Формирование визуального восприятия в изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 21:43, автореферат

Краткое описание

Задачи:
- изучить и критически осмыслить исторический путь становления и развития методов воспитания профессионального видения художника с целью систематизации и обобщения опыта, накопленного предыдущими поколениями художников-педагогов;
- проанализировать особенности зрительного восприятия начинающего рисовальщика и профессионального художника в изобразительной деятельности, показать их принципиальное различие и причины этого явления;
- выявить комплекс качеств, составляющих структуру и содержание понятия «профессиональное визуальное восприятие художника»;
- определить комплекс общенаучных, психофизиологических, психолого-педагогических и дидактических принципов, служащих научно-теоретической базой решения проблемы, и обосновать возможность целенаправленной работы глаза в процессе формирования зрительного образа натуры и изображения;
- разработать и обосновать методическую систему формирования визуального восприятия студентов ХГФ на академических занятиях по рисунку и живописи;

Вложенные файлы: 1 файл

ФОРМИРОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.docx

— 62.92 Кб (Скачать файл)

ФОРМИРОВАНИЕ  ВИЗУАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(НА  ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ  ФАКУЛЬТЕТОВ РИСУНКУ И ЖИВОПИСИ)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени доктора

педагогических  наук

Москва - 2008

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Проблема исследования и её актуальность. Изобразительная деятельность, являясь образной формой познания действительности, служит действенным средством совершенствования творческих способностей и нравственного воспитания личности, активно способствует эстетическому воспитанию и становлению мировоззрения обучаемых.

Важность исследования по проблеме формирования профессионального  зрительного восприятия художника, всемерного развития его творческих и интеллектуальных способностей вытекает прежде всего из растущей роли духовных процессов при оценке общественного прогресса и связанного с этим усиления интеллектуализации человеческой деятельности.

Академический рисунок  и живопись как учебные дисциплины занимают ведущее место в подготовке выпускника художественно-графического факультета, будь то учитель изобразительного искусства для средней общеобразовательной  школы, дизайнер интерьера или костюма, специалист графического дизайна или  архитектор. Изучение основ академической  грамоты в работе с натуры является сложным познавательным процессом, в котором ведущее место занимает зрительное восприятие рисующих. Глубина  и точность восприятия пластических характеристик натуры, осмысленность  внутренних и внешних взаимосвязей изображаемого, умение профессионально  преобразовать увиденное в художественный образ и творчески переложить его на язык искусства во многом определяют успешность решения студентами сложных учебных и творческих задач.

С учётом вышеизложенного совершенно очевидна актуальность обозначенной проблемы. Тем не менее в среде искусствоведческой, творческой и педагогической общественности иногда приходится слышать утверждения о том, что академическая грамота, строгая школа реалистического рисунка разрушают своеобразие индивидуально-неповторимого видения юного художника, сковывают его творческую свободу. Таким образом, подвергается сомнению сама необходимость постановки глаза художника, совершенствования его зрительного восприятия в изобразительной деятельности. Но мы занимаемся обучением изобразительной грамоте на основе реалистического искусства, где рисование с натуры является одним из главнейших методов обучения. В этом случае любые попытки подправить натуру, усовершенствовать её, подтянуть до каких-то непонятных идеалов красоты, попытки работать не по непосредственному, живому наблюдению, а по смутным и обрывочным впечатлениям памяти и представления должны беспрекословно пресекаться, во всяком случае на этапе ученичества, тем более при работе с натуры.

Нет исчерпывающих  ответов по данной проблеме и в  теоретическом наследии и рабочей  практике предшествующих поколений  мастеров искусства и художников-педагогов. Чем правильнее студент видит  и понимает натуру, тем вернее и  грамотнее его рисунок. Поэтому  формирование способности профессионального  видения натуры, умения анализировать  закономерности её строения и верно, реалистически изображать на плоскости  является основной проблемой методики обучения рисунку. Без эффективного воспитания профессионального визуального восприятия рисующих, без глубокого осознания и уверенного овладения всеми специальными качествами и аспектами такого восприятия невозможна их полноценная подготовка в области изобразительного искусства. Развитое и правильно поставленное визуальное восприятие служит основой совершенствования всех других творческих способностей и профессиональных качеств выпускника художественно-графического факультета. Всё это и определяет, по нашему убеждению, актуальность темы исследования.

Проблемой исследования является целенаправленное, систематичное и сознательное формирование визуального восприятия студентов в учебной изобразительной деятельности средствами академического рисунка и живописи, активная перестройка их повседневного восприятия на профессиональное видение художника.

Теоретической, методологической и общенаучной базой нашего исследования явились достижения выдающихся мастеров прошлого. Это и система А. Дюрера, и педагогическая система П.П. Чистякова, в основе которой лежит метод поверочного рисования, и школа А. Ашбе, и знаменитый «метод обрубовки» замечательного советского художника-педагога Д.Н. Кардовского, и теория общего тона Н.П. Крымова, и др. Мы опирались на традиции современной науки в области теории и практики обучения изобразительному искусству, развитые в наиболее близких нашему кругу проблем исследованиях Г.В. Беды, А.С. Зайцева, В.П. Зинченко, В.И. Киреенко, В.К. Лебедко, С.П. Ломова, Л.Г. Медведева, Н.Н. Ростовцева. Особое место в этом ряду занимают исследования Н.Н. Волкова в области специфики восприятия предмета и рисунка, Ю.В. Коробко по проблемам цветовосприятия в живописи. Много ценных мыслей мы почерпнули в трудах О.А. Авсияна, С.С. Алексеева, А.Д. Алёхина, Н.Н. Анисимова, А.О. Барща, Н.С. Боголюбова, А.А. Васильева, В.Г. Волкова, С.Е. Игнатьева, А.И. Иконникова, Б.А. Карева, В.В. Корешкова, Ю.В. Коробко, В.С. Кузина, А.А. Прищепы, А.С. Пучкова, Г.Б. Смирнова, А.Е. Терентьева, А.А. Унковского, Ю.П. Шашкова, Е.В. Шорохова, А.П. Яшухина.

В области психофизиологии  зрительного восприятия и исследования механизмов зрения человека особую ценность для нас представляют труды Д. Хьюбела, проливающие свет на многие аспекты физиологии цветового зрения человека, А.Л. Ярбуса в сфере изучения механизмов работы глаза. Мы также использовали достижения таких ученых, как Ж. Агостон, П.К. Анохин, Р. Арнхейм, Р. Вудвортс, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Д. Глезер, Р. Грегори, Д. Джадд, В.П. Зинченко, Р.М. Ивенс, И. Иттен, Ч.А. Измайлов, Б.Н. Компанейский, С.В. Кравков, П.П. Лазарев, Л.И. Леушина, П. Линдсей, Р.Г. Натадзе, Д. Норман, Ч. Пэдхем, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов, Дж. Сондерс, Г. Фрилинг.

Разрабатывая методику формирования визуального восприятия в изобразительной деятельности, мы опирались на фундаментальные  труды А.Н. Леонтьева в области  психологии деятельности, В.И. Киреенко по проблемам способностей к изобразительной  деятельности, Б.М. Теплова, много сделавшего в области изучения психологии творческих способностей. Весьма ценными для  нашего исследования оказались труды  ученых-психологов: Б.Г. Ананьева, Н.К. Бакланова, А.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьева, И.И. Ильясова, М.С. Когана, А.Г. Ковалёва, В.А. Крутецкого, В.С. Кузина, Н.Д. Левитова, Г.И. Лернера, А.Д. Логвиненко, Б.Ф. Ломова, В.Л. Ляудис, К.К. Платонова, В.Я. Романова, С.Л. Рубинштейна, И.С. Самсонова, В.В. Столина, И.Д. Фельдштейна, В.Д. Шадрикова, А.И. Щербакова, П.М. Якобсона и др.

Цель исследования - комплексно и системно решить проблему формирования и совершенствования профессионального визуального восприятия студентов в работе с натуры на академических занятиях по рисунку и живописи; разработать, теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность методической системы целенаправленного формирования искомых качеств; сформулировать, научно обосновать, убедиться в результативности и предложить к внедрению в практику комплекс основных путей, педагогических условий, методов, приёмов и средств целенаправленной активизации процесса формирования визуального восприятия студентов художественно-графических факультетов университетов средствами академического рисунка и живописи.

Объектом исследования является педагогическая система обучения академическому рисунку и живописи на художественно-графических факультетах и процесс формирования визуального восприятия в учебно-творческой деятельности студентов на занятиях рисунком и живописью.

Предмет исследования - содержание, цели, задачи, формы и методы, методические приёмы и средства повышения эффективности целенаправленного формирования визуального восприятия студентов в системе их профессиональной и специальной подготовки на художественно-графических факультетах и факультетах искусства.

Гипотезой исследования явилось предположение, что для эффективного формирования визуального восприятия студентов художественно-графических факультетов в их учебно-творческой изобразительной деятельности средствами академического рисунка и живописи необходимо профессионально качественно обеспечить учебный процесс оптимально-целостной учебно-методической системой, которая включает:

- цели, задачи и  содержание обучения академическому  рисунку и живописи, а также  характер, цели и задачи процессов  зрительного восприятия комплекса  выразительно-изобразительных качеств  натуры и изображения по законам  изобразительной грамоты;

- эффективные методы  и методические приёмы, обеспечивающие  целенаправленность работы глаза  в процессе визуального восприятия  пластических характеристик натуры  и грамотной передачи их в  изображении;

- рациональные  формы организации учебного процесса  и условия его осуществления  в образовательной среде, способствующие  совершенствованию профессиональных  качеств визуального восприятия  художника в практической работе  с натуры;

- средства обеспечения  обучающих, развивающих и воспитывающих  процессов постановки глаза на  профессиональное восприятие выразительных  качеств натуры и изображения;

- последовательную  координацию межпредметных связей, обеспечивающую системный и комплексный  подход к развитию творческих  способностей студентов в целостном  учебном процессе, органически сочетающем  единство и координацию учебно-творческих  задач рисунка и живописи с  теоретическими и творческими  дисциплинами (композицией, историей  искусства, искусствоведением, цветоведением,  технологией, эстетикой, психологией,  методикой и др.).

Мы предполагаем, что системное, последовательное и  осознанное формирование профессиональных качеств визуального восприятия выразительно-изобразительных характеристик  натуры и изображения будет более  рациональным, если предусмотреть превращение  процесса обучения рисунку и живописи в действенный механизм развития творческих, профессиональных и специальных  качеств личности и способностей студентов в ходе педагогического  руководства процессом восприятия в изобразительной деятельности на основе комплексного деятельностного  подхода к формированию профессиональных знаний, умений и навыков рисования. Такое руководство будет способствовать целенаправленному, сознательному и активному формированию и развитию визуального восприятия и навыков целостного изображения в учебно-творческой работе студентов ХГФ на академических занятиях по рисунку и живописи.

Из поставленной проблемы и целей исследования органично  вытекают следующие основные задачи:

- изучить и критически  осмыслить исторический путь  становления и развития методов  воспитания профессионального видения  художника с целью систематизации  и обобщения опыта, накопленного  предыдущими поколениями художников-педагогов;

- проанализировать  особенности зрительного восприятия  начинающего рисовальщика и профессионального  художника в изобразительной  деятельности, показать их принципиальное  различие и причины этого явления;

- выявить комплекс  качеств, составляющих структуру  и содержание понятия «профессиональное  визуальное восприятие художника»;

- определить комплекс  общенаучных, психофизиологических, психолого-педагогических и дидактических  принципов, служащих научно-теоретической  базой решения проблемы, и обосновать  возможность целенаправленной работы  глаза в процессе формирования  зрительного образа натуры и  изображения;

- разработать и  обосновать методическую систему  формирования визуального восприятия  студентов ХГФ на академических  занятиях по рисунку и живописи;

- разработать и  апробировать систему методов  активизации визуального восприятия  начинающих в учебной изобразительной  деятельности, направленную на последовательное  формирование профессиональных  качеств зрительного восприятия художника;

- разработать и  экспериментально проверить эффективность  системы учебных заданий и  упражнений в рамках существующей  и экспериментальной программы  по рисунку и живописи для  студентов 1-2 курсов ХГФ, способствующих  решению проблемы.

Методологическую и теоретическую  основу исследования составили: ведущие положения философии, педагогики, психологии, истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства, работы отечественных учёных, посвящённые методологии педагогических исследований; достижения отечественной и зарубежной науки в области педагогики и психологии способностей к изобразительной деятельности, физиологии зрения человека и психофизиологии зрительного восприятия, современные психолого-педагогические исследования, вскрывающие основы взаимосвязи и взаимообусловленности процессов обучения, воспитания и развития личности, специфику художественно-образного восприятия в изобразительной деятельности и художественном творчестве; теория развития творческих способностей в процессе художественно-эстетической деятельности (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, А.Н. Леонтьев, В.С. Кузин и др.).

Методы исследования:

- изучение, системный  анализ и обобщение научных,  искусствоведческих, психолого-педагогических  и методических трудов по вопросам  эстетического воспитания и художественного  образования, монографических работ  по исследуемой проблеме, исторических  и архивных документов, диссертационных  исследований, периодических изданий,  образовательных стандартов, учебных  планов и программ по рисунку  и живописи на всех отделениях  художественно-графических факультетов  и факультетов искусств;

Информация о работе Формирование визуального восприятия в изобразительной деятельности