введение…………………………………………………………………………
5
1 Феномен воспитания в опыте А.С. Макаренко……………………………..
8
2 Методика организации воспитательного процесса………………………...
15
3 Социально-педагогические подходы к воспитанию в опыте
А.С. Макаренко………………………………………………………………..
22
4 Применение социально-педагогических подходов А.С. Макаренко в
МБОУ СОШ № 2 ст. Крыловской…………………………………………..
30
Заключение……………………………………………………………………....
Список использованных источников………………………………………….
39
41
- необходимо развивать способность к эмпатии;
- необходимо расширять поведенческий репертуар ребенка;
- необходимо отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях;
- необходимо учить детей брать ответственность на себя.
Однако следует помнить, что все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребенка. Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими – вот что поможет родителям наладить взаимоотношения с сыном или дочерью.
Третий этап исследования предполагал интервьюирование с классным руководителем 7 класса (Приложение В). Я ставила цель выяснить, знакома ли учительница с педагогическими идеями А.С. Макаренко, и если да, то как используются подходы педагога-новатора в данной школе.
В результате интервьюирования мне удалось получить следующую информацию.
Оказывается, что классная руководительница отлично знакома с новаторскими идеями воспитательного процесса, предложенными выдающимся отечественным педагогом. В первую очередь, она отметила идею воспитания личности в коллективе и через коллектив, на которой базируются остальные его нововведения. Также было сказано о трудовом воспитании личности и интересном опыте воспитания трудных подростков в колониях.
Учительница отметила, что идеи А.С. Макаренко актуальны в современной педагогической практике и что она сама активно использует его подходы для организации урока и внеклассовых мероприятий. Она поделилась со мной тем, что только в этом году получила классное руководство в данном 7 классе и сразу же столкнулась с проблемой неблагоприятного психологического климата в коллективе. Поэтому она часто практикует различные игры, тренинги, групповые беседы для улучшения отношений в классе между ребятами. Также часто использует различные игры для проведения уроков, так как новый материал, таким образом, намного лучше усваивается ребятами, а урок проходит куда интереснее и увлекательнее. Плюс, отметил классный руководитель, что ей очень приятно наблюдать за увлеченными глазами детишек, жаждущих получить знания.
Также учительница рассказала о том, что в их школе очень уважают этого выдающегося педагога-новатора и практически каждый год проводят «неделю А.С. Макаренко». В течение этого времени ребята рисуют стенгазеты, придумывают кроссворды, проводят различные конкурсы и разыгрывают сценки, связанные с его творчеством. «Следовательно, и методы воспитания А.С. Макаренко активно используются всеми учителями нашей школы», – улыбаясь, добавила она.
Также я выяснила, что каждый год, бывает и несколько раз в год, в этой школе проводится день самоуправления. Ребятам предоставляется возможность побывать в роли директора школы, преподавателей, испытать на себе все тяготы и прелести этого труда. Это, с одной стороны, – забавная игра, но с другой стороны, подобная игра для ребенка тоже самое, что и работа для взрослого человека [1]. В такой игре каждый ребенок прежде всего воспитывает самого себя. Об этом говорил А.С. Макаренко.
Также в этой школе практикуется и трудовое воспитание ребят. Оказывается, что за школой закреплен небольшой земельный участок, где ребята выращивают различные овощи и фрукты. Причем все ребята охотно занимаются физическим трудом. Уже вошло в традицию, что каждый год выпускники организовывают посадку небольшой аллеи на территории школы и обязательно снимают этот памятный день на видео.
«Много внимания уделяется и созданию благоприятной атмосферы в нашем коллективе, которая в целом очень дружелюбная. Да и про семейное воспитание мы не забываем. Тем более уже давно стали одной общей семьей, где много любимых детишек, братьев и сестричек», – добродушно закончила свою речь классная руководительница.
Таким образом, на основе интервью можно сделать вывод о том, что учительница хорошо знакома с воспитательными методами выдающегося педагога-новатора А.С. Макаренко. Так же удалось выяснить, что в МБОУ СОШ № 2 станицы Крыловской активно применяются социально-педагогические подходы к воспитанию А.С. Макаренко.
Результаты исследования позволили мне сделать вывод о том, что основные социально-педагогические подходы к воспитанию педагога-новатора А.С. Макаренко такие как воспитание личности в коллективе, воспитание личности в семье, трудовое воспитание и воспитание в ходе игры актуальны на сегодняшний день и активно используются для воспитания подрастающего поколения.
Заключение
Антон Семенович Макаренко – педагог-новатор, обогативший отечественную педагогику ценными воспитательными идеями, методами и подходами. Разработанная им методика получила широкое распространение и оказала большое влияние на практику воспитательной работы. Значение его социально-педагогических идей выходят за рамки чисто педагогического приложения, они являются ориентирами в решении современных социальных, экономических, правовых, управленческих, а не только педагогических проблем нашего общества. Это и обуславливает актуальность изучения воспитательного наследия выдающегося отечественного педагога.
Цель работы заключалась в том, чтобы выявить основные социально-педагогические подходы к воспитанию педагога-новатора, которые определяют наиболее эффективную методику организации воспитательного процесса. Также необходимо было выяснить, актуальны ли эти идеи на современном этапе педагогической деятельности.
Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что педагогические идеи А.С. Макаренко актуальны и на сегодняшний день, его социально-педагогические подходы к воспитанию активно применяются учителями и воспитателями, так как позволяют наиболее эффективно организовать воспитательный процесс.
В результате тестирования учеников 7 класса удалось выявить психологический климат, который царит в их коллективе. Так как результат был неутешительный, мною был проведен тренинг по сплочению коллектива.
В результате тестирования родителей учеников 7 класса я выяснила, каким стилем воспитания ребенка в семье чаще всего руководствуются родители. Также мною были предложены некоторые рекомендации родителям по воспитанию агрессивных детей.
Третий этап исследования, заключающийся в проведении интервьюирования с классным руководителем 7 класса, позволил сделать вывод о том, что в данной школе активно применяются такие педагогические подходы А.С. Макаренко как трудовое воспитание, семейное воспитание, воспитание в коллективе и через коллектив, а также воспитание в ходе игры.
Таким образом, из вышесказанного
можно сделать однозначный
Список использованных источников
1 Макаренко А.С. Воспитание гражданина. М. : Просвещение, 1988. 304 с.
2 Невская С.С. Воспитание гражданина в педагогике А.С. Макаренко. М. : Академический проект, 2006. 976 с.
3 Морозов В.В. Воспитательная педагогика Антона Макаренко. Опыт преемственности // Документальное педагогическое исследование. М., Егорьевск : ЕФ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2007. 238 с.
4 Архангельский Г.
Воспитательная система
5 Макаренко А.С. Цели воспитания. М. : Педагогика, 1984. 380 с.
6 Макаренко А.С. О воспитании. М. : Изд-во политической литературы, 1990. 416 с.
7 Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. М. : Педагогика, 1972. 336 с.
8 Макаренко А.С. Методика
организации воспитательного
9 Невская С.С. Педагогическая поэма А.С. Макаренко. М. : ИТРК, 2010. 736 с.
10 Кумарин В.В. Теория
коллектива в трудах А.С.
11 Фролов А.А. Макаренко А.С. в СССР, России и мире: историография освоения и разработки его наследия. М. : Академия, 2006. 417 с.
12 Макаренко А.С. Лекции
о воспитании детей. Общие
13 Макаренко А.С. Книга для родителей. М. : Педагогика, 1981. 300 с.
14 Макаренко А.С. Проблемы воспитания в советской школе. М. : Педагогика, 1984. 300 с.
15 Макаренко А.С. Семья и воспитание детей. М. : Педагогика, 1984. 200 с.
16 Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Новосибирск : АПИ Момент истины, 2004. 143 с.
17 Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М. : Просвещение, 2001. 224 с.
18 Кольцова В.А. Система
психолого-педагогических
А.С. Макаренко // Психологический журнал. 1988. № 6. С. 42-51.
19 Малинин В.И. К дискуссии о наследии А.С. Макаренко // Педагогика. 1999. № 2. С. 86-92.
20 Фролов А.А. Макаренко
А.С.: основы педагогической системы.
21 Титов В.А. Стили
отношений родителей к своим
детям в опыте А.С. Макаренко /
22 Макаренко А.С. Человек должен быть счастливым. М. : Карапуз, 2009. 288 с.
23 Ежеленко В.Б. К
полемике о педагогическом
24 Возчиков В.А. Миф
«Педагогической поэмы» А.С.
25 Тонков Е.В. К проблеме
цели воспитания и его
26 Миронов С.М. Уроки
Макаренко // Знание. Понимание. Умение. 2006. № 4. С.
235-236. URL: http://cyberleninka.ru/
Информация о работе Феномен воспитания в опыте А.С. Макаренко