Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 16:59, курсовая работа
Цель заключается в изучении особенностей развития временных представлений у учащихся младших классов вспомогательной школы.
Задачи:
Изучение особенностей восприятия времени детьми разного возраста.
Изучение литературы, методических рекомендаций по проблеме.
Изучение литературы для поиска методов и приемов, эффективных для формирования временных представлений у учащихся младших классов вспомогательной школы.
Введение…………………………………………………………………… 3
Восприятие времени детьми разного возраста………………………. 5
Время и его особенности. Особенности временных представлений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью……………………………………………………. 5
Развитие временных представлений у учащихся младших классов вспомогательной школы…………………………………………….. 11
Особенности временных представлений у учащихся начальных классов вспомогательной школы……………………………………... 20
Методика и содержание констатирующего эксперимента по изучению особенностей временных представлений учащихся с интеллектуальной недостаточностью ……….................................... 20
Анализ результатов………………………………………………….. 24
Методические рекомендации по формированию временных представлений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью…………………………………………………… 29
Заключение………………………………………………………………… 31
Литература…………………………………………………………………. 33
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Любому человеку жизненно необходимо научиться ориентироваться во времени. У детей с интеллектуальной недостаточностью существуют трудности восприятия времени и временных отношений. Трудности эти связаны как со специфическими особенностями времени: текучесть, необратимость, непрерывность, отсутствие наглядных форм («не видно» и «не слышно»), - так и с особенностями мышления ребенка с интеллектуальной недостаточностью.
Важнейшей предпосылкой успешного обучения в школе является наличие определенного уровня временных представлений у ребенка. От правильной ориентировки во времени зависит планирование деятельности как в длительном, так и в коротком временном отрезке, выбор правильного темпа деятельности, соотнесение характера деятельности с сезонными явлениями, разделение работы по дням недели, во времени так, понимание и учет последовательности событий и действий. Своевременное и адекватное формирование временных представлений ориентировки во времени служит необходимой предпосылкой развития мышления и деятельности в целом.
Исследованием особенностей формирования временных представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью занимались: А.К. Болотова, М.И. Васильева, Л.Д.Драголи, Т.А. Мусейибова, К.В. Назаренко, Т.Д. Рихтерман, В.Л. Ярощук. Хотя специальное изучение временных представлений дошкольников с интеллектуальной недостаточностью до их пор не проводилось, данные, полученные И.И.Финкельштейном, свидетельствуют о том, что у этих детей формирование временных представлений и ориентировки во времени происходит с большими трудностями.
В современной специальной педагогической и методической литературе недостаточно изучены вопросы восприятия времени, и ориентировки во времени учащимися с интеллектуальной недостаточностью. А также недостаточно рассмотрены особенности формирования временных представлений и понятий у учащихся младших классов вспомогательной школы. Вместе с тем, отдельные вопросы формирования временных представлений и понятий у школьников с интеллектуальной недостаточностью нашли отражение в работах М.Г. Аббасова, С.Г. Ералиевой, В.В.Эк, М.Ф. Гордеевой.
Таким образом, недостаточная разработанность изучаемой проблемы в специальной психолого-педагогической литературе обусловили выбор данной темы.
Цель заключается в изучении особенностей развития временных представлений у учащихся младших классов вспомогательной школы.
Задачи:
1. Восприятие
времени детьми разного
1.1. Время и его особенности. Особенности временных представлений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
Слово «время» происходит от древнерусского «веремя», что означает «вращение». Время выражает длительность процессов и событий, их последовательность, прерывность и непрерывность, взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. По длительности оно измеряется секундами, минутами, часами, сутками, неделями, месяцами, годами, веками, эпохами. Длительность и протяженность протекания того или иного события, действия определяется словами медленно, скоро, долго, быстро, мгновенно, сейчас, сегодня, завтра и т.д.
Меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) представляют определенную систему временных эталонов, в которой каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Время имеет свои специфические особенности: текучесть, необратимость, непрерывность, отсутствие наглядных форм. Поэтому знакомство ребенка с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности.
Жизнь ребенка протекает во времени. Все дети наблюдают начало и конец светового дня, утром встают, вечером ложатся спать. Но далеко не все могут без ошибки назвать последовательность периодов, на которые делятся сутки.
Многие учащиеся не могут
оценить продолжительность
Формирование и развитие восприятия, представления и понятия времени в процессе обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью – одна из важных и сложных проблем учебно-воспитательной работы во вспомогательной школе.
Ориентировка во времени иногда затрудняет младших школьников даже в массовых школах; на это обращали внимание в своих исследованиях Д.Б. Эльконин, Д.Г. Элькин, А.А. Люблинская, С.Н. Шабалин и другие.
Изучение мер времени, его дробления, понимание последовательности временных отрезков представляет значительную трудность для школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Практическое овладение мерами времени необходимо детям не только в школе, но понадобится в дальнейшем в практической трудовой деятельности. Одним из условий удовлетворительного перехода выпускника вспомогательной школы к трудовой деятельности является умение ориентироваться во времени, достаточно сформированное представление и понятие о темпе работы, сроках выполнения задания.
Из практики обучения и специальной литературы хорошо известны факты, свидетельствующие о серьезном недоразвитии у многих детей, поступающих во вспомогательную школу, представления о мерах времени. Это проявляется у них с самого начала обучения и существенно затрудняет учебную деятельность. В активном и даже пассивном словаре этих учащихся отсутствуют многие слова, означающие меры времени. Однако в процессе учебы этому вопросу не всегда уделяется достаточное внимание.
Данная проблема нашла некоторое отражение в исследованиях Н.Ф. Кузьминой-Сыромятниковой, И.И. Финкельштейна, М.Н. Перовой и других.
Вместе с тем процессы формирования и развития мер времени у учащихся с интеллектуальной недостаточностью значительно менее изучены, чем другие психологические процессы, хотя эти данные могут иметь большое значение для разработки методов коррекционного воздействия обучения.
Известно, что в программе I – X классов по математике включается много задач на вычисление времени, решение которых требует от учащихся вспомогательных школ соответствующих представлений. На уроках истории учащиеся с интеллектуальной недостаточностью знакомятся с событиями, которые связанны с определенными временными отношениями. На уроках по естествознанию перед учителем стоит задача дать детям хотя и элементарные, но прочные и научно правильные знания о предметах и явлениях природы, протекающих во времени. Восприятие времени необходимо формировать на уроках труда: учить школьников рационально и экономно работать. Умение ориентироваться во времени необходимо учащимся с интеллектуальной недостаточностью и в повседневной жизни: во время вставать, рассчитывать время на дорогу, уметь планировать свой день – учебу, отдых, прогулку, и т.п.
Анализ результатов
Из частей суток дети с интеллектуальной недостаточностью легче определяют ночь и утро, несколько труднее – вечер и день. «Мы ночью спим», «Утром мама и папа идут на работу», «Мы с братом утром в школу идем».
На вопрос: «Из каких частей состоят сутки?». Дети отвечают – «Сутки – значит утро, ночь, вечер, день» - или же: «Завтракаем, обедаем, вечером ужинаем».
Ответы учащихся с интеллектуальной недостаточностью односложны, речь бедна, вопросы не пробуждают у них интереса, затруднено правильное употребление времени и формы глаголов. По мере школьного обучения недостатки несколько сглаживаются, но знания о времени не достигает уровня нормально развивающихся детей.
Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью затрудняются назвать порядок дней недели, путают их последовательность. Вместо дней недели понедельник, вторник дети чаще пользуются словами, обозначающими их порядок – первый, второй день и т.д. Особенно трудным для школьников с интеллектуальной недостаточностью оказывается вопрос: «Какой день будет через два (три и т.д.) дня?».
Учащиеся младших классов не могут правильно назвать год, месяц и число своего рождения. Им трудно сразу ответить на несколько вопросов – указать и год, и месяц, и число.
Наиболее трудными для учащихся с интеллектуальной недостаточностью является узнавание времени по часам; секунда, минута. Многие учащиеся не умеют пользоваться часами. Некоторые пытаются ориентироваться только по одной маленькой или большой стрелке.
У учащихся вспомогательной школы
заметна недостаточность
Так как время - понятие в достаточной мере отвлеченное, его усвоение представляет большую трудность для учащихся с интеллектуальной недостаточностью. В процессе обучения дети фиксируют некоторые временные связи, но дифференцируют их грубо. Правильное пользование системой мер времени и сформированность пространственной ориентировки, наблюдаемые у отдельных учащихся с интеллектуальной недостаточностью, говорят о потенциальных возможностях детей. В учебном процессе необходимо учитывать эти факторы. Необходимо разработать специальные системы обучения детей – олигофренов мерам времени с учетом особенностей их интеллектуального дефекта и индивидуальных особенностей.
Работа над развитием
Школьники с интеллектуальной недостаточностью, поступившие в первый класс вспомогательной школы, не знают дней недели, почти не владеют элементарной временной терминологией. Например, термины «сегодня», «завтра», «вчера» употребляют так: «Я завтра ходил с мамой в кино», «У нас вчера будет праздник елки». Это говорит о том, что дети с интеллектуальной недостаточностью не могут соотнести данные понятия с конкретными жизненными событиями. Они не могут представить того, что время течет, не останавливаясь и его течение необратимо. Некоторые из учеников считают, что часы ночью останавливаются, так как все спят.
Ученики заучивают названия времен года, их последовательность, изменения в природе и погоде, характерные для каждого времени года, однако применить свои знания не могут. Например, на вопрос: «Какое сейчас время года?» - отвечают: «Вчера была весна, все растаяло, а сегодня опять наступила зима, выпал снег, сильный мороз».