Формирование коммуникативной компетентности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 11:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Изучить особенности формирования коммуникативной компетентности младших школьников
Задачи: 1) проанализировать понятия «коммуникация», «коммуникативная компетентность»;
2) рассмотреть особенности формирования коммуникативной компетентности младших школьников;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы формирования коммуникативной компетентности младших школьников ………………………………………..5
1.1. Понятие коммуникативной компетентности …………………………5
1.2. Развитие коммуникативной компетентности в младшем школьном
возрасте…………………………………….………………………………………18
Выводы по первой главе…………………………………………………..23

Глава II. Пути формирования коммуникативной компетентности младших школьников ……………………………………………………………………….24
2.1. Диагностика коммуникативных умений у младших школьников…………………………………………………………………………24
2.2. Средства формирования коммуникативной компетентности
младших школьников …………………………………………………………….26
Выводы по второй главе……………………………………………….......37

Заключение………………………………………………………………………..38
Литература………………………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Шишкунова.doc

— 288.00 Кб (Скачать файл)

19.Озерова,   И.Н.   Формирование   коммуникативной   культуры   у   детей   в   сценической деятельности. Работа над категорией «оценка». // Начальная школа. - 2004. - № 11. - С. 65 - 67.

20.Песняева, Н.А. Эффективность речевой деятельности младших школьников в учебном диалоге. // Начальная школа. - 2005. - № 5. - С. 54 - 56.

21.Позднякова, Е.В. Формирование коммуникативной культуры у младших школьников. // Начальная школа . - 2001. - № 11. - С. 23 - 25.

22.Психология: словарь. / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990.-494с.

23.Ромашина,    С.Я.    Речь    учителя    как    средство    дидактического    коммуникативного воздействия. // Начальная школа плюс До и После. - 2005. - № 2. - С. 71 - 73.

24.Савова, М.Р. Каковы правила игры в общении? // Начальная школа плюс До и После. - 2004. -№ 2. -С. 11-14.

25.Саломатова, О.С.  Становление коммуникативной компетентности школьников в ходе проектно-исследовательской деятельности. // Начальная школа. - 2007. - № 7. - С. 40 - 42.

26.Социальная психология. Краткий очерк. / под ред. Г.П. Предвечного и Ю.А. Шерковина. - М: Политиздат, 1975. - 319с.

27.Социальная психология: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов./ под ред. А.В. Петровского. - М: Просвещение, 1987. - 224с.

28.Сухов, А.Н. Социальная психология: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования. - М.: Академия, 2007. - 240с.

29.Федосеева, Т.А. Задачи и игры на уроках риторики. // Начальная школа плюс До и После. – 2010. - № 2. – С. 45 – 48.

30.Чаркова, Ф.В. Обучение общению. // Начальная школа. - 2008. - № 6. - С. 38 - 42.

31.Шарманова, С.Б. Развитие коммуникативных способностей у детей на уроках физической культуры. // Начальная школа плюс До и После. - 2001. - № 4. - С. 38 - 42.

32.Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании: учеб. пособие. Ч.1. - М.: Владос, 1995. - 544с.

33.Шкуричева, Н. Я хочу учиться вместе. Совместная деятельность младших школьников как средство развития их коммуникативной компетентности. // начальная школа. Приложение к г. «Первое сентября». – 2011. - № 13. – С. 37 – 41.

34.Щиголева, Н.В. О курсе «Общение» для младших школьников. // Начальная школа. - 2000. - № 10. - С. 57- 59.

35.Яшина, Н.К. К проблеме коммуникативной игры в педагогическом дискурсе. // Начальная школа плюс До и после. – 2011. - № 11. – С. 19 – 22.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Анкета для  родителей

  1. Фамилия, имя ребенка. Дата рождения.
  2. Общителен ли ваш ребенок со взрослыми?

а) очень, б) не очень, в) совершенно замкнутый.

3. Общителен ли ваш ребенок с детьми?

а) очень общительный, в большинстве случаев предпочитает играть не один, а с другими детьми,

б) не очень общительный, чаще предпочитает играть один,

в) иногда предпочитает играть один, иногда с другими детьми.

4. Если ваш ребенок общительный, то предпочитает ли он играть: 
    а) с детьми старше себя по возрасту,

б) с ровесниками,

в) с более младшими детьми.

5. Как ведет себя ваш ребенок в игре?

а) умеет организовать детей для  совместной игры и для других занятий, берет на себя в игре только ведущие роли,

б) одинаково хорошо выполняет в игре как ведущие, лидерские, так и подчиненные, второстепенные роли,

в) чаще всего в игре берет на себя второстепенные роли, подчинять другим.

6. Каковы взаимоотношения вашего ребенка с другими детьми?

а) умеет дружить и без конфликтов играть с другими детьми,

б) часто конфликтует

7. Делится ли ваш ребенок игрушками с другими детьми?

а) охотно делится,

б) иногда делится, иногда нет,

в) не делится.

8. Сочувствует ли ваш ребенок другим людям?

а) всегда сочувствует другому, когда тот чем-то огорчен, пытается его утешить, пожалеть, помочь,

б) иногда сочувствует, иногда нет,

в) почти никогда не сочувствует.

9. Обижает ли ваш ребенок других детей?

а) часто обижает,     б) иногда обижает,      в) никогда  не обижает.

10. Часто ли ваш ребенок жалуется взрослым? 
а) часто, б) иногда, в) никогда.

11. Обидчив ли ваш ребенок?

а) очень обидчив,       б) иногда обидчив,         в) не обидчив.

12. Справедлив ли ваш ребенок?

а) всегда справедлив,

б) иногда справедлив, иногда нет,

в) чаще всего не справедлив.

13. Всегда ли ваш ребенок говорит правду?

а) всегда,

б) иногда говорит, иногда нет,

в) чаще обманывает и говорит неправду.

14. Всегда ли ваш ребенок ведет себя вежливо?

а) всегда,

б) иногда,

в) почти никогда не ведет себя вежливо.

15. Всегда ли ваш ребенок послушен?

а) всегда,

б) иногда послушен, иногда нет,

в) почти никогда не бывает послушным.

16. Самостоятелен ли ваш ребенок?

а) вполне самостоятелен, любит и делает все сам,

б) иногда самостоятелен, иногда нет,

в) чаще всего несамостоятелен, предпочитает, чтобы за него все делали другие.

17. Настойчив ли ваш ребенок?

а) всегда очень настойчив и старается дело доводить до конца,

б) иногда настойчив, иногда нет,

в) нет и обычно не доводит до конца дело, за которое взялся.

18. Трудолюбив ли ваш ребенок?

а) очень трудолюбив, всегда охотно и старательно выполняет порученную ему работу,

б) иногда любит трудиться, иногда ленится,

в) чаще всего проявляет лень, не любит работать.

19. Уверен ли ваш ребенок в себе?

а) вполне уверен,

б) иногда уверен, иногда нет,

в) не уверен.

Оценка  результатов

Степень развитости каждого коммуникативного качества личности ребенка по анкете определяется при помощи следующей шкалы, которая ставит во взаимно однозначное соответствие обозначенные выше строчными буквами пункты шкалы и оценки в десятибалльной системе:

10 баллов   — выбор для ответа пункта «а», 5 баллов     — выбор из ответа пункта «б», 1 балл  — выбор для ответа пункта «в».

Путем суммирования оценок по всем пунктам и деления  полученной суммы на 18 получается средняя  оценка степени развитости у данного ребенка всех его коммуникативных качеств личности и межличностных отношений.

 

 

 

Приложение 2

Анкета  для  детей

1.Есть ли у тебя трудности ведения разговора с окружающими людьми: взрослыми и сверстниками? Каковы эти трудности и 
в общении, с кем они чаще всего возникают?

  2.Много ли у  тебя друзей? Каковы взаимоотношения  с ними?

3.Где и когда, в  каких ситуациях и при каких  обстоятельствах 
чаще всего возникают соответствующие трудности?

4.Предпринимал ли ты  какие-либо шаги для того, чтобы  их 
преодолеть? Если да, то какие конкретно?

5.Возникает ли у  тебя в разговоре с людьми  состояние беспокойства, внутреннее напряжение,   раздражение?    Каким образом ты ведешь себя в подобных случаях?

6.Как ты реагируешь  на критику?

7. Как ты ведешь  себя по отношению к тем людям, которые тебе не нравятся, если с ними приходится вступать в разговор?

8.Насколько часто тебе приходится убеждать в чем-то окружающих людей и в какой мере это тебе удается делать?

9.Легко ли тебе при  необходимости обратиться за  помощью к другому человеку? Если нелегко, то почему? Есть ли такие люди и ситуации, к которым и при которых труднее всего попросить о помощи? Кто эти люди и каковы эти ситуации?

10.С чего обычно  ты начинаешь разговор со сверстником  противоположного пола, если случайно  встретишь его  (ее)?

11.Можешь ли ты отказать  своему товарищу или  взрослому 
человеку в просьбе, если считаешь просьбу неразумной, а себя - 
неспособным выполнить ее?

12.Испытываешь ли ты  затруднения,    когда нужно  похвалить товарища? Если да, то  к кому и к каким ситуациям они больше всего относятся?

13.Каким образом ты  сопротивляешься давлению со  стороны 
взрослых или сверстников, которые заставляют тебя сделать что-нибудь такое, чего тебе делать не хочется?

14.Что ты обычно говоришь    в процессе разговора человеку, который тебя раздражает или не нравится?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Коммуникативная игра по повести А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»

 Коммуникативная игра состоит из трех частей: начало — установка учителя и оглашение правил игры, средняя часть — проведение игры, концовка — подведение итогов.

В первой части  игры все ученики разделились на три команды. Были заготовлены карточки с нарисованными сказочными героями, ребята тянули их: кому какая карточка достанется, тот и попадет в соответствующую команду. Дети с волнением вытягивали карточки, у каждого были свои причины на это: кто-то хотел попасть в команду именно своего любимого героя, кто-то хотел быть в одной команде со своим другом, а кто-то вообще в первый раз тянул жребий. Но жребий есть жребий.

Команды получили названия «Карлсон», «Малыш», «Фрекен Бокк». Далее участникам были предложены задания, которые необходимо было выполнить от имени героя, чье имя носит команда.

Команда «Карлсон»  должна была написать текст-загадку на тему «Мое любимое блюдо» (текст-описание); команда «Малыш» писала текст на тему «Почему я сегодня не хочу идти в школу» (текст-рассуждение); команда «Фрекен Бокк» — текст на тему «Как надо воспитывать детей» (текст-повествование).

Кроме этого  задания команда должна была продумать внешний вид своего героя, а значит, представить команду. Команда «Карлсон» сделала своему герою пропеллер, команда «Малыш» тут же где-то нашла своему мальчику шорты, в которые его и переодели, команда «Фрекен Бокк» сделала своей участнице пучок, очень похожий на прическу этой дамы.

Во второй части игры участники работали в группах. Ребята ответственно подошли к выполнению поставленной задачи: ведь надо было написать не просто текст, он должен был соответствовать определенному типу, быть интересным и передавать особенности речи и характера изображаемого литературного героя.

   После выполнения задания представитель от каждой команды, который, по ее мнению, наиболее подходил для данной роли, читал полученный текст.

Ребята с  интересом и удовольствием наблюдали за выступающими.

Вот какие получились тексты.

Команда «Карлсон» — «Мое любимое блюдо».

Мое любимое  блюдо большое и сладкое. Оно сделано из теста, в нем много крема, а сверху гора взбитых сливок.

Так и хочется  его съесть, ведь крем так аппетитно тает во рту. Сливки иногда украшены ягодами или кусочками фруктов.

До чего же это блюдо красивое и вкусное! Просто объедение!

Команда «Малыш» — «Почему я сегодня не хочу идти в школу».

   У меня много причин, по которым мне не хочется идти в школу. Потому что может быть контрольная. Потому что я не сделал домашку, так как я приболел и не смог. Не хочу. Не знаю. Мороз. У папы день рождения. Я хочу на каникулы. Машина сломалась. Короче, школа — это скука.

Команда «Фрекен Бокк» — «Как надо воспитывать детей».

  Я знаю, как воспитывать детей, у меня очень большой опыт работы, и сейчас я с вами поделюсь некоторыми секретами.

   Надо сразу детям рассказать правила, которые они должны без всяких разговоров выполнять.

  1. Слушаться взрослых.
  2. Нельзя брать вещи без разрешения.
  3. Не спорить с родителями.
  4. Когда родители работают, не мешать им.
  5. Нельзя драться.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

Примеры сюжетно-ролевых игр, которые можно провести на уроках чтения.

1. «Диалог».

Цель: осознание и творческое воспроизведение детьми различных выразительных интонаций.

Сначала учитель разъясняет детям значение слова «диалог» (разговор двух или большего числа людей). Затем предлагает выслушать смешной диалог, выразительно читая стихотворение В. Лугового «Жил-был»:

- Где жил?

- Забыл.

  • Где был?
  • Забыл.
  • Что ел?
  • Забыл.
  • Что пил?
  • Забыл.

Выясняется, какое слово  постоянно повторяется одним  из участников диалога (забыл). Учитель предлагает разыграть диалог: читает первую строчку стихотворения и все вопросы (строгая интонация), а учащиеся хором повторяют слово забыл (плаксивая интонация). В конце диалога «забывчивый» громко плачет.

Игру можно варьировать:

1) Учитель, разделив класс на две группы, поручает им исполнение обе 
их ролей, причем строгая и плаксивая интонации  сохраняются.  Вопросы и 
ответы декламируются хором и сопровождаются жестами и мимикой.

Информация о работе Формирование коммуникативной компетентности