Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей дошкольного возраста.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования являлось изучение нарушений фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
В соответствии с целью исследования была поставлена следующая задача:
изучить специальную литературу по проблеме формирования речи у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Объект исследования: состояние звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;

Содержание

Введение. 3
Глава I. Взгляды педагогов на роль фонематическоговосприятия в развитии речи. 4
Глава 2. Обучение и воспитание дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. 12
2.1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. 12
2.2. Особенности речи детей с ФФНР. 16
2.3. Основные направления коррекции фонетико - фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста. 18
2.4. Логопедическая работа в группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. 21
2.5. Коррекционно-воспитательная работа в группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. 23
2.6. Особенности работы логопеда и воспитателя по развитию
фонематического слуха и фонематического восприятия. 26
2.7. Совместная работа логопеда и воспитателя над звукопроизношением. 27
2.8. Закрепление у детей речевых навыков
на индивидуальных и фронтальных занятиях, в режимных моментах. 30
Заключение. 33
Литература. 35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая-логопедия.docx

— 63.96 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКАЯ  ОТКРЫТАЯ СОЦИАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ

Коррекционно-педагогический факультет 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

По  курсу логопедии.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у  детей дошкольного  возраста. 
 
 
 

                                                                            Выполнил: Киселёва  С. А.

                                                   Группа:  КП  408

                                        Регистр. №

                                                                          Менеджер 

                                      Проверил  

                                    Оценка 
 

Москва, 2009 г. 
 

         Содержание.

         Введение.                                                                                   3

Глава I. Взгляды  педагогов на роль фонематическоговосприятия  в развитии речи.                                                                                                                          4                                                                                                                            

Глава 2. Обучение и воспитание дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.                                                                                              12

      2.1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи.                                   12

       2.2. Особенности речи детей с ФФНР.                                                         16

       2.3. Основные направления коррекции фонетико - фонематического    недоразвития у детей дошкольного возраста.                                                    18

       2.4. Логопедическая работа в группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.                                                              21

    2.5. Коррекционно-воспитательная работа в группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.                                                                23

    2.6. Особенности работы логопеда и воспитателя по развитию

фонематического слуха и фонематического восприятия.                                26

 2.7. Совместная работа логопеда и воспитателя над звукопроизношением.  27

    2.8. Закрепление у детей речевых навыков

на индивидуальных и фронтальных  занятиях, в режимных моментах.         30

Заключение.                                                                                                           33

Литература.                                                                                                            35 
 

         - 3 –

           Введение.

      Актуальность выбранной темы состоит в том, что за последние годы увеличилось число детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. В настоящее время существуют исследования, освещающие вопросы диагностики и коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи, а вопрос предупреждения фонетико-фонематического недоразвития речи изучен недостаточно.

         Уже в дошкольном возрасте можно выявить и предупредить возникновение специфического фонетико-фонематического  недоразвития речи.

         Работа по предупреждению и устранению фонетико-фонематического недоразвития речи должна начинаться в дошкольном возрасте, еще до начала обучения ребенка грамоте. Фонетико-фонематического недоразвития речи,   как   и   любую   другую   форму   речевой патологии легче предупредить, чем устранить.

         Для успешной профилактики фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников необходимо обеспечить несколько условий. Нужно четко  определить те признаки, по которым  можно безошибочно предсказать  неизбежность появления фонетико-фонематического  недоразвития речи у детей еще  до начала их школьного обучения. Следует  предложить конкретные пути, позволяющие  выявить предпосылки фонетико-фонематического  недоразвития речи. Необходимо разработать  методические приемы, позволяющие до прихода ребенка в школу устранить  имеющиеся у него предпосылки  фонетико-фонематического недоразвития речи и тем самым не допустить  ее появления. 
 

         - 4 -

         Целью исследования являлось изучение  нарушений фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

         В соответствии с целью исследования была поставлена следующая задача:

 изучить  специальную литературу по проблеме  формирования речи у дошкольников  с фонетико-фонематическим недоразвитием  речи.

         Объект  исследования: состояние звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;

         Предмет исследования     - проявление фонетико-фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста.

     Для реализации поставленной задачи были использованы следующие методы исследования: анализ специальной литературы.

Глава I. Взгляды педагогов на роль фонематическоговосприятия в развитии речи.

  Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых программой подготовительной группы дошкольных учреждений общего типа. Детский сад является первой ступенью в системе народного  образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к  школе. 

  - 5 –

  Во многих «общеобразовательных» детских садах существуют логопедические группы, где детям оказывают помощь логопед и воспитатели. Помимо коррекции речи с детьми занимаются развитием

  памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики, обучают грамоте, и математике.

  Ведущие учёные (Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова, Г.Е.Чиркина, И.К.Колпоковская, А.В.Ястебова и др.) доказали, что  существует прямая зависимость между  уровнем речевого развития ребёнка  и его возможностями овладения  грамотой.

  Одной из основных задач педагогической работы с детьми, испытывающими трудности  в обучении грамоте, является формирование у них психологической готовности, достаточного уровня общего развития и умственных способностей.

  В современной  методике обучения грамоте общепризнанным является положение о том, что  практическое ознакомление со звуковой стороной слова – необходимая  предпосылка для овладения чтением, а впоследствии и письмом на языках, письменность которых построена  по звукобуквенному принципу.

  Исследования  ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б.Эльконина, А.Р.Лурия, Д.Н.Богоявленского, Ф.А.Сохина, А.Г.Тамбовцевой, Г.А.Тумаковой и др.)  подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребёнка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. И будет лучше для ребёнка с речевыми нарушениями прийти в школу не только с фонетически чистой речью, грамматически правильной, лексически развёрнутой, но и умеющим читать. 

  - 6 –

  Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. По мнению известного психолога Д. Б. Эльконина, «чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной модели)». К. Д. Ушинский отмечал, что

  «сознательно  читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова».

   То  есть мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его  звуковому анализу и синтезу.

В свою очередь  звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка. Фонематическим  восприятием или фонематическим слухом, что по данным многих современных исследователей одно и тоже, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

Эта способность  формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Ребёнок начинает реагировать на любые звуки со 2-4 недели от момента  рождения, в7-11 месяцев откликается  на слово, но только на его интонационную  сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дофонемного  развития речи.

   К концу  первого года жизни (по данным Н.Х.Швачкина) слово впервые начинает служить  орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок  начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его  состав).

   Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные  возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования произношения (А.Н.Гвоздев). Н.Х.Швачкин отмечает,  

   - 7 –

   что уже  к концу второго года жизни (при  понимании речи) ребёнок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.

   Несовершенное фонематическое восприятие, с одной  стороны, отрицательно влияет на становление  детского звукопроизношения, с

   другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

   Формирование  правильного произношения зависит  от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребёнок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.

     При   помощи  аналитико-синтетической  деятельности происходит сравнение ребёнком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостаточность анализа и синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Однако, если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом. А.Н.Гвоздев, В.И.Бельтюков, Н.Х.Швачкин, Г.М.Лямина доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова. Д.Б.Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. В связи с обучением грамоте -

- 8 –

эти действия формируются  в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. Развитие фонематического

слуха и фонематического  восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма.

     Готовность  к обучению грамоте заключается  в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности ребёнка, т.е. умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.

    Звуковой  анализ в отличие от фонематического  восприятия (при нормальном речевом  развитии) требует планомерного специального обучения. Подвергаемая звуковому анализу  речь из средства общения превращается в объект познания.

    А.Н.Гвоздев  отмечает, что «хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производиться». И действительно, самостоятельно выделить последний  звук в слове, несколько гласных  звуков одновременно, установить позицию  заданного звука или количество слогов вряд ли доступно малышу без  помощи взрослых. И очень важно, чтобы  эта помощь была квалифицированной, обоснованной, своевременной. Д.Б.Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить  анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании.» Он же указывает: «Под звуковым анализом  понимается:

Информация о работе Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей дошкольного возраста.