Фонетические возрастные особенности речи детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 08:02, контрольная работа

Краткое описание

Это в основном связано с тем, что дети пытаются облегчить себе произношение тех или иных слов, а так же за частую, не могут выговорить те или иные звуки в словах. Для этого они смягчают звуки, заменяют звонкие глухими. В этом возрасте с данной проблемой трудно бороться, но это не значит что стоит забыть о правильном произношении. Мы должны всячески стимулировать правильность произношения повторять много- много раз проблемное слово правильно. В итоге мы добьёмся нужного результата. Очень тяжело поставить звук р так, что с ним в данном возрасте бороться бесполезно, лучше заняться им позже.

Содержание

1. Фонетические возрастные особенности речи детей 2
2. Содержание речевой работы в области воспитания звуковой культуры речи 4
3. Особенности двух форм формирования звуковой культуры речи 6
4. Этапы обучения дошкольников правильному звукопроизношению 7
5. Особенности воспитания звуковой культуры речи, детей разного возраста в условиях двуязычия. Средства и методические приемы 11
6. Практико-ориентированное задание 12
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная тмрр.docx

— 50.77 Кб (Скачать файл)

ПЛАН

 

1. Фонетические возрастные  особенности речи детей    2

2.  Содержание речевой работы в области воспитания звуковой культуры речи             4

3.  Особенности двух форм формирования звуковой культуры речи  6

4. Этапы обучения дошкольников правильному звукопроизношению 7

5. Особенности воспитания звуковой культуры речи, детей разного возраста в условиях двуязычия. Средства и методические приемы    11

6. Практико-ориентированное задание       12

Список использованных источников       20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Фонетические возрастные особенности речи детей

К трем годам дети в основном овладевают звукопроизношением. Однако речь их еще несовершенна в фонетическом отношении. Для нее характерна общая смягченность («зюк» – жук, «сюба» – шуба, «петь» – нет и т. п.); замена заднеязычных звуков к, г переднеязычными – т, д («тутолка» вместо куколка, «дуси» вместо гуси), иногда замена звонких звуков глухими. Значительная часть трехлетних детей не умеет произносить шипящие звуки, чаще всего заменяя их свистящими («сапка», «коска», «зук»). Отмечается неумение произносить звук р (пропуск или замена его), искажение звука л.[1]

Это в основном связано с тем, что дети пытаются облегчить себе произношение тех или иных слов, а так же за частую, не могут выговорить те или иные звуки в словах. Для этого они смягчают звуки, заменяют звонкие глухими. В этом возрасте с данной проблемой трудно бороться, но это не значит что стоит забыть о правильном произношении. Мы должны всячески стимулировать правильность произношения повторять много- много раз проблемное слово правильно. В итоге мы добьёмся нужного результата. Очень тяжело поставить звук р так, что с ним в данном возрасте бороться бесполезно, лучше заняться им позже.

Словопроизношение младших дошкольников тоже имеет свои особенности, к ним можно отнести: сокращение (элизия) слов («тул» вместо стул, «весипед» вместо велосипед), перестановки (метатезы) слов и звуков («шапля» вместо шляпа, «гофли» вместо гольфы, «корвик» вместо коврик); уподобление (ассимиляция) одного звука другим («баба-ка» вместо собака); слияние (контаминация) двух слов в одно («Мафеда» вместо Мария Федоровна); добавление звуков («реблята», «иржавая») и преждевременное произнесение последующего звука (антиципация). К началу четвертого года жизни ребенок при благоприятных условиях воспитания усваивает звуковую систему языка. Значительная часть детей овладевает многими звуками; совершенствуется словопроизношение; речь ребенка становится понятной для окружающих. Вместе с тем в речи детей имеется еще ряд несовершенств. В речевых нарушениях детей наблюдаются индивидуальные различия.[1]

За частую у детей сохраняются трудности с произношение звуков с, ш, р это за частую связана с индивидуальными особенностями детей. Многим детям тяжело поставить в нужное положение язык для правельного произношения звука. Поэтому в детских садах где логопед проводит различные занимательные упражнения чтобы помочь ребёнку в дальнейшем правильно произносить звук.

Заметим, в практике распространено мнение, что к четырем годам произношение детей соответствует возрастным особенностям и требованиям программы, больших отклонений от нормы не наблюдается. Несовершенства произношения детей младшего дошкольного возраста принято рассматривать как возрастную закономерность, которая изживается сама собой. Отсюда и недооценка необходимости обучения в сфере формирования звуковой стороны речи на этом этапе. На самом деле это кажущееся благополучие, потому что к пяти годам без специального обучения около 50% детей не усваивает всех звуков родного языка.[1]

Нельзя пускать на самотёк ошибки в произношении детей, так как это в дальнейшем грозит большими последствиями в возрасте пяти лет. Чем старше становится ребёнок, тем сложнее исправить ошибки в произношении. Так что нужно заниматься с ребёнком, а не наедятся на возрастные особенности.

Овладение правильным произношением в младшем дошкольном возрасте затрудняется недостаточным развитием моторики речевого аппарата и фонематического слуха, недостаточной устойчивостью нервных связей. У детей пока еще отсутствует сознательное отношение к несовершенствам своего произношения. Вместе с тем положительными факторами являются большая подражательность, стремление детей к игровым действиям, к подражанию, эмоциональность при восприятии звуков.[1]

Для старшего дошкольника характерен высокий уровень развития речи. Большинство детей правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи и т.д.[6]

Если ребёнок к старшему дошкольному возрасту не освоил правильное произношение звуков родного языка, то родителям нужно срочно бить тревогу. Для исправления ошибок в произношении нужно обращается к специалистам. Совместными усилиями вместе со специалистами родители могут достигнуть  колоссальных результатов. Самое главное не затягивать с этим. Учеными доказано, что всему нужно обучатся в определенное время и если это время упустить, то в дальнейшем достигнуть желаемых результатов будет очень тяжело.

2.Содержание речевой  работы в области воспитания звуковой культуры речи

Воспитание звуковой культуры речи у детей трех лет. В три года жизни наиболее благоприятен для воспитания произносительной стороны речи: в два года ребенок способен легко усваивать многие звуки и закреплять их в собственном произношении, учится пользоваться своим голосовым аппаратом.

Воспитание слухового восприятия. Это важная предпосылка для формирования звуковой стороны речи. Следует обращать внимание детей на то, что одни и те же звуки, звукосочетания, слова и фразы можно произносить громко и тихо, быстро и медленно. Для его развития детям предлагают различные упражнения на звукоподражания с определенным объектом.[5]

Формирование звукопроизношения. Происходит уточнение произношения почти всех звуков русского языка, кроме группы шипящих (ш, ж, ч, щ) и звуков л (ль), р (рь).[4]

Это связано в первую очередь с сложностью произношения. На эти слова и звуки внимание нужно уделять позже. А уточнение и закрепление звукопроизношения начинается с гласных звуков (а, у, и, о) и простых в артикуляционном отношении согласных (м, п, б, ф, в, и т.д.).

Отрабатывается произношение изолированного звука в  несложных звукосочетаниях (у — гудит паровоз, и — ржет лошадка и т.д.). Затем звуки закрепляются в словах (коза, бумага, дом, кот и т.д.). Дальнейшее закрепление усвоенного происходит во фразовой речи. Для закрепления звука с (са-са-са — у Оли коса). Уточняя и закрепляя звукопроизношение, воспитатель выделяет детей, которым с трудом или неправильно происходит закрепление звуков. Воспитателю не следует стремится, чтобы дети произносили все в точности по образцу. В некоторых случаях достаточно того, что ребёнок может приблизительно произнести слово. При смягченность слов воспитатель должен обратить внимание на отработку твердости произношения согласных звуков.[4]

Развитие голосового аппарата. Голосовой аппарат детей не окрепший и им тяжело им регулировать. Для этого воспитатель должен делать с детьми упражнения для произношения одних и тех же звуков с разной громкостью.

Темп речи. В этом возрасте нужно учить детей говорить и быстро и медленно. В дальнейшем это пригодится детям для придания окраски речи. Так же нужно обратить внимание на речевое дыхание. Если речевое дыхание поставлено правильно, то и произношение звуков будет правильным, слитное и плавное произношение слов, фраз.

Воспитание звуковой культуры речи у детей четырёх лет. В данном возрасте с детьми отрабатывается четкое произношение почти всех звуков родного языка. Исключаются только шипящие (ж, ш, ч, щ) и сонорные (р, л) звуки, наиболее трудные для произношения. Для начала дети учатся произносить губно-губные звуки (м, б, п), затем губно-зубные (в, ф), переднеязычные (н, д, т), заднеязычные (к, г, х) и т.д.[5]

Уточнение произношения звука. Приемы используемые для формирования звукопроизношения:

  1. Сочетание хорового повторения с индивидуальным. (Погудели как паровоз, а теперь послушаем как гудит паровоз у Оли).
  2. Использование дидактических игр типа «Заводные игрушки».
  3. Использование «волшебного кубика». По картинкам на кубиках дети произносят звуки (комар — сссс и т.д.) .[5]

В данном возрасте главным остается развитие речевого дыхания, темпа речи, интонационной выразительности. Происходит отработка гласных и некоторых свистящих. С детьми проводят упражнения, способствующее выработке подвижности  органов артикуляционного аппарата, знакомства с новыми звуками и звукопроизношениями, используется прием звукоподражания.

Воспитание звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста. Для данного возраста характерен высокий уровень развития речи. Большинство детей правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, использовать интонацию вопроса, радости, удивления.

Воспитание звуковой культуры речи. Детей упражняют  в различении свистящих, шипящих и сонорных звуков, а так же твердых и мягких, изолированных, в словах, во фразовой речи. Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи используются скороговорки, чистоговорки, загадки, стихи. На данном этапе продолжается работа по обогащению, уточнению и активизации словаря. В данном возрасте продолжается формирование грамматического строя речи, связной речи.[6]

3. Особенности  двух форм формирования звуковой культуры речи

Овладение произношением всех звуков родного языка к пяти годам возможно при правильном руководстве развитием речи детей. Целенаправленное обучение, использование соответствующей методики создают условия для реализации имеющихся у детей предпосылок. Формирование звуковой стороны речи осуществляется в условиях детского сада в двух формах: в форме обучения на занятиях и воспитания всех сторон звуковой культуры речи вне занятий.

 Главная роль в обучении  принадлежит специальным занятиям, сочетающим показ-образец произношения  с активным упражнением детей. Занятия дополняются и взаимодействуют  со специальными упражнениями  вне занятий. Ведущей формой обучения  являются коллективные (а не индивидуальные) занятия с детьми. В условиях  социальной среды воспитание  речевых навыков протекает особенно  благоприятно и дает более  стойкие результаты, чем в условиях  индивидуальной работы. Коллектив  является для детей сильным  фактором взаимного влияния. В  коллективных занятиях продуктивность  работы повышается, а утомляемость уменьшается. В формировании правильного звукопроизношения решающую роль играет своевременно начатое обучение, опирающееся на возрастные особенности детей.[2]

 Наибольший эффект  дает обучение, которое начали  на более ранних этапах дошкольного  детства. Возраст детей к началу  обучения является более важным  фактором, чем длительность самого  обучения.

 В процессе систематического  обучения необходимо использовать  методику, обеспечивающую развитие  моторики речевого аппарата, речевого  дыхания и речевого слуха, учитывая, что эти процессы взаимосвязаны.

 В ходе обучения  следует также формировать у  ребенка осознание особенностей  своего произношения. Это оказывает  положительное влияние на становление  фонетической стороны речи, ведет  к пониманию необходимости обучения  для овладения правильными навыками  речи и вызывает желание учиться.

 Общегрупповые занятия по обучению звукопроизношению достаточно проводить 1–2 раза в месяц. Помимо этого отдельные упражнения включаются в другие занятия по развитию речи, а также в музыкальные, в занятия гимнастикой и подвижными играми. Количество занятий определяется уровнем развития речи детей.[6]

Особенности этих двух форм заключаются в том, что не только воспитатель должен говорить  и своим примером, показывать детям, как правильно говорить, но и воспитатель должен давать детям говорить для того, чтобы дети могли практиковать свои знания. Нужно так же не забывать о том, что над развитием культуры речи ребенка должен работать не только воспитатель, но и сами родители. Они должны постоянно с ребенком говорить, побуждать его к высказыванию своих чувств, мыслей, впечатлений.

 

4. Этапы обучения дошкольников правильному звукопроизношению

Обучение звукопроизношению осуществляется в соответствии с этапами работы над звуками, принятыми в логопедии. Всего выделяют четыре таких этапа.

I этап, подготовительный, предполагающий  подготовку речевого аппарата  к овладению звуками речи. Он  включает подготовку речедвигательного  аппарата, его моторики, речевого  слуха, речевого дыхания. Правильное произношение звуков зависит от деятельности речевого аппарата в целом и от деятельности органов артикуляции, от их подвижности и гибкости, от координации артикуляционных движений, их силы и точности.[1]

 Так, трудный для произнесения  звук р требует гибкости движений языка, быстрой вибрации его кончика. Шипящие звуки требуют сильной воздушной струи, подъема языка в форме «ковшика», округления губ и вытягивания их слегка вперед и т.д. Поэтому необходимо систематически упражнять органы артикуляции, проводить упражнения, направленные на тренировку мышц языка с целью придания ему нужного положения; на подвижность губ, челюстей, щек, на выработку воздушной струи, правильного дыхания.[3]

Развитию моторики артикуляционного аппарата служат различные игры на звукопроизношение: «Кто как кричит?», «Что звучит?», «Чей домик?» и др. Используются звукоподражания шуму ветра, рокоту самолета, карканью вороны, жужжанию жука, цоканью копыт лошади и др. Повторение лишенных смысла слогов (ша – шо – шу, ра – ро –ру) быстро утомляет и не дает положительных результатов, в то время как ребенку не надоедает щелкать языком, «как кучер», жужжать, «как пчела», гудеть, «как паровоз». В связи с этим следует заметить, что дети усваивают речь, подражая людям, а не звукам природы, мычанию коровы и пр., т.е. подражание звукам животных осуществляется опосредованно, через речь воспитателя.[1]

Информация о работе Фонетические возрастные особенности речи детей