Фонетические возрастные особенности речи детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 08:02, контрольная работа

Краткое описание

Это в основном связано с тем, что дети пытаются облегчить себе произношение тех или иных слов, а так же за частую, не могут выговорить те или иные звуки в словах. Для этого они смягчают звуки, заменяют звонкие глухими. В этом возрасте с данной проблемой трудно бороться, но это не значит что стоит забыть о правильном произношении. Мы должны всячески стимулировать правильность произношения повторять много- много раз проблемное слово правильно. В итоге мы добьёмся нужного результата. Очень тяжело поставить звук р так, что с ним в данном возрасте бороться бесполезно, лучше заняться им позже.

Содержание

1. Фонетические возрастные особенности речи детей 2
2. Содержание речевой работы в области воспитания звуковой культуры речи 4
3. Особенности двух форм формирования звуковой культуры речи 6
4. Этапы обучения дошкольников правильному звукопроизношению 7
5. Особенности воспитания звуковой культуры речи, детей разного возраста в условиях двуязычия. Средства и методические приемы 11
6. Практико-ориентированное задание 12
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная тмрр.docx

— 50.77 Кб (Скачать файл)

Для развития речевого дыхания проводят игры на поддувание: сдувание снежинок (кусочков ваты), поддувание карандашей, плавающих рыбок, лодочек. Однако дети не сразу справляются с заданием. Многие напрягаются, раздувают щеки и не могут сдуть лежащую пушинку. Этому детей надо учить. От простых игр переходят к более сложным, где требуется сильная воздушная струя воздуха, – детям предлагают подуть на плавающих в воде уток, гусей, лодочку; подуть на воду до образования брызг. В процессе дыхательных упражнений ребенок учится правильно дышать, делать короткий, быстрый вдох и длительный, сильный, плавный выдох. Не следует допускать, чтобы дети напрягались и уставали. Упражнения проводятся сидя, не более 1,5 мин (начиная с 0,5 мин). В индивидуальной работе используется артикуляционная гимнастика: облизывание языком верхней и нижней губы (слизывание меда); язык делается «жалом», «широкой лопаткой» и др.[1]

На первом этапе самым главным является постановка дыхания и развитие артикуляционного аппарата. При выполнении данных действий в первом этапе это облегчает, дальнейшую работу на последующих. Действия первого этапа плодотворно и хорошо влияет на формирование правильного звукопроизношения.

II этап - становление звуков  речи, или постановка звука. Это  создание новой нервной связи  между звуковыми (восприятие произнесенного  звука), двигательно-кинестетическими (самостоятельное воспроизведение  звука) и зрительными (зрительное  восприятие артикуляции звука) ощущениями. В большинстве случаев необходимо  одновременно затормозить неправильную  связь между представлением о  звуке и его произношением.[8]

Постановка звуков начинается с легких по артикуляции звуков и кончается более трудными; последовательность их сохраняется как для фронтальной, так и для индивидуальной работы (шипящие, свистящие, р, л). При полном отсутствии звука или при его неустойчивом произношении, что часто наблюдается у дошкольников, бывает достаточно фиксировать внимание ребенка на звуке. Это так называемая постановка звука по подражанию или вызывание звука. Обучение здесь основано на подражании детьми речи воспитателя, четкому произношению звука. Такой прием обучения возможно использовать только в легких случаях. Фиксация внимания на звуке происходит благодаря выделению звука в слове, более длительному и напряженному его произношению воспитателем и восприятию ребенком в этот момент его звучания и артикуляции.[1]

 Если невозможно поставить  звук на основе подражания, используют  объяснение артикуляции нужного  звука и образец его произношения, сопровождаемые упражнением детей. Доступно для детей объясняется положение зубов, губ и языка при произношении какого-либо звука. Дается образец, он повторяется детьми индивидуально, вначале теми, кто произносит его хорошо (дополнительный образец произношения), а затем теми, у кого наблюдаются недостатки. Наконец звук повторяют все хором. В период становления звука надо быть внимательными к его появлению. Следует постоянно поддерживать новый звук, создавать необходимые условия. Воспитателю нужно прислушиваться к произношению детей. При нарушениях звука педагог напоминает существенные моменты его артикуляции, дает образец правильной речи. Для упражнений необходимо давать детям новый речевой материал, так как хорошо знакомые ребенку стихи, картинки вызовут у него старое, привычное произношение звука.[1]

Второй этап очень важен для дальнейшего развития речи ребенка. Становление звука это азы, если не научить ребенка правильной постановке звука, то 100% гарантии, что этот звук правильно произнести в слове и фразе ребенок не сможет. Что в дальнейшем поведет к дефектам речи, которые придется исправлять при помощи специалиста.

III этап – закрепление  и автоматизация звуков. С точки зрения высшей нервной деятельности, автоматизация звука есть введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи – речевого звука – в более сложные последовательные речевые структуры - в слова и фразы, в которых данный звук или пропускается совсем, или произносится неправильно.[8]

Работу на этом этапе можно рассматривать как затормаживание старых неправильных динамических стереотипов и выработку новых. Это трудная для нервной системы работа. Она требует большой осторожности и постепенности, что обеспечивается доступностью и систематичностью речевого материала (переход от изолированно произносимого звука к включению этого звука в звукосочетание, слово, фразу). Звук дается в разных звукосочетаниях, в начале слова, в середине, в конце. Вначале создаются облегченные условия для произношения звука (звук в открытом слоге, в сочетании с двумя гласными, в закрытом слоге), затем они усложняются.[1]

В этот период полезно сочетание нового материала со старым. Важны контроль за детской речью и контрольные упражнения (пересказ рассказов, рассказывание по картине). Для закрепления и автоматизации нового звука требуются систематическая тренировка, создание таких условий, чтобы в течение дня ребенок произносил его не менее 10–20 раз. Воспитатель показом артикуляции, напоминанием о своих прежних указаниях помогает ребенку овладеть речевым навыком. Вновь появившийся звук надо поддерживать всеми средствами (одобрение ребенка, поощрение и т.д.). Большую устойчивость звука обеспечивает использование разных анализаторов: слухового - как ведущего, зрительного (показ артикуляции), тактильно-вибрационного (ощущение рукой дрожания гортани), осязательного (ощущение пальцами вытянутых губ), кинестетического (ощущение дрожания кончика языка при звуке р).[1]

Третий этап не менее значимый, чем два других. Закрепление и автоматизация звуков очень важна, ведь если звук доведен да автоматизма, то это значит, что и в слове его употребить будет проще и легче. Ребенку даже не надо будет, задумывается, произнося тот или иной звук в слове, фразе, если этот этап будет хорошо проработан воспитателем.

IV этап - этап дифференциации  смешиваемых звуков. В основе  его лежит дифференцировочное торможение. Работа над дифференциацией звуков начинается только тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произнесены ребенком в любом сочетании и все же употребляются не всегда верно и один звук подменяется другим.[1]

Дети не отличают новый звук от некоторых сходных с ним звуков и путают их (вместо сушка – «шушка», вместо Саша – «Шаша»). Для дифференциации звука эффективен прием сравнения двух артикуляционных укладов и установление их различия. При сопоставлении двух звуков не следует сравнивать правильный звук с его искаженным вариантом. Рекомендуется проводить занятия по дифференциации звуков с использованием доступного детям игрового материала. Так, можно подобрать картинки по категориям: одежда, обувь, игрушки, цветы, овощи и т.д. В названиях предметов чередуются смешиваемые звуки (вишня – слива). Сначала детям дают две картинки, потом, усложняя игру, количество картинок доводят до трех-четырех (шуба – сапоги – шапка; кошка – собака – лошадь – свинья). Далее детям предлагают отдельные пары слов, которые обозначают предметы, не принадлежащие к одной группе. Фонетически эти слова различаются по одному звуку (усы - уши, мышь – мыс). Вначале в слове один из дифференцируемых звуков, затем оба звука (руль, орел, стрела, Лариса), далее – словосочетание, предложение (У Веры ручка лучше, чем у меня), потешки, пословицы, стихи («Прилетели голуби, сели возле проруби», «Зайка летом серый, зимой белый») Можно проводить упражнения и без картинок, на одном только словарном материале (нос – нож, коза – кожа, Юра – юла, коробка – колобок). Благодаря таким упражнениям дети начинают быстрее и лучше улавливать смысловую разницу между словами. Затем переходят к заучиванию стихов, чистоговорок, содержащих те или другие звуки, нужные для дифференциации.[1]

Четвертый этап то же очень важен. Ведь если ребенок не научится деффиринцировать звуки, то и говорить правильно, он не сможет. Нужно ребенку показать как это делается, проговорить трудное слово по слогам, что бы ребенок видел как нужно произносить и как это слово правильно звучит.

На всех этапах обучения звукопроизношению рекомендуются упражнения в форме игр: с картинками, игрушками, звукоподражанием, с элементами движений, с пением; чтение и заучивание стихов, прибауток, потешек, чистоговорок. Пересказ коротких рассказов и рассказывание по картинкам с учетом возраста и стоящих задач обучения начинается с этапа автоматизации звука. Выполнение всех четырех этапов способствует развитию и формированию правильного звукопроизношения.

 

5.Особенности  воспитания звуковой культуры  речи, детей разного возраста в условиях двуязычия. Средства и методические приемы

Владение белорусских детей русским языком — это владение богатейшим источником знаний, способом глубокого разностороннего развития детей. Белорусский и русский язык образует специфические условия для культуры развития речи дошкольников.

Развитие речи детей необходимо осуществлять поэтапно, начиная с постепенного введения белорусского языка в разные виды деятельности детей уже с раннего возраста. Это связано в первую очередь с тем, что в обиходе преобладает русский язык. Это делается для того, чтобы дети постепенно учились понимать слова данного языка и их значения, умением повторять за воспитателем, употреблять самостоятельно данные слова, что  служит формированием основ понимания русско-белоруского двуязычия. Затем дошкольники младшего и среднего дошкольного возраста учатся пересказывать, заучивать стишки на белорусском языке, что способствует репродуктивному развитию белорусского языка и увеличения словарного запаса. У старших дошкольников кроме репродуктивного и продуктивного развития языка, формируется начальное понимание некоторых особенностей белорусского языка (произношение звука г, р в белорусском языке всегда твердое).[9]

Самое главное, чтобы воспитание было поэтапное и данные этапы соответствовали возрасту детей. Так как в определенном возрасте легче понять те или иные особенности  языка.

Средства и методические приемы обучения детей в условиях двуязычия заключаются в обязательном сопоставлении явлений русского и белорусского языка, чтобы разделить их особенности для детей. Полноценное языковое развитие детей не может, осуществляется без опоры на художественное слово. На занятия по тому или иному языку воспитатель пользуется игрой, что создает определенную языковую обстановку. Воспитатель обеспечивает детям радость при овладении белорусским языком и мотивирует их для дальнейшего употребления его.[9]

 

6. Практико-ориентированное задание

Комплексное занятие во второй младшей группе по формированию звуковой культуры речи.

Тема «Составление рассказа по набору игрушек».

Программное содержание: учить составлять рассказ исходя из набора игрушек; активизировать в речи слова, обозначающие качества и действия предметов; учить согласовывать прилагательные с существительными в форме множественного числа; закрепить правильное произношение звука (с), учить различать на слух разные интонации, пользоваться ими в зависимости от ситуации и содержания высказывания. Формировать умение делить слова на слоги, выделяя количество слогов хлопками.

Материал: игрушки - кукла, собачка, котенок, блюдце.

Ход занятия:

Воспитатель загадывает загадку:

Мягкие лапки

На лапках цап-царапки.

Кто это? (Котенок).

 Воспитатель показывает  игрушку котенка; говорит, котенок  пришел в гости и хочет с  детьми поиграть. Дети присаживаются  на стульчики.

Воспитатель:

Какой котенок пришел к нам в гости? (Маленький, пушистый, полосатый).

Что умеет делать котенок? (Прыгать, бегать, пить молоко).

Как его будут звать?

 Котенок хочет загадать  вам загадку:

«Лежит под крылечком

И хвост колечком».

(Собака).

 Появляется игрушка  собачки.

Воспитатель:

Какая собачка пришла к нам в гости (белая, пятнистая). Что умеет делать собака (лаять, рычать).

Воспитатель:

Ребята у нас сегодня еще одна гостья – кукла Даша. Сейчас все вместе расскажем про Дашу, котенка и собачку Жучку (сопровождает показом игрушек).

 Идет Даша с прогулки домой и видит - лежит маленький котенок и жалобно мяукает, вот так мяу-мяу. Как мяукает котенок? (Дети повторяют интонацию).

 Взяла она котенка  на руки и понесла домой. Дома  налила в блюдце молока. Обрадовался  котенок молоку и радостно  замяукал, вот так: мяу-мяу. (Произноситься  радостно, весело).

Как он мяукал? (Дети повторяют интонацию).

 Напился котенок молока. Тут прибежала собачка  Жучка и начала громко лаять на котенка «Ав-ав!»

Как она лаяла? (Дети повторяют).

Рассердился котенок и замяукал мяу-мяу.

Как замяукал? (Дети показывают).

 Испугалась Жучка и  замолчала. А Даша сказала «Давайте жить дружно и будем вместе играть. Обрадовался котенок, опять замяукал радостно. Как? (Дети показывают).

 А собачка залаяла  весело. Как?

 И никто никого не  боялся. Стали они дружить. Кто  из вас хочет рассказать про  Дашу, Жучку, и котенка?

 Воспитатель вызывает  ребенка. Начинает рассказывать  вместе, рассказ повторяется дважды  с разными детьми.

Воспитатель:

Собака и котенок - это кто? (Домашние животные).

Словесные игры. Произношение чистоговорки.

Котенок и собака стали друзьями и однажды пошли погулять, но опушке к ним подлетела оса.

 Воспитатель показывает  картинку осы и произносит:

 Са-са-са - прилетела к  нам оса.

Просит детей повторить вместе громко. Тихо.

 Су-су-су - кот прогнал  осу.

Просит детей повторить вместе громко. Тихо, как «мышки». Как «медведи».

 Индивидуально каждому  ребенку дает задание (скажи громко, скажи как мышка) передавая игрушку  котенка.

Пальчиковая игра «Встретились два ...»

Информация о работе Фонетические возрастные особенности речи детей