Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 21:43, автореферат
Задачи:
- изучить и критически осмыслить исторический путь становления и развития методов воспитания профессионального видения художника с целью систематизации и обобщения опыта, накопленного предыдущими поколениями художников-педагогов;
- проанализировать особенности зрительного восприятия начинающего рисовальщика и профессионального художника в изобразительной деятельности, показать их принципиальное различие и причины этого явления;
- выявить комплекс качеств, составляющих структуру и содержание понятия «профессиональное визуальное восприятие художника»;
- определить комплекс общенаучных, психофизиологических, психолого-педагогических и дидактических принципов, служащих научно-теоретической базой решения проблемы, и обосновать возможность целенаправленной работы глаза в процессе формирования зрительного образа натуры и изображения;
- разработать и обосновать методическую систему формирования визуального восприятия студентов ХГФ на академических занятиях по рисунку и живописи;
ФОРМИРОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(НА
ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание учёной степени доктора
педагогических наук
Москва - 2008
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Проблема исследования и её актуальность. Изобразительная деятельность, являясь образной формой познания действительности, служит действенным средством совершенствования творческих способностей и нравственного воспитания личности, активно способствует эстетическому воспитанию и становлению мировоззрения обучаемых.
Важность исследования по проблеме формирования профессионального зрительного восприятия художника, всемерного развития его творческих и интеллектуальных способностей вытекает прежде всего из растущей роли духовных процессов при оценке общественного прогресса и связанного с этим усиления интеллектуализации человеческой деятельности.
Академический рисунок
и живопись как учебные дисциплины
занимают ведущее место в подготовке
выпускника художественно-графического
факультета, будь то учитель изобразительного
искусства для средней
С учётом вышеизложенного совершенно очевидна актуальность обозначенной проблемы. Тем не менее в среде искусствоведческой, творческой и педагогической общественности иногда приходится слышать утверждения о том, что академическая грамота, строгая школа реалистического рисунка разрушают своеобразие индивидуально-неповторимого видения юного художника, сковывают его творческую свободу. Таким образом, подвергается сомнению сама необходимость постановки глаза художника, совершенствования его зрительного восприятия в изобразительной деятельности. Но мы занимаемся обучением изобразительной грамоте на основе реалистического искусства, где рисование с натуры является одним из главнейших методов обучения. В этом случае любые попытки подправить натуру, усовершенствовать её, подтянуть до каких-то непонятных идеалов красоты, попытки работать не по непосредственному, живому наблюдению, а по смутным и обрывочным впечатлениям памяти и представления должны беспрекословно пресекаться, во всяком случае на этапе ученичества, тем более при работе с натуры.
Нет исчерпывающих
ответов по данной проблеме и в
теоретическом наследии и рабочей
практике предшествующих поколений
мастеров искусства и художников-
Проблемой исследования является целенаправленное, систематичное и сознательное формирование визуального восприятия студентов в учебной изобразительной деятельности средствами академического рисунка и живописи, активная перестройка их повседневного восприятия на профессиональное видение художника.
Теоретической, методологической и общенаучной базой нашего исследования явились достижения выдающихся мастеров прошлого. Это и система А. Дюрера, и педагогическая система П.П. Чистякова, в основе которой лежит метод поверочного рисования, и школа А. Ашбе, и знаменитый «метод обрубовки» замечательного советского художника-педагога Д.Н. Кардовского, и теория общего тона Н.П. Крымова, и др. Мы опирались на традиции современной науки в области теории и практики обучения изобразительному искусству, развитые в наиболее близких нашему кругу проблем исследованиях Г.В. Беды, А.С. Зайцева, В.П. Зинченко, В.И. Киреенко, В.К. Лебедко, С.П. Ломова, Л.Г. Медведева, Н.Н. Ростовцева. Особое место в этом ряду занимают исследования Н.Н. Волкова в области специфики восприятия предмета и рисунка, Ю.В. Коробко по проблемам цветовосприятия в живописи. Много ценных мыслей мы почерпнули в трудах О.А. Авсияна, С.С. Алексеева, А.Д. Алёхина, Н.Н. Анисимова, А.О. Барща, Н.С. Боголюбова, А.А. Васильева, В.Г. Волкова, С.Е. Игнатьева, А.И. Иконникова, Б.А. Карева, В.В. Корешкова, Ю.В. Коробко, В.С. Кузина, А.А. Прищепы, А.С. Пучкова, Г.Б. Смирнова, А.Е. Терентьева, А.А. Унковского, Ю.П. Шашкова, Е.В. Шорохова, А.П. Яшухина.
В области психофизиологии зрительного восприятия и исследования механизмов зрения человека особую ценность для нас представляют труды Д. Хьюбела, проливающие свет на многие аспекты физиологии цветового зрения человека, А.Л. Ярбуса в сфере изучения механизмов работы глаза. Мы также использовали достижения таких ученых, как Ж. Агостон, П.К. Анохин, Р. Арнхейм, Р. Вудвортс, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Д. Глезер, Р. Грегори, Д. Джадд, В.П. Зинченко, Р.М. Ивенс, И. Иттен, Ч.А. Измайлов, Б.Н. Компанейский, С.В. Кравков, П.П. Лазарев, Л.И. Леушина, П. Линдсей, Р.Г. Натадзе, Д. Норман, Ч. Пэдхем, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов, Дж. Сондерс, Г. Фрилинг.
Разрабатывая методику
формирования визуального восприятия
в изобразительной
Цель исследования - комплексно и системно решить проблему формирования и совершенствования профессионального визуального восприятия студентов в работе с натуры на академических занятиях по рисунку и живописи; разработать, теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность методической системы целенаправленного формирования искомых качеств; сформулировать, научно обосновать, убедиться в результативности и предложить к внедрению в практику комплекс основных путей, педагогических условий, методов, приёмов и средств целенаправленной активизации процесса формирования визуального восприятия студентов художественно-графических факультетов университетов средствами академического рисунка и живописи.
Объектом исследования является педагогическая система обучения академическому рисунку и живописи на художественно-графических факультетах и процесс формирования визуального восприятия в учебно-творческой деятельности студентов на занятиях рисунком и живописью.
Предмет исследования - содержание, цели, задачи, формы и методы, методические приёмы и средства повышения эффективности целенаправленного формирования визуального восприятия студентов в системе их профессиональной и специальной подготовки на художественно-графических факультетах и факультетах искусства.
Гипотезой исследования явилось предположение, что для эффективного формирования визуального восприятия студентов художественно-графических факультетов в их учебно-творческой изобразительной деятельности средствами академического рисунка и живописи необходимо профессионально качественно обеспечить учебный процесс оптимально-целостной учебно-методической системой, которая включает:
- цели, задачи и
содержание обучения
- эффективные методы
и методические приёмы, обеспечивающие
целенаправленность работы
- рациональные
формы организации учебного
- средства обеспечения
обучающих, развивающих и
- последовательную
координацию межпредметных
Мы предполагаем,
что системное, последовательное и
осознанное формирование профессиональных
качеств визуального восприятия
выразительно-изобразительных
Из поставленной проблемы и целей исследования органично вытекают следующие основные задачи:
- изучить и критически
осмыслить исторический путь
становления и развития
- проанализировать
особенности зрительного
- выявить комплекс
качеств, составляющих
- определить комплекс
общенаучных,
- разработать и
обосновать методическую
- разработать и
апробировать систему методов
активизации визуального
- разработать и
экспериментально проверить
Методологическую и
Методы исследования:
- изучение, системный
анализ и обобщение научных,
искусствоведческих, психолого-педагогических
и методических трудов по
Информация о работе Формирование визуального восприятия в изобразительной деятельности