Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 11:44, курсовая работа
Цель: Изучить особенности формирования коммуникативной компетентности младших школьников
Задачи: 1) проанализировать понятия «коммуникация», «коммуникативная компетентность»;
2) рассмотреть особенности формирования коммуникативной компетентности младших школьников;
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы формирования коммуникативной компетентности младших школьников ………………………………………..5
1.1. Понятие коммуникативной компетентности …………………………5
1.2. Развитие коммуникативной компетентности в младшем школьном
возрасте…………………………………….………………………………………18
Выводы по первой главе…………………………………………………..23
Глава II. Пути формирования коммуникативной компетентности младших школьников ……………………………………………………………………….24
2.1. Диагностика коммуникативных умений у младших школьников…………………………………………………………………………24
2.2. Средства формирования коммуникативной компетентности
младших школьников …………………………………………………………….26
Выводы по второй главе……………………………………………….......37
Заключение………………………………………………………………………..38
Литература………………………………………………………………………...
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы формирования коммуникативной компетентности младших школьников ………………………………………..5
1.1. Понятие коммуникативной компетентности …………………………5
1.2. Развитие коммуникативной компетентности в младшем школьном
возрасте…………………………………….………………
Выводы по первой главе…………………………………………………..23
Глава II. Пути формирования коммуникативной компетентности младших школьников ……………………………………………………………………….24
2.1. Диагностика коммуникативных умений
у младших
школьников……………………………………………………
2.2. Средства формирования коммуникативной компетентности
младших школьников …………………………
Выводы по второй главе……………………………………………….......
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Современный этап развития нашего общества характеризуется глубокими экономическими и социальными преобразованиями. Поэтому необходимость ориентировать процесс обучения на формирование готовности личности к постоянно меняющимся запросам социума, к сотрудничеству с другими людьми на сегодняшний момент уже не вызывает сомнений. Однако, несмотря на постоянно растущую в обществе потребность в людях коммуникабельных, обладающих разносторонними знаниями, современная школа с существующим в ней набором форм и методов обучения не в должной степени способствует формированию коммуникативных умений школьников.
В учебных заведениях специально не учат общению, а жизнь показывает, что самостоятельно приобрести коммуникативную культуру удается далеко не каждому человеку. Именно из-за этого возникают проблемы, конфликты на межличностном, групповом и социальном уровнях. В результате образования у человека формируется целостное качество, позволяющее ему взаимодействовать с другими людьми. Это качество - коммуникативная культура человека, которая является одной из важных составляющих общей культуры человека. Формирование общей культуры, культуры общения, коммуникативной культуры продолжается непрерывно в течение всей жизни и деятельности человека.
Вопросам коммуникативной культуры в учебно-воспитательном процессе посвящены работы А.А. Бодалева, К.Я. Вазиной, В.В. Давыдова, В.А. Кан-Калика, И.С. Якиманского и др.
Проблема эффективной организации процесса формирования коммуникативных умений в ходе учебной деятельности нашла свое отражение в исследованиях отечественных и зарубежных ученых. Таковы работы Т.Н. Мальковской о коммуникативных аспектах руководства старшеклассников, А.В. Мудрика - о взаимодействии школьников и способах воспитательного влияния на них, В.В. Чечета - об особенностях общения родителей с детьми и др. В настоящее время важная роль в формировании коммуникативных умений отводится в психолого-педагогической литературе младшему школьному возрасту.
Успешность и интенсивность формирования коммуникативных умений зависят от того, насколько они осознаются школьником, насколько он сам способствует их развитию и насколько целенаправленно участвует в этом процессе.
Таким образом, актуальна тема нашей выпускной квалификационной работы «Особенности формирования коммуникативной компетентности младших школьников»
Объект – учебно-воспитательный процесс в начальной школе
Предмет – средства формирования коммуникативной компетентности младших школьников
Цель: Изучить особенности формирования коммуникативной компетентности младших школьников
Задачи: 1) проанализировать понятия «коммуникация», «коммуникативная компетентность»;
2) рассмотреть особенности формирования коммуникативной компетентности младших школьников;
3) провести исследование коммуникативных умений младших школьников;
4) выявить средства формирования коммуникативной компетентности младших школьников.
Методы исследований:
- теоретические (анализ педагогической литературы, синтез, обобщение);
- эмпирические (тесты, анкетирование).
База исследования. Волгоградская область, г. Михайловка, МОУ СШ № 2 учащиеся 2 –го класса.
Структура работы. Состоит из введения, двух глав, выводов к каждой из них, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем работы составляет 53 страницы.
Глава I. Теоретические основы формирования коммуникативной компетентности младших школьников
1.1. Понятие коммуникативной компетентности
Коммуникация (от лат. - делаю общим, связываю, общаюсь) — смысловой аспект социального взаимодействия. Поскольку всякое индивидуальное действие осуществляется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми, оно включает (наряду с физическим) коммуникативный аспект. Действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными действиями. Различают процесс коммуникации и составляющие его акты. Основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при охранении индивидуальности каждого ее элемента.
В отдельных актах коммуникации реализуются управленческая, информативная, эмотивная и фатическая (связанная с установлением контактов) функции, первая из которых является генетически и структурно исходной. По соотношению этих функций условно выделяются сообщения: побудительные (убеждение, внушение, приказ, просьба); информативные (передача реальных или вымышленных сведений); экспрессивные (возбуждение эмоционального переживания); фатические (установление и поддержание контакта). Кроме того, коммуникационные процессы и акты можно классифицировать и по другим основаниям. Так, по типу отношений между участниками различаются: межличностная, публичная, массовая коммуникация, по средствам коммуникации: речевая (письменная и устная), иаралингвистическая (жест, мимика, мелодия), вещественно-знаковая (продукты производства, изобразительного искусства и т. д.). Разновидностью вещественно-знаковой коммуникации является художественная, связывающая между собой художника (или художественный коллектив) и зрителя (аудиторию). Влияние художественной коммуникации при этом может быть не всегда адекватным замыслу художника, порождая психологические барьеры вместо духовного обогащения, равнодушие, раздражение или агрессию — вместо эстетического наслаждения. Причины этих эффектов кроются в несовпадении «душевной организации» художника и реципиента, а различии их ценностных ориентации, жизненного опыта, уровня культуры, интеллекта [Андреева 2005: 228].
Коммуникация выступает как особая функция общения. Она проявляется в передаче и принятии информации. Эта функция играет важную роль в межличностных отношениях, поскольку информационные процессы в современном мире определяют значительную часть жизнедеятельности человека. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, человек, воспринимающий ее, реципиентом. Вполне понятно, что в процессе взаимодействия коммуникатор и реципиент меняются местами, поскольку функции передачи и восприятия информации переходят от одного к другому. Однако существуют такие ситуации взаимодействия, когда данные функции жестко закреплены за субъектами в течение определенного времени, например у преподавателя (коммуникатор) и слушателей (реципиенты) на лекции.
Педагогическая деятельность представляет собой процесс решения бесчисленного множества стандартных и нестандартных педагогических задач. Предметом педагогической задачи могут выступать знания учащихся, их личностно-деловые качества, отношения и т.п., т.е. все те характеристики, которые подвержены количественным и качественным изменениям.
Например, при возникновении педагогической задачи объяснения нового материала педагог анализирует ситуацию, перебирает возможные варианты объяснения, избирает оптимальные методы и затем осуществляет педагогическое действие. На всех этапах решения педагогических задач педагог использует и адекватную им симтему общения, через которую и организуется педагогическое взаимодействие. Поэтому одним из элементов педагогической задачи является задача коммуникативная (задача общения).
В этой связи педагогическая деятельность может быть представлена и как длинный ряд коммуникативных задач, меняющихся, развивающихся и предполагающих организацию педагогического взаимодействия, адекватного этим задачам.
Итак, практическая реализация
избранных методов
Многие педагоги не осознают коммуникативную задачу как компонент педагогического процесса, хотя в реальной деятельности неосознанно решают ее. Коммуникативные задачи являются инструментальными компонентами педагогического взаимодействия.
Принято различать общие коммуникативные задачи предстоящей деятельности, которые, как правило, планируются заранее, и текущие коммуникативные задачи, возникающие в ходе педагогического взаимодействия.
Общая коммуникативная задача сводится к повествованию (сообщению) и побуждению. Повествование представлено следующими разновидностями: собственно повествование, сообщение, наименование, объявление, перечисление, реплика, ответ, донесение, рапорт и др. Побуждение может иметь следующие виды: приказ, команда, требование, приказание, предупреждение, угроза, запрет, вызов, предостережение, предложение, призыв, совет, задание, приглашение, просьба, увещание, мольба (Артемов В. А., Вельский А. В.).
Таким образом, в процессе педагогического взаимодействия педагог реализует две основные цели: передает учащимся сообщение или воздействует на них, т. е. побуждает к действию.
В соответствии с логикой педагогического взаимодействия выделим стадии коммуникации:
-моделирование педагогом предстоящего общения с учащимися при подготовке к взаимодействию (постановка педагогической задачи, выбор способов и методов ее решения, отделение коммуникативной задачи, собственно моделирование общения);
-организация непосредственного общения с учащимися;
-управление общением в ходе педагогического взаимодействия;
-анализ результатов общения и моделирование новой педагогической задачи. [Андреева 2005: 230].
Названные стадии коммуникации
характеризуют поэтапное
1.Моделирование. На этом этапе осуществляется
своеобразное
планирование коммуникативной структуры
взаимодействия, со
ответствующего педагогическим задачам,
сложившейся ситуации,
индивидуальности педагога, особенностям
отдельных учащихся и
класса в целом.
Необходимым элементом моделирования предстоящего взаимодействия является предвидение возможной психологической атмосферы, например на уроке, выбор средств достижения эмоционального отклика взаимодействующих субъектов. Это, в свою очередь, определяет собственно педагогические аспекты взаимодействия, позволяет педагогу представить свое коммуникативное поведение и эмоциональное состояние.
2.Организация непосредственного общения,
во время которого
педагог берет на себя инициативу, позволяющую
ему иметь некоторое преимущество в управлении
общением. Этот этап предполагает умение
ориентироваться в условиях предстоящего
общения: продумать стиль общения с учащимися;
мысленно восстановить опыт общения с
данным классом; уточнить особенности
общения в новых коммуникативных условиях.
Здесь конкретизируется
и объект общения. Обычно в качестве
объекта общения выступает
Важным моментом этого этапа является привлечение педагогом внимания учащихся, поскольку эффективное общение с классом возможно только в том случае, если внимание учащихся сконцентрировано на педагоге.
3.Управление общением, которое складывается из уточнения условий и структуры общения, поддержания непосредственного общения.
4.Анализ результатов осуществленного
взаимодействия. Эта
стадия чаще всего называется стадией
обратной связи в общении,
которая может быть содержательной и эмоциональной.
Содержательная обратная связь дает информацию
о степени усвоения
преподаваемого материала. Она осуществляется
с помощью вопросов, экспресс-опросов,
фронтальных опросов и т.д. [Смирнов 2000:
312].
В начале 90-х гг. прошлого века «коммуникативная компетенция» определялась отечественными учеными как способность и готовность осуществлять иноязычное общение (И. Бим, Н. Гальскова, Е. Пассов и др.).
Но уже к середине
90-х гг. под коммуникативной
Коммуникативная компетентность, явля ясь базовой компетентностью, необходимой каждому человеку для решения различных социально-значимых задач, выделяется практически во всех нормативно-правовых документах, регламентирующих содержа ние образования, начиная от материалов Болонского соглашения до Государственных стандартов РФ. Правомерность норма тивной фиксации коммуникативной компетентности в качестве ключевой обусловлена не только ее социальной и индивидуальной значимостью, но и слабой подготовкой учащихся в данном направлении. Решение методических и дидактических вопросов формирования ключевых компетенций в образовательном процессе является характерным направлением научных поисков для современного этапа развития обучения.
Информация о работе Формирование коммуникативной компетентности