Физкультурные занятия - основная форма обучения детей физическим упражнениям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 13:50, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования: специфика организации и проведения физкультурных занятий на воздухе с детьми дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить позитивное влияние физкультурных занятий на воздухе на формирование физической подготовленности детей.
В соответствии с целью, были поставлены следующие задачи:
1. Используя теоретический материал, определить степень изученности данной темы в современной педагогической литературе.
2. Показать роль физкультурных занятий на воздухе в формировании двигательной культуры детей дошкольного возраста и закаливании детского организма.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

     Изучение показателей частоты сердечных сокращений в процессе двигательной деятельности показало постепенное возрастание ее в начале двигательной деятельности, последующее нарастание и достижение наиболее высокого уровня в дальнейшем и постепенное снижение к окончанию двигательной деятельностью.

     При выполнении физических упражнений работоспособность человека возрастает постепенно. Затем она некоторое время держится на оптимальном уровне, после этого начинает снижаться. Поэтому к выполнению сложных упражнений (бег, прыжки, метание) нужно подготовить все органы и системы организма (костная, мышечная, сердечно – сосудистая, дыхательная, нервная). В противном случае возможны травмы (растяжение, разрыв связок и мышц).

     Важно построить физкультурное занятие таким образом, чтобы обеспечить предварительную и психологическую подготовку детей к восприятию и выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решаются основные задачи. Исходя из этого, в физкультурном занятии выделяют вводную, основную и заключительную части.

     В настоящее время авторы учебников и методических пособий предлагают трех и четырех частные схемы построения занятия. В учебнике А. В. Кенеман предлагается трехчастная структура занятия, состоящая из вводно-подготовительной части, основной и заключительной. Она объединяет первые две части физкультурного занятия предложенной Д. В. Хухлаевой. Это связано с тем, что готовить к усвоению техники выполнения основных движений можно не только через общеразвивающие упражнения. Оживить мышечные ощущения, необходимые для овладения новыми движениями, можно и через упражнения, включенные во вводную часть занятия.

     Каждая часть занятия решает определенные задачи – образовательные, воспитательные и оздоровительные, в соответствии с которыми подбираются упражнения, продумывается методика их проведения. Выполнение указанных задач обеспечивает всестороннее воздействие на детей. Реакция ребенка на задания, связанная с активной работой мысли, чувствами должна проявляться в любой части занятия и во всем разнообразии деятельности.

     Первая часть физкультурного занятия может быть разной в зависимости от поставленных задач и содержания упражнений в основной части занятия. Поэтому в одном случае она может быть только вводной, а в другом – вводно-подготовительной. Задачи этой части заключаются в создании у детей интереса и эмоциональной настроенности к занятию, проверке степени готовности внимания, уточнения некоторых двигательных навыков, постепенной подготовке организма ребенка к более интенсивной работе в основной части занятия.

     В подготовительной части занятия используются разнообразные физические упражнения, техника, выполнения которых уже хорошо освоена детьми или поддается быстрому овладению, содействующие воспитанию правильной осанки, профилактике плоскостопия, упражнения связанные с ориентировкой в пространстве и в коллективе, не требующие много времени на выполнение. Чаще всего, это различные построения, некоторые гимнастические упражнения общеподготовительного характера, различные варианты ходьбы, бега и непрерывных ритмичных прыжков, выполняемых с постепенно повышающейся, но относительно умеренной нагрузкой, а также танцевальные упражнения, хорошо знакомые игры (не связанные с большим напряжением или длительными паузами).

     Начинается вводно-подготовительная часть с построения и ходьбы. Во время ходьбы дети выполняют простейшие движения руками (вверх, в стороны, хлопки, круговые движения и т. д.). Выполнение этих упражнений развивает мышцы плечевого пояса, улучшает координацию. Во время ходьбы  воспитатель следит за четким шагом, правильными движениями рук, соблюдением дистанции и направлением движения. Ходьба без остановки переходит в медленный бег, который продолжается от 1 до 3 минут, в зависимости от возраста детей. На втором – третьем круге дети выполняют упражнения: бегут боком, приставным шагом, высоко поднимая колени, выполняют повороты кругом и т. д. Все эти упражнения укрепляют мышцы ног, таза, совершенствуют пространственную ориентировку детей и, кроме того, вызывают у них положительные эмоции. Медленный бег заканчивается ходьбой.

     Подготовительная часть занимает от 2 до 5 минут в зависимости от возраста дошкольников (2-4 минут – младшая, 3-5 – средняя, 4-6 минут - старшая группа). В вводно-подготовительной части занятия можно применять общеразвивающие упражнения, которые строятся только на повторных и вариационных комбинациях, не требующих обучения. Задача их в данном случае – подготовка организма ребенка к более высокой физической нагрузке в основной части занятия. Продолжительность вводно-подготовительной части может быть в младших группах от 3 до 4 минут, в средней - от 4 до 6 минут, в старших - от 5 до 10 минут.

     Основная часть занятия направлена на обучение детей ОРУ, затем ОВД и формирование физических качеств в подвижной игре, в  другом случае – упражнениям в ОВД, которые предусматривают ознакомление с новым двигательным материалом, повторение уже известного с использованием различных вариантов, совершенствование двигательных навыков, находящихся в стадии закрепления. После этого проводится подвижная игра с правилами, включающая всех детей в интенсивное движение. В этой части занятия реализуются образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи, предусмотренные программой: а) развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем; б) формирование у детей необходимых знаний в области двигательной деятельности, совершенствование системы двигательных умений и навыков; в) развитие двигательных способностей; г) воспитание моральных, интеллектуальных и волевых качеств.

     В основной части занятия с помощью общеразвивающих упражнений решаются задачи: а) педагог должен обеспечить формирование правильной осанки;  б) содействовать подготовке организма ребенка к нагрузке, для этого с помощью определенных упражнений разогреть различные части тела, чтобы предупредить травматизм и обеспечить наилучший результат в выполнении движения;  в) применять подводящие упражнения, как условие для создания успешного овладения разучиваемых движений.

     Иногда общеразвивающие упражнения относят к вводной части физкультурного занятия, называя ее вводно-подготовительной. Общеразвивающие упражнения – специально подобранное упражнения, направленные на оздоровление организма [5, с.180]. Нюансы структуры занятия не имеют принципиального значения, но все же по значимости следует относить общеразвивающие упражнения к основной части занятия. Общеразвивающие упражнения выполняются детьми с мелкими предметами – флажками, палками, обручами, лентами, шнуром. Подбор их обуславливается задачей постепенного вовлечения крупных мышечных групп в интенсивную работу, влияющую на повышение функционального состояния всего организма. Упражнения выполняются из разных исходных положений – стоя, лежа на спине и животе, сидя. Это способствует повышению качества движений, увеличивает нагрузку, в работу вовлекаются все  группы мышц. Первыми дают упражнения для развития и укрепления мышц плечевого пояса в целях формирования правильной осанки и упорядочения процессов дыхания. Вторыми – упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника. Третьими - упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног, включая и стопу. Во 2й младшей группе в комплекс общеразвивающих упражнений включаются 3-4 упражнения, каждое повторяется 4-5 раз; в средней группе – 4-5 упражнений, повторений 5-6 раз; в старшей группе – упражнений 5-8, повторяют 8-10 раз; в подготовительной – количество упражнений 6-8, повторяются 8-10 раз. 

     Вслед за ними идет обучение основным движениям, объем которых для каждой возрастной группы детально определен в программе детского сада. В младшей группе выполняют 2-3 основных движений, в средней – 3-4, в старшей их 4-5, в подготовительной – 5-6.

     Наиболее целесообразно сочетание упражнений высокой степени интенсивности с упражнениями низкой степени интенсивности или сочетание разных упражнений средней интенсивности, что обеспечивает оптимальный уровень физической и умственной нагрузки на организм ребенка. Выполнение основных движений, требующих участие всей мышечной системы, повышает в значительной степени функциональное состояние организма и подводит его к наиболее высокому подъему в подвижной игре.

     Основная часть занятия заканчивается подвижной игрой, которая имеет высокую степень эмоционального и физиологического подъема. Поэтому важно следить за самочувствием ребят, чтобы физическая нагрузка на организм детей не превышала их возможностей. Можно организовать и игры – эстафеты. Игра предусматривает закрепление одного из основных движений, большое место в них занимает бег. В игре не должно быть длительных остановок, перерыв между повторениями не превышает 15-20 секунд. И наоборот, если нужно дать ребятишкам небольшой отдых или обратить их внимание на четкое выполнение правил игры, перерыв между повторениями игры немного увеличивается. Игра повторяется 4-5 раз. Увлечение детей игрой нередко связано с наличием соревновательных моментов. Быстрота и точность двигательных реакций на сигналы игровой обстановки, требующих сообразительности и самостоятельности регуляции движений,- все это является кульминацией подъема жизненных сил ребенка. В игре развиваются все физические качества. Она дает детям максимальную двигательную разрядку.

     Продолжительность основной части занятия с обучением общеразвивающим упражнениям в младших группах – от 10 до 15 минут, в средней – от 15 до 20 минут, в старших – от 25 до 30 минут. Без общеразвивающих упражнений длительность ее в младшей группе – 8-12 минут, в средней – 12-15 минут, в старших – 15-20 минут.

     Целью заключительной части занятия является снижение общей возбудимости функции организма и приведение его в относительно спокойное состояние. При этом пульс ребенка снижается и приближается к норме. Эту часть занятия составляют ходьба в сочетании с дыхательными упражнениями, способствующие расслаблению разных мышечных групп, или спокойная игра. Противопоказаны упражнения с длительными статическими положениями тела. Продолжительность заключительной части занятия во 2-й младшей группе 3 минуты, в средней – 4 минут, в старшей – 5 минут. Также можно проводить здесь и медленный бег, переходящий в ходьбу. Также в этой части занятия можно использовать танцы, хороводы, упражнения на релаксацию.

     

     Таким образом, физкультурные занятия разнообразны по содержанию. Для выполнения предлагаются разнообразные движения, это позволяет обеспечить всестороннее физическое развитие детей, поддерживать высокую работоспособность детского организма и сохранить интерес к двигательной деятельности, вызывая достаточную для усвоения активность занимающихся.  Однако при этом обязательно сохранение четких задач, соблюдение последовательности происхождения программы, а также учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

     Структура физкультурных занятий включает три или четыре части. Такая последовательность определяется, с одной стороны, деятельностью системы кровообращения и состоянием работоспособности организма; с другой – протеканием психических процессов – внимания, сосредоточенности, скорости реакции и в связи с этим наибольшей точности выполнения движений.

 

§3.Типы и формы проведения физкультурных занятий. Требования к отбору упражнений.

     В детских садах проводятся физкультурные занятия различных типов и форм. В основу их классификации могут быть положены следующие признаки: содержание, образовательные задачи, методы проведения физических упражнений. По содержанию и методам проведения различают занятия смешанного, игрового и сюжетного характера.

     Занятия смешанного характера включают строевые и общеразвивающие упражнения, основные движения и подвижные игры. Занятия смешанного характера представляют собой сочетание гимнастических упражнений и подвижной игры, расположенных в последовательности, отвечающей указанной выше структуре занятий.

     Занятие игрового характера отличается тем, что для решения задач каждой части подбираются игры с соответствующими движениями. Занятия этого типа проводятся преимущественно в летнее время, когда уже все упражнения разучены и ставится задача закреплять двигательные навыки, развивать физические качества в меняющейся обстановке. Занятия в игровой форме проводятся в любой возрастной группе и особенно целесообразны в младших группах. Они могут содержать целостную сюжетно - игровую ситуацию, отражающую в основной форме окружающий мир ребенка и состоящую из разнообразных имитационно - образных элементов основных движений и общеразвивающих упражнений («Прогулка», «Наседка и цыплята»,  «Магазин игрушек»,  «Путешествие» и т. п.). Последовательность игровых действий должна соответствовать структуре занятия, учитывающей динамику состояния организма и возрастные возможности. Оканчивается занятие ходьбой.

     Занятия в игровой форме могут состоять также на различных по содержанию подвижных игр, последовательность и характер двигательного материала в которых предусматривают ту же структуру занятия (например, игры «Зеркало», «Найди себе пару», «Найди и промолчи»).   Занятия этого типа требуют взаимосвязанной последовательности подвижных игр и творческой методики руководства.                                           

 

     Занятия в сюжетной форме (в форме «двигательного рассказа») проводятся для повышения интереса к движениям с целью закрепления двигательных навыков. Подбираются упражнения в соответствии с поставленными задачами и включаются в сюжет («Поездка в лес, на дачу», «Полёт в космос»).

Информация о работе Физкультурные занятия - основная форма обучения детей физическим упражнениям