Феномен воспитания в опыте А.С. Макаренко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 00:42, курсовая работа

Краткое описание

Задачи, решавшиеся нами в ходе исследования, потребовали применения соответствующих методов. С одной стороны, это был анализ теоретического и фактического материала, накопленного в избранной нами части науки, а с другой – использование таких исследовательских методов, как наблюдение, индивидуальные и групповые беседы, тестирование, интервьюирование. Неоднократное сопоставление данных, полученных разными методами, позволило дать более глубокий анализ материалов, накопленных в ходе исследования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
5
1 Феномен воспитания в опыте А.С. Макаренко……………………………..
8
2 Методика организации воспитательного процесса………………………...
15
3 Социально-педагогические подходы к воспитанию в опыте
А.С. Макаренко………………………………………………………………..
22
4 Применение социально-педагогических подходов А.С. Макаренко в
МБОУ СОШ № 2 ст. Крыловской…………………………………………..

30
Заключение……………………………………………………………………....
Список использованных источников………………………………………….
39
41

Вложенные файлы: 1 файл

osnovnaya_chast.doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

Воспитание  личности в ходе игры. А. С. Макаренко считал, что игра имеет для ребенка такое же значение, как для взрослого «деятельность, работа, служба». Будущий деятель, говорил он, воспитывается, прежде всего, в игре: «Вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу». Отмечая огромное влияние игры на ребенка дошкольного возраста, Макаренко раскрыл в лекциях о воспитании детей ряд важнейших проблем, относящихся к этому вопросу. Он говорил о методике игры, о связи между игрой и работой, о формах руководства детской игрой со стороны взрослых, дал классификацию игрушек [23].

Он предлагал не торопиться «отвлекать ребенка от игры и переводить на рабочее усилие и на рабочую  заботу» [21]. Но вместе с тем, говорил он, нельзя проходить мимо того факта, что бывают люди, которые приносят «из детства в серьезную жизнь игровые установки». Поэтому нужно так организовать игру, чтобы в процессе ее у ребенка воспитывались «качества будущего работника и гражданина».

Освещая вопросы методики игры, А. С. Макаренко считал, что  в игре дети должны проявлять активность, испытывать радость творчества, эстетические переживания, чувствовать ответственность, относиться серьезно к правилам игры. Родители и воспитатели должны интересоваться игрой детей. Не следует заставлять детей повторять только то, что делают с игрушкой взрослые, а также «забрасывать их самыми различными игрушками»: «Дети... в лучшем случае становятся коллекционерами игрушек, а в худшем случае, наиболее частом, без всякого интереса переходят от игрушки к игрушке, играют без увлечения, портят и ломают игрушки и требуют новых» [24].

Говоря о руководстве  детскими играми, А. С. Макаренко указывал, что сначала родителям важно  комбинировать индивидуальную игру ребенка с коллективными играми. Затем, когда дети становятся старше и играют более широкой компанией, игра проводится организованно при участии квалифицированных педагогов. Далее она должна принимать более строгие формы коллективной игры, в которой должен быть момент коллективного интереса и соблюдаться коллективная дисциплина.

Классифицируя игрушки, А. С. Макаренко выделял следующие типы:

- игрушка готовая или  механическая: куклы, лошадки, автомобили  и   т. д. Она хороша тем,  что знакомит со сложными идеями  и вещами, развивает воображение.  Нужно, чтобы ребенок хранил  эти игрушки не для того, чтобы  ими хвастаться, а действительно для игры, для организации какого-то движения, изображения той или иной жизненной ситуации;

- игрушка полуготовая:  картинки с вопросами, ящики,  конструкторы, кубики и т. д.  Они хороши тем, что ставят  перед ребенком определенные  задачи, для разрешения которых требуется работа мысли. Но вместе с тем они имеют и недостатки: они однообразны и потому могут надоесть детям;

- самый благодатный  игровой элемент – это различные материалы. Они более всего приближают к деятельности взрослого человека. Такие игрушки реалистичны, и в то же время они дают простор большой творческой фантазии [18].

В игровой деятельности детей дошкольного возраста необходимо комбинировать эти три типа игрушек, считал Макаренко.

Таким образом, в опыте  А.С. Макаренко к воспитанию личности можно выделить четыре основных социально-педагогических подхода. Каждый из них был подробно разработан педагогом-новатором,  причем, следует отметить, что рекомендации по их применению являются актуальными и в современном обществе.

 

 

 

 

4 Применение социально-педагогических подходов к воспитанию А.С. Макаренко в МБОУ СОШ № 2

 

 

В результате анализа  теоретического материала по теме воспитание в опыте А.С. Макаренко было выявлено, что его основными социально-педагогическими  подходами к воспитанию являются:

- воспитание личности  в коллективе и через коллектив;

- воспитание личности  в семье;

- трудовое воспитание  личности;

- воспитание личности  в ходе игры [13].

С целью доказать положения гипотезы и выявить, применяются ли на практике социально-педагогические подходы к воспитанию А.С. Макаренко, мною было проведено исследование на базе МБОУ СОШ № 2 станицы Крыловской исследование, в котором приняли участие 25 учеников, обучающихся в 7 классе, 25 родителей и классный руководитель. В ходе исследования применялись следующие методы: тестирование с учениками,  тестирование с родителями, интервью с классным руководителем.

Исходя из того, что  А.С. Макаренко большое внимание уделял внутриколлективным отношениям, сплочению коллектива, то на первом этапе исследования мною было проведено тестирование учеников 7 класса с целью выявления психологического климата в данном коллективе. Для этого я использовала карту-схему Л.Н. Лутошкина (Приложение А).

В результате данного  исследования было установлено, что  в данном коллективе царит достаточно неблагоприятный психологический климат. В классе преобладают подавленное настроение, конфликтность в отношениях, группировки. В классе каждый считает свое мнение главным и чаще всего нетерпим к мнениям товарищей. В трудных случаях коллектив «раскисает», появляется растерянность, возникают ссоры и взаимные обвинения. Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению.

С целью улучшить психологический  климат в классе я провела тренинг  «Сплочение коллектива», разработанный А. Боритько, Ю. Такмаковой, который включал в себя несколько упражнений.

Упражнение  «Квадрат». По времени заняло 5-10 минут. Цель этого упражнения заключалась в том, чтобы прочувствовать каждого участника группы. Для этого я построила весь класс в круг, при этом ребята должны были закрыть глаза. Теперь, не открывая глаз, им нужно было перестроиться в квадрат. Сразу начался балаган, все кричали, предлагали свою стратегию. Через какое-то время выявился организатор процесса, который фактически строил одноклассников. После того, как квадрат был построен, я попросила ребят не открывать глаза. Это нужно было для того, чтобы спросить, все ли уверены, что они стоят в квадрате? И только после того, как абсолютно все согласились, что стоят именно в квадрате, я предложила участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Потом это же мы проиграли и с другими фигурами.

 Во время упражнения ребята переживали сильные эмоции и делали массу выводов, поэтому после каждого этапа мы устраивали небольшие обсуждения, где каждый мог высказать пожелания своим одноклассникам для улучшения работы.

Упражнение  «Каллаж». Для его проведения потребовалось 40-45 минут. Цель данного упражнения заключалась в том, чтобы сплотить коллектив и поближе узнать каждого участника группы. Для этого нам потребовались следующие материалы: ватман, клей, цветные картинки разной тематики, цветные карандаши, краски с кисточками. Я попросила всех ребят сесть за стол, где лежали все вышеперечисленные материалы. Я предложила каждому участнику коллектива из предложенных картинок выбрать ту картинку,  которая соответствует тому, как он видит и чувствует себя в данной группе. Выбрав картинки, каждый должен был расположить и приклеить их на ватмане так, как чувствует свое расположение в группе. После выполненной работы каждый участник (по желанию) дополнил свои картинки фоном с помощью красок и карандашей.

После выполненной работы я задала ребятам несколько вопросов:

- почему вы выбрали ту или иную картинку?

- соответствует ли расположение ваших картинок тому, как вам бы хотелось?

- чувствуете ли вы себя так в группе?

- были ли сложности при выполнении упражнения?

Следует отметить, что  ребята очень активно участвовали  в обсуждении.

Упражнение  «солнце светит для тех, кто…». Данное упражнение по времени заняло примерно 15-20 минут. Я ставила перед собой цель развить чувство сплоченности среди одноклассников. Для этого необходимо было всем сесть в тесный кружок. Один из участников должен был убрать свой стул, поставив его в стороне, и стать на середину круга. Цель стоящего в центре – снова получить стул, на который он мог бы сесть. Человек в центре круга должен был рассказывать что-нибудь о самом себе. Если сказанное справедливо по отношению к кому-либо из игроков, то он (или она) должны были встать и поменяться местами с говорившим. Речь каждого выступающего должна начинаться одной и той же фразой: «Солнце светит для каждого, кто...». Игра может начинаться с описания внешних атрибутов: «Солнце светит для каждого, кто носит голубые джинсы». Со временем игра может персонифицироваться, и тогда называются индивидуальные пристрастия и антипатии. («Солнце светит для каждого, кто... любит проводить отпуск на море... терпеть не может курильщиков... питается по-вегетариански...») Хорошо, если члены группы вспомнят как о сильных, так и о слабых сторонах человеческого характера, пристрастиях, недостатках, успехах и неудачах, профессиональных интересах, счастье и разочарованиях в любви, даже политических убеждениях. Играть следует до тех пор, пока члены группы сохраняют активность. Эта игра дает возможность получить в сжатые сроки богатейшую информацию. После упражнения мы также обсудили некоторые вопросы:

- что стало для ребят неожиданностью?

- чувствовали ли они, что нашли «родственные души»?

- радовало ли их, что между ними так много общего?

Упражнение  «вавилонская башня». Последнее упражнение я провела с целью командообразования. Для этого нам потребовались следующие материалы: цветные маркеры, флипчарт, заготовленные заранее индивидуальные задания. Индивидуальные задания были кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист являлся строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» – листок с такой надписью вручается одному участнику, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т.д. Условия: участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос. Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Для азарта я подключила секундомер.  Затем мы обсудили:

- что каждый нарисовал, работая в паре?

- сложно ли было рисовать молча?

- пришли ли к единому мнению со своим партнером?

- трудно ли было оттого, что изображение постоянно менялось?

Следует отметить, что  проведенный мною тренинг вызвал много положительных эмоций у ребят. Я отметила каждого ребенка, вручив скромные призы.

В качестве рекомендации я предоставила классному руководителю инструкции по проведению подобных игр  и предложила периодически проводить  такие тренинги, чтобы улучшить психологический  климат в классе.

А.С. Макаренко большое  внимание уделял воспитанию ребенка в коллективе, одним из главных таких коллективов он считал семью. Им была создана классификация стилей воспитания детей в семье. Поэтому на втором этапе исследования, опираясь на данную классификацию стилей отношения родителей к детям, я провела тестирование с родителями, чтобы выяснить, каким стилем воспитания по отношению к своим детям они руководствуются. Для этого я использовала анкету для родителей «Стратегия семейного воспитания» (Приложение Б).

В ходе тестирования я получила следующие результаты ( рисунок 1).


 

 

Рисунок 1 – Стили воспитания ребенка в семье, %

 

Предпочтение в данном классе отводится именно демократическому стилю воспитания – это 10 семей (40 %). Это наиболее эффективный и благоприятный стиль воспитания для развития гармоничной личности ребенка. Родители признают и поощряют растущую автономию своих детей. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения, допускают изменения своих требований в разумных пределах. Дети в таких семьях превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.

На втором месте оказался либеральный стиль воспитания, таким воспитанием руководствуются 7 семей из данного класса, что составляет       28 %. Родители почти совсем не регламентируют поведение ребенка, открыты для общения с детьми. Детям предоставлена полная свобода при незначительном руководстве со стороны родителей. Отсутствие каких-либо ограничений приводит к непослушанию и агрессивности, дети часто на людях ведут себя неадекватно, склонны потакать своим слабостям, импульсивны. При благоприятном стечении обстоятельств дети в таких семьях становятся активными, решительными и творческими личностями. Если же попустительство сопровождается открытой неприязнью со стороны родителей, ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам.

Шесть семей из данного  класса предпочитают авторитарный стиль воспитания, что составило 24 %. Общение между детьми и родителями как такового не происходит, его заменяют жесткие требования и правила. Родители чаще всего отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены, обсуждения не допускается. Дети в таких семьях, как правило, непритязательны, замкнуты, боязливы, угрюмы и раздражительны. Девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста. Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными и чрезвычайно бурно реагировать на запрещающее и карающее окружение, в котором их растили.

Всего 2 семьи при воспитании своего ребенка руководствуются индифферентным стилем воспитания, что составило 8 %. Проблемы воспитания не являются для родителей первостепенными, поскольку у них иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку со стороны родителей.

В качестве рекомендации родителям на собрании были выданы памятки, которые содержали шпаргалки  для взрослых или правила работы с детьми, которые содержали в себе следующие пункты:

- необходимо быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка;

- необходимо демонстрировать модель неагрессивного поведения;

- нужно быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки;

- наказания не должны унижать ребенка;

- необходимо обучать приемлемым способам выражения гнева;

- необходимо давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события;

- необходимо обучать ребенка распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей;

Информация о работе Феномен воспитания в опыте А.С. Макаренко