Формирование визуального восприятия в изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 21:43, автореферат

Краткое описание

Задачи:
- изучить и критически осмыслить исторический путь становления и развития методов воспитания профессионального видения художника с целью систематизации и обобщения опыта, накопленного предыдущими поколениями художников-педагогов;
- проанализировать особенности зрительного восприятия начинающего рисовальщика и профессионального художника в изобразительной деятельности, показать их принципиальное различие и причины этого явления;
- выявить комплекс качеств, составляющих структуру и содержание понятия «профессиональное визуальное восприятие художника»;
- определить комплекс общенаучных, психофизиологических, психолого-педагогических и дидактических принципов, служащих научно-теоретической базой решения проблемы, и обосновать возможность целенаправленной работы глаза в процессе формирования зрительного образа натуры и изображения;
- разработать и обосновать методическую систему формирования визуального восприятия студентов ХГФ на академических занятиях по рисунку и живописи;

Вложенные файлы: 1 файл

ФОРМИРОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.docx

— 62.92 Кб (Скачать файл)

Заслугой советской  художественной школы является создание своеобразного творческого метода в искусстве - так называемого  метода социалистического реализма. Сохранение реалистического направления в отечественном искусстве тех лет, а вместе с ним и академической школы рисунка во многом связано с именами таких замечательных художников-педагогов, как Архипов, Бродский, Кардовский, Касаткин, Крымов, Иогансон, Савицкий, Самокиш, Щербиновский и др. Дальнейшее развитие отечественной художественной педагогики второй половины XX века связано с творчеством, исследованиями и педагогической деятельностью видных художников-педагогов А.О. Барща, Н.Н. Волкова, А.А. Дейнеки, Р.М. Закина, К.Н. Корнилова, П.Я. Павлинова, Г.Б. Смирнова, А.М. Соловьева, М.Б. Храпковского, К.Ф. Юона, В.Н. Яковлева и др. В педагогическом опыте виднейших представителей отечественной художественной школы для нашего исследования заключается неисчерпаемый источник теоретических и методических идей, направленных на всемерное совершенствование профессиональной подготовки художника, развитие специальных качеств зрительного восприятия учеников средствами рисунка и живописи.

Проблема совершенствования  зрительного восприятия в процессе обучения изобразительной грамоте  и развития творческих способностей студентов художественно-графических  факультетов тем или иным образом  затрагивается в работах таких  ученых, как Г.В. Беда, В.П. Зинченко, В.С. Кузин, В.К. Лебёдко, С.П. Ломов, Л.Г. Медведев, А.С. Пучков, Н.Н. Ростовцев, А.Е. Терентьев, А.В. Триселев, А.А. Унковский, Е.В. Шорохов, А.П. Яшухин, и во многих других диссертациях. Они внесли большой вклад в разработку частных аспектов рассматриваемой нами целостной комплексной и многоуровневой проблемы, однако не касались теории и методики организации педагогического процесса по формированию зрительного восприятия студентов в полном его объёме на занятиях рисунком и живописью.

Вторая глава «Теория и практика развития визуального восприятия студентов на занятиях академическим рисунком и живописью» посвящена исследованию особенностей физиологии зрения и психологии зрительного восприятия человека, их роли в обосновании возможности формирования восприятия художника в изобразительной деятельности, анализу визуального восприятия в структуре психических познавательных процессов и в комплексе способностей к изобразительной деятельности, изучению структуры профессиональных качеств восприятия художника.

Основываясь на данных современной науки, можно более  аргументированно объяснить многие явления зрительного восприятия и механизмы человеческого зрения, о которых гениальные представители  творческой элиты прошлого, художники-педагоги, теоретики искусства на протяжении столетий интуитивно догадывались или  постигали их на эмпирическом уровне методом проб и ошибок. Всестороннее изучение и творческое использование  потенциальных возможностей этих механизмов стало научной базой разрабатываемой  нами методики совершенствования визуального  восприятия начинающего художника.

Значение визуального  восприятия в изобразительной деятельности невозможно переоценить. Ощущение, восприятие и представление как звенья единого целостного процесса познания и отражения действительности теснейшим образом связаны между собой и вместе с мышлением составляют структуру познавательных процессов. Методика формирования визуального восприятия в процессе обучения рисунку и живописи студентов ХГФ не может строиться без учёта индивидуальных различий в психофизиологических особенностях познавательных психических процессов студентов, качественного состава их способностей к изобразительной деятельности.

Уяснение научно-теоретического содержания и смысла, вкладываемых психологами  в понятия предметности, целостности, структурности, константности, осмысленности, апперцепции, активности восприятия в  целом и зрительного восприятия в том числе, даёт нам возможность структурного анализа этих значимых для изобразительной деятельности качеств визуального восприятия с точки зрения потребностей учебной изобразительной деятельности. В учебном процессе задача педагога видится нам, прежде всего, в том, чтобы направить визуальное восприятие рисующих в профессиональное русло, объяснить те или иные механизмы зрительного анализатора, задействовав которые можно увидеть натуру и изображение в соответствии со спецификой изобразительной деятельности и решаемыми учебными задачами. Активность, избирательность и направленность зрительного восприятия рисующих может не только оказывать существенное положительное влияние на целенаправленное восприятие выразительных качеств натуры, но и иметь негативное воздействие в силу неадекватного использования в работе с натуры обыденных форм видения.

Особенностями, отличающими зрительное восприятие начинающего рисовальщика от профессионального глаза художника, являются: поверхностность зрительных впечатлений, неорганизованность визуального  восприятия и некритичность оценки данных натуры, неточность зрительных оценок и суждений, неустойчивость зрительного внимания, стихийность  наблюдения у начинающих, неумение пользоваться таким природным даром, как подвижность глаза, избирательность  и направленность зрения, привычка рисовать не по непосредственному наблюдению, а по знанию. Организация учебного процесса в рамках преподавания академического рисунка и живописи должна быть строго ориентирована на то, чтобы студенты имели возможность учиться воспринимать учебную постановку и свою работу активно, целенаправленно, упорядоченно, в соответствии с задачами изобразительной деятельности, законами изобразительной грамоты и методикой ведения рисунка.

Анализ визуального  восприятия в структуре познавательных психических процессов и в  комплексе способностей к изобразительной  деятельности позволил нам выделить исходные предпосылки формирования искомых профессиональных качеств  художника. С точки зрения психологии восприятие является одним из познавательных психических процессов. Именно познавательные психические процессы дают человеку возможность получения знаний об окружающем мире и о самом себе. Формирование визуального восприятия художника как комплекса его изобразительных способностей немыслимо вне практической, целенаправленно организованной изобразительной деятельности. Восприятие вместе с ощущением и представлением являются исходными формами чувственного познания мира. Изучение научных данных о природе способностей к изобразительной деятельности, выявление их структуры, специфики и области действия приводит нас к убеждению, что различным уровням способностей соответствуют и познавательные психические процессы разных уровней. Изобразительные способности опираются на зрительное восприятие, представление и зрительную память. Это обеспечивает рисующему возможность успешной работы с натуры, по представлению и по памяти. Творческие способности основываются на воображении и мышлении. К ним относятся: творческое воображение, фантазия, образное мышление.

Психофизиологической основой  формирования способностей, лежащих  в основе профессиональных качеств  визуального восприятия художника, являются ощущение, восприятие, представление. Чем богаче опыт визуального восприятия художника, опыт его практической деятельности, тем ярче и полнее может быть соответствующее  представление, тем лучше и прочнее  удерживается оно в памяти и служит основой создания художественного  образа. Скудость запаса художественных наблюдений, безразличное отношение  к натуре во время академических  занятий, малый опыт или отсутствие такового в работе по памяти и по представлению являются существенным препятствием в творческом росте  студентов, в развитии их способностей, в формировании профессиональных качеств  восприятия.

Роль визуального восприятия нельзя недооценивать и в формировании активного, деятельного творческого  воображения студентов. Художественное видение, профессионально воспитанное  визуальное восприятие активно участвуют  как в подготовке почвы для  возникновения художественного  образа, так и в его вынашивании, обогащении, уточнении и конкретизации  и, наконец, в воплощении творческого  замысла в материале. Процесс  воображения неразрывно связан с  памятью и мышлением, это две  стороны одной медали. Развитие воображения  тесно связано со становлением личности, с обучением и воспитанием.

В связи с проблемой нашего исследования нас интересует и образное мышление художника. Уже на этапе восприятия мышление неизбежно включается в  процесс чувственного познания, придавая ему тот или иной оттенок, ту или  иную направленность. Восприятие, руководимое  интеллектом, обогащённое знаниями и опытом, направляемое целями и  задачами конкретной, скажем творческой, деятельности, будет коренным образом  отличаться от восприятия непрофессионала  или специалиста другой области  знаний. Образное мышление художника, его творческие и интеллектуальные способности неразрывно связаны  в учебно-творческом процессе с его  личностными качествами, чувствами, эмоциями, интуицией, фантазией и  образуют неделимый комплекс, определяющий его талант. Таким образом, здесь  снова сливаются в единый процесс  чувственное познание и абстрактное  мышление.

Объединяющим звеном разрозненных процессов познания мира, связывающим  их в целостную картину, является память, которая обеспечивает преемственность  в накоплении информации, знаний, умений и навыков. Особое внимание мы уделяем  эмоциональной, образной и двигательно-моторной памяти. Заинтересованный глаз художника  может обогатить его память бесценным  материалом для воссоздания в  творческом воображении ядра искомой  композиции, пластического решения  мотива, сюжетной завязки, жизненных  деталей и фрагментов т.д. Необходимо воспитать потребность рисующих видеть, наблюдать, запоминать и оценивать воспринятое в неразрывной связи с изобразительной деятельностью, с возможностями материала, с задачами обучения и конкретного этапа работы, с конечными идеалами и целями творческой деятельности.

Структура профессиональных качеств  визуального восприятия художника  обусловлена строгими требованиями, предъявляемыми спецификой изобразительной  деятельности и законами изобразительной  грамоты к возможностям его глаза. Сюда мы предлагаем включить следующие  способности:

- развитое восприятие  большой объёмной формы - реальной  и изображённой, объёмно-пространственное  восприятие натуры и изображения,  способность проекционно-плоскостного  видения объёмной формы с целью  перспективного построения изображения,  понимание конструктивной основы  формы и принципов её строения, видение характера, пластики и  движения формы, её пропорций,  навыки убедительной моделировки  формы средствами светотени и  тона, лепки формы цветом;

- способность воспринимать  светотеневые градации натуры  и изображения, общий характер  и цвет освещения, ощущение  объединяющего влияния освещения  на цветотоновые характеристики  натуры, не теряя чувства целого;

- видение больших  тоновых и цветовых отношений  в натуре и на картинной  плоскости, точность визуальной  оценки общего тонового состояния  и тоновых градаций натуры, умелое  использование в работе пропорционального  тонового масштаба и владение  методом работы отношениями;

- восприятие перспективно-пространственных  изменений цвета, тона и других  существенных пластических характеристик  натуры в свето-воздушной среде, способность «глубинного» восприятия изобразительной плоскости (пресловутое «окно в пространство»);

- развитое цветовосприятие,  обогащенное живописное понимание  и видение цвета, колористическое  видение;

- композиционное  видение, т.е. способность воспринимать  объект именно для изображения,  оценивать всю изображаемую группу  предметов как единое целое,  видеть в плоскости чистого  холста будущее изображение; 

- художественно-образное  восприятие, способность подчинить  средства художественной выразительности  творческому замыслу, на основе  целостного восприятия подчинить  детали целому, второстепенное - главному, выразительно выделить композиционно-смысловой  центр картины;

- аконстантное  восприятие, способность отвлекаться  от сложившихся в сознании  постоянных признаков предметов,  остро замечать перемены в  их внешнем облике, в живописных  характеристиках вследствие изменения условий восприятия в бесконечно разнообразных ситуациях;

- целостное видение,  способность обобщённого видения  и одновременного сравнения всех  визуально воспринимаемых пластических  характеристик натуры и картины,  восприятие объекта изображения  и самого изображения нерасчленённо,  сразу, одновременно во всем  единстве, многообразии и взаимообусловленности  пластических качеств, свойств  и признаков при их постоянном  сравнении между собой и с  целым.

Целенаправленное  совершенствование профессиональных качеств визуального восприятия в учебной изобразительной деятельности мы рассматриваем как процесс, направленный на воспитание способности формирования в каждом конкретном случае живого непосредственного зрительного  образа натуры, отвечающего творческим установкам художника, целям и задачам  изображения, законам изобразительной  грамоты, специфике реалистического  академического рисунка и живописи с натуры.

В третьей главе «Научно-педагогическое обоснование методической системы формирования визуального восприятия студентов в учебном процессе на ХГФ» рассматриваются профессиональные и творческие задачи академического рисунка и живописи в свете новейших образовательных технологий, исследуются известные и предлагаются новые формы и методы совершенствования зрительного восприятия студентов ХГФ, приводится и обосновывается разработанная нами система критериев оценки уровня сформированности профессиональных качеств визуального восприятия рисующих.

Инновационные поиски в педагогической теории и практике требуют постоянной оптимизации  системы образования и образовательных  технологий. Традиционные формы обучения и образования уже не вполне обеспечивают соответствие полученной подготовки реальным условиям и требованиям профессиональной деятельности выпускника.

Концептуальная  модель экспериментальной методической системы целенаправленного формирования профессиональных качеств визуального  восприятия рисующих, построенная на принципах развивающего обучения, комплексного деятельностного подхода к формированию способностей с позиций личностно  ориентированных образовательных  технологий, позволяет оптимально решать проблему эффективного развития и совершенствования  творческих способностей студентов, действенно влиять на повышение уровня специальной  подготовки выпускника. Предложенные технологии позволяют сформировать устойчивую универсальную развивающуюся  модель методической системы преподавания академического рисунка и живописи на художественно-графических факультетах  педвузов, в других учебных заведениях художественного и художественно-педагогического  образования. При нашем подходе  к обучению изобразительному искусству  специфические особенности визуального  восприятия художника становятся определяющим фактором успешности его профессиональной деятельности и базовым фундаментом  овладения искусством рисунка и  живописи. Качественные характеристики и глубина зрительных оценок и  суждений рисующего, осмысленность  внутренних и внешних взаимосвязей изображаемого во многом определяют успешность учебной изобразительной  деятельности и уровень решения  сложных академических, художественных, эстетических и творческих задач.

Информация о работе Формирование визуального восприятия в изобразительной деятельности