Формирование временных представлений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 16:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель заключается в изучении особенностей развития временных представлений у учащихся младших классов вспомогательной школы.
Задачи:
Изучение особенностей восприятия времени детьми разного возраста.
Изучение литературы, методических рекомендаций по проблеме.
Изучение литературы для поиска методов и приемов, эффективных для формирования временных представлений у учащихся младших классов вспомогательной школы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
Восприятие времени детьми разного возраста………………………. 5
Время и его особенности. Особенности временных представлений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью……………………………………………………. 5
Развитие временных представлений у учащихся младших классов вспомогательной школы…………………………………………….. 11
Особенности временных представлений у учащихся начальных классов вспомогательной школы……………………………………... 20
Методика и содержание констатирующего эксперимента по изучению особенностей временных представлений учащихся с интеллектуальной недостаточностью ……….................................... 20
Анализ результатов………………………………………………….. 24
Методические рекомендации по формированию временных представлений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью…………………………………………………… 29
Заключение………………………………………………………………… 31
Литература…………………………………………………………………. 33

Вложенные файлы: 1 файл

Время курсовая.doc

— 368.00 Кб (Скачать файл)

В 4 классе работа с часами продолжается. Учащиеся учатся определять время с точностью до получаса (когда минутная стрелка стоит на цифре 6 циферблата, то часы показывают половину часа).

Знакомство с новой  единицей времени – минутой –  надо начать с беседы о необходимости  этой единицы.

Учащиеся с умственной отсталостью слышали о минуте, но почти никто из них не представляет себе этого промежутка времени, его  конкретной наполняемости, представления  их о том, что можно сделать  за минуту, чрезвычайно неопределенны.

Поэтому первое представление о минуте учащимся следует дать через наблюдение конкретной наполняемости этой единицы времени. Удобно в этом случае использовать песочные часы: учащиеся смогут наблюдать пересыпание песка в песочных часах в течение одной минуты.

Можно также предложить учащимся помолчать одну минуту, написать числа по порядку от 1, склеить цветные полоски в цепочку. Когда пройдет минута, учитель сравнит, что каждый успел сделать за одну минуту. Цепочки сделанные каждым из учащихся, учитель склеивает в одну гирлянду и показывает, как много могут сделать все ученики класса за одну минуту времени. Проводятся и другие упражнения (посчитать, попрыгать, похлопать в ладоши и т.д. в течение одной минуты), которые позволяет учащимся прочувствовать продолжительность одной минуты.

Затем учитель знакомит учащихся с делениями циферблата на минуты. Он просит внимательно рассмотреть  деления, посчитать количество делений  между двумя соседними числами  на циферблате и проследить, на сколько  делений передвинется часовая стрелка, когда минутная стрелка опишет целый круг, т.е. когда она пройдет все 60 делений.

Учащиеся также учатся определять время сначала с точностью  до 5 мин (4 класс), а потом с точностью  до 1 мин (5 класс).

Важно чтобы учащиеся не только ежедневно работали с часами (называли время начала уроков, окончания первого урока и т.д.), но и выполняли ту или иную работу с учетом времени, например, замечали, сколько времени они затратили на решение одного примера, задачи, на выполнение чертежа.

Важно, чтобы и на других уроках уточнялись представления учащихся о конкретной наполняемости единиц времени, чтобы они учились чувствовать время и без часов, например, могли сказать, сколько времени надо затратить на пришивание пуговицы.

Примерно так же происходит знакомство с самой маленькой единицей измерения времени, которая изучается во вспомогательной школе, - секундой и соотношением 1 мин = 60 с. Наполняемость этой единицы времени, ее практическое применение удобнее всего дать на уроках физкультуры, на которых учащиеся знакомятся с секундомером.

Для лучшего запоминания  этих соотношений полезно решать задачи на время практического содержания («Урок и перемена длились 1 ч. Урок продолжался 45 мин. Сколько времени  длилась перемена?»).

В 5-м классе учащиеся знакомятся с двойным обозначением времени, учатся преобразовывать именованные числа, выраженные мерами  времени (1 сут. = 24 ч., 1 ч. = 60 мин и т.д.).

Таким образом, можно  сделать следующий вывод, что  формирование представлений о времени  мы осуществляем с учетом следующих  положений:

  • основу временных представлений создают наблюдения, жизненный опыт людей;
  • каждое явление, событие следует связывать со временем, в котором они протекают;
  • изучению единиц измерения времени и их соотношения предшествуют игры и игровые ситуации. Учащиеся сравнивают временные единицы: сутки больше, чем день (ночь); сутки меньше недели, год больше месяца, час больше минуты.

В практических ситуациях  учащиеся получают возможность ощутить  продолжительность временных отрезков, их конкретное содержание в различных  условиях.

Формирование временных  отрезков происходит в процессе изучения таких учебных предметов, как  физкультура, история, трудовое обучение. Работа по развитию временных представлений  осуществляется систематически, независимо от темы урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности  временных представлений у учащихся  начальных классов вспомогательной  школы

 

2.1. Методика  и содержание констатирующего  эксперимента по изучению особенностей временных представлений учащихся с интеллектуальной недостаточностью

 

Для осуществления поставленной цели была проведена экспериментальная работа.

Экспериментальная работа проводилась во вспомогательной  школе г. Могилева в 4 классе в течение двух недель с 6 по 20 февраля 2006 года.

Данный этап работы мы разделили на два блока:

1. Изучение содержания программы вспомогательной школы по математике и выделение основных требований к знаниям и умениям учащихся по годам обучения. Разработка вопросов, заданий и критериев оценки результатов для изучения сформированности временных понятий у учащихся 4 класса вспомогательной школы.

2. Анализ результатов изучения сформированности временных понятий у учащихся 4 класса вспомогательной школы. Разработка методических рекомендаций по формированию временных представлений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Изучив содержание программы  вспомогательной школы по математике в начальных классах, выделим  основные требования к знаниям и  умениям учащихся по годам обучения.

Таблица № 1

Класс

Формируемые понятия

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

1

Части суток: утро, день, вечер, ночь. Времена года. Последовательность времен года.

Знать названия времен года, их последовательность.

Уметь различать части суток.

2

Последовательность частей суток, времен года. Понятия: рано, поздно, на следующий день, давно, недавно.

Называть последовательность частей суток, времен года и их признаки.

3

Сегодня, завтра, вчера, на следующий день. Сутки. Неделя –  семь суток. Дни недели. Час.

Знать названия дней недели и их последовательность.

Уметь определять время с точностью до часа.

4

Сутки. Месяц. Название и  последовательность месяцев. Порядковый номер дней недели, недель месяца. Год. Минута.

Знать названия месяцев  учебной четверти, месяцев года (по календарю), их порядковый номер.

Знать названия и последовательность дней недели. Уметь определять время с точностью до часа.

5

Сутки. 1 сут. = 24 ч. Минута. 1 ч. = 60 мин. Неделя, месяц. 1 мес. = 28 (29, 30, 31 сут). Год. 1 г. = 12 мес.

Знать название единиц измерения  времени.

Уметь определять время  с точностью до часа по разным видам часов (наручные, будильник); временные промежутки по положению стрелок часов (1 мин, 5 мин, 10 мин, 30 мин).

Воспроизводить по памяти названия месяцев года; определять по табельному календарю количество недель и дней в месяце.


 

Выделив требования к знаниям и умениям учащихся, проведем изучение уровня сформированности временных понятий у учащихся 4 класса Могилевской вспомогательной школы.

Нами были разработаны  вопросы и задания в соответствии с программными требованиями.

1. Назови единицы измерения времени.

2. Сколько дней в  неделе?

3. Какой день недели  первый?

4. Какой день недели  будет после среды?

5. Если сегодня пятница,  то какой день недели будет  завтра?

6. Если сегодня среда, то какой день недели был вчера?

7. Назови дни недели.

8. Что такое сутки?

9. Сколько суток в  одной неделе?

10. С какого дня начинается  неделя?

11. Сколько недель в  одном месяце?

12. Сколько месяцев  в году?

13. Назови осенние месяцы.

14. Назови первый месяц  осени.

15. Назови второй месяц  зимы.

16. Назови месяцы года по порядку.

17. Назови первый месяц  года.

18. Назови двенадцатый  месяц года.

19. Назови летние месяцы.

20. Какой месяц наступает  после сентября.

21. В каком месяце  ты родился? Какой он по счету?

22. О каком месяце  говорят: «Он зиме середина, а году начало»?

23. Реши задачу. Мы учимся  в школе 4 месяца до нового  года и 5 месяцев после нового  года. Сколько месяцев мы учимся?

24. Реши задачу. В 5 часов  вечера Коля начал готовить  уроки. В 7 часов вечера он  закончил. Сколько времени Коля  готовил уроки?

25. Реши задачу. Вале 10 лет. Её сестра старше на 5 лет.  Сколько лет сестре?

26. Реши задачу. Коля  отдыхал у бабушки неделю и  еще 4 дня. Сколько дней отдыхал  Коля у бабушки?

27. Заполни таблицу.

 

 

Предыдущий

Вчера

 

Сегодня

Следующий

Завтра

Дни недели

 

Пятница

 

Число

12

 

14

Весенние месяцы

 

Апрель

 

 

 

 

28. Заполни таблицу.

Позавчера

Вчера был

Сегодня

Завтра будет

Послезавтра

   

Среда

   

 

 

29. Сколько часов показывает  стрелка?




 

 

30. Сколько минут показывает  стрелка?



 

Для проведения дальнейшего эксперимента были разработаны критерии уровней сформированности знаний, умений и навыков:

Низкий уровень  ( - ) - неосознанное воспроизведение части учебного материала или его значительной части. Безразличен к предложенному заданию, но прилагает незначительные усилия для выполнения и завершения задания.

Средний уровень ( ~ ) - понимание сути задания, умение объяснить, выполнение задания репродуктивного характера. Ситуативное проявление старания и интереса к учебной деятельности.

Высокий уровень ( + ) - выполнение заданий в измененной ситуации, выполнение заданий продуктивного характера, пользование понятийным аппаратом темы. Проявляет активность, стремится самостоятельно завершить работу, прилагает максимум усилий.

В классе 11 учащихся. Всем учащимся было предложено ответить на вопросы и выполнить задания, ответы фиксировались в протоколе.

Таблица № 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Временные

понятия

 

 

 

 

 

 

 

Ф.И. ученика

Название единиц измерения  времени

Сутки

Название дней недели, их последовательность

Количество дней недели

Месяц. Название месяцев времен года.

Последовательность месяцев  года.

Год. Времена года, их последовательность

Час. Определение времени  с точностью до часа.

Минута.

1

Абражеева Ольга

~

+

~

-

+

+

+

~

-

2

Атрошкин Вадим

~

~

+

-

~

~

+

~

-

3

Гудовичев Максим

~

~

+

+

+

+

+

+

~

4

Зайцев Павел

~

-

+

-

+

~

+

~

-

5

Зайцева Кристина

~

~

+

-

+

~

+

~

~

6

Кухарев Константин

~

-

+

+

+

+

+

+

-

7

Саветников Николай

-

-

+

+

~

~

+

~

-

8

Хлусов Евгений

~

+

+

+

+

+

+

+

~

9

Чуленков Максим

~

-

+

+

+

+

+

+

~

10

Царенков Алексей

-

~

-

-

~

~

+

~

-

11

Шапошников Максим

-

-

-

-

~

~

+

~

-

   

+ 0%

~  73%

-   27%

+  19%

~  36%

-   45%

+  73%

~   9%

-   18%

+ 45%

~  0%

-   55%

+  64%

~  36%

-    0%

+  45%

~  55%

-   0 %

+100%

+  36%

~  64%

-   0%

+   0%

~  36%

-   64%

Информация о работе Формирование временных представлений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью