Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 11:44, курсовая работа
Цель: Изучить особенности формирования коммуникативной компетентности младших школьников
Задачи: 1) проанализировать понятия «коммуникация», «коммуникативная компетентность»;
2) рассмотреть особенности формирования коммуникативной компетентности младших школьников;
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы формирования коммуникативной компетентности младших школьников ………………………………………..5
1.1. Понятие коммуникативной компетентности …………………………5
1.2. Развитие коммуникативной компетентности в младшем школьном
возрасте…………………………………….………………………………………18
Выводы по первой главе…………………………………………………..23
Глава II. Пути формирования коммуникативной компетентности младших школьников ……………………………………………………………………….24
2.1. Диагностика коммуникативных умений у младших школьников…………………………………………………………………………24
2.2. Средства формирования коммуникативной компетентности
младших школьников …………………………………………………………….26
Выводы по второй главе……………………………………………….......37
Заключение………………………………………………………………………..38
Литература………………………………………………………………………...
Проблеме развития коммуникативной компетентности посвящены исследования в различных областях науки, причем трактовка самого понятия меняется в зависимости от решаемой автором проблемы и взгляда на данный феномен. Коммуникативная компетентность рассматривалась в качестве свойства индивида, проявляющегося в умелости, способа личностной самореализации (В.А. Болотов, В.В. Сериков и др.); интегрального качества личности, основанного на знаниях и опыте (И.А. Зимняя, Г.К. Селевко и др.); способности к созданию собственного продукта, выполненного с ориентацией на восприятие другим человеком (В.В. Гузеев и др.); готовности к взаимодействию, вербальному и невербальному общению с другими людьми (Д.А. Иванов и др.); способности устанавливать и поддерживать контакты с людьми, основанной на знаниях, умениях и навыках общения (Ю.Н. Емельянов, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровский, С.Л. Братченко, Н.Б. Буртова, Е.М. Кузьмина).
Что касается коммуникативной компетентности, то она, во-первых, рассматривается в качестве важного условия, расширяющего возможности социализации молодого человека (в данном случае речь идет о социальной коммуникации как способности, возможности и готовности эффективно взаимодействовать с другими людьми); во-вторых, коммуникативная компетентность выступает значимым фактором предметной коммуникации при углубленном изучении отдельных предметов. Предметная коммуникация отличается от социальной особенностями знаковой системы, ориентированной на обозначение специфических явлений в рамках того или иного профиля.
Уточнение сущности и
содержания понятия коммуникативной компетентности
потребовало от нас анализа различных
подходов к пониманию компетентности
за последние несколько лет, начиная с
присоединения России к Болонскому соглашению.
В отличие от совокупности знаний, умений
и навыков (которые традиционно составляли
содержание образования в качестве основных
компонентов) приоритет получили ключевые
компетенции учащихся в интеллектуальной,
правовой, информационной и других сферах.
При этом компетентность как актуальное
проявление компетенции, включает в себя
не только когнитивную и операционально-
Фиксируется не сумма усвоенной информации, а готовность учащегося действовать в различных ситуациях, в том числе и проблемных, способность к сложным видам деятельности (учебной, предметной, учебно-профессиональной, социальной и т. д.). Очевидно, что компетентность предполагает определенный уровень развития личности, связанный с качественным освоением содержания образования (А.В. Хуторецкий, Е.Г. Калинкина и др.). Большинство исследователей согласны с тем, что компетентность связана с деятельностными характеристиками человека. Важнейшим результатом реализации компетентностного подхода становится то, что изменению подвергается не только содержание, но в большей степени методы образования, виды деятельности, которыми должен овладеть учащийся, а также способы оценки эффективности образовательного процесса.
Особый статус коммуникативной компетентности определен в работах В.И. Тесленко и С.В. Латынцева, где охарактеризованы причины, обусловливающие данный вид компетентности в качестве ключевой:
-общественный запрос на профессионалов, умеющих работать в команде на общий результат, работать с информацией, продуктивно разрешать конфликты и публично представлять результаты своей работы;
-требования Государственного стандарта общего образования, включающего общеучебные умения, навыки и способы деятельности, которые связаны с коммуникацией (адекватно воспринимать устную речь, передавать содержание прослушанного текста, выбирать и использовать средства языка в соответствии с коммуникативной задачей, владеть монологической и диалогической речью, соблюдать этические нормы общения и т. д.);
-роль коммуникативной компетентности как способа и условия существования любого макро- и микрочеловеческого информационного общества.
Коммуникативная компетенция в сегодняшнем понимании включает в себя собственно коммуникативный, перцептивный и интерактивный компоненты как основные характеристики процесса общения, рассматриваемые исследователями в качестве основных (Г.М. Андреева, Е.В. Андриенко и др.). При этом коммуникация обозначает все информационные обмены, интеракция - процессы взаимодействия, а перцепция - восприятие и понимание людьми друг друга в процессе деятельности и общения.
Анализ научной литературы по вопросу формирования коммуникативной компетентности позволил нам дать следующее определение: коммуникативная компетентность - это характеристика личности, включающая в себя совокупность знаний, умений, опыта и личностных качеств, позволяющих эффективно решать задачи общения и достигать взаимопонимания. Данное понятие опирается на обоснованное Г.К. Селевко общее понимание компетентности как способности и готовности личности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, приобретенном в процессе социализации [Селевко 1998:], а также на понятие коммуникативной компетентности Ю.М. Емельянова, C.JI. Братченко и Н.Б. Буртовой, рассматривающих коммуникативную компетентность через совокупность знаний, умений, навыков, опыта и личностных качеств субъекта взаимодействия [Емельянов 1991].
Таким образом, коммуникативная компетентность может быть представлена теоретической, практической и личностной составляющими.
Под теоретической составляющей будем понимать наличие знаний в области межличностного взаимодействия, умение найти необходимую информацию, ее источник, убедительно агрументировать свою позицию, стилистически и грамматически правильно оформлять высказывания, излагать информацию ясно, логично, доступно и выразительно.
В практической составляющей будем выделять сочетание умения восприятия себя, партнера по общению и самого акта общения (умение понимать настроение собеседника, слушать партнера, использовать личный опыт в общении).
Под личностной составляющей коммуникативной компетентности мы будем понимать комплекс коммуникативных свойств и качеств личности (распознавание внутренних состояний других людей - эмпатия; оценка альтернативных линий своего поведения и выбор действий, адекватных ожиданиям другого человека; контроль избранной линии поведения по отношению к партнеру; общительность, толерантность, способность к рефлексии).
Отмеченная совокупность составляющих представляет собой структурную организацию коммуникативной компетентности личности.
Систематизируя компоненты коммуникативной компетентности личности, выделили три группы коммуникативных знаний и умений, обеспечивающих ее сформированность:
-речевые коммуникативные знания и умения;
-социально-психологические коммуникативные знания и умения;
-деятельностно-практические коммуникативные умения.
Сформированность каждой группы коммуникативных знаний и умений может быть определена по когнитивному, операционно-деятельностному критерию и критерию личной направленности общения. При этом когнитивный критерий включает в себя знания структуры, этапов, особенностей процесса общения, позиций в общении; использование специальной терминологии согласно выбранному профилю обучения. Операционально-деятельностный критерий включает умения осуществлять коммуникативную деятельность, владеть вербальными и невербальными средствами общения, лексическими и грамматическими нормами языка. Критерий личностной направленности включает направленность на межличностное общение, стремление к организации общения с партнером, ориентированность на диалог и сотрудничество, эмпатию, управление собственным эмоциональным состоянием.
Немаловажное место в процессе становления личности занимает работа по развитию у младших школьников коммуникативных умений и навыков.
Коммуникативные умения - это осознанные коммуникативные действия учащихся (на основе знания структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения. [Епишина 2007: 11].
Коммуникативные умения по своей структуре являются сложными умениями высокого уровня; они включают в себя простейшие (элементарные) умения. По своему содержанию коммуникативные умения объединяют в себе информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные и аффективно-коммуникативные группы умений.
Имеющийся опыт использования
игровых методик в
Группа информационно-
-вступать в процесс общения (выражать просьбу, приветствие, поздравление, приглашение, вежливое обращение);
-ориентироваться в партнерах и ситуациях
общения (начать говорить
со знакомым и незнакомым человеком; соблюдать
правила культуры общения в отношениях
с товарищами, учителем, взрослым; понять
ситуацию, в которую ставятся партнеры,
намерения, мотивы общения);
-соотносить средства вербального и невербального
общения (употреблять слова и знаки вежливости;
эмоционально и содержательно выражать
свои мысли, используя жесты, мимику, символы;
пользоваться рисунками,
таблицами, схемами, группировать
содержащийся в них материал).
Группа регуляционно-
-согласовывать свои действия, мнения,
установки с потребностями товарищей
по общению (осуществление само-
и взаимоконтроля учебной и
трудовой деятельности, обоснование совместно
выполняемых заданий и
операций в определенной логической последовательности,
определение порядка и рациональных способов
выполнения совместных учебных заданий);
-доверять, помогать и поддерживать тех,
с кем общаешься (помогать
тем, кто нуждается в помощи, уступать,
быть честным, не уклоняться от
ответов, сообщать о своих намерениях,
давать советы и доверять
советам
других, доверять как получаемой информации,
так и своему товарищу по
общению, взрослым, учителю);
-применять индивидуальные умения при
решении совместных задач
(использовать речь, математические
символы, музыку, движение, графическую
информацию для выполнения заданий с общей
целью, для фиксирования и оформления
результатов своих наблюдений,
целенаправленного пользования художественной,
научно-популярной, справочной литературой,
словарем в учебнике);
-оценивать результаты совместного общения (критически оценивать себя и других, учитывать личный вклад каждого в общение, принимать правильные решения, выразить согласие (несогласие), одобрение (неодобрение), оценить соответствие вербального поведения невербальному).
Группа аффективно-
Развитие коммуникативных умений в ходе ролевого общения учащихся осуществляется учителем поэтапно и заключается в следующем:
-раскрытие учащимся значения коммуникативных умений;
-ознакомление учащихся с содержанием и структурой умений при распределении ролей;
-включение учащихся в выполнение совместных игровых заданий по овладению коммуникативными умениями;
-совершенствование усвоенных школьниками коммуникативных умений в их творческой деятельности.
Приведем пример поэтапного развития такого сложного коммуникативного умения, как умение внимательно слушать собеседника. В помощь учителю может быть предложена следующая памятка.
1.Объяснить младшим школьникам необходимость овладения умением внимательно слушать собеседника, вежливо отвечать на вопросы.
2.Четко и ясно сформулировать
правила, которым надо следовать. Например:
«Лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо
говорить, а тот, кто
умеет внимательно слушать»; «Люди будут
слушать тебя только после того,
как ты выслушал их».
3.Показать на примерах, как выполняются действия по овладению данным умением. Например: 1) во время разговора с собеседником не думай о чем-то своем, иначе пропустишь что-то важное из рассказа; 2) старайся вникнуть в суть разговора, а не слышать только то, что тебе хочется; 3) не старайся казаться умнее своего партнера по общению, выслушай все, что он хочет сказать; 4) наибольшее внимание проявляй при разговоре с близкими тебе людьми, так как раскрепощенность в общении с близкими влечет за собой невнимательность по отношению к ним; 5) учись не только слушать, но и слышать.
4.Не стараться развивать сразу несколько
умений или качеств личности.
Определить, какие качества органично
сочетаются между собой - например,
умения внимательно слушать собеседника
и вежливо реагировать на
вопросы; соотносить свои действия, мнения,
привычки с интересами партнеров по общению;
выражать согласие (несогласие), одобрение
(неодобрение).
5.Проводить постоянный контроль за развитием умения, который должен сочетаться с самоконтролем. [Андриенко 2004: 128].
Анализ различных подходов к исследуемой проблеме позволяет определить коммуникативные умения как более или менее совершенные способы выполнения каких-либо речевых действий, от которых зависит готовность индивида к общению. Составляющими коммуникативных умений являются:
Информация о работе Формирование коммуникативной компетентности