Формирование временных представлений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 16:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель заключается в изучении особенностей развития временных представлений у учащихся младших классов вспомогательной школы.
Задачи:
Изучение особенностей восприятия времени детьми разного возраста.
Изучение литературы, методических рекомендаций по проблеме.
Изучение литературы для поиска методов и приемов, эффективных для формирования временных представлений у учащихся младших классов вспомогательной школы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
Восприятие времени детьми разного возраста………………………. 5
Время и его особенности. Особенности временных представлений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью……………………………………………………. 5
Развитие временных представлений у учащихся младших классов вспомогательной школы…………………………………………….. 11
Особенности временных представлений у учащихся начальных классов вспомогательной школы……………………………………... 20
Методика и содержание констатирующего эксперимента по изучению особенностей временных представлений учащихся с интеллектуальной недостаточностью ……….................................... 20
Анализ результатов………………………………………………….. 24
Методические рекомендации по формированию временных представлений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью…………………………………………………… 29
Заключение………………………………………………………………… 31
Литература…………………………………………………………………. 33

Вложенные файлы: 1 файл

Время курсовая.doc

— 368.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

     Введение……………………………………………………………………  3   

  1. Восприятие времени детьми разного возраста……………………….  5
    1. Время и его особенности. Особенности временных представлений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью……………………………………………………. 5   
    2. Развитие временных представлений у учащихся младших классов вспомогательной школы……………………………………………..  11
  2. Особенности временных представлений у учащихся начальных классов вспомогательной школы……………………………………... 20
    1. Методика и содержание констатирующего эксперимента по изучению особенностей временных представлений учащихся с интеллектуальной недостаточностью ……….................................... 20
    2. Анализ результатов………………………………………………….. 24
    3. Методические рекомендации по формированию временных представлений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью…………………………………………………… 29

     Заключение…………………………………………………………………  31

     Литература………………………………………………………………….  33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Любому человеку жизненно необходимо научиться ориентироваться  во времени. У детей с интеллектуальной недостаточностью существуют трудности восприятия времени и временных отношений. Трудности эти связаны как со специфическими особенностями времени: текучесть, необратимость, непрерывность, отсутствие наглядных форм («не видно» и «не слышно»), - так и с особенностями мышления ребенка с интеллектуальной недостаточностью.

Важнейшей предпосылкой успешного обучения в школе является наличие определенного уровня временных  представлений у ребенка. От правильной ориентировки во времени зависит  планирование деятельности как в длительном, так и в коротком временном отрезке, выбор правильного темпа деятельности, соотнесение характера деятельности с сезонными явлениями, разделение работы по дням недели, во времени так, понимание  и учет последовательности событий и действий. Своевременное и адекватное формирование временных представлений ориентировки во времени служит необходимой предпосылкой развития мышления и деятельности в целом.

Исследованием особенностей формирования временных представлений  у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью занимались: А.К. Болотова, М.И. Васильева,  Л.Д.Драголи,  Т.А. Мусейибова, К.В. Назаренко, Т.Д. Рихтерман, В.Л. Ярощук. Хотя специальное изучение временных представлений дошкольников с интеллектуальной недостаточностью до их пор не проводилось, данные, полученные И.И.Финкельштейном, свидетельствуют о том, что у этих детей  формирование временных представлений и ориентировки во времени происходит с большими трудностями.

В современной специальной  педагогической и методической литературе недостаточно изучены вопросы восприятия времени, и ориентировки во времени учащимися с интеллектуальной недостаточностью. А также недостаточно рассмотрены особенности формирования временных представлений и понятий у учащихся младших классов вспомогательной школы. Вместе с тем, отдельные вопросы формирования временных представлений и понятий у школьников с интеллектуальной недостаточностью нашли отражение в работах М.Г. Аббасова, С.Г. Ералиевой, В.В.Эк, М.Ф. Гордеевой.

Таким образом, недостаточная разработанность изучаемой проблемы в специальной психолого-педагогической литературе обусловили выбор  данной темы.

Цель  заключается в изучении особенностей развития временных представлений у учащихся младших классов вспомогательной школы.

Задачи:

  1. Изучение особенностей восприятия времени детьми разного возраста.
  2. Изучение литературы, методических рекомендаций по проблеме.
  3. Изучение литературы для поиска методов и приемов, эффективных для формирования временных представлений у учащихся младших классов вспомогательной школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Восприятие  времени детьми разного возраста

 

1.1. Время и его особенности. Особенности временных представлений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью

 

Слово «время» происходит от древнерусского «веремя», что означает «вращение». Время выражает длительность процессов и событий, их последовательность, прерывность и непрерывность, взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. По длительности оно измеряется секундами, минутами, часами, сутками, неделями, месяцами, годами, веками, эпохами. Длительность и протяженность протекания того или иного события, действия определяется словами медленно, скоро, долго, быстро, мгновенно, сейчас, сегодня, завтра и т.д.

Меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) представляют определенную систему временных эталонов, в которой каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Время имеет свои специфические особенности: текучесть, необратимость, непрерывность, отсутствие наглядных форм. Поэтому знакомство ребенка с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности.

Жизнь ребенка протекает  во времени. Все дети наблюдают начало и конец светового дня, утром  встают, вечером ложатся спать. Но далеко не все могут без ошибки назвать последовательность периодов, на которые делятся сутки.

Многие учащиеся не могут  оценить продолжительность события, соответствие его начала назначенному времени. Школьники с интеллектуальной недостаточностью не имеют жизненного опыта, позволяющего делать такие оценки.

Формирование и развитие восприятия, представления и понятия времени в процессе обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью – одна из важных и сложных проблем учебно-воспитательной работы во вспомогательной школе.

Ориентировка во времени  иногда затрудняет младших школьников даже в массовых школах; на это обращали внимание в своих исследованиях  Д.Б. Эльконин, Д.Г. Элькин, А.А. Люблинская, С.Н. Шабалин и другие.

Изучение мер времени, его дробления, понимание последовательности временных отрезков представляет значительную трудность для школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Практическое овладение  мерами времени необходимо детям  не только в школе, но понадобится  в дальнейшем в практической трудовой деятельности. Одним из условий удовлетворительного перехода выпускника вспомогательной школы к трудовой деятельности является умение ориентироваться во времени, достаточно сформированное представление и понятие о темпе работы, сроках выполнения задания.

Из практики обучения и специальной литературы хорошо известны факты, свидетельствующие о серьезном недоразвитии у многих детей, поступающих во вспомогательную школу, представления о мерах времени. Это проявляется у них с самого начала обучения и существенно затрудняет учебную деятельность. В активном и даже пассивном словаре этих учащихся отсутствуют многие слова, означающие меры времени. Однако в процессе учебы этому вопросу не всегда уделяется достаточное внимание.

Данная проблема нашла некоторое отражение в исследованиях Н.Ф. Кузьминой-Сыромятниковой, И.И. Финкельштейна, М.Н. Перовой и других.

Вместе с тем процессы формирования и развития мер времени у учащихся с интеллектуальной недостаточностью значительно менее изучены, чем другие психологические процессы, хотя эти данные могут иметь большое значение для разработки методов коррекционного воздействия обучения.

Известно, что в программе I – X классов по математике включается много задач на вычисление времени, решение которых требует от учащихся вспомогательных школ соответствующих представлений. На уроках истории учащиеся с интеллектуальной недостаточностью знакомятся с событиями, которые связанны с определенными временными отношениями. На уроках по естествознанию перед учителем стоит задача дать детям хотя и элементарные, но прочные и научно правильные знания о предметах и явлениях природы, протекающих во времени. Восприятие времени необходимо формировать на уроках труда: учить школьников рационально и экономно работать. Умение ориентироваться во времени необходимо учащимся с интеллектуальной недостаточностью и в повседневной жизни: во время вставать, рассчитывать время на дорогу, уметь планировать свой день – учебу, отдых, прогулку, и т.п.

Анализ результатов исследования показал, что у учащихся с интеллектуальной недостаточностью, особенно младшего возраста, затруднено восприятие времени, и формирование представления о мерах времени. На вопрос «Что такое сутки?» учащиеся дают такие ответы: «Когда я встаю, иду в школу, чем-то занимаюсь», «Сутки – значит до обеда», «Перед ужином» и т.п. Некоторые учащиеся дают такое объяснение: «Сутки – значит целый день». Вопрос «В какое время суток ты встаешь (завтракаешь, обедаешь, ужинаешь, спишь и т.п.)?» затрудняет многих учащихся с интеллектуальной недостаточностью. В основном дети отвечают так: «В 8 часов (2 часа, 7 часов)» и т.п.

Из частей суток дети с интеллектуальной недостаточностью легче определяют ночь и утро, несколько труднее – вечер и день. «Мы ночью спим», «Утром мама и папа идут на работу», «Мы с братом утром в школу идем».

На вопрос: «Из каких частей состоят сутки?». Дети отвечают – «Сутки – значит утро, ночь, вечер, день» - или же: «Завтракаем, обедаем, вечером ужинаем».

Ответы учащихся с интеллектуальной недостаточностью односложны, речь бедна, вопросы не пробуждают у них интереса, затруднено правильное употребление времени и формы глаголов. По мере школьного обучения недостатки несколько сглаживаются, но знания о времени не достигает уровня нормально развивающихся детей.

Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью затрудняются назвать порядок дней недели, путают их последовательность. Вместо дней недели понедельник, вторник дети чаще пользуются словами, обозначающими их порядок – первый, второй день и т.д. Особенно трудным для школьников с интеллектуальной недостаточностью оказывается вопрос: «Какой день будет через два (три и т.д.) дня?».

Учащиеся младших классов не могут правильно назвать год, месяц и число своего рождения. Им трудно сразу ответить на несколько  вопросов – указать и год, и месяц, и число.

Наиболее трудными для учащихся с интеллектуальной недостаточностью является узнавание времени по часам; секунда, минута. Многие учащиеся не умеют пользоваться часами. Некоторые пытаются ориентироваться только по одной маленькой или большой стрелке.

У учащихся вспомогательной школы  заметна недостаточность понимания  временных отношений. С большим  трудом такие термины, расстояние скорость, время и др., входят в их активный словарь. В сравнении с нормально развивающимися детьми, учащиеся с интеллектуальной недостаточностью редко употребляют в своей речи наречия времени, например: скоро, вчера, завтра, после, потом, сегодня, сейчас, теперь, сначала и т.п. Они редко используют такие понятия, как около месяца, около двух месяцев, через два часа, через два дня, через неделю, перед ужином, целый день, после обеда и т.п.

Так как время - понятие в достаточной мере отвлеченное, его усвоение представляет большую трудность для учащихся с интеллектуальной недостаточностью. В процессе обучения дети фиксируют некоторые временные связи, но дифференцируют их грубо. Правильное пользование системой мер времени и сформированность пространственной ориентировки, наблюдаемые у отдельных учащихся с интеллектуальной недостаточностью, говорят о потенциальных возможностях детей. В учебном процессе необходимо учитывать эти факторы. Необходимо разработать специальные системы обучения детей – олигофренов мерам времени с учетом особенностей их интеллектуального дефекта и индивидуальных особенностей.

Работа над развитием представления и понятия о мерах времени должна занимать значительное место в процессе обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью, причем ее следует вести в школе на всех уроках.

Школьники с интеллектуальной недостаточностью, поступившие в  первый класс вспомогательной школы, не знают дней недели, почти не владеют элементарной временной терминологией. Например, термины «сегодня», «завтра», «вчера» употребляют так: «Я завтра ходил с мамой в кино», «У нас вчера будет праздник елки». Это говорит о том, что дети с интеллектуальной недостаточностью не могут соотнести данные понятия с конкретными жизненными событиями. Они не могут представить того, что время течет, не останавливаясь и его течение необратимо. Некоторые из учеников считают, что часы ночью останавливаются, так как все спят.

Ученики заучивают названия времен года, их последовательность, изменения  в природе и погоде, характерные  для каждого времени года, однако применить свои знания не могут. Например, на вопрос: «Какое сейчас время года?» - отвечают: «Вчера была весна, все растаяло, а сегодня опять наступила зима, выпал снег, сильный мороз».

Информация о работе Формирование временных представлений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью