Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:48, курсовая работа
Целью исследования являлось изучение нарушений фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
В соответствии с целью исследования была поставлена следующая задача:
изучить специальную литературу по проблеме формирования речи у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Объект исследования: состояние звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
Введение. 3
Глава I. Взгляды педагогов на роль фонематическоговосприятия в развитии речи. 4
Глава 2. Обучение и воспитание дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. 12
2.1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. 12
2.2. Особенности речи детей с ФФНР. 16
2.3. Основные направления коррекции фонетико - фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста. 18
2.4. Логопедическая работа в группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. 21
2.5. Коррекционно-воспитательная работа в группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. 23
2.6. Особенности работы логопеда и воспитателя по развитию
фонематического слуха и фонематического восприятия. 26
2.7. Совместная работа логопеда и воспитателя над звукопроизношением. 27
2.8. Закрепление у детей речевых навыков
на индивидуальных и фронтальных занятиях, в режимных моментах. 30
Заключение. 33
Литература. 35
Воспитатель
активно участвует в
- 24 –
принципами,
при этом некоторые из них наполняются
новым содержанием. Это – принципы
системности и
Принцип
системности и
При
устранении фонетико-фонематического
недоразвития это относится преимущественно
к овладению детьми правильным произношением
и развитием у них
воспитатель подбирает для своих занятий доступный детям речевой материал, в котором содержатся уже усвоенные ими звуки и, по возможности, исключены ещё не изученные.
В связи с коррекционными требованиями изменяются также методы и приёмы работы воспитателя. Так, на начальном этапе на первый план выступают наглядные и практические методы и приёмы, как наиболее доступные детям с нарушенной речью. Словесные методы (рассказ, беседа) вводятся позднее.
Принцип
индивидуального подхода
- 25 -
Отличительной особенностью фронтальных занятий воспитателя в логопедической группе является то, что, кроме обучающих, развивающих, воспитательных задач, перед ним стоят и коррекционные задачи.
Воспитатель обязательно присутствует на всех фронтальных занятиях логопеда, делает записи; отдельные элементы логопедического занятия он включает в свои занятия по развитию речи и в вечернюю работу.
Логопед
учитывает особенности и
Точно так же логопед старается брать детей с прогулки без ущерба для здоровья ребёнка на 15 – 20 минут для индивидуальной работы.
Во
второй половине дня воспитатель
работает, согласуясь со своей сеткой
занятий, по закреплению произносимых
навыков и развитию речи. Желательно
планировать фронтальные
Во время режимных моментов, самообслуживания, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях воспитатель осуществляет также коррекционную работу, значимость которой в том, что она предоставляет возможность практики речевого общения детей и закрепления речевых навыков в их жизнедеятельности.
Воспитатели
должны создавать условия для
развития речевой деятельности и
речевого общения детей:
- 26 -
организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий, побуждать внимательно, слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний;
создавать ситуацию общения;
формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи;
организовывать игры на развитие звуковой культуры речи;
привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове;
проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти;
привлекать внимание к интонационной стороне речи.
В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:
I этап – узнавание неречевых звуков;
II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;
III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу;
IV этап – дифференциация слогов;
V этап – дифференциация фонем;
VI
этап – развитие навыков элементарного
звукового анализа.
- 27 –
Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в
речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать своё произношение.
Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.
Дети
должны в играх научиться различать
высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь
в одни и те же речевые звуки, звукосочетания,
слова.
Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже – учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка.
Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.
Работа
воспитателя и работа логопеда различна
при исправлении и формировании
звукопроизношения по организации,
приёмам, по продолжительности. Она
требует различных знаний, умений,
навыков. Рассмотрим основные отличия:
- 28 -
Логопед исправляет нарушения речи | Воспитатель под
руководством
логопеда активно
участвует в коррекционной |
Подготовительный
этап
Логопед в зависимости от характера нарушения звука вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали. | Воспитатель по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата. |
Этап появления
звука
Логопед ставит звуки, вырабатывая артикуляцию нужного звука, при этом используются специальные приёмы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата. | Воспитатель закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребёнка на его звучание и артикуляции, используя картинки – символы и звукоподражания. |
Этап усвоения звука (правильное произнесение звука в речи)
- 29 -
Логопед автоматизирует звук, последовательно вводя его в речь: слог, слово, предложение, потешки, рассказы. | Воспитатель по заданию логопеда с отдельными детьми закрепляет поставленный логопедом звук, подбирая соответствующий программный материал. |
Условия, необходимые для формирования у дошкольников с ФФНР правильного звукопроизношения:
материал
по закреплению и автоматизации
звуков подбирается таким образом, чтобы
в нем отсутствовали дефектные и смешиваемые
в речи ребёнка звуки; чтобы отобранный
материал мог способствовать обогащению,
уточнению словаря, выработке грамматически
правильной связной речи.
-
30 -
Индивидуальные занятия по заданию логопеда проводятся воспитателем во время второй половине дня, сразу же после дневного сна, то есть примерно с 15-ти часов и до полдника. Это так называемый логопедический час. Воспитатель занимается индивидуально с теми детьми, фамилии которых логопед записал в специальной тетради для вечерних заданий. Такая тетрадь заполняется ежедневно. Кроме того, логопед передаёт в группу заполненные тетради тех детей, с которыми он занимался утром.
Очень важно, чтобы во время индивидуального занятия воспитателя с ребёнком все остальные дети их не отвлекали, были заняты тихими играми. Лучше всего для этой цели подходят настольные и настольно-печатные игры. А если воспитатель при их распределении учитывает особенности каждого ребёнка, то такая игра одновременно даёт и обучающий эффект. Например, если у ребёнка трудности с мелкой моторикой – ему следует предложить собрать мозаику или нанизать бусы, если трудности с конструктивной деятельностью – сложить по образцу разрезанные картинки или специальные кубики и т. п.
Занятия
с детьми лучше проводить в
специально оборудованном логопедическом
уголке. Здесь устанавливается большое
зеркало, в котором могут отразиться
лица ребёнка и воспитателя
Занимаясь с ребёнком, воспитатель обязан помнить, что проговаривание всего фонетического материала по тетради должно происходить с
- 31 –
обязательным выделения закреплённого звука голосом – произноситься утрированно. Воспитатель не должен пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребёнка. Занятие может быть продолжено лишь после того, как ребёнок всё скажет правильно. Весь речевой материал воспитатель должен проговаривать громко, чётко, медленно и добиваться того же от малыша.
Воспитатель должен внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Причём очень важно, чтобы все ошибки детей исправлялись воспитателем корректно. Ни в коем случае не следует передразнивать ребёнка, высмеивать его, так как это может спровоцировать снижение речевой активности (вплоть до полного молчания в группе), замкнутость, отрицательное отношение малыша к воспитателю, к обучению в целом.
Манеры исправления ошибок в речи детей вне занятий и во время занятий отличаются друг от друга. Так, во время игр и бытовой деятельности не следует привлекать внимание детей к ошибкам кого-то из них, лучше это делать незаметно для остальных. Например, во время игры один из ребят говорит другому: «У всех куклов сними туфли, неси без туфлев». Воспитатель, используя небольшой перерыв в игре, подзывает к себе этого ребёнка и предлагает ему послушать правильный и неправильный варианты сочетания слов («всех куклов» или «всех кукол», «без туфлёв» или «без
Информация о работе Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей дошкольного возраста.