Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 13:50, курсовая работа
Предмет исследования: специфика организации и проведения физкультурных занятий на воздухе с детьми дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить позитивное влияние физкультурных занятий на воздухе на формирование физической подготовленности детей.
В соответствии с целью, были поставлены следующие задачи:
1. Используя теоретический материал, определить степень изученности данной темы в современной педагогической литературе.
2. Показать роль физкультурных занятий на воздухе в формировании двигательной культуры детей дошкольного возраста и закаливании детского организма.
Введение
На физкультурных занятиях дети усваивают новые движения, уточняют способы выполнения уже знакомых действий, учатся применять их в новой для себя обстановке. При этом должна быть обеспечена оптимальная физическая нагрузка и двигательная активность каждого ребенка; созданы благоприятные условия для общения детей между собой и с воспитателем. Иными словами, решается комплекс оздоровительных, образовательных задач.
Если обратиться к литературе, то можно отметить, что все выдающиеся педагоги всегда прямо или косвенно считали движения важнейшим условием и средством всестороннего развития, в том числе и речевого. Еще Ж. Ж. Руссо писал о движении и указывал, что без движений немыслимо усвоение таких понятий, как пространство, время, форма. Академик Н. Н. Амосов назвал движения «первичным стимулом» для ума ребенка.
Методы обучения выбираются в зависимости от поставленных задач, возрастных особенностей детей, их подготовленности, сложности и характера упражнений, этапа обучения.
На первом этапе обучения проводится первоначальное разучивание упражнения, чтобы создать у детей правильное представление о движении в целом. С этой целью используют показ, объяснение и практическое опробование. У детей образуется связь между зрительным образом, словами, обозначающими технику и мышечными ощущениями.
На втором этапе углубленного разучивания движения большое место занимают имитация, зрительные, слуховые ориентиры.
Задачи третьего этапа – закрепление навыка и совершенствование техники его, а также выработка умения применять изученное движение в различных условиях.
В дошкольных учреждениях часто физкультурные занятия связаны доминантно только с реализацией двигательной активности детей. Однако вся система образования дошкольников в области физической культуры должна быть направлена на то, чтобы наряду с решением оздоровительных задач решать и чрезвычайно важные задачи формирования знаний дошкольников в области физической культуры.
Дети старшего дошкольного возраста могут усвоить необходимые знания о физической культуре, понимать значение физических упражнений, знать гигиенические правила занятий и уметь их принимать. Усвоение этих сведений помогает сознательному отношению детей к физкультурным занятиям и самостоятельному использованию физических упражнений. Нужно стремиться, чтобы дети умели творчески пользоваться приобретенными знаниями и навыками в своей двигательной деятельности, проявляя активность, сообразительность, смекалку, самостоятельность и находчивость.
В процессе занятий физическими упражнениями происходит обучение, воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Эти процессы неотделимы друг от друга. Овладение ребенком новыми видами двигательных действий (например, прыжками с разбега, лазанием по шесту) также как и совершенствование в уже имеющихся движениях, обусловлено уровнем развития двигательных способностей.
В то же время для развития двигательных способностей большое значение имеет освоение детьми все более широкого круга двигательных действий и формирование у них не только устойчивых, но и достаточно гибких двигательных навыков: чем богаче запас движений детей, тем выше возможности проявления их двигательной активности в различных видах деятельности. В то же время в процессе занятий физическими упражнениями происходит формирование личности ребенка, поэтому педагогу необходимо учитывать возможный эффект его воспитательных воздействий.
Объект исследования: система организации работы с детьми по физическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования: специфика организации и проведения физкультурных занятий на воздухе с детьми дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить позитивное влияние физкультурных занятий на воздухе на формирование физической подготовленности детей.
В соответствии с целью, были поставлены следующие задачи:
1. Используя теоретический
2. Показать роль физкультурных
занятий на воздухе в формирова
3. Выявить наиболее эффективные
и педагогически
4. Провести диагностику
5. Изучить структуру, содержание
физкультурного занятия на
Гипотеза: предполагается, что формирование воздействия физкультурного занятия на воздухе на уровень физической подготовленности обусловлена особенностями этой формы физического воспитания детей.
Методологической основой данной теоретической работы являются труды А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаевой, Э.Я. Степаненковой. Система организации физкультурных занятий на воздухе и новые подходы к их проведению, наиболее полно раскрыты в работах Л.И. Пензулаевой, Л.В. Волошиной, К.К. Утробиной, Л.Д. Глазыриной и др. А система организации физкультурных занятий на воздухе в работах В.Б. Фролова и Г.П. Юрко.
Глава 1. Физкультурные занятия - основная форма обучения детей физическим упражнениям.
§1. Значение и место физкультурных занятий в режиме дня
дошкольного образовательного учреждения.
Физкультурные занятия – ведущая форма организованного систематического обучения детей двигательным навыкам, умениям. Так как:
1. Физические упражнения разучиваются в определенной системе и последовательности, соответствующей возрасту детей, их индивидуальным особенностям, что позволяет достигать наилучших результатов в формировании двигательных навыков. Возрастные изменения, происходящие в центральной нервной системе и опорно-двигательном аппарате, создают предпосылки для развития определенных движений в каждом возрастном периоде. Однако эти предпосылки наиболее эффективно реализуются при соответствующих условиях. Путем специального целенаправленного воздействия можно способствовать формированию различных умений, навыков и тем самым более высокому уровню развития всего организма. И наоборот, отсутствие своевременного начатого правильного воспитания и обучения ведет к отставанию в развитии, что с трудом компенсируется впоследствии. Повседневное содействие развитию статических и двигательных функций, организация режима дня в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка являются мощным фактором обеспечения правильного и гармоничного развития детей, предупреждения отклонений в физическом развитии и в состоянии здоровья детей.
2. Ведущая роль педагога в процессе проведения физкультурного занятия. Воспитатель подбирает физические упражнения, определяет последовательность их выполнения, составляет план – конспект, продумывает методику проведения, готовит оборудование, размещает его, следит за соблюдением санитарно - гигиенических условий, за одеждой детей.
Характерными чертами занятия являются: ярко выраженная дидактическая направленность; руководящая роль воспитателя; строгая регламентация деятельности детей и дозирование физической нагрузки; постоянный состав занимающихся и их возрастная однородность.
Научные исследования позволили обосновать методические рекомендации, направленные на совершенствования содержания физкультурных занятий и других форм деятельности детей, связанных с движением. Достаточный уровень моторной плотности занятий обеспечивается различными способами: специальным подбором упражнений, повышением темпа их выполнения, большой повторяемостью, а также широким использованием в процессе занятий подвижных и спортивных игр, бега. Многое зависит и от способа организации детей на занятиях. Для того чтобы обеспечить должный уровень объема движений детей в течение дня, помимо рациональной организации всего режима, в котором один вид двигательной деятельности должен дополнять и обогащать другой, важно правильно организовать занятия по физической культуре, обеспечивая их достаточную моторную плотность, разнообразное содержание. Но и в этом случае необходимо учитывать индивидуальные возможности отдельных детей, состояния их здоровья, уровень развития навыков.
В процессе физкультурных занятий детей готовят к успешному обучению в школе, иными словами на занятиях решается комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Осуществление оздоровительных задач достигается на занятиях путем разносторонней двигательной деятельности детей, содействующей повышению всех физиологических процессов в организме, усилению его жизнедеятельности, в оптимальных гигиенических условиях. Систематические физкультурные занятия положительно влияют на процессы роста и развития детского организма, повышают функциональные возможности его ведущих систем, что способствует их совершенствованию. Такое разностороннее, благотворное влияние физкультурное занятие оказывает только в том случае, если оно осуществляется с учетом возрастных возможностей детей. При снижении двигательной активности мышечный аппарат, сердечно-сосудистая и дыхательная системы работают без достаточной нагрузки и, не получая систематической тренировки, даже на незначительные физические усилия отвечают ценой перенапряжения, что может привести к стойким расстройствам их функции. Кроме того, сниженный двигательный режим способствует отклонениям в физическом развитии в сторону избыточной массы тела. Двигательная активность нормируется по объему и интенсивности движений. Объем движений определяется количеством шагов, выполненных ребенком на занятии или в определенный отрезок времени.
Воспитательно-образовательные задачи решаются путем формирования морально-волевых черт личности ребенка в процессе занятий, сообщения некоторых элементарных знаний и терминов из области физкультуры и спорта, воспитания правильных двигательных навыков и физических качеств. Все это направлено на комплексное развитие познавательных, волевых и эмоциональных сил ребенка, его умственных способностей, нравственных качеств и творческой активности. Занятия способствуют воспитанию дисциплинированных людей, хорошо ориентирующихся в окружающих условиях, умеющих действовать целенаправленно, быстро и уверенно в соответствии с поставленной задачей.
При воспитании детей дошкольного возраста большое внимание должно быть уделено организации режима дня в детском саду. От условий воспитания и воздействия взрослого, а также от индивидуальных особенностей ребенка зависит темп и последовательность развития движений. Физическому воспитанию принадлежит одно из ведущих мест в системе воспитательно-образовательной работы, так как оно способствует всестороннему развитию ребенка, совершенствованию его двигательной сферы, повышению выносливости, развитию физических качеств, высокой работоспособности. Для оценки двигательного режима в повседневной практике определяют общую продолжительность двигательного компонента за период бодрствования. В соответствии с рекомендациями она должна составлять не менее 50 % времени бодрствования. Двигательная активность реализуется за счет организованных форм физического воспитания и свободной деятельности. Увеличение двигательного компонента в режиме дня, прежде всего, должны обеспечивать организованные формы физического воспитания. В дошкольных учреждениях в соответствии с программой воспитания и обучения каждую неделю проводятся три- пять физкультурных занятий. Они существенно влияют на состояние детей – снижают напряжение центральной нервной системы. Одно из них проводится в течение круглого года на свежем воздухе, в часы прогулки. Длительность занятий по физкультуре определяется в зависимости от возраста детей: 3-4 года – 15-20 минут, 4-5 лет – 20-25 минут, 5-6 лет – 25-30 минут, 6-7 лет – 30-35 минут.
Таким образом, значение занятий в режиме дня ДОУ заключается в систематическом осуществлении взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, укрепление здоровья ребенка, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание эмоционально - положительного отношения к физкультуре и спорту, всестороннее развитие его личности, удовлетворение потребности в движениях.
§2. Структура и содержание физкультурных занятий.
В физкультурном занятии принято различать две взаимозависимые стороны: содержание и структуру. Содержание занятия отражает единство трех основных элементов. Эти элементы взаимосвязаны и представляют собой следующие характерные компоненты содержания занятия.
1. Физическим упражнением называется двигательные действие, созданное и применяемое для физического совершенствования человека, которое направлено на решение педагогических задач и подчинено педагогическим закономерностям [3, с.15]. Физические упражнения (ОВД, ОРУ, строевые упражнения, танцевальные движения, спортивные игры и спортивные упражнения, подвижные игры), обусловленные программой для каждой возрастной группы и выражающиеся в двигательной деятельности детей, составляют содержание физкультурных занятий.
2.Содержание деятельности занимающихся, связанное с выполнением предлагаемых упражнений. Эта сторона содержания занятия складывается из интеллектуальных и физических действий детей, к которым относится слушание педагога, наблюдение показываемого, непосредственное их выполнение и др.
3.Содержание деятельности педагога, которое складывается из следующих действий: постановка и разъяснение задач, определение конкретных заданий и организация их выполнения, непрерывное наблюдение за действиями детей, анализ этих действий, оценка выполнения, регулировка нагрузок, а также тактичное направление поведения занимающихся, налаживание отношений между ними т.п.
Все перечисленные стороны содержания занятия тесно связаны между собой и взаимно обуславливают друг друга. Поэтому очень важно, чтобы педагог постоянно добивался полной согласованности между ними.
Взаимосвязанное и последовательное расположение во времени всех элементов содержания занятия принято называть структурой физкультурного занятия. Структура занятия определяется поставленными задачами и особенностями работоспособности нервной системы и других систем организма ребенка. Контроль над динамикой функционального состояния организма ребенка и его психики на занятии – одна из основных обязанностей воспитателя, от этого зависит эффективность всего процесса обучения и воспитания. Определение структуры физкультурного занятия связано с возможностями ребенка и основывается на данных физиологии и психологии.
Информация о работе Физкультурные занятия - основная форма обучения детей физическим упражнениям