Формирование визуального восприятия в изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 21:43, автореферат

Краткое описание

Задачи:
- изучить и критически осмыслить исторический путь становления и развития методов воспитания профессионального видения художника с целью систематизации и обобщения опыта, накопленного предыдущими поколениями художников-педагогов;
- проанализировать особенности зрительного восприятия начинающего рисовальщика и профессионального художника в изобразительной деятельности, показать их принципиальное различие и причины этого явления;
- выявить комплекс качеств, составляющих структуру и содержание понятия «профессиональное визуальное восприятие художника»;
- определить комплекс общенаучных, психофизиологических, психолого-педагогических и дидактических принципов, служащих научно-теоретической базой решения проблемы, и обосновать возможность целенаправленной работы глаза в процессе формирования зрительного образа натуры и изображения;
- разработать и обосновать методическую систему формирования визуального восприятия студентов ХГФ на академических занятиях по рисунку и живописи;

Вложенные файлы: 1 файл

ФОРМИРОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.docx

— 62.92 Кб (Скачать файл)

Очередной блок заданий  был посвящён формированию следующего профессионального качества рисующих - способности видения больших тоновых отношений и общего тонового состояния. По живописи в это время выполнялся натюрморт из однородно окрашенных предметов на нейтральном фоне при рассеянном освещении. Испытуемым давалась установка передать в работах большие цвето тоновые отношения, ориентируясь на цвет предметов преимущественно в полутонах.

Следующий этап экспериментального обучения был посвящён совершенствованию  восприятия перспективно-пространственных изменений пластических характеристик натуры в свето-воздушной среде и пространстве, способности «глубинного» восприятия изобразительной плоскости. В заданиях по живописи продолжалось совершенствование визуального восприятия объёмной формы в натуре и на картине, формирование «глубинного» восприятия изобразительной плоскости как «окна в пространство».

Студенты экспериментальной  группы вполне успешно справились с  этими заданиями. Здесь в полной мере мы использовали метод активизации  художественно-образного компонента в визуальном восприятии, а также  метод активизации эмоционального фона восприятия с целью поддержания  творческой атмосферы, что послужило  весьма существенным фактором активизации  познавательного интереса и творческих способностей студентов, поддержания  высокой мотивации учения.

Отличие нашей методики от традиционной заключалось в переносе целевых  установок с овладения умениями и навыками на совершенствование  способностей визуального восприятия начинающих. Именно во всемерном развитии способностей, в первую очередь способностей восприятия, мы видим залог эффективного усвоения знаний, прочную базу совершенствования изобразительных умений и навыков, особенно на начальных этапах обучения, когда развитие изобразительного мастерства должно осуществляться опережающими темпами, с тем чтобы в дальнейшем иметь возможность перенести акцент на развитие творческих способностей рисующих. Итоги первого этапа экспериментального обучения были подведены по результатам всего семестра на семестровом просмотре.

Средний балл по десятибалльной системе оценок в экспериментальной  группе КГУ составил по рисунку - 6,4 балла, по живописи - 6,1, что по нашей  шкале оценок свидетельствует о  среднем уровне развития профессиональных качеств визуального восприятия испытуемых. В контрольной группе соответствующие показатели по рисунку  составили 5,2 балла, по живописи - 5,3 балла, что соответствует уровню развития визуального восприятия «ниже среднего».

Средний балл по десятибалльной системе оценки критериев сформированности профессиональных качеств визуального  восприятия студентов экспериментальной  группы МГОУ и по рисунку и по живописи сопоставим с показателями экспериментальной группы КГУ и  соответствует параметру «средний уровень», в контрольной же группе этот показатель по рисунку на 0,5 , а  по живописи - на 0,6 балла ниже чем в экспериментальной, но всё-таки также соответствует среднему уровню, что, видимо, свидетельствует о более высоком качестве специальной подготовки московских абитуриентов до поступления в университет. В процессе обучения студенты экспериментальных групп целенаправленно и последовательно совершенствовали необходимые на данном этапе профессиональные качества и способности визуального восприятия, овладевали рациональными практическими приёмами и методами организации правильного восприятия натуры и изображения, знакомились с психофизиологией зрения, спецификой зрительного восприятия в изобразительной деятельности рисовальщика и живописца, развивали практические навыки владения выразительными возможностями материала и осваивали способы эффективной организации изобразительной деятельности в строгом соответствии с требованиями, которые им предъявлялись в каждом конкретном случае, и теми целями, на достижение которых они были ориентированы.

Следующий этап экспериментального обучения был рассчитан на весь II семестр. Основная цель данного блока  экспериментальных заданий и  упражнений - формирование художественно-образного восприятия, совершенствование способности подчинения средств художественной выразительности и выразительных возможностей материала своему творческому замыслу. Кроме сквозной проблемы обучения, общей для рисунка и живописи, на занятиях по живописи основной проблемой семестра, его развивающей целью стало формирование цветовосприятия начинающих живописцев. Неотъемлемой частью этого блока стали задачи совершенствования живописного понимания и видения цвета в работе с натуры. Усилия преподавателя и студентов были направлены на развитие способности восприятия обусловленного цвета натуры, обогащённого влиянием всеобщего обобщающего и гармонизирующего воздействия освещения, пространственно-перспективных изменений цвета в световоздушной среде, взаимовлияния цвета окружения и предметов постановки друг на друга, передачи их рефлексной взаимосвязи, контрастных явлений в натуре и на картинной плоскости. Немаловажной проблемой также стало изучение наличия и характера воздействия субъективных, присущих человеческому глазу изменений воспринимаемого цвета. В завершающих семестр заданиях испытуемые должны были познакомиться также с художественно-образными выразительными возможностями колорита в живописи.

Ведущими методами педагогического воздействия на данном этапе были метод активизации  художественно-образного компонента в визуальном восприятии натуры, метод  активизации ассоциативных связей восприятия с целью достижения наиболее острой и выразительной портретной характеристики в рисунке головы, метод активизации интеллектуальной составляющей восприятия. Структура  нашей методической системы заданий  и упражнений, кроме того, была задумана таким образом, что все предыдущие профессиональные качества визуального  восприятия рисующих служили основой  для дальнейшего совершенствования  новых аспектов восприятия, а также  постоянного и целенаправленного  развития уже имеющихся способностей.

Второй этап формирующего эксперимента по живописи включал все  задачи, решаемые на занятиях по рисунку, но имел и свои специфические цели: первый блок экспериментальных заданий  был посвящён развитию профессионального  цветовосприятия живописцев, формированию у начинающих живописного понимания  и видения цвета в натуре и  на картине, а дальше подключалась проблема формирования колористического видения, выработки навыков отвлечения от сложившихся в обыденном сознании постоянных признаков предметов, совершенствования способности остро замечать перемены в их внешнем облике, в цветовых характеристиках живописных качеств обусловленного цвета вследствие изменения условий восприятия.

Динамику развития профессиональных качеств визуального  восприятия студентов экспериментальных  и контрольных групп можно  наглядно проследить по итогам второго  этапа формирующего эксперимента. Студенты экспериментальной группы КГУ в  целом показали уровень сформированности профессиональных качеств визуального  восприятия выше среднего, что по десятибалльной системе критериев оценки соответствовало 6,5 баллам по рисунку и 6,6 баллам по живописи. Аналогичные показатели контрольной  группы составили 5,8 балла по рисунку  и 5,6 балла по живописи, что соответствует  среднему уровню развития профессиональных качеств их визуального восприятия.

Средняя оценка уровня сформированности визуального восприятия студентов экспериментальной группы МГОУ составила по рисунку - 6,8 баллов, по живописи - 6,6 балла, что соответствует  параметру «выше среднего», а  в контрольной группе этот показатель оказался равным 6,3 балла по рисунку  и 6,2 балла по живописи, что свидетельствует  о среднем, хотя и достаточно подросшем, уровне.

Успехи студентов  экспериментальных групп свидетельствуют  об убедительном опережающем развитии профессиональных качеств их визуального  восприятия, подтверждая эффективность  экспериментальной методической системы  и результативность применяемых  методов активизации их творческих способностей. Так, в экспериментальной  группе МГОУ по рисунку и живописи средний и выше уровни сформированности профессионального восприятия показали 85,2 % испытуемых, а в контрольной только 74% по рисунку и 70,7% по живописи. Те же показатели в экспериментальной группе КГУ составили 80% по рисунку и 70% по живописи, а в экспериментальной - 66,6% по рисунку и 55,5% по живописи. Это подтверждает нашу гипотезу о целесообразности комплексного деятельностного подхода к формированию способностей и об эффективности применяемой методики целенаправленного формирования визуального восприятия рисующих. Средний балл в экспериментальной группе КГУ по рисунку на 0,7 балла, а по живописи на 1,0 балл выше, чем в контрольной группе. В МГОУ по рисунку в экспериментальной группе успеваемость оказалась на 0,5 балла, а по живописи на 0,4 балла выше, чем в контрольной, что убедительно доказывает перспективность внедрения в учебный процесс методик, приоритетно ориентированных на совершенствование способностей в учебной изобразительной деятельности, что в конечном счёте оборачивается более эффективным усвоением специальных знаний и выработкой изобразительных умений и навыков.

В третьем семестре нам предстоял переход к освоению техники масляной живописи. Наш многолетний  опыт работы на младших курсах не оставлял нам иллюзий насчёт безболезненности перехода от акварели к маслу и  характера тех трудностей не только изобразительного, но и технологического плана, с которыми мы всегда сталкиваемся на данном этапе. Новый блок экспериментальных  заданий был посвящён формированию аконстантного восприятия испытуемых.

Следующая серия упражнений и заданий  была направлена на формирование целостного видения. Наиболее актуальными методами педагогического руководства на данном этапе оказались методы активизации интеллектуальной составляющей восприятия, программирования или настройки визуального восприятия на аконстантность зрительных впечатлений, координации восприятия рисующих с выразительными возможностями изобразительных материалов, активизации волевых усилий в восприятии.

На завершающем этапе экспериментального обучения мы использовали многие методы целенаправленного руководства  визуальным восприятием рисующих. Это методы активизации эмоционального фона и эстетической направленности восприятия, активизации художественно-образного компонента в восприятии, активизации ассоциативных связей в визуальной оценке выразительных характеристик изображаемого, активизации интеллектуальной составляющей и т.д. Всё это приносило ощутимые результаты, помогало направить восприятие рисующих в нужное русло, активизировать их работоспособность, поддерживать творческий настрой, концентрацию внимания и высокую мотивацию учебно-творческой деятельности. Анализ результатов выполнения экспериментальных заданий свидетельствует о том, что испытуемые в целом понимают существо проблемы, активно включаются в учебный процесс, вполне сознательно выбирают пути достижения поставленных целей, проявляют искреннюю заинтересованность в результатах учебной деятельности, направляя свои усилия на всемерное совершенствование профессиональных качеств визуального восприятия и ведущих творческих способностей в целом, сознавая необходимость перестройки обыденного восприятия на целостное видение художника, без которого практически невозможно усвоение основ изобразительной грамоты и дальнейшая творческая деятельность в искусстве на профессиональной основе.

Итоговые задания  семестра по рисунку и живописи, кроме того, выполняли роль общего индикатора результатов всего курса экспериментального обучения по сравнению с обучением по традиционной методике (сравнительный эксперимент).

По итогам завершающего этапа формирующего эксперимента оценка сформированности профессиональных качеств  визуального восприятия студентов  экспериментальной группы КГУ по предложенным критериям в баллах по десятибалльной шкале составила  в среднем 6,7 балла по рисунку  и 7,3 балла по живописи, что соответствует  уровню выше среднего. Аналогичные  показатели контрольной группы составили 6,3 балла по рисунку и 5,7 балла  по живописи, что соответствует среднему уровню развития их визуального восприятия.

Средняя оценка уровня сформированности визуального восприятия студентов экспериментальной группы МГОУ составила по рисунку 6,9 баллов, по живописи 6,8 балла, что соответствует  верхнему пределу параметра «выше  среднего», а в контрольной группе этот показатель оказался равным 6,1 балла  по рисунку и 6,0 балла по живописи, что свидетельствует о среднем  уровне развития их зрительного восприятия.

Результаты формирующих  экспериментов, их объективная оценка группой независимых экспертов  и статистические выкладки, свидетельствуют  о безусловном преимуществе предлагаемой нами методической системы формирования и совершенствования визуального  восприятия студентов. Объединение  специальных дисциплин в единый блок позволяет успешно решать проблему оптимизации учебно-творческого  процесса преподавания основ изобразительной  грамоты и совершенствования  творческих способностей студентов  в экспериментальном обучении, действенно влиять на повышение уровня специальной  подготовки выпускника, целенаправленно  формировать его профессиональные компетенции. Предложенная система  методов позволяет добиваться устойчивых и воспроизводимых положительных  результатов в преподавании академического рисунка и живописи на художественно-графических  факультетах педвузов, в других учебных  заведениях художественного и художественно-педагогического  образования.

Концептуальная  методическая система подтвердила  свою жизнеспособность, а апробированные в исследовании методы активизации  визуального восприятия рисующих доказали свою эффективность. Теоретическое и экспериментальное исследование, проведённое в рамках данной работы, позволило разработать целостную методическую систему формирования визуального восприятия в изобразительной деятельности, а результаты апробации дают нам право аргументированно отстаивать перспективность внедрения в учебный процесс методик, ориентированных, прежде всего, на совершенствование способностей, чтобы уже на их основе решать как учебные, так и творческие задачи, строить процесс усвоения знаний и приобретения специальных изобразительных умений и навыков в работе с натуры.

В заключении подводятся итоги исследования, излагаются основные выводы по диссертации, намечается круг проблем дальнейших исследований по теме. В настоящей работе впервые был осуществлён системный, межпредметный подход к решению исследуемой проблемы в рамках целостного учебного процесса преподавания академического рисунка и живописи, предложена форма синтезированного обучения на основе единства и взаимопроникновения стратегических целей и задач обучения и развития способностей студентов во всех сферах учебной изобразительной деятельности. Всё это позволило расширить, обогатить и конкретизировать представления о системе организации учебного процесса преподавания академического рисунка и живописи в университете, о целях, задачах и содержании обучения, воспитания и развития творческих способностей и профессиональных качеств выпускников средствами изоискусства.

Информация о работе Формирование визуального восприятия в изобразительной деятельности