Формирование временных представлений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 16:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель заключается в изучении особенностей развития временных представлений у учащихся младших классов вспомогательной школы.
Задачи:
Изучение особенностей восприятия времени детьми разного возраста.
Изучение литературы, методических рекомендаций по проблеме.
Изучение литературы для поиска методов и приемов, эффективных для формирования временных представлений у учащихся младших классов вспомогательной школы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
Восприятие времени детьми разного возраста………………………. 5
Время и его особенности. Особенности временных представлений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью……………………………………………………. 5
Развитие временных представлений у учащихся младших классов вспомогательной школы…………………………………………….. 11
Особенности временных представлений у учащихся начальных классов вспомогательной школы……………………………………... 20
Методика и содержание констатирующего эксперимента по изучению особенностей временных представлений учащихся с интеллектуальной недостаточностью ……….................................... 20
Анализ результатов………………………………………………….. 24
Методические рекомендации по формированию временных представлений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью…………………………………………………… 29
Заключение………………………………………………………………… 31
Литература…………………………………………………………………. 33

Вложенные файлы: 1 файл

Время курсовая.doc

— 368.00 Кб (Скачать файл)

У учащихся с интеллектуальной недостаточностью нет реальных представлений о  единицах измерения времени, их конкретной наполняемости. Учащиеся 1 – 2-х классов на вопрос: «Что можно сделать за ту или иную единицу времени (секунду, минуту, час, сутки и т.д.)?» - дают неопределенные ответы, например, такие: «За секунду – спать, играть; за минуту – играть, уроки учить; за час – играть, писать». Школьники с нарушением интеллекта имеют очень нечеткие представления о длительности отдельных видов деятельности, даже тех, которые связаны с их повседневной жизнью (например, о длительности таких событий, как прогулка, обед, завтрак, перемена, приготовление уроков, пребывание в школе, сон и т.д.).

Учащиеся вспомогательной школы  с трудом усваивают единичные  соотношения мер времени. Они  считают, что в году 12 месяцев, 120 дней, в месяце 37 дней, в часе 100 минут, час меньше минуты, месяц больше года.

У школьников с нарушением интеллекта с трудом формируются представления отдалённости и последовательности событий. Им трудно представить отрезки времени, удаленные от нас не только на сотни и тысячи, но даже на десятки лет. Учащиеся с трудом устанавливают связи между фактами, явлениями, событиями, происходящими в различные эпохи, их временные представления долго остаются на примитивно-наглядной стадии.

Таким образом, можно сделать вывод, что временные представления трудны для усвоения, так как очень специфичны. Их специфичность объясняется:

  1. невозможностью восприятия времени всеми органами чувств: время в отличие от других величин (длины, массы, площади и т.д.) нельзя видеть, осязать, мускульно ощущать;
  2. косвенным измерением времени, т.е. измерением через те изменения, которые происходят за определенный промежуток времени: расстоянием (пешеход прошел примерно 5 км за 1 ч), количеством движений (отхлопали 6 раз – прошла примерно 1 с), движением стрелок по циферблату часов (передвинулась минутная стрелка от цифры 1 до цифры 2 – прошло 5 минут) и т.д.;
  3. соотношения между единицами измерения времени (1 ч = 60 мин, 1 мин = 60 с, 1 год = 365(366) сут, 1 мес. = 28 (29, 30, 31) дней, 1 год = 12 мес., 1 сут = 24 ч и т.д.) отличны от соотношения единиц измерения других мер (длины, стоимости, массы и т.д.), которые выражены в десятичной системе счисления;
  4. обилием временной терминологии (потом, раньше, теперь, сейчас, до, после, быстро, медленно, скоро, долго и т.д.) и относительностью ее употребления («То, что вчера было завтра, завтра будет вчера»).

 

1.2. Развитие временных представлений у учащихся младших классов вспомогательной школы

 

Развитие временных  представлений у учащихся с умственным недоразвитием имеет огромное жизненно-практическое и коррекционно-воспитательное значение. Временные представления учащихся с интеллектуальной недостаточностью формируются значительно позже, чем у нормальных школьников, и качественно  отличаются от временных представлений нормально развивающихся детей.

 Еще в пропедевтический период  учитель ставит перед собой  задачу уточнить и развить временные представления (вчера, сегодня, завтра). С этой целью он организует наблюдения над явлениями и событиями, характеризующими время, использует картинки, отражающие деятельность детей, взрослых, календарь дежурств и т.д. Каждый учебный день учитель начинает с беседы  о том, что сегодня должны делать, подчеркивая слово «сегодня», вспоминает, что делали вчера. В конце учебного дня учитель обязательно сообщает, какие события ждут учеников завтра.

В результате у учащихся накопится некоторый опыт, и они научатся различать временные понятия вчера, сегодня, завтра, соотносить их с определенными событиями. Важно обратить внимание на текучесть времени: то, что происходит сегодня, завтра уйдет в прошлое, и будет соотноситься с термином вчера. Текучесть времени в какой-то мере можно конкретизировать, используя календарь дежурств.

Ежедневно на календаре дежурств выставляются карточки с именами детей (так  как ученики еще не умеют читать, то на карточках около имени изображается рисунок), которые дежурили вчера, дежурят сегодня, будут дежурить завтра. На следующий день эти карточки передвигаются. Вместо карточек можно сделать ленту с рисунками и именами детей, а вместо кармашков – «окошечки» (прорези). Лента каждый день передвигается и еще более наглядно демонстрирует смену дней, движение (текучесть) времени.

Наряду с частями суток вчера, сегодня, завтра вводятся новые термины, которые характеризуют время:

Сейчас, рано, поздно, давно, недавно, быстро, медленно, старше - моложе.

Работа над этими словами проводится так же кропотливо, постепенно и систематически.

В 1-м классе уточняются представления  учащихся о частях суток (утро, день, вечер, ночь), их последовательности. Работу по уточнению этих временных представлений  необходимо проводить с учетом опыта учащихся, их ориентировки во времени. Степень же развития временных представлений учитель выявляет в беседах и играх. Беседы проводятся не только на уроках математики, но и на других уроках и во внеклассное время. В первых беседах учитель или воспитатель опирается на опыт самих учащихся. Если это школа-интернат, детский дом, то утром воспитатель в беседе обращает внимание детей на то, что они должны сделать утром, а учитель на уроке спрашивает учащихся, что они делают утром, что успевают сделать за утро они сами, их мама, воспитатель. «После утра наступает день. Что вы делаете днем?» - спрашивает учитель. Так же проводится беседа об их занятиях вечером и т.д.

В последующих беседах учитель  опирается на наблюдения детей за деятельностью окружающих их близких людей, а затем и на наблюдения событий и явлений окружающей их жизни и природы, например: «Утром шел дождь», «Днем появилось солнце», «Вечером солнце скрылось, начало темнеть», «Ночью стало темно». Во время бесед учитель должен стремиться развивать наблюдательность детей, расширять их кругозор, сообщать о работе заводов, фабрик, транспорта в любое время суток.

Некоторые учащиеся путают последовательность частей суток, считая, что за днем сразу  следует ночь, а после ночи наступает  день. Последовательность частей суток, а также их смену удобно показать и закрепить на наглядных пособиях и дидактическом материале. Можно использовать макеты «Восход и заход солнца», «Суточный домик». С макетом «Суточные часы» организуются игры.

Макет «Суточный домик» имеет ленту, на которой последовательно соответствующим цветом (утро – розовое, день – желтый, вечер – синий, ночь – черная) отмечается каждая часть суток. Лента вставляется в прорезь (окошко) и движется постепенно. Одна часть суток приходит на смену другой. Учащиеся называют эти части, закрепляя их последовательность и «наблюдая» текучесть времени.

Можно использовать картинки, на которых изображены наиболее характерные виды деятельности детей и взрослых в разные виды суток. Учитель раздает их ученикам, они их раскладывают по порядку, учитель проверяет, а потом один из учеников рассказывает, в какой последовательности он разложил картинки, и объясняет, почему он выбрал именно такую последовательность.

Такие игры не только уточняют и закрепляют временные представления учащихся, но и обогащают их словарь и способствуют общему развитию умственно отсталых первоклассников.

В третьем классе утро, день, вечер, ночь учащиеся должны уметь назвать одним обобщающим словом «сутки» (в понятие «сутки» вкладывается во вспомогательной школе календарное число; начало суток – 0 ч ночи, а конец – 0 ч следующего календарного числа).

По программе вспомогательной  школы понятие о недели и последовательности дней недели учащиеся должны получить только во 3-м классе, работу по формированию этих знаний надо начинать с опережением, уже в 1-м классе (приблизительно в начале второго полугодия).

Опыт показывает, что учащиеся постепенно запоминают названия дней недели и  их последовательность, если ежедневно  спрашивать их, какой сегодня день недели, какой день недели был вчера, какой день недели будет завтра. Полезно также работать с отрывным календарем, который укрепляется на календаре дежурств. Листочки отрывного календаря не выбрасываются, а, начиная с понедельника, складываются в кармашек под календарем. В пятницу и понедельник подводятся итоги. Учитель спрашивает детей: «Сколько дней вы учились? (Дети пересчитывают.) Какой день завтра? Сколько дней вы отдыхаете? Сколько дней прошло от понедельника до следующего понедельника? (Прошла одна неделя.) Сколько дней в неделе?» Таким же образом идет работа с календарем и в последующие недели.

К 3-му классу учащиеся будут иметь большой запас наблюдений смены дней в течение недели. Закреплению последовательности дней недели способствует проведение дидактических игр. В результате учащиеся должны усвоить порядковый номер дня, например: пятница – пятый день недели, вторник – второй день недели и т.д. Уметь показать, как этот номер отражается в названии дня недели, например: четверг – четвертый, вторник – второй и т. д.

Наряду с календарным  понятием недели (неделя начинается в  понедельник и заканчивается  в воскресенье) следует дать учащимся и житейское понятие недели (если от данного дня пройдет 7 дней, то пройдет неделя: от четверга до четверга прошла неделя).

В 4-м классе учащиеся должны получить знания о месяце как новой единице времени, которая больше недели, познакомиться с последовательностью месяцев года и количеством дней в каждом месяце.

Обязательным пособием является отрывной календарь и табель-календарь.

В каждый из учебных дней года ученики называют день недели, число, месяц, отрывают листок календаря  и кладут его в кармашек, зачеркивают  прошедшие дни в табеле-календаре. Через неделю 7 листков календаря  связывают стопкой. Подводятся итоги  работы за неделю. Это необходимо делать для того, чтобы учащиеся не формально воспринимали прошедшее время, а осмысливали его в связи с заполнившими его событиями. В конце месяца определившееся число полных недель и количество оставшихся дней, а в итоге – сколько всего дней в месяце. Такая же работа проводится и в последующие месяцы: в октябре, ноябре, декабре. К январю у учащихся накапливается определенный опыт, который можно обобщить: в месяце бывает то 30, то 31 день, в месяце содержится 4 полные недели и еще 2 - 3  дня, новый год начинается с 1 января. В качестве наглядного пособия используется таблица «Год».

В таблице следует  выделить разным цветом названия месяцев  каждого времени года. Необходимо обратить внимание на февраль, а также  июль и август (остальные месяцы содержат то 31, то 30 дней). Полезно научить учащихся «бытовому» приему определения дней в месяце по фалангам пальцев руки, ведя отсчет с января. Этот прием доступен учащимся вспомогательной школы, и они пользуются им в жизни.

Важно, чтобы учащиеся не только запоминали названия месяцев по порядку, но и хорошо знали порядковый номер каждого месяца. Этому способствуют дидактические игры «Год», «Угадай, какой месяц пропал», «Который по порядку?», «Назови, какой это месяц».

Большую коррекционную  роль играет умение воспроизвести в памяти те события, которые произошли за месяц (какие изделия сделали за месяц на уроках труда, что прочитали и сколько, сколько стихотворений выучили, с какими новыми темами по разным предметам познакомились, где были за это время, что сделали на пришкольном участке и т.д.). Для этого хорошо использовать календари наблюдений.

В 3-м классе учащиеся получают сведения о единице измерения времени – часе, знакомятся с прибором для измерения времени – часами. На первом же уроке нужно выявить представления учащихся о конкретной наполняемости часа («Что можно сделать за 1 ч?»), о назначении часов, о необходимости измерения времени. Учитель сообщает учащимся примерную продолжительность часа – это урок и перемена, затем выясняет, что они успели сделать за это время.

Далее учащиеся знакомятся с часами (настенными, наручными, настольными). Учитель рассказывает об их назначении, о том, зачем людям нужно знать  и уметь определять время. Обязательным пособием на данном уроке являются циферблаты часов. Они должны быть у каждого ученика. На циферблатах учащиеся читают цифры, рассматривают стрелки: часовую и минутную. Учитель сообщает, что часовая (маленькая) стрелка показывает целый час тогда, когда минутная (большая) стрелка стоит на двенадцати (минутная стрелка закреплена на циферблате на числе 12).

 Значит, положение  минутной стрелки при показе  любого целого часа постоянно,  а положение часовой – меняется.

При определении времени  с точностью до 1 ч минутная стрелка  пройдет целый круг (т.е. пройдет через все числа), а часовая стрелка передвинется к следующему числу и покажет, что прошел 1 ч. На этом уроке дети учатся читать показание времени на часах, т.е. называть время в часах и ставить стрелки часов так, чтобы они показали целое количество часов.

В последующие дни  необходимо организовать наблюдения за конкретной наполняемостью часа. С  этой целью учитель обращает внимание на начало первого урока: «Часы показывают 9 ч утра. Часовая стрелка стоит на цифре 9, а минутная – на числе 12. Прошел урок и перемена». Ровно в 10 часов учитель снова обращает внимание на часы и говорит: «Прошел 1 ч после начала первого урока. Вспомним, что мы успели сделать за 1 ч». Еженедельно прослеживается время продолжительностью в 1 час и выявляется его наполняемость. Хорошо пронаблюдать эту единицу времени на прогулке пешком, на лыжах, проследить хотя бы примерный путь, который проделали за это время ребята.

На последующих уроках учитель отводит 5 – 10 мин для  закрепления определения времени  в часах и записи показания часов. Учащимся можно предложить задание записать начало режимных моментов в часах, таблицу «Режим дня», начало каждого урока и т.д. Работая с циферблатом часов, учащиеся выполняют такие задания: «Поставьте стрелки часов так, чтобы они показывали 7 ч, 9 ч и т.д.», «Проверьте часовую стрелку на цифру 5, а минутную - на 12. Который час показывают часы?» и т.д.

Важно дать понятие о  движении стрелок только в одном  направлении. Позже, на уроках труда, ученики  узнают о направлении движения по часовой стрелке. Это будет способствовать лучшему пониманию времени прошедшего, настоящего и будущего. Например, если часы показывают 5 ч, то значит, они уже показывали 4 ч, 3 ч (это время прошло), а показывать будут 6 ч, 7 ч и т.д.

Информация о работе Формирование временных представлений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью