Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:48, курсовая работа
Целью исследования являлось изучение нарушений фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
В соответствии с целью исследования была поставлена следующая задача:
изучить специальную литературу по проблеме формирования речи у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Объект исследования: состояние звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
Введение. 3
Глава I. Взгляды педагогов на роль фонематическоговосприятия в развитии речи. 4
Глава 2. Обучение и воспитание дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. 12
2.1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. 12
2.2. Особенности речи детей с ФФНР. 16
2.3. Основные направления коррекции фонетико - фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста. 18
2.4. Логопедическая работа в группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. 21
2.5. Коррекционно-воспитательная работа в группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. 23
2.6. Особенности работы логопеда и воспитателя по развитию
фонематического слуха и фонематического восприятия. 26
2.7. Совместная работа логопеда и воспитателя над звукопроизношением. 27
2.8. Закрепление у детей речевых навыков
на индивидуальных и фронтальных занятиях, в режимных моментах. 30
Заключение. 33
Литература. 35
МОСКОВСКАЯ ОТКРЫТАЯ СОЦИАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ
Коррекционно-педагогический
факультет
Курсовая работа
По курсу логопедии.
Фонетико-фонематическое
недоразвитие речи у
детей дошкольного
возраста.
Москва, 2009
г.
Содержание.
Введение.
Глава 2. Обучение
и воспитание дошкольников с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи.
2.1. Фонетико-фонематическое недоразвитие
речи.
2.2. Особенности речи детей с ФФНР.
2.3. Основные направления коррекции фонетико
- фонематического недоразвития
у детей дошкольного возраста.
2.4. Логопедическая работа в группе для
детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
речи.
2.5. Коррекционно-воспитательная
работа в группе для детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи.
Литература.
- 3 –
Введение.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что за последние годы увеличилось число детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. В настоящее время существуют исследования, освещающие вопросы диагностики и коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи, а вопрос предупреждения фонетико-фонематического недоразвития речи изучен недостаточно.
Уже в дошкольном возрасте можно выявить и предупредить возникновение специфического фонетико-фонематического недоразвития речи.
Работа по предупреждению и устранению фонетико-фонематического недоразвития речи должна начинаться в дошкольном возрасте, еще до начала обучения ребенка грамоте. Фонетико-фонематического недоразвития речи, как и любую другую форму речевой патологии легче предупредить, чем устранить.
Для успешной профилактики
фонетико-фонематического
- 4 -
Целью исследования яв
В соответствии с целью исследования была поставлена следующая задача:
изучить
специальную литературу по
Объект исследования: состояние звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
Предмет исследования
Для реализации поставленной задачи были использованы следующие методы исследования: анализ специальной литературы.
Поступление
ребёнка в школу – важный этап
в жизни, который меняет социальную
ситуацию его развития. К обучению
в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить.
Важно, чтобы дети 7-летнего возраста
владели, прежде всего, грамотной фразой,
развёрнутой речью, объёмом знаний,
умений, навыков, определённых программой
подготовительной группы дошкольных учреждений
общего типа. Детский сад является
первой ступенью в системе народного
образования и выполняет важную
функцию в подготовке детей к
школе.
- 5 –
Во многих «общеобразовательных» детских садах существуют логопедические группы, где детям оказывают помощь логопед и воспитатели. Помимо коррекции речи с детьми занимаются развитием
памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики, обучают грамоте, и математике.
Ведущие учёные (Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова, Г.Е.Чиркина, И.К.Колпоковская, А.В.Ястебова и др.) доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребёнка и его возможностями овладения грамотой.
Одной из
основных задач педагогической работы
с детьми, испытывающими трудности
в обучении грамоте, является формирование
у них психологической
В современной
методике обучения грамоте общепризнанным
является положение о том, что
практическое ознакомление со звуковой
стороной слова – необходимая
предпосылка для овладения
Исследования
ряда психологов, педагогов, лингвистов
(Д.Б.Эльконина, А.Р.Лурия, Д.Н.Богоявленского,
Ф.А.Сохина, А.Г.Тамбовцевой, Г.А.Тумаковой
и др.) подтверждают, что элементарное
осознание фонетических особенностей
звучащего слова влияет и на общеречевое
развитие ребёнка – на усвоение грамматического
строя, словаря, артикуляции и дикции.
И будет лучше для ребёнка с речевыми нарушениями
прийти в школу не только с фонетически
чистой речью, грамматически правильной,
лексически развёрнутой, но и умеющим
читать.
- 6 –
Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. По мнению известного психолога Д. Б. Эльконина, «чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной модели)». К. Д. Ушинский отмечал, что
«сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова».
То есть мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.
В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка. Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным многих современных исследователей одно и тоже, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).
Эта способность
формируется у детей
К концу первого года жизни (по данным Н.Х.Швачкина) слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав).
Далее
фонематическое развитие происходит бурно,
постоянно опережая артикуляционные
возможности ребёнка, что и служит
основой совершенствования
- 7 –
что уже к концу второго года жизни (при понимании речи) ребёнок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.
Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с
другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.
Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребёнок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.
При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребёнком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостаточность анализа и синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Однако, если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом. А.Н.Гвоздев, В.И.Бельтюков, Н.Х.Швачкин, Г.М.Лямина доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова. Д.Б.Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. В связи с обучением грамоте -
- 8 –
эти действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. Развитие фонематического
слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма.
Готовность
к обучению грамоте
Звуковой анализ в отличие от фонематического восприятия (при нормальном речевом развитии) требует планомерного специального обучения. Подвергаемая звуковому анализу речь из средства общения превращается в объект познания.
А.Н.Гвоздев отмечает, что «хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производиться». И действительно, самостоятельно выделить последний звук в слове, несколько гласных звуков одновременно, установить позицию заданного звука или количество слогов вряд ли доступно малышу без помощи взрослых. И очень важно, чтобы эта помощь была квалифицированной, обоснованной, своевременной. Д.Б.Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании.» Он же указывает: «Под звуковым анализом понимается:
Информация о работе Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей дошкольного возраста.