Фонетические возрастные особенности речи детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 08:02, контрольная работа

Краткое описание

Это в основном связано с тем, что дети пытаются облегчить себе произношение тех или иных слов, а так же за частую, не могут выговорить те или иные звуки в словах. Для этого они смягчают звуки, заменяют звонкие глухими. В этом возрасте с данной проблемой трудно бороться, но это не значит что стоит забыть о правильном произношении. Мы должны всячески стимулировать правильность произношения повторять много- много раз проблемное слово правильно. В итоге мы добьёмся нужного результата. Очень тяжело поставить звук р так, что с ним в данном возрасте бороться бесполезно, лучше заняться им позже.

Содержание

1. Фонетические возрастные особенности речи детей 2
2. Содержание речевой работы в области воспитания звуковой культуры речи 4
3. Особенности двух форм формирования звуковой культуры речи 6
4. Этапы обучения дошкольников правильному звукопроизношению 7
5. Особенности воспитания звуковой культуры речи, детей разного возраста в условиях двуязычия. Средства и методические приемы 11
6. Практико-ориентированное задание 12
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная тмрр.docx

— 50.77 Кб (Скачать файл)

Встретились два котенка и поздоровались - мяу-мяу.

Встретились де собачки и поздоровались - гав-гав.

Встретились две лошадки и поздоровались - иго-го.

Встретились два тигренка и поздоровались - р-р-р.

Встретились два быка и поздоровались - му-му.

Воспитатель:

Мы с вами сегодня много говорили что мы произносим (слова). Какие бывают слова? Давайте прохлопаем слова: Даша, кукла, котенок, дом, собака, кот, молоко оса, дружба, дети,… Вспомним, чем мы сегодня занимались? Что понравилось? Все сегодня на занятии были молодцы.[7]

 

Специальное занятие во второй младшей группе по формированию звуковой культуры речи.

Тема «Закрепление произношения гласных звуков»

Программное содержание: закреплять произношение гласных, а также их слитное произношение в звукоподражаниях; развивать зрительное восприятие; мелкую моторику; воспитывать интерес к занятиям, усидчивость, желание доводить начатое до конца.

 Материал: Картинки бегемота, лягушки, лошадки, слона; буквы - пазлы (большая буква, в ней пазл с маленькой буквой); игрушка самолёта; картинки для звукоподражаний.

Ход занятия:

Воспитатель:

- Здравствуй. Сегодня светит  солнце и у нас замечательное  настроение. Вот и мы с хорошим настроением будем. Ты готов?

Воспитатель предлагает ребенку картинки с изображением бегемота, лягушки, лошадки.

-Широко откроем ротик, как голодный бегемотик! “А”

-Улыбаюсь, как лягушка, очень  милая подружка! “И”.

-Подражаю я слону, губки  хоботом тяну” “У”.

-Эй лошадка не скачи, зубки только покажи! “Ы”.

На полу разложены большие гласные буквы. Воспитатель предлагает по одной маленькой букве (вкладыши) детям.

- Давайте найдём для каждой буквы свой домик.

Воспитатель показывает букву: “ - Найди такую”.

Дети смотрят на букву – вкладыш у педагога в руках и на полу находят соответствующую большую букву, вкладывая в неё вкладыш с маленькой.

- “Посмотри, к нам летит  самолёт! Сейчас он летит тихо  “У”, а теперь громко “У”! Скажи  тихо, а теперь громко.

Затем воспитатель меняет картинку одну на другую.

“ - Девочка плачет тихо “О”, а теперь громко “О!”. 

Воспитатель предлагает детям занятие на слитное произношение гласных в звукоподражаниях.

Ребёнку предъявляется картинка:

“ Девочка в лесу”.

“ - Скажи, как зовёт? Ау. Повтори”.

Затем предъявляются поочерёдно другие картинки : “Ослик” (ИА), “Плачет малыш” (УА). Ребёнок воспроизводит звукоподражание “АУ”, глядя на картинку. Затем ИА, УА.

Воспитатель:

- Дети мы сегодня с  вами научились произносить гласные  звуки. Какие вы из них запомнили? Что понравилось? Все сегодня на занятии были молодцы.[7]

 

Упражнения по развитию моторики артикуляционного аппарата:

1. «Вкуснятина»

 Приоткрыть рот, облизать  верхнюю губу, сначала справа  налево, а затем наоборот. Важно, чтобы нижняя губа не помогала  языку и не «подсаживала» его.

2. «Качели»

 Широко раскрыв рот  и улыбнувшись, положить кончик  языка за нижние зубы (с внутренней  стороны), а потом поднять его  за верхние зубы (с внутренней  стороны).

3. «Рыбка»

 Пошлёпать расслабленными  губами, словно рыбка.

4. «Лошадка»

 Открыть рот и пощёлкать  кончиком языка («лошадка цокает  копытами»).

 

Упражнения для развития речевого слуха:

1.Сова-совушка, сова,

 Большая голова.

 На колу сидела,

 На луну глядела,

 Глазами блестела.

 Глазоньки хлоп-хлоп,

 Лапочки топ-топ.

 И — полетела!

2.Птички сели на лужок,

 А котята — в  уголок.

 Сели-посидели,

 Песенки запели.

 Прибежала кошка-мать,

 Домой деток стала  звать.

 Птички песню спели,

 К деткам улетели.

3.Наши ручки в мыле были,

 Мы посуду с мамой  мыли.

 Мы посуду вытирали,

 Нашей маме помогали.

4.Как у нашего кота

 Шубка очень хороша.

 Как у котика усы 

 Удивительной красы.

 Глаза смелые,

 Зубки белые.

 

Упражнения для развития речевого дыхания детей:

1. «Одуванчик»

 Предложите ребёнку  взять в руку воображаемый  одуванчик. На счёт от 1 до 5 сделать  носом вдох, не поднимая плеч, а затем подуть на одуванчик  так, чтобы он разлетелся.

2. «Звоночек»

 Попросите ребёнка  подойти к стене и представить, что перед ним находится дверь, а рядом кнопка электрического  звонка. Пусть малыш сделает вдох  носом и, на секунду задержав  дыхание, нажмёт пальчиком на  «звонок», одновременно произнося  «рь-рь-рь». Затем предложите ребёнку сделать то же самое поочерёдно каждым пальчиком левой и правой руки.

3. «Свеча»

 Держите перед ребёнком  зажжённую свечу. Пусть малыш  сделает глубокий вдох носом  и резко задует свечу. Повторите  игру несколько раз.

4. «Колдун»

 Предложите ребёнку  на некоторое время стать колдуном. Произносите на одном дыхании, например, такое «заклинание»: «Мимм-мэмм-мамм-момм-мумм-мымм!» Следите за артикуляцией ребёнка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособ. для студ. высш. и средн. пед. учеб. завед. / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. — М.: Академия, 2000. — 400 с.
  2. Бородич, А.М. Методика развития речи детей: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А.М. Бородич. — М.: Просвещение, 1981. — 255 с.
  3. Волкова, Л.С. Логопедия: учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. завед. / Л.С. Волкова. — М.: Просвещение, 1973. — 272 с.
  4. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада: пособие для воспитателя детского сада / В.В. Гербова, А.И. Максаков. — М.: Просвещение, 1986. — 128 с.
  5. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада: пособие для воспитателя детского сада / В.В. Гербова. — М.: Просвещение, 1983. — 143 с.
  6. Занятие по развитию речи в детском саду: книга для воспитателей детского сада / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина и др.; под ред. О.С. Ушаковой. — М.: Совершенство, 2001. — 297 с.
  7. Картушина, М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: методическое пособие / М.Ю. Картушина. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 192 с.
  8. Правдина, О.В. Логопедия: учеб. пособие для студ. дифект. пед. ин-тов / О.В. Правдина. — М.: Просвещение, 1973. — 272 с.
  9. Старжынская, Н.С. Развіццё беларускага маўлення дашкольнікаў: дапам. для педагогаў устаноў, якія забяспечваюць атрыманне дашк. адукацыі / Н.С. Старжынская, Дз.М. Дубініна. — Мазыр: ТАА ВД «Белы Вецер», 2008. — 112 с.

 

 

 

 

 


Информация о работе Фонетические возрастные особенности речи детей