Феномен воспитания в опыте А.С. Макаренко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 00:42, курсовая работа

Краткое описание

Задачи, решавшиеся нами в ходе исследования, потребовали применения соответствующих методов. С одной стороны, это был анализ теоретического и фактического материала, накопленного в избранной нами части науки, а с другой – использование таких исследовательских методов, как наблюдение, индивидуальные и групповые беседы, тестирование, интервьюирование. Неоднократное сопоставление данных, полученных разными методами, позволило дать более глубокий анализ материалов, накопленных в ходе исследования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
5
1 Феномен воспитания в опыте А.С. Макаренко……………………………..
8
2 Методика организации воспитательного процесса………………………...
15
3 Социально-педагогические подходы к воспитанию в опыте
А.С. Макаренко………………………………………………………………..
22
4 Применение социально-педагогических подходов А.С. Макаренко в
МБОУ СОШ № 2 ст. Крыловской…………………………………………..

30
Заключение……………………………………………………………………....
Список использованных источников………………………………………….
39
41

Вложенные файлы: 1 файл

osnovnaya_chast.doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

А.С. Макаренко решительно боролся с педологией. Он одним  из первых выступил против сформулированного педологами закона о фаталистической обусловленности судьбы детей наследственностью и какой-то неизменной средой. Он доказывал, что любой советский ребенок, обиженный или испорченный ненормальными условиями своей жизни, может исправиться при условии создания благоприятной обстановки и применения правильных методов воспитания [9].

В любом воспитательном советском учреждении воспитанников  следует ориентировать на будущее, а не на прошлое, звать их вперед, открывать им радостные реальные перспективы. Ориентировка на будущее составляет, по мнению Макаренко, важнейший закон социалистического строительства, целиком устремленного в будущее, он соответствует жизненным стремлениям каждого человека.

Главной целью воспитания педагог-новатор считал создание коллектива, который должен обладать совершенно определенными качествами, ясно вытекающими из его социалистического характера [10].

Во-первых, коллектив  объединяет людей не только в общей  цели и в общем труде, но и в  общей организации этого труда. Общая цель здесь – не случайное совпадение частных целей, как в вагоне трамвая или в театре, а именно цель всего коллектива [11]. Отношение общей и частной цели не есть отношение противоположностей, а только отношение общего к частному. Каждое действие отдельного ученика, каждая его удача или неудача должны расцениваться как неудача на фоне общего дела, как удача в общем деле. Такая педагогическая логика должна буквально пропитывать каждый школьный день, каждое движение коллектива.

Во-вторых, коллектив  является частью советского общества, органически связанной со всеми другими коллективами. На нем лежит первая ответственность перед обществом, он несет на себе первый долг перед всей страной, только через коллектив каждый его член входит в общество.  Отсюда вытекает идея советской дисциплины [2]. В таком случае каждому школьнику станут понятны и интересы коллектива, и понятия долга и чести. Только в такой инструментовке возможно воспитание гармонии личных и общих интересов.

В-третьих, достижение целей коллектива, общий труд, долг и честь коллектива не могут стать игрой случайных капризов отдельных людей. Коллектив – не толпа. Коллектив есть социальный организм, следовательно, он обладает органами управления и координирования, уполномоченными в первую очередь представлять интересы коллектива и общества.  
Опыт коллективной жизни есть не только опыт соседства с другими людьми, это очень сложный опыт целесообразных коллективных движений, среди которых самое видное место занимают принципы распоряжения, обсуждения, подчинения большинству, подчинения товарища товарищу, ответственности и согласованности. Для учительской работы в школе открываются светлые и широкие перспективы. Учитель призван создать эту образцовую организацию, беречь ее, улучшать, передавать ее новому учительскому составу. Не парное морализирование, а тактичное и мудрое руководство правильным ростом коллектива – вот его призвание [11].

В-четвертых, коллектив стоит на принципиальной позиции мирового единства трудового человечества. Это непросто бытовое объединение людей, это – часть боевого фронта человечества в эпоху мировой революции. Все предыдущие свойства коллектива не будут звучать, если в его жизни не будет жить пафос исторической борьбы. В этой идее должны объединяться и воспитываться все прочие качества коллектива. Перед коллективом всегда, буквально на каждом шагу, должны стоять образцы борьбы, он всегда должен чувствовать впереди себя коммунистическую партию, ведущую его к подлинному счастью [11].

Из этих положений  о коллективе вытекают и все детали развития личности. Мы должны выпускать из наших школ энергичных и идейных членов социалистического общества, способных без колебаний, всегда, в каждый момент своей жизни найти правильный критерий для личного поступка, способных в то же время требовать и от других правильного поведения. Наш воспитанник, кто бы он ни был, никогда не может выступать в жизни как носитель некоего личного совершенства, только как добрый или честный человек. Он всегда должен выступать прежде всего как член своего коллектива, как член общества, отвечающий за поступки не только свои, но и своих товарищей.

Из вышесказанного можно  сделать однозначный вывод о  том, что теоретические положения  А.С. Макаренко не потеряли своей  актуальности и в наше время. Практическое претворение в жизнь идей Антона Семеновича Макаренко, не пройденный этап, а задачи на будущее.

 

 

 

2 Методика организации воспитательного процесса

 

 

Жизнь является главным  воспитателем ребенка, утверждал А.С. Макаренко, и задача воспитателя, в  таком случае, состоит, прежде всего, в организации этой жизни, в насыщении ее всем богатством человеческой культуры и подлинно гуманных отношений людей [1]. В этом Макаренко видел стратегию организации воспитательного процесса.

Методика организации  воспитательного процесса, по мнению педагога-новатора, должна включать в себя следующие основные компоненты:

- организационное строение  коллектива;

- самоуправление в  отряде;

- наказание и меры  воздействия;

- дисциплина и режим;

- центр;

- санкомиссия [12].

Рассмотрим подробнее  каждый компонент методики организации воспитательного процесса и проанализируем рекомендации по их созданию, предложенные А.С. Макаренко.

Организационное строение коллектива. Макаренко утверждал, что организация коллектива в детских учреждениях происходит по различным принципам. Дети могут разделяться на группы по признаку школы, по производственному принципу, по возрасту и т.д..

При организации первичного коллектива по производственному принципу нужно руководствоваться следующими положениями: во-первых, все воспитанники разделяются на отряды, которые являются отрядами и на производстве; во-вторых, величина отряда может колебаться от 7 до 15 человек [12].

Организуя первичный  коллектив по производственному  признаку, нельзя оставлять без внимания возрастных различий. В учреждениях, где нет еще крепкого и хорошо организованного коллектива и не создан правильный дисциплинарный тон, совершенно необходимо, чтобы первичные коллективы – отряды для младшего возраста 10-14 лет – были отдельные; только как исключение можно допускать включение отдельных малышей в отряды старших, но в этом случае необходимо самым внимательным образом проверять индивидуальные способности: учесть, под каким влиянием будет находиться младший, как его принимают в отряде, кто персонально отвечает за его жизнь в отряде и работу, кто должен осуществлять особенную о нем заботу.

Когда коллектив организационно и дисциплинарно сложился, созданы  точный режим и здоровые традиции, тогда чрезвычайно полезно организовать смешанные возрастные отряды.

Такая организация дает большой воспитательный эффект – она создает более тесное взаимодействие возрастов и является естественным условием постоянного накопления опыта и передачи опыта старших поколений [13]. Младшие получают разнообразные сведения, усваивают привычки поведения, рабочую ухватку, приучаются уважать старших и их авторитет. У старших забота о младших и ответственность за них воспитывают качества, необходимые советскому гражданину: внимание к человеку, великодушие и требовательность, наконец, качества будущего семьянина и многие другие.

Весь этот сложный  воспитательный процесс в хорошо организованном коллективе происходит без специальных усилий, в порядке  постоянного наслаивания мельчайших и тонко нюансированных впечатлений, поступков и отношений.

Необходимо всегда следить  за тем, чтобы состав отряда по возможности не менялся, чтобы члены отряда сбивались в дружный коллектив [14].

Необходимо самым решительным  образом бороться с бытовой бесформенностью коллектива. Если ребята на производстве и в школе организованы, а в быту предоставлены случайным формам, воспитательные результаты будут ниже.

Самоуправление  в отряде. Во главе отряда должен стоять командир – один из членов коллектива. Существуют два принципа выдвижения командира – назначение и выборы [12]. Назначать командиров необходимо во всех случаях, когда нет крепкого коллектива, в противном случае следует переходить к выборности командиров. В командиры должен выбираться воспитанник, преданный интересам учреждения, хороший ученик в школе, ударник на производстве, более других квалифицированный и обладающий личными данными: тактом, энергией, распорядительностью, вниманием к младшим, честностью. Работа командира рассматривается как самая ответственная нагрузка, свидетельствующая о доверии к нему руководства и коллектива.

Из числа воспитанников в отряде выделяется один в качестве помощника командира. Кроме того, в отряде выделяется спорторганизатор.

Руководство отряда во главе  с командиром имеет следующие  функции:

- следить, чтобы все воспитанники строго выполняли порядок дня;

- наблюдать за санитарным состоянием отряда;

- следить за успехами воспитанников в школьной работе, организовать помощь отстающим, добиваться порядка в отряде, обеспечивающего возможность готовить уроки;

- втягивать воспитанников в клубные и спортивные кружки, чтение газет и книг, участие в стенгазете;

- добиваться повышения культурного уровня воспитанников;

- вести решительную борьбу с отрицательными наклонностями отдельных воспитанников, воспитывать у членов отряда уважение к чужому труду, к чужому покою, отдыху, занятиям;

- следить за образованием в отряде отдельных группировок и дружеских спаек, поощрять и развивать полезные занятия (спортивные, радиолюбителей и др.), решительно уничтожать вредные (антисоциальные). Ходатайствовать об удалении из отряда особенно вредных членов [12].

Командир всегда должен стремиться к тому, чтобы отряд  был дружным коллективом, свой авторитет  он строит на своей лучшей работе, на своем образцовом поведении, комсомольской принципиальности и не превращается в начальника [14].

Командиры избираются на 3-6 месяцев. Такой срок является наиболее целесообразным: во-первых, в этот короткий срок командиры чувствуют себя уполномоченными коллектива и не превращаются в своеобразных должностных лиц; во-вторых, через командные посты проходит большое количество воспитанников и, в-третьих, обязанности командира, требующие дополнительных напряжений, не становятся в этот срок тягостными для воспитанников.

Наказания и  меры воздействия. Хороший воспитатель при помощи системы наказаний может много сделать, но неумелое, бестолковое, механическое применение наказаний приносит вред всей работе [12].

Отправной точкой наказания  является целый коллектив. Кто нарушает интересы коллектива, кто идет против коллектива, тот отвечает перед коллективом. Исходя из этого основного положения, наше наказание должно обязательно удовлетворять следующим требованиям:

- оно не должно иметь целью и не должно фактически причинять простое физическое страдание;

- оно имеет смысл только в том случае, если наказанный понимает, что и почему коллектив от него требует;

- наказание должно назначаться только в том случае, если действительно нарушаются интересы коллектива и если  нарушитель открыто и сознательно идет на это нарушение, пренебрегая требованиями коллектива;

- наказание должно в некоторых случаях отменяться, если нарушитель заявляет, что он подчиняется коллективу и готов в будущем не повторять своих ошибок (конечно, если это заявление не является прямым обманом);

- в наказании является важным не столько само содержание наложенных процедур, сколько сам факт его наложения и выраженное в этом факте осуждение коллектива;

- наказание должно воспитывать. Наказанный должен точно знать, за что он наказывается, и понимать смысл наказания [12].

При нашем понимании наказания  важное значение приобретает его техника. Каждое наказание нужно строго индивидуализировать применительно к случаю и данному воспитаннику.

Необходимо, чтобы право налагать наказания принадлежало в воспитательных учреждениях только помощнику по педагогической части или руководителю учреждения. Никто другой не имеет права накладывать наказания.

Если воспитанник совершил проступок, нужно считаться с предшествующей историей воспитанника в коллективе, его характером, с уже применявшимися по отношению к нему мерами воздействия.

            Дисциплина и режим. Дисциплина есть результат воспитательного процесса, результат прежде всего усилий самого коллектива воспитанников, проявленный во всех областях жизни: производственной, бытовой, школьной, культурной [12].

Дисциплина в нашем обществе – это явление нравственное и политическое. Недисциплинированный человек – это человек, выступающий против общества.

Сам процесс дисциплинирования должен протекать не столько в области дисциплины, сколько во всех остальных областях жизни и работы детского воспитательного учреждения.

Например, в школе, на производстве этот процесс заключается  в воспитании уважения к своему рабочему месту. В быту этот процесс заключается во многих формах борьбы за лучше организованную спальню, лучший стол и обслуживание в столовой, в лучшем умении не только не мешать жить товарищам, но и помогать друг другу и просто уметь изящно и без шума пройти по коридору.

В отличие от дисциплины, которая всегда является результатом  всего воспитательного процесса, режим представляет собой, прежде всего, средство, при помощи которого коллектив организует внешние рамки поведения, предоставляя каждому воспитаннику наполнить эти рамки внутренним содержанием [12].

Признаки правильного  режима следующие: целесообразность, точность, общность, определенность.

В каждом учреждении должно быть правилом: старшие, младшие командиры  отрядов, бригадиры, члены актива и органов самоуправления подчиняются режиму в первую очередь, и их ответственность за нарушение режима должна быть повышена.

Информация о работе Феномен воспитания в опыте А.С. Макаренко