Формирование временных представлений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 16:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель заключается в изучении особенностей развития временных представлений у учащихся младших классов вспомогательной школы.
Задачи:
Изучение особенностей восприятия времени детьми разного возраста.
Изучение литературы, методических рекомендаций по проблеме.
Изучение литературы для поиска методов и приемов, эффективных для формирования временных представлений у учащихся младших классов вспомогательной школы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
Восприятие времени детьми разного возраста………………………. 5
Время и его особенности. Особенности временных представлений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью……………………………………………………. 5
Развитие временных представлений у учащихся младших классов вспомогательной школы…………………………………………….. 11
Особенности временных представлений у учащихся начальных классов вспомогательной школы……………………………………... 20
Методика и содержание констатирующего эксперимента по изучению особенностей временных представлений учащихся с интеллектуальной недостаточностью ……….................................... 20
Анализ результатов………………………………………………….. 24
Методические рекомендации по формированию временных представлений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью…………………………………………………… 29
Заключение………………………………………………………………… 31
Литература…………………………………………………………………. 33

Вложенные файлы: 1 файл

Время курсовая.doc

— 368.00 Кб (Скачать файл)

 

 

2.2. Анализ результатов

 

В результате анализа  ответов учащихся можно сделать  вывод, у учащихся с интеллектуальной недостаточностью имеют нечеткие представления о мерах времени. У школьников с нарушением интеллекта с трудом формируются представления о единицах измерения времени. Так 73% учащиеся затруднялись назвать единицы измерения времени. Большинство называли только час, минуту. Некоторые учащиеся при перечислении единиц измерения времени называли единицы измерения длины. Трое учащихся (27%) не смогли назвать единиц измерения времени.

 

Диаграмма № 1

Дать характеристику единице времени «сутки» смогли только 19% учащихся, 36% учащихся называли только несколько частей суток, например: день и ночь; утро, день и ночь. Учащиеся путали последовательность частей суток, называя после ночи вечер. 45% учащихся не смогли дать характеристику и перечислить части суток.

Диаграмма № 2

С заданием перечислить  дни недели и назвать порядковый номер дней недели, справились не все учащиеся. 18 % учащихся не знают последовательность дней недели, при заполнении таблицы допустили большое количество ошибок.  9 % учащихся допустили ошибки при устном перечислении  названий дней недели и их последовательности.

 

Диаграмма № 3

В результате анализа  ответов учащихся о знании количества дней в неделе было выявлено, что 55% учащихся не знают количество дней в неделе, считают и называют только рабочие дни. При повторном назывании дней недели и их пересчете учащиеся давали правильный ответ.

 

 

Диаграмма № 4

Анализ ответов учащихся о знании названия месяцев года показал, что у 36% учащихся не сформированы знания названий месяцев по временам года. Учащиеся путают названия месяцев по временам года.

 

 

Диаграмма № 5

При назывании последовательности месяцев года учащиеся допустили  большее количество ошибок. Так 55% учащихся путают последовательность названий месяцев года, не знают порядковый номер месяцев.

Диаграмма № 6

Знание последовательности времен года и их отличительных признаков  показали 100 % учащихся.

Диаграмма № 7

При выполнении учащимися  задания на определение времени  с точностью до часа, было выявлено что, 36% учащихся умеют самостоятельно определять время с точностью до часа, 64% учащихся определяют с помощью педагога.

Диаграмма № 8

При определении умения определять время с точностью до минуты, было установлено, что умение сформировано только у 36 % учащихся, однако самостоятельно с заданием ни кто из учащихся справиться не смог. 64% учащихся помощь не приняли.

Диаграмма № 9

 

Таким образом, можно  сделать вывод, что у учащихся с интеллектуальной недостаточностью нет реальных представлений о единицах измерения времени. У них с трудом формируются представления о единицах измерения времени, их конкретной наполняемости. Учащиеся заучивают названия дней недели, названия месяцев, однако путают их последовательность, не могут назвать признаки того или иного времени года. Многие учащиеся с интеллектуальной недостаточностью не могут назвать порядковый номер дня недели и месяца. Некоторые учащиеся не правильно называют или не знают день своего рождения.

2.3. Методические  рекомендации по формированию  временных представлений у учащихся  с интеллектуальной недостаточностью

 

Развитие временных  представлений у учащихся вспомогательной  школы имеет огромное жизненно-практическое и коррекционно-воспитательное значение. Основная задача при изучении мер времени состоит в формировании временных представлений  и умений практического их использования. 

Решение названной задачи на начальном этапе реализуется  через игру, в конкретной ситуации на уроках математики, на уроках по другим предметам, в процессе многократного выполнения вариантов одних и тех же заданий с использованием разнообразного, хорошо знакомого детям материала.

Выделим некоторые дидактические  требования к изучению мер времени:

  1. Формировать временные представления необходимо на базе детских наблюдений, опыта, практики. Связывать каждый факт, явление, событие со временем, в которое оно протекает.
  2. Знакомить учащихся (до изучения единиц измерения времени и их соотношений) с помощью бесед, игр с отношениями мер времени: сутки больше, чем день или ночь; сутки меньше недели; год больше месяца; час больше минуты и т.д.
  3. Показывать продолжительность единиц времени, возможное конкретное их содержание с тем, чтобы ученик ощутил длительность этого промежутка времени в различных условиях, постиг путем опыта, что можно сделать за ту или иную единицу времени.
  4. Формировать, как можно раньше, правильные представления о длительности событий, явлений, которые учащиеся постоянно наблюдают или в которых участвуют (например, режимных моментов, урока, перемены и т.д.). Учащиеся должны накапливать опыт в определении длительности промежутка времени, необходимого для выполнения той или иной работы, подмечать зависимость между количеством продукции и затраченным на ее изготовление временем, отчетливо выделять связи и отношения между явлениями и событиями, давать им четкое словесное описание.
  5. Проводить работу по формированию временных представлений и понятий на других учебных предметах (уроках русского языка, человек и мир, физкультуры, рисования и особенно на уроках трудового обучения) и во внеурочное время.
  6. Проводить работу по развитию временных представлений систематически независимо от темы урока, затрачивая по 5 – 10 минут урока, и не реже 2 – 3 раз в неделю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Формирование и развитие восприятия, представления и понятия  времени в процессе обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью – одна из важных и сложных проблем учебно – воспитательной работы во вспомогательной школе.

 Понятие времени для детей с интеллектуальной недостаточностью наиболее сложно. Время воспринимается опосредованно, через конкретные признаки, но и они часто нестабильны, зависят от времени года, состояния погоды. Усвоение временных понятий происходит через собственную деятельность детей, деятельность взрослых в различные части суток, через оценку объективных показателей (положение солнца, освещенность, погодные явления).

Освоение временных  понятий детьми протекает с разной скоростью и характеризуется  крайней неустойчивостью, но интерес к временным отношениям возникает очень рано.

В психологических исследованиях  условий и закономерностей продуктивной учебной деятельности важное место  отводится вопросу правильной ориентировки в текущем времени (В.В. Андриевская, С.В. Белохвостова, В.Л. Ярощук и др.). Выявляя особенности субъективной оценки человеком объективно существующих временных свойств и отношений: последовательности, темпа и ритма, ряд авторов показывают, что ориентировка во времени включается в жизнь человека с раннего детства и что своевременное и адекватное формирование понятия о времени у ребенка чрезвычайно важно.

Следить за течением времени  в процессе деятельности, распределять ее во времени, реагировать на тот  или иной сигнал с определенной скоростью  и через заданные интервалы, ускорять или замедлять темп своей работы, рационально использовать время – эти умения используются людьми ежедневно, и, следовательно, овладение этими умениями является необходимым условием адаптации учащихся вспомогательной школы в быту, и в профессиональной деятельности.

Из практики обучения и специальной литературы хорошо известны факты, свидетельствующие  о серьезном недоразвитии у многих детей, поступающих во вспомогательную школу, представления о мерах времени. Это проявляется у них с самого начала обучения и существенно затрудняет учебную деятельность. В активном, а так же пассивном словаре этих учащихся отсутствуют многие слова, обозначающие меры времени. Однако в процессе учебы этому вопросу не всегда уделяется достаточное внимание.

Вместе с тем процессы формирования и развития мер времени у учащихся с интеллектуальной недостаточностью значительно менее изучены, чем другие психологические процессы, хотя  эти данные могут иметь большое значение для разработки методов коррекционного обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Аббасов М.Г. Особенности восприятия, представления и понимания времени учащимися вспомогательной школы // Дефектология. – 1983. - № 2.
  2. Воронина М.В. Представления о мерах времени у учащихся вспомогательной школы // Дефектология. – 1996. - № 3.
  3. Воронина М.В. Особенности временных представлений у умственно отсталых первоклассников // Дефектология. – 1994. - № 5.
  4. Гриханов В.П. Математика: Учебное пособие для 1 класса вспомогательной школы. – Мн., 1998.
  5. Гриханов В.П. Математика: Учебное пособие для 2 класса вспомогательной школы. – Мн., 1998.
  6. Гриханов В.П. Математика: Учебное пособие для 3 класса вспомогательной школы. – Мн., 1998.
  7. Гриханов В.П. Математика: Учебное пособие для 4 класса вспомогательной школы. – Мн., 1998.
  8. Ералиева С.Г. Некоторые аспекты регуляции деятельности в связи с ориентировкой во времени старших дошкольников с нарушением умственного развития //Дефектология. – 1983. -  6.
  9. Ералиева С.Г. Особенности временных представлений и ориентировки во времени у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста // Дефектология. – 1983. - № 2.
  10. Мухина А.М. Формирование элементарных представлений у детей дошкольного возраста. – М., 1974.
  11. Мельникова В.А. Формирование у детей с умственной недостаточностью знаний о мерах времени // Дэфекталогiя. – 1998. -   № 3.
  12. Перова М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе: Учеб. для студ. дефект. фак. педвузов. – 4-е изд. – М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  13. Программы вспомогательной школы с русским языком обучения. – Мн., 2002.
  14. Тарабарина Т.Д., Соколова Е.И. Детям о времени. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.
  15. Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1990.

 

 

 


Информация о работе Формирование временных представлений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью