Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей дошкольного возраста.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования являлось изучение нарушений фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
В соответствии с целью исследования была поставлена следующая задача:
изучить специальную литературу по проблеме формирования речи у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Объект исследования: состояние звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;

Содержание

Введение. 3
Глава I. Взгляды педагогов на роль фонематическоговосприятия в развитии речи. 4
Глава 2. Обучение и воспитание дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. 12
2.1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. 12
2.2. Особенности речи детей с ФФНР. 16
2.3. Основные направления коррекции фонетико - фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста. 18
2.4. Логопедическая работа в группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. 21
2.5. Коррекционно-воспитательная работа в группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. 23
2.6. Особенности работы логопеда и воспитателя по развитию
фонематического слуха и фонематического восприятия. 26
2.7. Совместная работа логопеда и воспитателя над звукопроизношением. 27
2.8. Закрепление у детей речевых навыков
на индивидуальных и фронтальных занятиях, в режимных моментах. 30
Заключение. 33
Литература. 35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая-логопедия.docx

— 63.96 Кб (Скачать файл)

    Воспитатель активно участвует в коррекционном  процессе, способствуя устранению речевого дефекта и нормализации психики  проблемного ребёнка в целом. В своей работе он руководствуется  общедидактическими

    - 24 –

    принципами, при этом некоторые из них наполняются  новым содержанием. Это – принципы системности и последовательности, принцип индивидуального подхода.

    Принцип системности и последовательности предполагает адаптацию содержания, методов и приёмов деятельности воспитателя к требованиям, предъявляемым  задачами конкретного этапа логопедического  воздействия. Поэтапность в работе логопеда обусловлена представлением о речи как системе, усвоение элементов которой протекает взаимосвязанно и в определённой последовательности.

    При устранении фонетико-фонематического  недоразвития это относится преимущественно  к овладению детьми правильным произношением  и развитием у них фонематического  восприятия. Учитывая последовательность овладениями этими сторонами  речи на логопедических занятиях,

воспитатель подбирает  для своих занятий доступный  детям речевой материал, в котором  содержатся уже усвоенные ими  звуки и, по возможности, исключены  ещё не изученные.

    В связи с коррекционными требованиями изменяются также методы и приёмы работы воспитателя. Так, на начальном  этапе на первый план выступают наглядные  и практические методы и приёмы, как наиболее доступные детям  с нарушенной речью. Словесные методы (рассказ, беседа) вводятся позднее.

    Принцип индивидуального подхода предполагает учёт индивидуально-речевых особенностей детей. Это объясняется наличием различных по структуре и тяжести  речевых нарушений у детей  и неодновременностью их преодоления  на логопедических занятиях. В такой  интерпретации принцип подхода  требует от воспитателя: 

    - 25 -

  • глубокой осведомлённости об изначальном состоянии речи каждого ребёнка и уровне его актуального речевого развития;
  • использование этих знаний в своей работе.

    Отличительной особенностью фронтальных занятий  воспитателя в логопедической группе является то, что, кроме обучающих, развивающих, воспитательных задач, перед ним  стоят и коррекционные задачи.

    Воспитатель обязательно присутствует на всех фронтальных  занятиях логопеда, делает записи; отдельные  элементы логопедического занятия  он включает в свои занятия по развитию речи и в вечернюю работу.

    Логопед учитывает особенности и способности  детей. Если ребёнок хорошо успевает по отдельным видам занятий, то логопед  может по согласованию с воспитателем взять его на индивидуальное логопедическое занятие.

    Точно так же логопед старается брать  детей с прогулки без ущерба для  здоровья ребёнка на 15 – 20 минут  для индивидуальной работы.

    Во  второй половине дня воспитатель  работает, согласуясь со своей сеткой занятий, по закреплению произносимых навыков и развитию речи. Желательно планировать фронтальные занятия  по развитию речи и познавательному  развитию во второй половине дня.

    Во  время режимных моментов, самообслуживания, на прогулке, экскурсии, в играх и  развлечениях воспитатель осуществляет также коррекционную работу, значимость которой в том, что она предоставляет  возможность практики речевого общения  детей и закрепления речевых  навыков в их жизнедеятельности.

    Воспитатели должны создавать условия для  развития речевой деятельности и  речевого общения детей: 

    - 26 -

    организовывать  и поддерживать речевое общение  детей на занятиях, вне занятий, побуждать  внимательно, слушать других детей  и вслушиваться в содержание высказываний;

    создавать ситуацию общения;

    формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи;

    организовывать  игры на развитие звуковой культуры речи;

    привлекать  внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове;

    проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового  контроля, словесной памяти;      

    привлекать  внимание к интонационной стороне  речи.

2.6. Особенности работы  логопеда и воспитателя  по развитию

фонематического слуха и фонематического  восприятия.

    В работе по формированию фонематического  восприятия можно выделить следующие  этапы:

    I этап – узнавание неречевых звуков;

    II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на  материале одинаковых звуков, слов,  фраз;

    III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу;

    IV этап – дифференциация слогов;

    V этап – дифференциация фонем;

    VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа. 
 

    - 27 –

    Работа  по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в

речь окружающих является одной  из причин неправильного  звукопроизношения. Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную  речь с речью окружающих и контролировать своё произношение.

    Работа  по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В  процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность  узнавать и различать неречевые  звуки.

    Дети  должны в играх научиться различать  высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь  в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова. 

    Затем дети учатся различать слова, близкие  по звуковому составу. Позже –  учатся различать слоги и затем  уже фонемы родного языка.

Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного  звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать  и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить  анализ гласных и согласных звуков.

2.7. Совместная работа  логопеда и воспитателя  над звукопроизношением.

Работа  воспитателя и работа логопеда различна при исправлении и формировании звукопроизношения по организации, приёмам, по продолжительности. Она  требует различных знаний, умений, навыков. Рассмотрим основные отличия:  

- 28 - 
 

Логопед исправляет нарушения речи Воспитатель под  руководством

логопеда активно  участвует в коррекционной работе


 

Подготовительный  этап 

Логопед в зависимости от характера нарушения звука вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали. Воспитатель по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата.

 

Этап появления  звука 

Логопед ставит звуки, вырабатывая артикуляцию нужного звука, при этом используются специальные приёмы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата. Воспитатель закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребёнка на его звучание и артикуляции, используя картинки – символы и звукоподражания.

 

Этап  усвоения звука (правильное произнесение звука в речи)

- 29 - 
 

Логопед автоматизирует звук, последовательно вводя его в речь: слог, слово, предложение, потешки, рассказы. Воспитатель по заданию логопеда с отдельными детьми закрепляет поставленный логопедом звук, подбирая соответствующий программный материал.

 

    Условия, необходимые для формирования у  дошкольников с ФФНР правильного  звукопроизношения:

  1. для первоначальной постановки звука отбирается ряд звуков, принадлежащих к разным фонетическим группам;
  2. при этом целесообразно использовать все анализаторы. Опора на кинестетические ощущения способствует осознанному звучанию речи;
 
 
    
  1. отработка звуков, смешиваемых в речи детей, осуществляется поэтапно и распределена во времени;
  2. закрепление поставленных звуков в процессе дифференциации всех близких звуков;

    материал  по закреплению и автоматизации  звуков подбирается таким образом, чтобы в нем отсутствовали дефектные и смешиваемые в речи ребёнка звуки; чтобы отобранный материал мог способствовать обогащению, уточнению словаря, выработке грамматически правильной связной речи.  
 
 

    - 30 - 

2.8. Закрепление у  детей речевых  навыков

на  индивидуальных и  фронтальных  занятиях, в режимных моментах.

    Индивидуальные  занятия по заданию логопеда проводятся воспитателем во время второй половине дня, сразу же после дневного сна, то есть примерно с 15-ти часов и до полдника. Это так называемый логопедический час. Воспитатель занимается индивидуально  с теми детьми, фамилии которых  логопед записал в специальной  тетради для вечерних заданий. Такая  тетрадь заполняется ежедневно. Кроме того, логопед передаёт в  группу заполненные тетради тех  детей, с которыми он занимался утром.

    Очень важно, чтобы во время индивидуального  занятия воспитателя с ребёнком все остальные дети их не отвлекали, были заняты тихими играми. Лучше всего  для этой цели подходят настольные и настольно-печатные игры. А если воспитатель при их распределении  учитывает особенности каждого  ребёнка, то такая игра одновременно даёт и обучающий эффект. Например, если у ребёнка трудности с  мелкой моторикой – ему следует  предложить собрать мозаику или  нанизать бусы, если трудности с  конструктивной деятельностью –  сложить по образцу разрезанные  картинки или специальные кубики и т. п.

    Занятия с детьми лучше проводить в  специально оборудованном логопедическом уголке. Здесь устанавливается большое  зеркало, в котором могут отразиться лица ребёнка и воспитателя одновременно. Кроме того, здесь же желательно иметь изобразительный материал для закрепления звуков [Р], [РЬ], [Л], [ЛЬ], свистящих и шипящих звуков.

    Занимаясь с ребёнком, воспитатель обязан помнить, что проговаривание всего фонетического  материала по тетради должно происходить  с

      - 31 –

    обязательным  выделения закреплённого звука  голосом – произноситься утрированно. Воспитатель не должен пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребёнка. Занятие может быть продолжено лишь после того, как ребёнок всё скажет правильно. Весь речевой материал воспитатель должен проговаривать громко, чётко, медленно и добиваться того же от малыша.

    Воспитатель должен внимательно следить за речью  детей и исправлять их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Причём очень  важно, чтобы все ошибки детей  исправлялись воспитателем корректно. Ни в коем случае не следует передразнивать ребёнка, высмеивать его, так как  это может спровоцировать снижение речевой активности (вплоть до полного  молчания в группе), замкнутость, отрицательное  отношение малыша к воспитателю, к обучению в целом.

    Манеры  исправления ошибок в речи детей  вне занятий и во время занятий  отличаются друг от друга. Так, во время  игр и бытовой деятельности не следует привлекать внимание детей  к ошибкам кого-то из них, лучше  это делать незаметно для остальных. Например, во время игры один из ребят  говорит другому: «У всех куклов сними туфли, неси без туфлев». Воспитатель, используя небольшой перерыв в игре, подзывает к себе этого ребёнка и предлагает ему послушать правильный и неправильный варианты сочетания слов («всех куклов» или «всех кукол», «без туфлёв» или «без

Информация о работе Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей дошкольного возраста.