Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 13:50, курсовая работа
Предмет исследования: специфика организации и проведения физкультурных занятий на воздухе с детьми дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить позитивное влияние физкультурных занятий на воздухе на формирование физической подготовленности детей.
В соответствии с целью, были поставлены следующие задачи:
1. Используя теоретический материал, определить степень изученности данной темы в современной педагогической литературе.
2. Показать роль физкультурных занятий на воздухе в формировании двигательной культуры детей дошкольного возраста и закаливании детского организма.
Если в основу классификации положить образовательные задачи и рассмотреть занятие с точки зрения соотношения нового и знакомого материала, можно выделить следующие типы:
1. Занятия смешанного типа, на которых разучиваются новые упражнения и закрепляются навыки в уже освоенных движениях.
2. Занятия, целиком построенные на знакомых физических упражнениях и направленные на закрепление двигательных навыков.
3. Занятия контрольного и учётного характера, на которых проверяются знания, уровень развития двигательных навыков и физических качеств детей, их умение играть в подвижные игры.
Подбор физических упражнений, по данным Ю. Ю. Рауцкиса, должен основываться на трех основных принципах. Прежде всего, необходимо учитывать функциональный принцип подбора, при котором выделяется ведущее движение, выполняющее функцию разучивания и уточнения техники упражнения. Все другие движения на данном занятии могут находиться на уровне закрепления и совершенствования.
Согласно анатомическому принципу, не только общеразвивающие упражнения должны подбираться на различные мышечные группы, но и основные движения должны сочетаться по преимущественному воздействию на разные части тела. Целесообразное сочетание физических упражнений будет достигнуто в том случае, если педагог одновременно использует движения, входящие в одну группу. Для правильного выполнения сложных действий следует обеспечить хорошую работоспособность мышц. Если последующее упражнение снова требует напряжения только что работавших мышечных групп, то это приведет к снижению точности передачи параметров движения, а также к травматизму. Необходимо чтобы упражнения воздействовали на разные части тела. Смена движений обеспечивает нагрузку и отдых для разных мышечных групп. Это позволит достигать хорошего качества всех выполняемых движений, обеспечивать высокую работоспособность на протяжении всего занятия и содействовать разностороннему физическому развитию детей.
Третий принцип подбора – физиологический, т. е. учет меры воздействия на органы и системы. Одни физические упражнения при выполнении дают высокую физическую нагрузку (бег, прыжки), другие – относятся к движениям средней интенсивности (метание, подлезание, упражнения в равновесии), третьи – упражнения низкой интенсивности (ходьба, действия с мячом на месте и т. д.). Для удовлетворения потребности растущего организма в движениях, развитие физических качеств на занятиях должны быть обязательно физические упражнения, дающие высокую физическую нагрузку, и они должны сочетаться с двигательными действиями средней и низкой интенсивности.
Итак, различают несколько типов и форм проведения физкультурных занятий. Выбор, которых зависит от стоящих перед воспитателем задач, от времени года и содержания физических упражнений. Которые подбираются в соответствии с тремя принципами: физиологическим, анатомическим и функциональным.
§4.Особенности содержания и методики проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста.
Эффективность обучения физическим упражнениям старших дошкольников на физкультурном занятии обеспечивается с помощью различных способов организации детей. Эти способы при выполнении движений оказывают влияние на количество повторений за отведенное время, обеспечивают управление педагогом процессом усвоения материала, создают условия для осознанного овладения структурными компонентами движения и позволяют детям учиться не только у педагога, но и у своих сверстников.
Фронтальная организация деятельности характеризуется одновременным выполнением всеми детьми одного и того же задания. Такой способ обеспечивает высокую моторную плотность занятия, но контроль над правильностью выполнения детьми упражнения затруднителен.
Групповая организация деятельности предусматривает одновременное выполнение детьми различных заданий в нескольких группах. Он применяется в тех случаях, когда на занятии сочетается процесс обучения детей воспитателем и самостоятельное совершенствование детьми уже приобретенных двигательных навыков. С одной подгруппой проводится обучение запланированному движению, остальным предлагается выполнение уже знакомых, не требующих страховки упражнений. По команде воспитателя подгруппы меняются местами и снарядами. При такой организации у детей воспитывается ответственность, умение самостоятельно выполнять задания, сознательно совершенствовать свои навыки, а также создается возможность сохранять в течение занятия двигательную активность всей группы и моторною плотность занятия.
Можно использовать индивидуальный способ – воспитатель разучивает упражнение с одним ребенком, а остальные в этот момент наблюдают и по мере освоения техники упражнения начинают его выполнять. Индивидуальная работа дает ощутимые результаты только для конкретного ребенка, другие воспитанники, ожидая своей очереди, выполняют упражнение в лучшем случае 1-2 раза, что недостаточно. Снижается в этом случае активность детей. Однако, педагогу легко оценить качество выполнения движения у каждого ребенка, делая индивидуальные указания, обеспечивая страховку для предупреждения травматизма.
Кроме того используется поточный способ выполнения упражнений, когда все дети делают одно и тоже упражнение по очереди, друг за другом, непрерывно – поточно. Непрерывность поточного движения иногда не позволяет воспитателю исправлять у детей неточности двигательного действия, он следит за каждым ребенком и может в это время дать лишь краткую оценку выполнения упражнений или сделать краткое замечание.
Наиболее целесообразно при обучении старших детей – смешанное использование разных способов организации, ведущее к повышению эффективности физкультурных занятий.
Приемами обучения служат показ и объяснение. Однако в связи с обогащением двигательного опыта детей в этом возрасте чаще применяются объяснение без наглядного сопровождения или же показ элементов упражнения. Образец выполнения упражнений воспитатель дает в разных по отношению к детям положениях (лицом, спиной, боком). Желательно, чтобы в течение года в показе упражнений принял участие каждый ребенок. Необходимо продолжать учить детей быть внимательными во время показа и объяснений, выполнять задание в соответствии с указанием. Освоение детьми элементов техники движений должно происходить поэтапно. В целях предупреждения возможных ошибок воспитатель использует зрительные ориентиры. Например, в прыжках в высоту с разбега обозначает место отталкивания линиями.
В подготовке инвентаря активное участие принимают дежурные. Старших дошкольников можно научить расставлять пособия на определенном расстоянии. Так, для перешагивания нужно поставить кубики на ширине двух ступней. Измерить расстояние ступнями, поставить их на одну линию, не составит трудностей для старших дошкольников. Для измерения расстояния желательно научить детей пользоваться мерками. Например: «Разложите набивные мячи так, чтобы расстояние между ними равнялось этой палочке». В дальнейшем для измерения большого расстояния можно применять шнур, который натягивают одновременно оба ребенка. Научившись выполнять отдельные поручения, связанные с расстановкой оборудования и пособий, дети будут готовы к дежурствам и смогут самостоятельно размещать необходимый физкультурный инвентарь.
Педагогу необходимо тщательно продумывать команды и распоряжения. Они должны быть понятными детям, четкими, краткими, не слишком громкими. Правильный образец, объяснение, точные указания и команды способствуют успешному овладению каждым ребенком программным материалом, поддержанию у детей бодрого настроения, возрастанию их двигательной активности.
В подготовительной группе необходимо уделять особое внимание качеству осваиваемых основных видов движений, чтобы сформировать достаточно прочные навыки и умения. Следует развивать у детей умение анализировать свои движения, оценивать качество их выполнения, замечать ошибки и исправлять их.
В содержании физкультурных занятий необходимо включать упражнения на формирование правильной осанки и предупреждение плоскостопия.
При обучении строевым упражнениям особое внимание следует обращать на развитие умения быстро ориентироваться в пространстве и действовать в соответствии с командой - строится в колонну по одному, в шеренгу по росту, в пары, в круг и несколько кругов; перестраиваться в колонну по 2,3,4, делая повороты на месте и в движении, смыкаться, размыкаться и т. п. В старшей группе воспитатель уделяет внимание, качеству выполнения строевых упражнений, используя словесные приемы обучения. Упражнения, включенные во вводную часть занятия, могут проводиться диктантным способом, т. е. когда педагог называет действие, и дети тут же приступают к его осуществлению. Такой способ подачи заданий вырабатывает быстроту ответной реакции, способность действовать с ходу.
В старшей группе на занятии даются 6-8 общеразвивающих упражнений, которые выполняются из разных положений; каждое упражнение повторяется 5-8 раз. От ребенка требуется не только точно соблюдать направления движения, его амплитуду, темп выполнения, правильно занимать исходное положение, но и точно соблюдать промежуточные, а также конечные положения. Следует использовать упражнения, требующие силовых усилий: опустить ноги, поднять вверх под углом, и т. п. Объяснения должны быть четкими, с интонацией. Новое упражнение следует назвать, затем показать, сопровождая показ объяснением, и только после этого дети могут приступать к его выполнению. Если упражнение не сложное, то достаточно его назвать и объяснить, а выполнять его дошкольники могут самостоятельно по словесному описанию. Знакомые детям упражнения только называются. Темп воспитатель задает счетом. Упражнения можно сопровождать музыкой. По ходу их повторения педагог дает дополнительные указания, подбадривает, поощряет. Иногда можно привлечь к показу ребенка, который выполняет его правильно.
В связи с тем, что основные движения включены в программу всех возрастных групп, обучение им должно строиться с учетом опыта и знаний дошкольников. Воспитатель объясняет только новые составные элементы двигательного действия, а знакомые элементы уточняются при участии детей. Как правило, для разучивания на занятии следует брать одно новое движение и 2-3 для закрепления. Не следует подряд давать движения, воздействующие на одну и ту же группу мышц. Каждое основное движение осваивается не менее чем на 2-3 занятиях подряд, с отработкой отдельных элементов. При этом изменяются приемы обучения, способы организации детей. В течение года ранее разученные движения следует периодически повторять, отмечая успехи ребенка, подбадривая тех, у кого что-то не получается.
Проводя занятия на открытом воздухе, воспитатель должен учитывать температуру воздуха, влажность, силу ветра и солнечной инсоляции, наличие осадков. Одежда и обувь детей должны соответствовать условиям проведения и содержанию занятий, быть гигиеничными, обеспечивать свободу действий ребенка. Следует стремиться к тому, чтобы еженедельно одно физкультурное занятие обязательно проводилось на открытом воздухе. При неблагоприятной погоде можно перенести его на вечернее время или даже на следующий день. Но допускать срыва нельзя: в необходимых случаях занятия организуются под навесом или в зале. Тогда педагог соответственно изменяет содержание, строя его на широком использовании подвижных игр и совершенствование детей в известных движениях.
Спортивные упражнения и спортивные игры широко включают в содержание физкультурных занятий на воздухе. Подготовительные к ним упражнения необходимо включать и в занятия в помещении (ходьба « Лыжники», упражнение «Велосипед» и др.).
Таким образом, физкультурные занятия в старшем дошкольном возрасте в силу возросших возможностей детей имеют ряд особенностей, которые проявляются в содержании занятий, методике проведения упражнений и способах организации детей.
Вывод. Физкультурное занятие является основной формой организованного обучения физическим упражнениям. На занятии формируются навыки основных движений – ходьбы, бега, лазанья, прыжков, метанием с постепенным их усложнением и повышением качественных характеристик от младшего к старшему возрасту. Для оценки физкультурного занятия ориентируются на принятые критерии. Продолжительность каждой части занятия зависит от конкретного программного материала, возраста, подготовленности детей, условий проведения. Во время физкультурных занятий тактика воспитателя должна быть различной в отношении детей, учитывая индивидуальные особенности, возраст, типологическими особенностями высшей нервной деятельности. Эффективность занятия в немалой степени определяется применяемыми методическими приемами. Если при обычном режиме дети предпочитают спокойные игры, мало используют спортивный инвентарь, то под влиянием дополнительных занятий свободная деятельность детей насыщается упражнениями с активным использованием инвентаря. Физическое упражнение представляет собой комплекс разнообразных средств, способствующих гармоничному развитию человека. В отношении детей дошкольного возраста физическое воспитание предусматривает решение 3 взаимосвязанных и дополняющих друг друга задач – воспитательных, образовательных и оздоровительных.
Заключение
Одной из особенностей развития ребенка дошкольного возраста является естественная потребность в движении. Двигательная активность дошкольника складывается из суммы разнообразных движений, выполняемых в течении дня. Ее количественные характеристики зависят от возраста, пола, типа высшей нервной деятельности, сезонов года, климато-географических условий, от результативности физической культуры в плане воспитания потребности в движениях. Формирование двигательных навыков и умений у дошкольников разного возраста изложено в программе во взаимосвязи с развитием физических качеств, которые отражают процесс становления и проявления детьми двигательной активности – важного элемента деятельности.
Основными задачами физического воспитания детей дошкольного возраста является охрана, укрепление здоровья и достижение полноценного физического развития: гармоничности телосложения, соответственно возрасту развитых функций и адаптационных способностей организма, физической и умственной работоспособности. Также сюда относится воспитание положительных нравственно-волевых черт личности, активности, самостоятельности. Нельзя забывать и о создании условий для целесообразной двигательной активности детей. Формировать жизненно необходимых видов двигательных действий: ходьбы, бега, прыжков, ползания и лазания, бросания, ловля и метания; ходьбы на лыжах, плавания, езды на велосипеде, движения рук, ног, туловища, головы. Также необходимо формировать широкий круг игровых действий, развивать физические качества, общей выносливости, скоростно-силовых качеств и умение сохранять равновесие. Немало важными является и содействие формированию правильной осанки и предупреждение плоскостопия; формирование доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми; воспитание интереса к активной двигательной деятельности.
Информация о работе Физкультурные занятия - основная форма обучения детей физическим упражнениям