Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей дошкольного возраста.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования являлось изучение нарушений фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
В соответствии с целью исследования была поставлена следующая задача:
изучить специальную литературу по проблеме формирования речи у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Объект исследования: состояние звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;

Содержание

Введение. 3
Глава I. Взгляды педагогов на роль фонематическоговосприятия в развитии речи. 4
Глава 2. Обучение и воспитание дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. 12
2.1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. 12
2.2. Особенности речи детей с ФФНР. 16
2.3. Основные направления коррекции фонетико - фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста. 18
2.4. Логопедическая работа в группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. 21
2.5. Коррекционно-воспитательная работа в группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. 23
2.6. Особенности работы логопеда и воспитателя по развитию
фонематического слуха и фонематического восприятия. 26
2.7. Совместная работа логопеда и воспитателя над звукопроизношением. 27
2.8. Закрепление у детей речевых навыков
на индивидуальных и фронтальных занятиях, в режимных моментах. 30
Заключение. 33
Литература. 35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая-логопедия.docx

— 63.96 Кб (Скачать файл)

    туфель»). А затем спрашивает: «Как лучше  сказать?». И только потом просит повторить правильную фразу.

    Если  же ошибка встречается в обращении  к воспитателю, то можно реагировать  так: «Ты же можешь правильно сказать, ну-ка попробуй!» или «Я не понимаю  тебя. Подумай и скажи правильно».

    Теперь  об исправлении ошибок на занятиях. Здесь, во-первых, ограничено время  и долгие, пространные выяснения  того, как лучше сказать,

    - 32 -

    со  стороны воспитателя неуместны. Во-вторых, внимание детей приковано  к речи отвечающего и незаметно, исправить его ошибки невозможно, да и не нужно. И, в-третьих, занятия, в отличие от случаев спонтанного  неконтролируемого ребёнком общения, должны проходить при максимальной мобилизации внимания отвечающего, с установкой на грамотную, чёткую речь.

    В связи со сказанным, ошибки в ходе занятий должны фиксироваться воспитателем моментально («Неверно», «Неправильно», «Не так сказал»). К исправлению  грамматических неточностей привлекаются все дети. Сам же воспитатель исправляет грамматическую ошибку ребёнка только тогда, когда большинство детей  не смогли этого сделать.

    Ошибки  в произношении также следует  фиксировать и исправлять по ходу ответа. Например, если ребёнок неправильно  произнёс звук [P], воспитатель может предложить ему: «Повтори за мной, выделяя звук [P], слова: стРоить, гоРка, собиРать, игРать».

    Может случиться и так: одному из ребят  очень хочется ответить, а воспитатель  заранее знает, что сложное по слоговой структуре слово (милиционер, пододеяльник, водопроводчик) малыш  не произнесёт и это вызовет у  остальных смех. Следует предложить ребёнку сказать ответ воспитателю  на ухо, а затем похвалить малыша за старание.

        Для того, чтобы дети на всех занятиях говорили внятно и с наименьшим количеством фонетических ошибок, воспитатель должен своей очень чёткой, достаточно громкой и не торопливой речью задавать тон.

    Процесс нормализации речи и угасание патологического  рефлекса возможны только при повышенном внимании ребёнка к речи окружающих и своей собственной. Естественно, что такая работа требует от воспитателя  терпения, такта, собранности и постоянной изобретательности.

         - 33 –

Заключение.

       Формирование правильного произношения  зависит от способности ребенка  к анализу и синтезу речевых  звуков, т. е. от определенного  уровня развития фонематического  слуха, обеспечивающего восприятие  фонем данного языка. 

         Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и  кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.

          А. Н. Гвоздев  [8], В. И. Бельтюков [2], Н. X. Швачкин  [57], Г. М. Лямина [28] доказали, что  необходимо развитие более высоких  форм фонематического слуха, при  которых дети могли бы делить  слова на составляющие их звуки,  устанавливать порядок звуков  в слове, т. е. производить анализ звуковой структуры слова. Д. Б. Эльконин [59] назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием.

         В связи с обучением  грамоте эти действия формируются  в процессе специального обучения, при котором детей обучают  средствам звукового 

         анализа. Развитие фонематического  слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения  навыками чтения и письма.

 Большое значение для полноценного усвоения звуковой структуры речи имеет фонематическое восприятие.

- 34 -

Раннее  понимание ребёнком слов и фраз, произносимых взрослым, строится не на восприятии их фонематического состава, а на улавливании общей ритмико-мелодической структуры слова или фразы. Слово  на этой стадии воспринимается ребёнком как единый нерасчленённый звук, обладающий определённой ритмико-мелодической структурой.

 Выделяют  несколько уровней фонематического  развития детей. 

         Первоначально формируется  фонематическое восприятие, под которым  понимается процесс узнавания и  различения звуков речи. При восприятии речи слова не расчленяются, их звуковой состав не осознаётся. Позднее дети овладевают фонематическим анализом и  синтезом. 
 
 

- 35 -

                                                               

Список  использованной литературы

 
  1. Балобанова  В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова  Л.В. и др. Диагностика нарушений  речи у детей и организация  логопедической работы в условиях дошкольного  образовательного учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2001.
  2. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997.
  3. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.
  4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
  5. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992.
  6. Гусарова Н.Н. Беседы по картинке: Времена года. – СПб., 1998.
  7. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
  8. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичёва Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.
  9. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1963.
  10. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.

- 36 -

  1. Каше Г.А., Филичёва Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М., 1978.
  2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН). – М., 1998.
  3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи: Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР («Осень», «Зима», «Весна», «Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна»). – М.: Гном и Д, 2000-2001.
  4. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – М.: Гном и Д, 2001.
  5. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. – М., 1998.
  6. Кобзарева Л.Г., Кузьмина. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция. – Воронеж, 2000.
  7. Колесникова Е.В., Телышева Е.П. Развитие интереса и способности к чтению у детей 6-7 лет. – М., 1998.
  8. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 2002.
  9. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Гаркуша Ю.Ф. – М.: Секачев В.Ю., 2000.
  10. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991.
  11. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001.
  12. Нищева Н.В. Развивающие сказки. – СПб., 2002.
 

- 37 -

  1. Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. – Ярославль, 1998.
  2. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб., 1997.
  3. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. – СПб., 1999.
  4. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи. – СПб., 1998.
  5. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 1998.
  6. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. – М., 2000.
  7. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М., 1991.
  8. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. – СПб., 1996.
  9. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 2001.
  10. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной И.В.- М., 1999.
  11. Филичёва Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 1999.
  12. Филичёва Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М., 1999.
  13. Филичёва Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., 1987.
  14. Филичёва Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург,1996.
  15. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – Воронеж, 1997.
  16. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М., 2000.
  17. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М., 2000.
  18. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1983.

Информация о работе Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей дошкольного возраста.