Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 21:43, автореферат
Задачи:
- изучить и критически осмыслить исторический путь становления и развития методов воспитания профессионального видения художника с целью систематизации и обобщения опыта, накопленного предыдущими поколениями художников-педагогов;
- проанализировать особенности зрительного восприятия начинающего рисовальщика и профессионального художника в изобразительной деятельности, показать их принципиальное различие и причины этого явления;
- выявить комплекс качеств, составляющих структуру и содержание понятия «профессиональное визуальное восприятие художника»;
- определить комплекс общенаучных, психофизиологических, психолого-педагогических и дидактических принципов, служащих научно-теоретической базой решения проблемы, и обосновать возможность целенаправленной работы глаза в процессе формирования зрительного образа натуры и изображения;
- разработать и обосновать методическую систему формирования визуального восприятия студентов ХГФ на академических занятиях по рисунку и живописи;
Заслугой советской
художественной школы является создание
своеобразного творческого
Проблема совершенствования
зрительного восприятия в процессе
обучения изобразительной грамоте
и развития творческих способностей
студентов художественно-
Вторая глава «Теория и практика развития визуального восприятия студентов на занятиях академическим рисунком и живописью» посвящена исследованию особенностей физиологии зрения и психологии зрительного восприятия человека, их роли в обосновании возможности формирования восприятия художника в изобразительной деятельности, анализу визуального восприятия в структуре психических познавательных процессов и в комплексе способностей к изобразительной деятельности, изучению структуры профессиональных качеств восприятия художника.
Основываясь на данных
современной науки, можно более
аргументированно объяснить многие
явления зрительного восприятия
и механизмы человеческого
Значение визуального восприятия в изобразительной деятельности невозможно переоценить. Ощущение, восприятие и представление как звенья единого целостного процесса познания и отражения действительности теснейшим образом связаны между собой и вместе с мышлением составляют структуру познавательных процессов. Методика формирования визуального восприятия в процессе обучения рисунку и живописи студентов ХГФ не может строиться без учёта индивидуальных различий в психофизиологических особенностях познавательных психических процессов студентов, качественного состава их способностей к изобразительной деятельности.
Уяснение научно-теоретического содержания и смысла, вкладываемых психологами в понятия предметности, целостности, структурности, константности, осмысленности, апперцепции, активности восприятия в целом и зрительного восприятия в том числе, даёт нам возможность структурного анализа этих значимых для изобразительной деятельности качеств визуального восприятия с точки зрения потребностей учебной изобразительной деятельности. В учебном процессе задача педагога видится нам, прежде всего, в том, чтобы направить визуальное восприятие рисующих в профессиональное русло, объяснить те или иные механизмы зрительного анализатора, задействовав которые можно увидеть натуру и изображение в соответствии со спецификой изобразительной деятельности и решаемыми учебными задачами. Активность, избирательность и направленность зрительного восприятия рисующих может не только оказывать существенное положительное влияние на целенаправленное восприятие выразительных качеств натуры, но и иметь негативное воздействие в силу неадекватного использования в работе с натуры обыденных форм видения.
Особенностями, отличающими зрительное
восприятие начинающего рисовальщика
от профессионального глаза
Анализ визуального восприятия в структуре познавательных психических процессов и в комплексе способностей к изобразительной деятельности позволил нам выделить исходные предпосылки формирования искомых профессиональных качеств художника. С точки зрения психологии восприятие является одним из познавательных психических процессов. Именно познавательные психические процессы дают человеку возможность получения знаний об окружающем мире и о самом себе. Формирование визуального восприятия художника как комплекса его изобразительных способностей немыслимо вне практической, целенаправленно организованной изобразительной деятельности. Восприятие вместе с ощущением и представлением являются исходными формами чувственного познания мира. Изучение научных данных о природе способностей к изобразительной деятельности, выявление их структуры, специфики и области действия приводит нас к убеждению, что различным уровням способностей соответствуют и познавательные психические процессы разных уровней. Изобразительные способности опираются на зрительное восприятие, представление и зрительную память. Это обеспечивает рисующему возможность успешной работы с натуры, по представлению и по памяти. Творческие способности основываются на воображении и мышлении. К ним относятся: творческое воображение, фантазия, образное мышление.
Психофизиологической основой формирования способностей, лежащих в основе профессиональных качеств визуального восприятия художника, являются ощущение, восприятие, представление. Чем богаче опыт визуального восприятия художника, опыт его практической деятельности, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление, тем лучше и прочнее удерживается оно в памяти и служит основой создания художественного образа. Скудость запаса художественных наблюдений, безразличное отношение к натуре во время академических занятий, малый опыт или отсутствие такового в работе по памяти и по представлению являются существенным препятствием в творческом росте студентов, в развитии их способностей, в формировании профессиональных качеств восприятия.
Роль визуального восприятия нельзя недооценивать и в формировании активного, деятельного творческого воображения студентов. Художественное видение, профессионально воспитанное визуальное восприятие активно участвуют как в подготовке почвы для возникновения художественного образа, так и в его вынашивании, обогащении, уточнении и конкретизации и, наконец, в воплощении творческого замысла в материале. Процесс воображения неразрывно связан с памятью и мышлением, это две стороны одной медали. Развитие воображения тесно связано со становлением личности, с обучением и воспитанием.
В связи с проблемой нашего исследования нас интересует и образное мышление художника. Уже на этапе восприятия мышление неизбежно включается в процесс чувственного познания, придавая ему тот или иной оттенок, ту или иную направленность. Восприятие, руководимое интеллектом, обогащённое знаниями и опытом, направляемое целями и задачами конкретной, скажем творческой, деятельности, будет коренным образом отличаться от восприятия непрофессионала или специалиста другой области знаний. Образное мышление художника, его творческие и интеллектуальные способности неразрывно связаны в учебно-творческом процессе с его личностными качествами, чувствами, эмоциями, интуицией, фантазией и образуют неделимый комплекс, определяющий его талант. Таким образом, здесь снова сливаются в единый процесс чувственное познание и абстрактное мышление.
Объединяющим звеном разрозненных процессов познания мира, связывающим их в целостную картину, является память, которая обеспечивает преемственность в накоплении информации, знаний, умений и навыков. Особое внимание мы уделяем эмоциональной, образной и двигательно-моторной памяти. Заинтересованный глаз художника может обогатить его память бесценным материалом для воссоздания в творческом воображении ядра искомой композиции, пластического решения мотива, сюжетной завязки, жизненных деталей и фрагментов т.д. Необходимо воспитать потребность рисующих видеть, наблюдать, запоминать и оценивать воспринятое в неразрывной связи с изобразительной деятельностью, с возможностями материала, с задачами обучения и конкретного этапа работы, с конечными идеалами и целями творческой деятельности.
Структура профессиональных качеств визуального восприятия художника обусловлена строгими требованиями, предъявляемыми спецификой изобразительной деятельности и законами изобразительной грамоты к возможностям его глаза. Сюда мы предлагаем включить следующие способности:
- развитое восприятие
большой объёмной формы - реальной
и изображённой, объёмно-пространственное
восприятие натуры и
- способность воспринимать
светотеневые градации натуры
и изображения, общий характер
и цвет освещения, ощущение
объединяющего влияния
- видение больших
тоновых и цветовых отношений
в натуре и на картинной
плоскости, точность
- восприятие перспективно-
- развитое цветовосприятие,
обогащенное живописное
- композиционное
видение, т.е. способность
- художественно-образное
восприятие, способность подчинить
средства художественной
- аконстантное
восприятие, способность отвлекаться
от сложившихся в сознании
постоянных признаков
- целостное видение,
способность обобщённого
Целенаправленное
совершенствование
В третьей главе «Научно-педагогическое обоснование методической системы формирования визуального восприятия студентов в учебном процессе на ХГФ» рассматриваются профессиональные и творческие задачи академического рисунка и живописи в свете новейших образовательных технологий, исследуются известные и предлагаются новые формы и методы совершенствования зрительного восприятия студентов ХГФ, приводится и обосновывается разработанная нами система критериев оценки уровня сформированности профессиональных качеств визуального восприятия рисующих.
Инновационные поиски
в педагогической теории и практике
требуют постоянной оптимизации
системы образования и
Концептуальная
модель экспериментальной методической
системы целенаправленного
Информация о работе Формирование визуального восприятия в изобразительной деятельности