Формирование визуального восприятия в изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 21:43, автореферат

Краткое описание

Задачи:
- изучить и критически осмыслить исторический путь становления и развития методов воспитания профессионального видения художника с целью систематизации и обобщения опыта, накопленного предыдущими поколениями художников-педагогов;
- проанализировать особенности зрительного восприятия начинающего рисовальщика и профессионального художника в изобразительной деятельности, показать их принципиальное различие и причины этого явления;
- выявить комплекс качеств, составляющих структуру и содержание понятия «профессиональное визуальное восприятие художника»;
- определить комплекс общенаучных, психофизиологических, психолого-педагогических и дидактических принципов, служащих научно-теоретической базой решения проблемы, и обосновать возможность целенаправленной работы глаза в процессе формирования зрительного образа натуры и изображения;
- разработать и обосновать методическую систему формирования визуального восприятия студентов ХГФ на академических занятиях по рисунку и живописи;

Вложенные файлы: 1 файл

ФОРМИРОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.docx

— 62.92 Кб (Скачать файл)

Проведённое нами исследование в целом  подтвердило правильность выдвинутой рабочей гипотезы, общую результативность методической системы, эффективность  предлагаемых методов активизации  визуального восприятия рисующих, продуктивность комплекса заданий и упражнений, направленных на последовательное формирование способностей студентов, повышение  качества профессиональной и творческой подготовки художника-педагога, его  компетентности как специалиста  в области художественного образования.

В ходе исследования удалось решить следующие задачи:

- изучить и критически осмыслить  исторический путь становления  и развития методов воспитания  профессионального видения художника  с целью систематизации и обобщения  опыта, накопленного предыдущими  поколениями художников-педагогов;

- проанализировать особенности  зрительного восприятия начинающего  рисовальщика и профессионального  художника в процессе изобразительной  деятельности, показать их принципиальное  различие и причины этого явления;

- выявить комплекс качеств, составляющих  структуру и содержание понятия  «профессиональное визуальное восприятие  художника»;

- определить комплекс общенаучных,  психофизиологических, психолого-педагогических  и дидактических принципов, служащих  научно-теоретической базой решения  проблемы, и обосновать возможность  целенаправленной работы глаза  в процессе формирования зрительного  образа натуры и изображения;

- разработать и обосновать методическую  систему формирования визуального  восприятия студентов ХГФ на  академических занятиях по рисунку  и живописи;

- разработать и апробировать  систему методов активизации  визуального восприятия начинающих  в учебной изобразительной деятельности, направленных на последовательное  формирование профессиональных  качеств зрительного восприятия художника;

- разработать и экспериментально  проверить эффективность системы  учебных заданий и упражнений  в рамках существующей и экспериментальной  программы по рисунку и живописи  для студентов 1-2 курсов ХГФ,  способствующих решению проблемы.

В ходе реализации экспериментальных технологий формирования способностей в изобразительной  деятельности подтвердилась правомерность  наших предположений об эффективности  приоритетного развития способностей рисующих, когда содержание и форма  учебных занятий, характер заданий  и упражнений выступают как средство познавательного, личностного, эстетического  и творческого развития студентов. В этом случае меняются акценты между  основными компонентами процесса обучения и развития, выстраивается определенная методическая система, которая подчинена  основной концепции - целенаправленному  и последовательному формированию профессионального визуального  восприятия студентов, эффективному развитию всего комплекса их творческих способностей, становлению творческой индивидуальности личности и поддержанию высокой  мотивации учения.

Основное  содержание диссертации и результаты исследования отражены в следующих  публикациях автора:

Монографии, научные статьи и тезисы

1. Кузнецов, Е.Ф.  Постановка глаза на целостное  видение в рисунке и живописи  с натуры [Текст] / Е.Ф. Кузнецов // Вестник Поморского университета. Серия: «Физиологические и психолого-педагогические науки». - Архангельск: Поморский гос. ун-т, 2006. - №5. - С. 162-165 (0,3 п.л.).

2. Кузнецов, Е.Ф.  Постановка глаза на целостное  видение в изобразительной подготовке  художника-педагога [Текст] / Е.Ф. Кузнецов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Изобразительное искусство / Методика обучения изобразительному и декоративному искусству. - М.: МГОУ, 2006. -№1. - С. 111-115 (0,3 п.л.).

3. Кузнецов, Е.Ф.  Психофизиологические основы формирования  зрительного восприятия будущего  художника-педагога [Текст] / Е.Ф. Кузнецов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Методика обучения изобразительному и декоративному искусству. - М.: МГОУ, 2007. - №1. - С. 45-51 (0,5 п.л.).

4. Кузнецов, Е.Ф.  Восприятие объёмной формы как  одно из значимых профессиональных  качеств визуального восприятия  художника [Текст] / Е.Ф. Кузнецов // Искусство и образование. - М., 2007. - №4. - С. 103-111 (0,5 п.л.).

5. Кузнецов, Е.Ф.  Проблема постановки глаза художника  в педагогических воззрениях  гениев Возрождения [Текст] / Е.Ф.  Кузнецов // Вестник университета Российской академии образования. - М.: УРАО, 2007. - № 1(35). - С. 50-54 (0,35 п.л.).

6. Кузнецов, Е.Ф.  Из опыта отечественной художественной  педагогики по проблеме формирования  визуального восприятия в изобразительной  деятельности [Текст] / Е.Ф. Кузнецов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - М.: МГУКИ, 2007. - № 6(20). - С. 179-184 (0,42 п.л.).

7. Кузнецов, Е.Ф.  Методы активизации визуального  восприятия в изобразительной  деятельности [Текст] / Е.Ф. Кузнецов // Вестник университета Российской академии образования. - М.: УРАО, 2008. - № 2. - С. 52-56 (0,35 п.л.).

8. Кузнецов, Е.Ф.  Профессиональные и творческие  задачи академического рисунка  и живописи в свете новейших  образовательных парадигм [Текст] / Е.Ф. Кузнецов // Педагогика и жизнь  : международный сб. науч. трудов / под  общ. ред. проф. О.И. Кирикова. - Выпуск 6. - Воронеж: ВГПУ, 2008. - С. 59-67 (0,5 п.л.).

9. Кузнецов, Е.Ф.  Для учащихся педагогических  училищ // Начальная школа. - М.: Просвещение, 1986. - №1. - С. 74-76 (0,2 п.л.).

10. Кузнецов, Е.Ф.  Визуальное восприятие и изобразительная  деятельность [Текст] / Е.Ф. Кузнецов; Курск. гос. ун-т. - Курск: КГУ, 2008. - 165 с. (10,3 п.л.).

11. Кузнецов, Е.Ф.  Формирование целостного видения,  как одна из актуальных проблем  подготовки художника-педагога [Текст] / Е.Ф. Кузнецов // Указатель неопубликованных  ведомственных материалов. Серия:  Содержание, формы и методы обучения  в высшей и средней специальной  школе. Вып. 6, поз. 62. -М.: НИИВШ, 1986. - 18 с. (1,1 п.л.).

12. Кузнецов, Е.Ф.  Пути формирования целостного  видения на начальных этапах  обучения рисунку [Текст] / Е.Ф.  Кузнецов // Развитие творческих  способностей студентов и школьников  на занятиях изобразительным  искусством: межвузовский сборник  научных трудов. - Ростов н/Д: РГПИ, 1986. - С. 46-52 (0,45 п.л.).

13. Кузнецов, Е.Ф.  Некоторые аспекты проблемы формирования  целостного видения [Текст] / Е.Ф.  Кузнецов // Пути повышения уровня  теоретической и практической  подготовки учителя изобразительного  искусства: межвузовский сборник  научных трудов. - М.: МГПИ им. В.И.  Ленина, 1985. - С. 11-18 (0,5 п.л.).

14. Кузнецов, Е.Ф.  Из истории становления и развития  методов формирования целостного  видения в советской художественной  педагогике [Текст] / Е.Ф. Кузнецов // Вопросы истории, теории и методики  преподавания изобразительного  искусства: межвузовский сборник  научных трудов. - М.: МГПИ, 1988. - С. 30-40 (0,7 п.л.).

15. Кузнецов, Е.Ф.  Специфика зрительного восприятия  в изобразительной деятельности [Текст] / Е.Ф. Кузнецов // Профессиональная  подготовка учителя изобразительного  искусства: межвузовский сборник  научных трудов. - Ростов н/Д: РГПИ, 1988. - С. 110-118 (0,6 п.л.).

16. Кузнецов, Е.Ф.  Формирование целостного видения  в профессиональной подготовке  учителя изобразительного искусства  [Текст] / Е.Ф. Кузнецов // Совершенствование  профессиональной и методической  подготовки студентов ХГФ педвузов: материалы всесоюзного семинара-совещания  заведующих кафедрами изобразительного  искусства. Ноябрь 1987 г. - Ростов н/Д.: РГПИ, 1989. - С. 114-116 (0,2 п.л.).

17. Кузнецов, Е.Ф.  Проблема воспитания целостного  видения в зарубежной педагогике [Текст] / Е.Ф. Кузнецов // Методика  развития творческих способностей  на занятиях по рисунку, живописи  и композиции: межвузовский сборник  научных трудов. - М.: Прометей, МГПИ, 1989. - С. 50-59 (0,6 п.л.).

18. Кузнецов, Е.Ф.  Практические советы [Текст] / Е.Ф.  Кузнецов // Художник. - М.: Художник РСФСР, 1990. - №5 - С. 51 (0,1 п.л.).

19. Кузнецов, Е.Ф.  Визуальное восприятие в изобразительной  деятельности [Текст] / Е.Ф. Кузнецов // Теория и практика приобщения  к искусству: тезисы докладов  Всероссийской науч.-теор. конф. - Курск: КГПУ, 1995. - С. 37-39 (0,2 п.л.).

20. Кузнецов, Е.Ф.  Особенности визуального восприятия  начинающего рисовальщика [Текст] / Е.Ф. Кузнецов // Тезисы докладов  Всероссийской научно-практической  конференции ХГФ. 4-6 ноября 1996 г. - Магнитогорск: МГПИ, 1996. - С. 26-27 (0,1 п.л.).

21. Кузнецов, Е.Ф.  Цветовосприятие в изобразительной  подготовке художника-педагога [Текст] / Е.Ф. Кузнецов, М.Е. Кузнецов // Художественно-эстетическая  подготовка будущего учителя  в системе непрерывного педагогического  образования: материалы международной  науч.-практич. конф. - Липецк: ЛГПУ, 2004. - С. 69-71 (0,2 п.л.). Авторский вклад 50%.

22. Кузнецов, Е.Ф.  Структура цветовосприятия в  комплексе изобразительных способностей  художника-педагога [Текст] / Е.Ф. Кузнецов, М.Е. Кузнецов // Проектирование профессиональной  подготовки учителей творческих  специальностей в условиях модернизации  педагогического образования: материалы  межвузовской научно-практической  конференции / под ред. О.И. Спорыхиной. - Воронеж: ВГПУ, 2004. - С. 146-149 (0,25 п.л.). Авторский вклад 60%.

23. Кузнецов, Е.Ф.  Психофизиологические особенности  восприятия цвета в подготовке  художника-педагога [Текст] / Е.Ф. Кузнецов, М.Е. Кузнецов // Художественное образование  в пространстве-времени культуры: сб. науч. ст. / под ред. З.И. Гладких. - Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2004. - С. 85-89 (0,3 п.л.). Авторский вклад 50%.

24. Кузнецов, Е.Ф.  Некоторые аспекты цветовосприятия  в изобразительной деятельности [Текст] / Е.Ф. Кузнецов, М.Е. Кузнецов // Вопросы истории, теории и  методики преподавания изобразительного  искусства: сборник статей. Выпуск 6. - М.: МПГУ, 2005. - С. 203-209. (0,4 п.л.) Авторский  вклад 50%.

25. Кузнецов, Е.Ф.  Совершенствование методов формирования  цветовосприятия студентов ХГФ  [Текст] / Е.Ф. Кузнецов // Качество  подготовки кадров в условиях  модернизации образования: сборник  материалов итоговой учебно-методической  и научной конференции профессорско-преподавательского  состава и научно-педагогических  работников Курского государственного  университета. - Курск: Курск. гос. ун-т, 2005. ч. II. - С. 112-114 (0,2 п.л.).

26. Кузнецов, Е.Ф.  Значимые профессиональные аспекты  визуального восприятия живописца  [Текст] / Е.Ф. Кузнецов, М.Е. Кузнецов // Специальная и профессионально-педагогическая  подготовка художника-педагога: межвуз. сб. науч. тр. - Краснодар: Кубанский  гос. ун-т, 2006. - С. 238-246 (0,5 п.л.). Авторский вклад 50%.

27. Кузнецов, Е.Ф.  Целостное видение как учебная  проблема в рисунке и живописи  с натуры [Текст] / Е.Ф. Кузнецов // Художественно-педагогическое образование:  Состояние, проблемы, перспективы  развития: сборник научных трудов  и материалов Всероссийской научно-практической  конференции. - Махачкала: Изд-во  Даг. гос. пед. ун-та, 2006. - С. 243-246 (0,25 п.л.).

28. Кузнецов, Е.Ф.  Целостное видение в структуре  профессиональных аспектов визуального  восприятия живописца [Текст] / Е.Ф.  Кузнецов, М.Е. Кузнецов // Художественно-педагогическое  образование: Состояние, проблемы, перспективы развития: сборник научных  трудов и материалов Всероссийской  научно-практической конференции. - Махачкала: Изд-во Даг. гос.  пед. ун-та, 2006. - С. 246-249 (0,3 п.л.). Авторский вклад 50%.

29. Кузнецов, Е.Ф.  Выразительные возможности цвета  в изобразительной деятельности  младших школьников и студентов  педколледжа [Текст] / Е.Ф. Кузнецов, Е.Н. Кузнецова // Искусство: история  и перспективы: материалы научно-практической  конференции. Выпуск I. - Курск, 30 марта  2007 г. / под ред. В.А. Кудинова. - Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2007. - С. 13-17 (0,3 п.л.). Авторский вклад 50%.

30. Кузнецов, Е.Ф.  Зрительное восприятие и учебная  изобразительная деятельность студентов  ХГФ [Текст] / Е.Ф. Кузнецов // Искусство:  история и перспективы: материалы  научно-практической конференции.  Выпуск I. - Курск, 30 марта 2007 г. / под  ред. В.А. Кудинова. - Курск: Изд-во  Курск. гос. ун-та, 2007. - С. 152-158 (0,5 п.л.).

Учебные и методические пособия, программы

31. Кузнецов, Е.Ф.  Постановка глаза рисующих в  работе с натуры: Учебное пособие  [Текст] / Е.Ф. Кузнецов ; Курск. гос. ун-т. - Курск: КГУ, 2008. - 171 с. - ISBN 978-5-88313-604-6 (10,7 п.л.).

32. Кузнецов, Е.Ф.  Методические рекомендации по  подготовке к вступительным экзаменам  на дневном и заочном отделении  ХГФ [Текст] / Е.Ф. Кузнецов ; Курск. гос. пед. ин-т. - Курск: КГПИ, 1988. - 24 с. (1,5 п.л.).

33. Кузнецов, Е.Ф.  Методические рекомендации по  овладению рациональными техническими  приёмами работы акварелью для  студентов ХГФ [Текст] / Е.Ф. Кузнецов ; Курск. гос. пед. ин-т. - Курск: КГПИ, 1988. - 20 с. (1,25 п.л.).

34. Кузнецов, Е.Ф.  Методические рекомендации абитуриентам  ХГФ [Текст] / Е.Ф. Кузнецов, Н.К.  Шабанов, Д.П. Мосин ; Курск. гос. пед. ин-т. - Курск: КГПИ, 1989. - 35 с. (2,2 п.л.). Авторский вклад 59%.

35. Кузнецов, Е.Ф.  Рисунок. Живопись. Композиция [Текст] : рабочая программа для студентов  заочного отделения ХГФ с трёхлетним  сроком обучения / Е.Ф. Кузнецов ; Курск. гос. пед. ун-т. - Курск: КГПУ, 1997. - 14 с. (0,9 п.л.).

36. Кузнецов, Е.Ф.  Живопись [Текст] : рабочая программа  по курсу «Живопись» / Е.Ф. Кузнецов ; Курск. гос. пед. ун-т. - Курск: КГПУ, 1998. - 34 с. (2,1 п.л.).

37. Кузнецов, Е.Ф.  Рисунок [Текст] : рабочая программа  по курсу «Рисунок» / Е.Ф. Кузнецов ; Курск. гос. пед. ун-т. - Курск: КГПУ, 1998. - 40 с. (2,5 п.л.).

38. Кузнецов, Е.Ф.  Композиция натюрморта [Текст] : учебное  пособие для слушателей подготовительных  отделений ХГФ / Е.Ф. Кузнецов, В.М. Соколинский ; Курск. гос. пед. ун-т. - Курск: КГПУ, 2000. - 44 с., с ил. (2,75 п.л.). Авторский вклад 55%.

39. Кузнецов, Е.Ф.  Методические рекомендации по  технике учебной акварели [Текст] / Е.Ф. Кузнецов, М.Е. Кузнецов ; Курск. гос. ун-т. - Курск: КГУ, 2005. - 40 с., с ил. (2,5 п.л.). Авторский вклад 50%

40. Кузнецов, Е.Ф.  Физика и химия цвета [Текст] : рабочая программа по курсу  «Физика и химия цвета» / Е.Ф.  Кузнецов, А.В. Широких ; Курск. гос. ун-т. - Курск: Курск. гос. ун-т, 2006. - 15 с. (0,9 п.л.). Авторский вклад 50%.

Информация о работе Формирование визуального восприятия в изобразительной деятельности